Косберг Семён Ариевич

Косберг Семён Ариевич

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. За выдающийся личный вклад в развитие и производство авиационного оборудования награждён орденом «Знак Почёта», орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 1-й степени.
 

Родился 14 октября 1903 года в городе Слуцке в семье кузнеца-кустаря.

С 1917 по 1919 гг. учился в Слуцком коммерческом училище, а в 1922–1924 гг. получил среднее образование на вечерних общеобразовательных курсах. С 1925 по 1926 гг. служил в Красной Армии. В период 1927–1929 гг. учился в Ленинградском политехническом институте, а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г.

В 1931 г. С.А.Косберг был направлен в Центральный институт авиационного моторостроения, где прошёл путь от инженера-конструктора до начальника исследовательского отдела, создававшего систему непосредственного впрыска (НВ) топлива в головки цилиндров авиационных моторов. Талантливый инженер и энергичный организатор, С.А.Косберг в 1940 г. был назначен заместителем главного конструктора и начальником конструкторского бюро (КБ) по разработке систем непосредственного впрыска опытно-конструкторского бюро (ОКБ) завода №33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП).

В первый год Великой Отечественный войны ОКБ завода №33 было разделено на два самостоятельных предприятия; одно из них (будущее Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)) было эвакуировано в г.Бердск Новосибирской области на завод №296 НКАП. С 13 октября 1941 г. предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С.А. Косберг.

В суровых сибирских условиях, по существу на голом месте, ОКБ (горстка специалистов из 30 человек) в короткие сроки создало и внедрило в серийное производство агрегат НВ для авиационного мотора АШ-82ФН, применявшегося на истребителях Ла-5 и Ла-7, что позволило получить преимущество в воздушных боях над лучшими немецкими истребителями «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109». Эти моторы устанавливались также на бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д, а после войны – на истребителях Ла-9 и Ла-11, пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14. Всего с 1942 по 1949 гг. было сдано в эксплуатацию более 30000 агрегатов НВ.

По окончании войны в апреле 1946 г. ОКБ перебазировалось в г. Воронеж и стало именоваться ОКБ-154.

На смену поршневым двигателям пришли реактивные. ОКБ, продолжая работы по системам НВ, приступило к созданию агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых двигателей В.Я.Климова, А.М. Люльки, А.А. Микулина, П.А. Соловьева, А.Г. Ивченко, Н.Д. Кузнецова.

Разрабатывались и внедрялись в серийное производство топливные форсунки, регуляторы подачи топлива в форсажную камеру, системы управления и регулирования двигателей, топливные фильтры, масляные флюгерные насосы и др.

С.А. Косберг проявил инициативу в разработке ряда пусковых стартеров на твёрдом топливе (порохе), а затем на жидком (унитарном) топливе для мощных авиационных турбореактивных двигателей.

Главный конструктор понимал и предвидел, что для существования и дальнейшего развития руководимого им КБ необходимо осваивать новую тематику, тем более что квалифицированные инженерно-конструкторские кадры и наличие опытного производства позволяли браться за создание более сложной техники. Опыт разработки пусковых стартеров на жидком топливе, включавших значительную часть агрегатов ракетных двигателей (газогенератор, турбину, насосы, органы регулирования и управления), был использован в создании авиационных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

В 1954–1958 гг. в ОКБ-154 под руководством С.А. Косберга были разработаны двигатели Д154 тягой 4 тс и СК1 регулируемой тягой от 4 до 2 тс для самолёта-истребителя Е-50А разработки А.И.Микояна. В двигателе СК1 использовалась камера сгорания ОКБ-1 С.П. Королева.

Третий ЖРД (СК1К) регулируемой тягой от 4 до 1.5 тс для самолёта-истребителя ЯК-27В А.С. Яковлева явился первым в стране двигателем на топливе жидкий кислород + керосин многоразового использования с ресурсом до 3 час. На нем впервые был применён газогенератор, работающий на основных компонентах топлива.

Приобретённый опыт позволил ОКБ приступить к разработке ЖРД для зенитных управляемых ракет (ЗУР).

В 1957–1960 гг. был создан ЖРД РД-0200 тягой от 6 до 0.6 тс для ЗУР конструкции С.А.Лавочкина. Разработка велась совместно с ОКБ-2 Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) А.М.Исаева и положила начало тесному творческому сотрудничеству обоих коллективов и их главных конструкторов.

В период 1959–1960 гг. был разработан ЖРД РД-0201 регулируемой тягой от 6 до 2 тс для ЗУР П.Д. Грушина.

Успешные работы по созданию ЖРД укрепили авторитет ОКБ. Главному конструктору ракетно-космических систем С.П.Королеву были известны созданные С.А. Косбергом образцы авиационных ракетных двигателей; знал он и о его творческом содружестве с главным конструктором ЖРД А.М. Исаевым.

10 февраля 1958 г. произошла встреча С.А. Косберга и его соратника А.Д. Конопатова с С.П. Королёвым, положившая начало их сотрудничеству. Сблизили и подружили этих людей одинаковые свойства ума и характера – одержимость и беззаветная преданность науке.

