Мир-гора
10.10.2013
Мир-гора находится посреди леса в километре южнее деревни Сороги Слуцкого района. Издали она почти незаметна, но со всех сторон на её вершину ведут дорожки. Это место издавна почитаемо людьми. Хорошо знают о нём жители Слуцкого, Стародорожского и Любанского районов, которые считают Мир-гору своей достопримечательностью по причине того, что расположена она на стыке этих трёх районов, а, может быть, и потому, что некогда эти земли входили в состав Слуцкого княжества и основные легенды, связанные с горой, приходятся на его славные времена. А легенд вокруг Мир-горы ходит немало.
Просмотр археологических справочников много информации не даёт. Учёные осматривали и описывали это место, но раскопок здесь никто из них не проводил. Этим в разные времена занимались «чёрные» копатели, воодушевлённые впечатляющими легендами.
Один из патриархов белорусской археологии Георгий Штыхов ещё в начале 1970-х годов предположил, что Мир-гора – это городище периода железного века. Для Случчины это период VI века до н. э. – I века н. э. Более поздние исследователи подтверждают, что это, на самом деле, городище так называемого болотного типа. В литературе его название – Сороги I. Дело в том, что в науке городища древних жителей Беларуси периода железного века делятся на три основных вида: мысовые, расположенные по берегам рек или в месте их слияния (яркий пример – древнее городище на месте Слуцка); насыпные, созданные людьми в удобных для проживания местах и имеющие треугольную или прямоугольную форму (образцом может служить городище у деревни Ивань); а также болотные, возникшие в результате природных процессов, например, движения ледника.
В городищах болотного типа, к которым учёные относят и Мир-гору, практически никогда не встречаются богатые или более-менее значимые археологические находки. Связано это с тем, что люди их не использовали в качестве места постоянного жительства, но всё же регулярно здесь бывали. Мир-гора – некогда возвышенность среди болот и густого леса – служила местом убежища жителей во время военных конфликтов или других опасностей. Здесь прятали скот и создавали тайники с запасами продовольствия. Болтать об этом месте люди, ясное дело, себе не позволяли. Можно предположить, что и дорогу к убежищу знали немногие.
Представления о святости горы, вероятно, зарождались не только, как о месте чудесного спасения. Гора одновременно являлась святилищем, своеобразным языческим храмом под открытым небом. Местные краеведы предполагают, что сначала здесь было языческое капище, где наши предки совершали обряды в честь своих богов. Возможно, напоминанием о тех годах является таинственный камень, который местные называют не иначе, как «божий след». Лежит он прямо на поле между деревнями Сороги и Волошево. Говорят, что валун обладает чудодейственными качествами. Недаром во все времена шли к нему люди. На камне на самом деле видно углубление, похожее на след человека, собаки или кота. По крайней мере, местные жители говорят именно так.
К «божьему следу» всегда приходили во время засухи, чтобы вымолить дождь. И это, пожалуй, вовсе не предрассудки, поскольку известен конкретный случай. Камень мешал во время проведения сельскохозяйственных работ на этом поле – трактористы жаловались руководству на то, что нужно объезжать камень, что очень неудобно. Было принято решение: «след» отсюда убрать и положить у дороги. Верующие были против и уговаривали не трогать святой камень. Однако к их мнению не прислушались… Как результат, тем летом случилась страшная сушь. Камень сразу вернули на место, и в тот же вечер пошёл дождь. Местные старушки говорят, что «След» помог! Наверное, они правы, ведь глядя на этот камень, чувствуешь какую-то силу, которая будто от него струится.
Однако не все верят в чудесные свойства камня. Некоторые считают это выдумкой чистой воды, своего рода пиар-ходом местного населения.
В литературе называются и другие функции древних святилищ: это были места, где лечили раненных и больных. То есть, Мир-гора почиталась местными обитателями по разным причинам. По крайней мере, эти обстоятельства стали своеобразным фундаментом для возникновения легенд. Кстати, в окрестностях городища находится более сотни курганных могильников, также относящихся к периоду железного века. Вместе всё это образует целый комплекс – памятник древних обитателей здешних краёв. Жаль только, что время и хозяйственная деятельность людей сильно его изменили.
Без сомнения, носителем святости Мир-горы всегда выступали местные жители. Разные поколения создавали и разные легенды. С исчезновением людей, контролирующих почитание святыни, происходил распад сюжета той или иной легенды или же их наслоение. Наиболее раннее сказание со слов местных жителей было записано слуцкими краеведами в 1920-х годах и опубликовано в первом сборнике Слуцкого общества краеведения в 1930 году.
Район Сорог в те времена являлся пограничной территорией различных племён, то есть, он являлся конфликтной зоной. Давным-давно в здешних местах звенели мечи: два князя-соседа никак не могли ужиться. Не раз их дружины ходили одна на другую. В междоусобной войне по склонам горы лилась кровь… Однажды князья решили встретиться на горе без оружия и, в результате, заключили мир. Отсюда и пошло название Мир-гора.
