60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли

60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли

04.10.2017

Именно этой дате был приурочен недавний визит на Случчину водителя передвижных научных лабораторий «Луноход-1» и «Луноход-2» Вячеслава Георгиевича Довганя.

1957 год открыл новую веху в истории советской космонавтики, поскольку именно в этом году советскими учёными на околоземную орбиту был выведен первый созданный человеком спутник.

Разработка проекта «Спутник-1» началась в конце 1956 года. И менее чем год спустя конструкторы представили модель простейшего спутника для испытаний, проводимых в созданной специально для такого типа аппаратов термокамере и на вибростенде.

Первый спутник был конструктивно прост: в нём было предусмотрено всего два радиопередатчика, которые должны были фиксировать изменения траектории полёта. Для этих передатчиков был выбран такой диапазон вещания, чтобы любой радиолюбитель мог самостоятельно зафиксировать сигнал.

Запуск был назначен на 4 октября. Для вывода спутника на орбиту была выбрана лёгкая ракета типа Р-7 № 8К71ПС. В ней преднамеренно заменили тяжеловесную переднюю часть на переходник для спутника и упростили автоматические системы управления, уменьшив её вес в общей сложности на 7 тонн.

Старт ракеты прошёл успешно, под бдительным контролем самого Королева, лично отдавшего приказ к запуску. Её полет до околоземной орбиты занял всего 295 секунд, а уже на 314 секунде спутник отделился от носителя и подал первый позывной сигнал.

Запуск спутника ПС-1 был событием огромной важности. Сообщения о нём тут же были переданы информационным агентством ТАСС по всему миру. Успеху космонавтики радовались не только учёные и чиновники, но и рядовые граждане Союза.

Мало кто в тот момент был в курсе, что вывод спутника на орбиту находился под угрозой до последних секунд. Телеметрические данные показали, что один двигатель ракеты работал с запозданием, и всего лишь одна секунда отделяла систему от автоматической отмены выхода блока на режим.

ПС-1 находился на орбите Земли на протяжении 92 дней, преодолев за это время более 60 миллионов километров и обогнув Землю 1440 раз. Сигналы от радиопередатчиков на борту спутника фиксировались на протяжении первых двух недель полёта. 4 января 1958 года спутник СП-1 сгорел вследствие потери скорости и попадания в плотные слои атмосферы Земли.

Запуск СП-1 был важен не столько с научной точки зрения, сколько с политической. Сигналы со спутника услышали люди во всем мире, признав, таким образом, тот факт, что Советский Союз – весьма конкурентоспособная в техническом плане держава. Тем более что США смогли повторить этот опыт только пять месяцев спустя, в феврале 1958 года.

В октябре есть ещё одна дата, связанная с космонавтикой – день рождения нашего земляка Семёна Ариевича Косберга. Без него этот полёт не состоялся бы. Предлагаем читателям ознакомиться с воспоминаниями главного специалиста АОКБХА, доктора технических наук, профессора, академика Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского В.Н. Скачилова, опубликованными в этом году в воронежском Деловом еженедельнике «Экономика и жизнь – Русь».


Тот самый Косберг

Во время первого полёта в космос, когда третья ступень завершила работу, Юрий Гагарин сказал: «Косберг сработал». Но не только этой фразой навечно вписан главный конструктор из Воронежа в историю мировой космонавтики.

В нём уживались талантливый организатор и авантюрист

Семён Ариевич Косберг… Да, именно он в суровые военные годы создавал ОКБ, ставшее сегодня ведущим предприятием отечественного двигателестроения с давно привычным именем «КБХА».

В те далёкие 1950-е годы на предприятии разворачивались главные события по созданию первых жидкостных ракетных двигателей, свидетелями и активными участниками которых нам, тогда молодым специалистам, посчастливилось стать. Тогда, наряду с интенсивным ростом творческого научно-производственного потенциала ОКБ полным ходом набирала обороты и его многогранная общественная жизнь. Во главе многих начинаний стояла молодёжь – выпускники различных вузов и техникумов страны, которые принесли с собой не только профессиональные знания и навыки, но и неукротимую энергию, и задор молодости.

