Творчество не кормит, но без него нельзя

Творчество не кормит, но без него нельзя

26.07.2016

Врач при встрече обязательно вспомнит о болезнях, психолог упомянет о внутреннем мире людей, бизнесмен заговорит о том, с кем выгодно наладить сотрудничество, а художник не преминёт перевести разговор на процесс творчества.

О себе и своей работе читателям «Кур"ера» рассказал случчанин Олег Шапель, художник, член Союза народных мастеров Беларуси, лауреат многочисленных конкурсов.

Фамилия Шапель – французского происхождения. В деталях семейную предысторию не знаю. Могу говорить только то, что мне дед рассказывал, а ему его дед. Во времена войны с Наполеоном вместе с французской армией в наши земли пришли братья Шапели. В походе на Москву они не участвовали, а вроде бы остались под Вильно в небольшом гарнизоне. Пока великая армия воевала, они обзавелись семьями и обжились на новом месте. После поражения Наполеона возвращаться на родину не пожелали, приняв российское подданство. Так и обосновались Шапели на белорусских землях, сегодня это Островецкий район Гродненской области.

Жили предки небогато. Уже мой дед дважды ездил в Америку на заработки, а когда окончательно вернулся, купил 50 гектаров земли. Я в тех местах неоднократно бывал, так вот тот участок частично находится в Беларуси, а остальное в современной Литве.

Когда мои родители поженились, то выбрали местом жительства Слуцк. Дело в том, что мама здешняя, из деревни Чепели Солигорского района. Получается забавное созвучие в фамилии предков Шапели и в месте рождения матери – Чепели.

Слуцк – мой родной город. Я здесь закончил СШ № 5 и детскую художественную школу, где ведущим преподавателем был Александр Николаевич Адонин. Про Слуцк и думают, и выдумывают всякое, но мне он по душе. Как говорится – мой город. Объяснить это словами не могу. По жизни довелось бывать в других местах, но всегда тянуло на родину. Как-то пришлось работать в Чехии. Там всё благоустроено с иголочки, нам не чета. Когда приехал назад, разница настолько очевидна, что был на пороге полного разочарования. Но прошёлся по улицам Слуцка – душа оттаяла, и глаза на многие огрехи закрылись. Да и к «Дажынкам» город не столько отремонтировали, сколько нарисовали по-новому.

Для меня важны люди, с которыми я дружу и общаюсь, а живут они в Слуцке. Ещё мне здесь всегда сопутствовала удача.

Так вышло, что определяющую роль в моей жизни сыграла художественная школа. Когда получил аттестат о среднем образовании, поступать собрался на архитектурный факультет Брестского инженерно-строительного института. Приехал, а «архитектуру» к тому времени уже закрыли. Подал документы на «промышленное и гражданское строительство». Но это оказалось далеко от творчества. Проучился всего два года, а между ними была армия.

Брест мне дал многое. В студенческом стройотряде приобщился к резьбе по дереву, приглашали оформлять сцену к первому в городе конкурсу красоты. Работал резчиком в местном кооперативе – надо было зарабатывать, поскольку к этому времени уже был женат.

По предложению тестя переехали в Сморгонь. Там быстро сошёлся с местными художниками и впервые представил свои картины на выставке. Но жизнь в этом городе не задалась. Родители жены были зациклены на домашнем хозяйстве и сотках, а во мне видели рабочую силу. Словом, пробатрачил я пять лет, всё бросил и вернулся в Слуцк. Если честно, то я тамошних людей так и не понял. Совсем иной менталитет.

У нас в семье хранится реликвия – резная деревянная статуя св. Франциска из костёла деревни Клющаны Островецкого района. В середине 1960-х, когда по стране прокатилась волна закрытия храмов, статуя из разгромленного костёла чудом уцелела и оказалась у моего деда.

Я решил сделать точную копию. Задумка оказалась непростой. Пришлось долго консультироваться с мастерами, подбирать инструмент, изучать технику резьбы и специальную литературу. В итоге всё получилось. Теперь копия статуи св. Франциска находится в Союзе народных мастеров Беларуси.

Что касается оригинала, который хранится у моего дяди, то мы прилагаем усилия, чтобы вернуть его во вновь открывшийся костёл св. Франциска деревни Клющаны.

По возвращению в Слуцк получился неплохой творческий старт. Дебютировал в 1998 году на конкурсе резчиков по дереву «Резьбы очарование» в рамках областного праздника народного творчества «Дерево жизни» в Копыле, где получил диплом за мастерство. Меня заметили, пригласили в Слуцкое народное любительское объединение «Фантазия», а в 2000 году стал членом Союза народных мастеров Беларуси.

Затем были конкурсы и областные пленэры «Сонечная цеплыня дрэва», на которых неоднократно становился лауреатом. Но заработать на жизнь только творчеством не получается.

Работаю художником при народном театре Слуцкого ДК, веду небольшой бизнес – занимаюсь резьбой по камню. Приходилось выезжать и на заработки. В Чехии работал резчиком-реставратором на фабрике, изготавливал недостающие фрагменты антикварной мебели.

Иногда получаю предложения продать свои работы, но достойную цену называют редко, да и жаль расставаться с тем, во что вложена душа. По заказам работать проще – сделал то, что человек хочет, и отдал. Однако без любимого занятия себя не мыслю. Ему отдаю основное время.

Ведь после себя надо что-то значимое оставить. Сейчас с коллегой – художником готовим выставку в Слуцкой галерее искусств, есть и другие творческие планы.

Олег Генрихович Шапель – художник, народный мастер-резчик по дереву, член Союза народных мастеров Беларуси, художник-оформитель народного театра Слуцкого городского Дома культуры. Работает с карандашом, тушью, красками, но больше всего его привлекает дерево.

Работы художника не раз экспонировались на выставках народного творчества городского, областного и республиканского уровней. Многочисленные деревянные скульптуры, созданные мастером, украшают парки и скверы городов Минской области.


 

Сергей БОГДАШИЧ
Газета «Инфо-Курьер», фото автора

На заставке: Сейчас Олег Шапель работает над картиной (на фото), которую планирует закончить к 900-летию Слуцка.