Причины создания Слуцкой архимандрии
10.02.2015
Магнатам Великого княжества Литовского (ВКЛ) принадлежали огромные владения, представлявшие почти независимые образования, так как в их руках находилась судебно-административная власть на местах. Олельковичи, по крайней мере, некоторые из них, как и другие латифундисты, не желали отказываться от какой-либо доли этой власти, в том числе и в пользу Церкви. Слуцкие князья, хотя и были благоустроителями храмов и монастырей, защитниками православной веры, однако стремились сами распоряжаться церковными делами, что нарушало строй церковной жизни и способствовало внутреннему разложению Церкви.
Так, 2 июля 1544 года король польский и великий князь литовский Сигизмунд I по жалобе киевского митрополита Макария II (1535–1556) предписал католичке слуцкой княгине Елене, вдове Юрия I Симеоновича не вмешиваться в церковное управление в своём княжестве. Эта княгиня приказала своим наместникам копыльскому и слуцкому разбирать дела, по закону подлежавшие церковному суду: судить священников, сажать их в темницу, брать с них судебные пошлины, даже расторгать браки и брать за это пошлины. Когда митрополит потребовал к себе на суд слуцкого архимандрита Никандра по жалобе на него жены подскарбия Сенчилы, архимандрит не явился к владыке, не явился он и после повторного вызова. Когда митрополит послал к архимандриту слугу с грамотой о запрещении во священнослужении за непослушание, то Никандр опять не подчинился, избил слугу и убежал к княгине, которая не хотела его выдать. Приказывая княгине прекратить все эти злоупотребления, король послал своего уполномоченного, дворянина Кондрата Рылу, чтобы он, если архимандрит не будет отпущен, насильно доставил его к митрополиту [1].
В 1558 году 8 мая Сигизмунд II Август (великий князь литовский 1544–1572; король польский 1548–1572) по жалобе митрополита Сильвестра Белькевича предписал слуцкому князю Юрию II Юрьевичу, чтобы он велел всем духовным лицам в своём княжестве – архимандриту Никандру, морочскому игумену и священникам княжества быть послушным митрополиту и ездить к нему на собор для духовной науки, платить ему церковные налоги, не вмешиваться княжеским урядникам в дела церковного суда и не препятствовать заниматься этим митрополичьим урядникам [2]. Примечательно, что упоминаемый Собор состоялся в 1558 году на первой неделе Великого поста и, исходя из выше упоминаемой претензии митрополита Сильвестра, слуцкое духовенство пренебрегло присутствием на нем. Также, в результате Люблинской унии 1569 года Киевское и Волынское воеводства, на территории которых находилась часть митрополичьей области, были присоединены к Польше. Лишь сеймик Мозырского повета (часть земель какого принадлежала Слуцким князьям), который входил в киевское воеводство, постановил оставаться в составе ВКЛ. Если законодательная власть новосозданного государственного образования была общей, то исполнительная (исключая самого короля) – отдельной. По Люблинскому акту Великое княжество сохраняло своё название и титул монарха, свою систему государственных должностей, собственное войско и казну, изготовление своей монеты. Общий сейм принимал отдельно законы для Польши и отдельно для ВКЛ. Таким образом, митрополичья область была разделена между разными административными системами, что, вероятно, затрудняло управление ею. Территория Слуцкого княжества составляла около половины митрополичьей области в ВКЛ. Собственно, само Слуцкое княжество охватывало собой современные Слуцкий, Копыльский, Солигорский, Любанский, Стародорожский и части Узденского, Глуского, Петриковского и Житковичского районов [3]. Стараниями Олельковичей Слуцкий Троицкий монастырь имел хорошую материальную базу, являлся крупным землевладельцем. Здесь же отметим, что Слуцк в это время был крупным центром православной духовности. В 1518 году 20 февраля игумен Киево-Пустынского Никольского монастыря Сергий и слуцкий троицкий архимандрит Иосиф ради братской любви и «найпаче душевного спасения» договорились о безвозмездном взаимном вписывании в поминальные синодики умершей братии обеих обителей. Примечательно, что Троицкая обитель названа в документе «общежительной лаврой в богоспасаемом граде Слуцке», что говорит о её многонаселённости и значимости [4]. По инвентарю Троицкого монастыря 1494 г. в его библиотеке находилось 45 книг библейского, канонического, богослужебного, экзегетического, агиологического, патристического характера [5]. Вообще, Слуцкое княжество в XV–XVI веках было одним из центров книжной письменности в ВКЛ. Так, например, сохранились патристический сборник 1483 г., переписанный в Слуцке Андреем Степановичем Челюсткиным, евангелие 1502 г., списанное иеромонахом Антонием, а так же евангелие, созданное в Свято-Никольском Морочском монастыре Василием в 1539 г. [6] Учреждение здесь особой церковной организации во главе с архимандритом, наделённым особыми полномочиями, должно было способствовать решению проблем, вызванных как Люблинской унией, так и связанных с вмешательством светских лиц в церковное управление.