Меня часто спрашивают, почему я вдруг оказался в незнакомом городе, о существовании которого я знал только «понаслышке», в чём причины моего постоянства и преданности КБХА вот уже на протяжении более 59 лет? Без малейшего колебания всегда отвечаю, что одним из «виновников» всего этого был Семён Ариевич Косберг. Именно поэтому, в год его 114-летия, я решил вспомнить и написать о некоторых эпизодах своей жизни и работы на предприятии, так или иначе связанных с именем С.А. Косберга. (Семён Ариевич Косберг родился 14 октября 1903 года в городе Слуцке Минской губернии, погиб 3 января 1965 года в автомобильной катастрофе по дороге на свой завод. – Ред.).

Только благодаря его личной инициативе и энергии большая группа выпускников двигательного факультета МАИ в составе: В.М. Бородина, Э.И. Пухова, Д.Е. Логинова, В.Н. Ролина, А.А. Витошкина, Р.А. Витошкиной, В.Е. Олейникова и В.Н. Скачилова в апреле 1958 года прибыла в Воронеж для работы в ОКБ-154. Этому событию предшествовала процедура распределения в институте, во время которой среди будущих выпускников вдруг пронёсся слух, что прибыл полпред какого-то Косберга, приглашающего на интересную и перспективную работу с хорошей зарплатой, а главное – гарантирующий предоставление жилья не только семейным, но и холостякам. Это сразу взбудоражило нас, потому что большинство уже определилось с будущим местом работы, в основном в Москве и области в известных уже тогда фирмах в Химках, Подлипках, Филях, Загорске, где также предлагали интересную работу и приемлемую зарплату, но вот предложение по жилью поступило только из Воронежа. А поскольку многие из нас были иногородними (не москвичами), то это и определило наш окончательный выбор.

В результате мы оказались в Воронеже, но, как и следовало ожидать, ни обещанного жилья (даже общежития или частной квартиры), ни хорошей зарплаты (обычные 1000 руб. молодого специалиста) нам предоставлено не было, но зато обещанную интересную работу мы получили сполна.

Мы сразу же окунулись в многогранную, напряжённую и очень интересную жизнь коллектива ОКБ, поэтому все негативные стороны наших первых впечатлений и разочарований отошли на второй план. Тем не менее, на нашей первой встрече Семён Ариевич после слов благодарности за принятое предложение работать в ОКБ извинился за невыполненное обещание: «…Если бы я сказал всю правду – разве вы бы доехали из Москвы в Воронеж? Конечно, нет! Но вы мне очень нужны, и поэтому я пошёл на этот обман…» В этом был весь Косберг: в нём удивительно уживались талантливый организатор и авантюрист (в хорошем понимании этого слова), в чём впоследствии нам пришлось не раз убеждаться.

Стоя в кузове единственного в ОКБ грузовика, с песнями выезжали на природу

Вся наша группа «маёвцев» была направлена в конструкторский отдел и распределена по различным бригадам. Я попал в бригаду «камерщиков» и первой моей серьёзной самостоятельной работой было участие в проектировании, изготовлении и испытаниях камеры сгорания для двигателя «07», «семёрки». Работа была очень интересной и напряжённой. Ведь тогда с конструктора спрашивали за всё: за правильность и своевременный выпуск конструкторской документации, за качество изготовленных деталей и сборки узлов, за решения по отклонениям и доработкам, за сроки.

Это было удивительное время подготовки первого полёта человека в космос. Прошло всего 13 лет после разрушительной, самой кровопролитной в истории войны; страна ещё не до конца оправилась от страшных последствий. А мы уже мечтали о космическом полёте человека, о звёздных полётах.

Мне довелось случайно побывать на историческом совещании у Королёва в начале 1959 года (Семён Ариевич взял меня с собой на это совещание), на котором Сергей Павлович поставил задачу – за год сделать двигатель 3-ей ступени ракеты-носителя для вывода на околоземную орбиту космического корабля с человеком на борту.

Алексей Михайлович Исаев сказал, что за год не реально решить такую сложную задачу, Глушко Валентин Петрович промолчал, тогда Косберг сказал: «А я, как ученик Алексея Михайловича, обещаю, что КБХА сделает двигатель в срок». Решение было принято. По приезду в Воронеж закипела работа. Днём приходилось трудиться за доской, во вторую, иногда и в третью смены в механических и сборочном цехах. Помню, как однажды во время очередной «ночной» работы уже далеко за полночь в цехе появился Косберг. Он некоторое время внимательно наблюдал за слесарем-сборщиком, который занимался «рихтовкой» оболочки сопла камеры сгорания (у него не всё получалось), а затем вдруг взял в руки молоток – «киянку» и принялся сам за работу, при этом делал это так ловко и умело, что мы от удивления раскрыли рты.