Двухступенчатая ракета-носитель Р-7 С.П.Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее освоение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая должна была завершить разгон аппарата до 2-й космической скорости.

Кислородно-керосиновый двигатель РД-0105 тягой 5.04 тс для третьей ступени РН 8К72 был разработан в 1959–1960 гг. совместно с ОКБ-1 С.П.Королева за рекордно короткий срок – 9 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума.

Применение третьей ступени дало возможность увеличить массу искусственного спутника Земли (ИСЗ) с 1400 до 4500 кг и впервые в мире обеспечить достижение 2-й космической скорости, что позволило осуществить полёты космического аппарата (КА) в сторону Луны, достичь поверхности нашего естественного спутника и сфотографировать его обратную сторону. За творческий вклад в эти полёты С.А.Косберг был удостоен Ленинской премии, ему также была присуждена учёная степень доктора технических наук.

Новой самостоятельной разработкой ОКБ стал кислородно-керосиновый двигатель РД-0109 тягой 5.56 тс для третьей ступени более совершенной и, главное, высоконадёжной ракеты-носителя (РН) «Восток». Посредством этой ракеты были решены исторические задачи мирового значения, прежде всего запуск космического корабля (КК) с первым космонавтом Земли Ю.А.Гагариным.

Очередными разработками ОКБ были более мощные, тягой 30.4 тс, кислородно-керосиновые ЖРД:
- РД-0106 для 2-й ступени боевой ракеты Р-9А;
- РД-0107 для 3-й ступени РН «Молния»;
- РД-0108 для 3-й ступени РН «Восход»;
- РД-0110 для 3-й ступени РН «Союз» (на базе РД-0108, но существенно модернизированный).

По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники.

С помощью РН «Молния» осуществлены первые запуски автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера» и «Марс», а с помощью РН «Восход» – запуски первых КК с экипажами на борту. РН «Союз» и её дальнейшие модификации позволили выполнить все задачи по запуску транспортного корабля (ТК) «Союз», грузовых кораблей «Прогресс» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций, а также по запуску различных спутников народнохозяйственного и оборонного назначения.

Много сил и энергии отдал С.А. Косберг созданию первых ЖРД, работающих на несимметричном диметилгидразине и тетраоксиде азота (НДМГ и АТ) и выполненных по схеме с дожиганием генераторного газа. При их разработке с новой силой проявились его неиссякаемая энергия, воля, целеустремлённость, подкреплённые глубокими знаниями, накопленным опытом и организаторским талантом. В процессе работы был решён ряд фундаментальных проблем, что позволило не только разработать надёжную конструкцию ЖРД, но и открыть дальнейшую широкую перспективу создания мощных и эффективных средств выведения космических объектов.

Большой заслугой Семена Ариевича было создание в ОКБ современной испытательной базы с хорошо оснащёнными огневыми стендами и экспериментальными лабораториями. Стала возможной разработка более мощных ЖРД как на криогенном топливе, так и на топливе длительного хранения.

Первыми ЖРД, разработанными ОКБ по схеме с дожиганием на компонентах топлива АТ и НДМГ, стали РД-0202 и РД-0205 для первой и второй ступеней боевой ракеты УР-200 конструктора В.Н.Челомея. На их основе были разработаны двигатели РД-0210 и РД-0211 для второй ступени и РД-0212 для третьей ступени РН «Протон-К».

Создание двигателей для «Протона», как и появление самой РН, – крупное достижение ракетно-космической техники. С помощью этого носителя решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжёлых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облёта Луны, доставка на Луну луноходов, запуск космических аппаратов (КА), взявших пробы лунного грунта, совершивших посадку на Марс и Венеру. Стал возможен вывод в космос долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир», а также модулей «Заря» и «Звезда» для международных космических станций.

При С.А. Косберге в ОКБ была начата новая разработка ЖРД на компонентах топлива АТ и НДМГ для боевой ракеты РС-10 В.Н. Челомея. Отработка и сдача в эксплуатацию этих двигателей была закончена уже без Семена Ариевича.

Выдающийся учёный и конструктор Семён Ариевич Косберг погиб в автомобильной катастрофе, при исполнении служебных обязанностей 3 января 1965 года.

Почти двадцать пять лет С.А. Косберг возглавлял ОКБ. Ему была свойственна гражданственность, чувство причастности к делам Родины, ответственность, самостоятельность мышления, умение зажечь коллектив своим творческим зарядом.

 

С.А. Косберг бережно растил и воспитывал кадры, умел требовать и прощать, предоставлял возможность принимать самостоятельные решения, поощрял инициативу. Он особенно внимательно относился к молодым специалистам, приобщал их к науке, всячески поддерживал их стремление к новому, был примером зрелого, мудрого руководителя, ученого, грамотного инженера.

Много времени и внимания Семен Ариевич уделял подготовке научных кадров. Будучи доктором технических наук, он руководил группой аспирантов на кафедре двигателей политехнического института, имел ряд опубликованных научных работ и внедренных изобретений.