Скорее всего, Слуцкая архимандрия была учреждена митрополитом Ионой III Протасевичем (1568–1577), который очень активно боролся с назначением светских людей на церковные должности, с ущемлением светскими лицами имущественных и судебных прав Церкви. В 1568 г. он обратился к королю Сигизмунду II Августу с просьбой, чтобы он силой государственной власти поспособствовал решению этих проблем. Архимандрия была основана в 70-ых годах XVI века. К сожалению, не сохранилось документов, по которым можно было бы судить о точной дате её учреждения. Записи на серебряных посохе и чаше, пожертвованных Юрием III в Троицкую обитель гласят, что эти вещи даны до «монастиря святое Троице Архимандрии Слуцкое» в 1580 г. [7] Следовательно, архимандрия была учреждена не позже этого времени. В Синодике Троицкого монастыря упоминается Феофилакт Загоровский, первый архимандрит, который уже именовался не иеромонахом или иеросхимонахом, но единственно архимандритом, что указывает на возвышение статуса настоятельства. Если считать в данном случае дату Синодика верной, это произошло не ранее 1571 г. [8]
Административно-богослужебные функции слуцкого архимандрита.
О высоком статусе слуцкого архимандрита говорят особенности при совершении им богослужения.
В грамоте киевского митрополита Арсения Могилянского от 20 января 1764 г. слуцкому архимандриту Павлу Волчанскому подтверждается право служить ему и его приёмникам, как издревле установлено, на коврах (орлецах), с рипидами, осеняльниками (дикирием и трикирием), с палицей, набедренником, патерицею (посохом) – все это атрибуты епископского богослужения [9]. А подаренный Троицкому монастырю в 1580 г. Юрием III посох, как видно по фотографии XIX века, есть ничто иное, как епископский, со змейками, богослужебный жезл [10]. Следовательно, право на эти особенности восходит ко времени учреждения архимандрии.
В административной сфере слуцкому архимандриту были делегированы митрополитом судебные функции с правом взимания пошлин в пользу светских властей. Например, в области имущественных отношений с монастырскими мещанами, в области семейных отношений.
Так, в 1616 году 20 мая архимандрит Михаил Загоровский засвидетельствовал договор о купле-продаже земли между монастырским мещанином и мещанином слуцким. Нарушение этого договора влекло бы пеню: 5 коп грошей на монастырь и 5 коп пострадавшей стороне [11]. Тот же архимандрит в 1619 году 7 августа разбирал дело «у суду моего духовного мещан» Авдотьи Ивановны Ребусчиной и её мужа Максима Луцкевича Козича. Жена жаловалась на мужа, что он, будучи её вторым супругом, проживая в её доме, является «пьяницею и марнотравцою», бьёт её и детей от первого брака, распутствует и тратит добро. Так как это был повторный вызов Козича в суд, было постановлено удалится ему на целый год из дома жены. В случае нарушения постановления муж должен уплатить штраф в пользу князя 50 коп грошей, а на уряд слуцкий – 10 коп. [12]
Александр ШКЛЯРЕВСКИЙ,
кандидат богословия
Литература:
[1] АЗР. – Т.2. – СПб., 1848. – № 230. – С. 397.
Макарий Булгаков, митрополит. История Русской Церкви. – Т.5. – М., 1996. – С. 152,153.
[2] АЗР. – Т.3. – СПб., 1848. – № 22. – С. 96,97.
[3] Грицкевич А.П. Древний город на Случи. – Минск, 1985. – С. 6.
[4] АЗР. – Т.2. – СПб., 1848. – № 100. – С. 124,125.
[5] АЗР. – Т.1. – СПб., 1846. – № 115. – С. 137.
[6] Нiкалаеў М.В. Палата кнiгапiсная. – Мiнск, 1993. – Iл. на с. 94,224.
[7] Снитко А. Из Слуцкой старины // Минские епархиальные ведомости. – Часть неофициальная. – Материалы для истории Северо-Западного края. – 1910. – С. 129–268. – С. 157.
[8] Николай, архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии. – СПб., 1864. – С. 111–117.
[9] Амвросий Орнатский. История Российской иерархии. – Т.IV. – С. 162.
[10] Серно-Соловьевич Ф.Ф. Древнерусский город Слуцк и его святыни. – Вильна, 1896. – С. 34.
[11] Минская старина: Труды Минского церковного историко-археологического комитета. – Вып.4: Тройчанский архив. – Минск, 1913. – № 28. – С. 8.
[12] Минская старина: Труды Минского церковного историко-археологического комитета. – Вып.4: Тройчанский архив. – Минск, 1913. – № 29. – С. 8,9.