Похожих легенд почти с идентичным сюжетом много в разных местах Беларуси, России и Украины. И все они не имеют чётких временных границ. Единственная зацепка для сорогской – это опять же период железного века.
Более позднее сказание, которое придало Мир-горе ещё большую известность, относится уже к началу XVII века.
В местном школьном музее хранится свидетельство, что эти земли когда-то называли урочищем «Мир-гора». И принадлежали они Радзивиллам. Покровский Храм Языльского прихода, тогда Бобруйского уезда, София Слуцкая, последняя из рода Олельковичей, построила на свои средства. По преданию, на сосне, которая росла на вершине горы, однажды явился чудотворный образ Богородицы, и именно поэтому княгиня распорядилась построить тут деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так что место это намоленное с давних времён и всегда привлекало к себе.
Здесь проводились осенние Покровские ярмарки, ставшие традиционными и собиравшими большое количество людей. Причём не только из окрестных деревень – приезжали сюда и издалека. Приобрести кое-что или продать, а также обязательно посетить церковь, постоять в полумраке со свечой, помолиться и почувствовать облегчение на душе. Опросные листы 1924 года по Бобруйскому уезду свидетельствуют, что на Покров (14 октября) сюда собирались люди с окрестных деревень на поклонение «Божьему пеньку», который остался от святой сосны. На пенёк приносили пожертвования: масло, сыр, мёд, полотно. Ярмарочная традиция сохранялась вплоть до 1950-х годов, а с помощью местной власти постепенно переросла в праздник, чем-то напоминающий современные «Дажынкі». В этот день здесь награждали трудящихся колхозов, победителей социалистического соревнования.
По рассказам сорогских старожилов, церковь на горе ещё до революции окончательно обветшала и разрушилась. Местные жители на склонах стали находить иконы, а по деревне пошла молва, что на горе якобы «являются» образа. Тогда православные христиане стали собирать деньги и всем миром построили новую церковь.
В 1933 году в Сорогах произошёл трагический случай. Бандитами 8 ноября был убит местный парень Пётр Гуринович. Жители пришли к мнению, что преступники могли укрываться в церкви на Мир-горе, и решили её разобрать. Этот шаг вполне вписывался в атеистическую политику тогдашних властей. Из брёвен церкви в деревне соорудили зерносклад. Решение по тому времени типичное – из храма сделать хранилище. Впоследствии здесь был клуб, а когда появился новый Дом культуры, то помещение снова отвели под хранилище, на этот раз – для райпо. Только в 1990-м здание отдали верующим. Снова собирались всем миром, чтобы восстановить поруганный храм. Наконец начала действовать Свято-Михайловская церковь, будто небесными ладонями осеняя старую деревню и оберегая здешних жителей.
В конце 1990-х годов верующие воздвигли на горе крест. В 2004 году на Мир-горе побывал митрополит Минский и Слуцкий Филарет и отслужил там молебен.
Третья легенда относится к временам Северной войны. Здесь, якобы проездом, был Пётр I и отдыхал на Мир-горе, заключив перемирие со шведами. Ничего с исторической реальностью эта легенда, на самом деле, не имеет. Мы видим пример того, как более позднее событие наслоилось на сказание предыдущих времён о враждующих князьях и зазвучало в интерпретированном варианте.
Со своих позиций уникальность Мир-горы пытались объяснить и местные уфологи.
В конце 1990-х годов члены слуцкого неформального клуба «Наследие» через прессу обратились к жителям района с просьбой поделиться информацией об увиденных ими НЛО.
Большинство сообщений было признано игрой людской фантазии. Однако из потока информации выделялись три сообщения о светящихся оранжевых шарах над Мир-горой. Члены клуба организовали туда поездку. В результате у подножья горы было найдено 8 камней с необычными вкраплениями, расценённых уфологами как свидетельство о наличии здесь следов неизвестной и высокоразвитой древней цивилизации.
Вкрапления, внешне напоминающие следы металлических деталей, не поддавались механической обработке даже алмазным инструментом, а сделанные на них надписи карандашом и фломастером через несколько минут исчезали. Специалисты из Института истории Академии Наук Республики Беларусь сделали заключение, что вкрапления – это, скорее всего, следы окаменевших древних морских животных, а возраст камней – примерно 200–250 миллионов лет. Однако местные уфологи настаивают на своей версии. По их мнению, под горой, возможно, скрыты даже остатки пирамиды. Этим они объясняют и появление над горой НЛО. Среди других интересных находок в этом районе – опять же камни со следами. Один из случчан принёс несколько десятков таких камней в Слуцкий краеведческий музей. Комментарий учёных: это окаменелости древних животных.
Сторонники наличия в районе Мир-горы ряда необъяснимых явлений считают это место, по крайней мере, аномальной зоной.
Владимир ХВОРОВ
При подготовке использованы
материалы kurjer.info, zviazda.by