С.А. Косберг основал КБХА, выпестовал его, указал коллективу путь к творческому созиданию. О важнейшей роли, которую сыграл С.А. Косберг в исследовании космического пространства, ярко свидетельствует тот факт, что его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

 

Именем С.А. Косберга названа улица в городе Слуцке.

 

 

 

 

 

110 лет со дня рождения известного земляка – ракетчика Семена Косберга
11.10.2013

С Земли этот кратер увидеть невозможно: он на обратной стороне Луны. С.А. Косберг был «невидимым», как и кратер, носящий его имя.

Даже в некрологе, опубликованном 5 января 1965 года в газете «Правда», Семен Ариевич Косберг представлен как главный конструктор авиационных двигателей. Семен Косберг – выпускник Московского авиационного института 1930 года – начинал как конструктор агрегата непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиационных двигателей. Но главный его «взлет» связан с городом Воронежем, где он проработал 19 лет и достиг своей космической высоты в ранге главного конструктора ракетных двигателей. И здесь же на обледенелой январской дороге погиб в автомобильной катастрофе, возвращаясь из служебной командировки.

О первом космонавте Земли поется: «Знаете, каким он парнем был?». А каким человеком был Косберг? Ведь без его трудов не было бы ни полета Гагарина, ни полетов на Луну, Марс, Венеру. Или это произошло бы значительно позже.

С 16 лет Семен Косберг работал в кузнице своего отца. Было это в городе Слуцке, где и родился будущий конструктор. Вот что вспоминает сестра Косберга Фаина: «Кузнецу нужен молотобоец, нужно перекидывать уголь в горн и качать мехом воздух. И дети, а нас было девять в семье, подрастая, становились отцу помощниками. Старший, Семен, с раннего возраста приобщился к профессии кузнеца. Главное, что унаследовал от отца, – любовь к технике, ощущение своей работы как счастья, как творчества».

После службы в рядах рабоче-крестьянской Красной Армии Семен работал слесарем на прядильно-ниточной фабрике Степана Халтурина в Ленинграде и готовился к поступлению в политехнический институт. Добился своего, но закончил образование уже в Московском авиационном институте. А дальше, начиная с 1931 года и до своей трагической гибели, он – «секретный ученый». В годы Великой Отечественной войны Косберг работал над созданием и внедрением надежного агрегата для впрыска топлива в головки авиамоторов. Были усовершенствованы моторы самолетов конструкторов Лавочкина и Туполева. Они ковали нашу победу в воздухе, и на моторах самолетов стояли уникальные системы слутчанина С.А. Косберга.

После войны авиация переходила на турбореактивные двигатели. Наш земляк творчески сотрудничал с конструкторскими бюро Л.И. Микояна, А.С. Яковлева, В.Н. Челомея, П.О. Сухого. В феврале 1958 года встретились С.П. Королев и С.А. Косберг. Вот что вспоминает об этой встрече заместитель Косберга И.И. Абрамов: «Они встретились как старые знакомые, Королеву было хорошо известно о созданных Косбергом авиационных реактивных двигателях. Сергей Павлович предложил Семену Ариевичу заняться разработкой двигателей для ракет. Началось совместное творчество двух великих ученых. Уже через девять месяцев коллектив Косберга совместно с ОКБ Королева создали новый жидкостно-ракетный двигатель». С его помощью космические аппараты достигли Луны и, облетев ее, сфотографировали невидимую для нас поверхность. Тогда-то и появился кратер имени Косберга, а Родина отметила труд ученого Ленинской премией.

О дне 12 апреля 1961 года вспоминает журналистка Т. Кутузова: «Оставались считанные минуты до старта Ю. Гагарина. Все в ожидании замерли… Ракета медленно поднялась и пошла. Пошла! Отрабатывали ступени ракеты, Гагарин о каждой передавал на Землю. Конструкторы-разработчики поздравляли друг друга. Нарастало напряжение в ожидании включения последней ступени ракеты. Работает она в безвоздушном пространстве, от ее включения зависит, выйдет корабль на орбиту или нет. Десятки людей смотрят на Косберга – главного конструктора. Косберг, маленький ростом, в ту минуту будто стал еще меньше… И вдруг озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг сработал!». Что тут было! Косберг подпрыгнул, улыбаясь такой уставшей улыбкой».
За этот исторический полет С.А. Косберг был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Кстати, первым человеком, получившим автограф Гагарина, был Семен Ариевич. На газете «Волжская коммуна» с сообщением ТАСС о полете Гагарина первый космонавт Земли написал: «С.А. Косбергу за третью ступень. Гагарин». Эта газета находится в экспозиции Слуцкого краеведческого музея.

В начале 60 х годов в сотрудничестве с конструктором В.Н. Челомеем были созданы двигатели для ракеты «Протон», возвращаемая автоматическая станция «Зонд», совершены доставка на Луну луноходов, вывод в космос орбитальной станции «Салют».

Мы помним и ценим все, что сделал для укрепления обороноспособности страны, для авиации и космонавтики наш земляк Семен Ариевич Косберг.

 

Василий ТИШКЕВИЧ,
научный сотрудник Слуцкого краеведческого музея

Газета "Слуцкий край"