Через полгода двигатель (знаменитая «семёрка») был сделан! Не случайно во время исторического полёта, когда третья ступень завершила работу, Гагарин сказал: «Косберг сработал». Юрий Алексеевич с уважением относился к Семёну Ариевичу.

Будни мы проводили на работе, а по воскресеньям, в хорошую погоду, отправлялись на «вылазки» всем коллективом КБ. Личных машин тогда не было, и все желающие отправиться на природу, буквально набившись в кузов единственного в ОКБ грузовика, стоя и с песнями выезжали в район села Чертовицкое, при личном участии Семёна Ариевича.

Всем коллективом мы отмечали различные праздники, и всегда с нами был Косберг.

Он очень любил свой коллектив, особенно молодёжь, и делал всё от него зависящее в решении наших жизненных вопросов, которых было немало. И одним из них было жильё. Время шло, а мы продолжали «скитаться» по неблагоустроенным «углам» частного сектора, порой лишённым самых элементарных бытовых условий.

И вот однажды нашу «холостяцкую братию» срочно вызвал Косберг: «Я вам даю 3-х комнатную квартиру в новом доме под общежитие, но нужно немедленно её занять, иначе она вам не достанется. Ясно?.» Мы отчётливо представляли чего стоило Семёну Ариевичу принять это решение, без обязательного тогда согласования с парткомом, профкомом и т.п. Мы понимали, что сделать это мог только ОН, и были бесконечно благодарны ему!

Для него не было мелочей, и когда мы пожаловались на отсутствие в квартире кроватей, матрацев, белья… В течение нескольких дней после личного вмешательства Семёна Ариевича был решён и этот, в то время далеко не простой вопрос. Было куплено всё необходимое, включая «предметы роскоши» (телевизор, холодильник и даже картины местных художников). Семейным позже выделялись квартиры. Когда я женился, ключи от квартиры вручил мне лично Косберг.

Так начинался «Факел»

В эти годы было положено начало развитию на предприятии художественной самодеятельности: театр миниатюр «ТЭМП-20» пользовался большой популярностью в ОКБ, в буквальном смысле слова, гремел на всю Воронежскую область джазовый оркестр предприятия, являясь лучшим музыкальным коллективом. Именно в начале 60-х годов спортсмены нашего предприятия впервые в полный голос заявили о себе в различных видах спорта и, конечно, в футболе.

В 1960 году была создана футбольная команда «п/я 20» – основоположник главной футбольной команды Воронежской области «Факел», которая за период с 1960 по 1976 гг. неоднократно завоёвывала звания чемпионов и обладателей Кубка области, становилась чемпионом РСФСР, призёром первенства СССР среди производственных коллективов.

И первым, кто оказал нам действенную помощь в становлении футбольной команды, был Семён Ариевич Косберг. Его нельзя, наверное, было отнести к ярым любителям спорта, но когда ему рассказали, что в ОКБ создана футбольная команда, но нет никакой формы и инвентаря, а мячи для тренировок и игр мы берём за свой счёт на прокатных пунктах города (а это было действительно так – на каждую тренировку и игру дежурный по команде брал инвентарь в прокат), Косберг вызвал Ю.П. Аристова, тогдашнего помощника по соцбыту, и приказал немедленно приобрести форму, бутсы и мячи, что было незамедлительно выполнено!

О Семёне Ариевиче можно вспоминать бесконечно долго – на это просто не хватит ни времени, ни отведённого для этого формата. Но даже из того, что удалось рассказать о нём в этих нескольких эпизодах, можно составить образ этого замечательного человека: Главный Конструктор с большой буквы, обладавший высочайшей инженерной интуицией и ответственностью за дело, талантливый и энергичный организатор, учёный и общественный деятель, воспитатель молодёжи.

Таким был и остаётся в нашей памяти Семён Ариевич Косберг – наш поистине Крёстный отец! Однако времена меняются, меняются и люди. Вновь назначенный исполнительным директором КБХА А.В. Камышев даже не упомянул славные имена отца-основателя КБХА С.А. Косберга и его приёмников А.Д. Конопатова и В.С. Рачука на торжественном собрании предприятия, посвящённому 75-летию КБХА. Все остальные выступающие последовали его примеру. Такое отношение к людям, внёсшим огромный вклад в создание отечественной космонавтики, нельзя ни понять, ни простить.

 

 

Владимир ХВОРОВ