Шли на казнь и пели «Интернационал»
25.09.2021
В Слуцке чтят память первых советских героев, казненных польскими интервентами.
Сто лет назад в Слуцке появилась улица 14 Партизан. До этого она носила не очень благозвучное название — Кладбищенская. Кто эти герои, которым в конце Комсомольской установлен величественный каменный памятник?
Народный гнев
Улица Комсомольская, где стоит монумент, прежде была Широкой, а нынешнее название получила в честь тех самых партизан (некоторые из них являлись комсомольцами). Они приняли героическую смерть молодыми. Юные романтики, преданные идеалам коммунизма, были в числе тех, кто готовил восстание против режима польских оккупантов, которые 10 августа 1919-го заняли Слуцк и стали устанавливать свои порядки.
— Конечно, были и приветствующие новую власть, — рассуждает о событиях столетней давности заведующий филиалом «Музей этнографии» Слуцкого краеведческого музея Валерий Ажевский. — Поляки вернули частную собственность бывшим помещикам. Все законодательные акты Советов были отменены. Большинство людей, в основном крестьяне и рабочие, оказалось в угнетенном положении. Новые налоги, комендантский час, военно-полевой суд, выносивший приговоры тем, кто выступал против оккупационного режима, подогревали народный гнев. Для пресечения попыток сопротивления новые хозяева демонстрировали порой нечеловеческую жестокость.
Например, уже 15 августа первыми жертвами польского террора стали казненные подпольщики Эрнст Сухомиль и Юрий Ферапонтов.
Жители района не могли в такой ситуации бездействовать. Борьбу против захватчиков возглавила Слуцкая подпольная партийная организация. У многих из тех, кто вошел в ее состав, был опыт, полученный в ходе Первой мировой и гражданской войн. В городе действовала и подпольная комсомольская организация, создавались партизанские отряды в деревнях. Они проводили диверсии, громили полицейские участки, рвали телефонную связь, поджигали склады. Весной, когда появились слухи о наступлении Красной армии, это движение активизировалось. Но поляки тоже не дремали, работала контрразведка, были и предатели, и провокаторы.
На казнь с песней
В апреле арестовали 26 партизан в одном из домов по улице Болотной (сегодня Республиканская), где они проводили собрание. Следствие длилось недолго. Согласно постановлению полевого суда командира окружного этапа Минск-Литовского 24 апреля 1920 года «за измену и сговор против Войска Польского» 14 из 26 арестованных «заговорщиков» — Петр Ермолицкий, Михаил Емельянчик, Александр Каминский, Ефим Симанович, Михаил Быченко, Ефим Грачук, Степан Красуцкий, Петр Солодухо, Михаил Реутович, Максим Тишкевич, Николай Тишкевич, Петр Степанович, Никифор Бенько, Михаил Тишкевич — отправлены на смерть. Остальных, среди которых были и несовершеннолетние, приговорили к каторге и различным срокам заключения. На следующий день приговор привели в исполнение. Чтобы устрашить население, постановление расклеили по всему городу.
— Для Слуцка это было резонансное событие, — продолжает рассказ Валерий Ажевский. — Воскресным днем приговоренных к смерти провели по центру города и улице Кладбищенской. Они, по воспоминаниям очевидцев, пели революционные песни и отказались от того, чтобы им завязали глаза перед расстрелом над вырытой ими же могилой. Нужно сказать, что трое из расстрелянных, Ермолицкий, Емельянчик и Каминский, были солдатами польской армии, но перешли на сторону народного сопротивления.
Их стало 15
Бесспорно, молодые партизаны внесли важный вклад в освободительное движение в Слуцком уезде, где в чехарде военных действий события менялись стремительно. В середине июля 1920-го город освободили от белополяков, но ненадолго. В октябре здесь снова велись ожесточенные бои. Согласно перемирию между воюющими сторонами польские войска должны были покинуть Слуцк в середине ноября. Надежда недовольных большевиками националистов на Слуцкое вооруженное восстание тоже не оправдалась. 29 ноября Красная армия заняла город, вытеснив повстанцев, которые были разоружены своими покровителями.
После очередного восстановления советской власти останки 14 расстрелянных партизан перезахоронили на улице Широкой.
Первый памятник, воздвигнутый героям, имел форму снаряда. Он был разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1970-м поставлен новый монумент, который мы видим сегодня. Только здесь уже покоятся не 14 партизан, а 15. На этом же месте перезахоронили Николая Белько — командира партизанского отряда, носившего имя 14 Слуцких партизан.
В краеведческом музее есть фотографии некоторых героев. Здесь же можно узнать и о судьбах тех, кого поляки отправили на каторгу. Не всем суждено было вынести эти испытания, но кому-то посчастливилось выдержать нечеловеческие условия и после обмена на польских военнопленных вернуться к мирной жизни. Среди них — Василий Метельский. В музее хранится его автобиография, написанная в 1980 году, семейные фото. На польскую каторгу он попал в 20 лет. После освобождения работал в Горецкой сельхозакадемии, но был обвинен во вредительстве и репрессирован. После реабилитации в середине 1950-х жил в Подмосковье.
В Слуцке своих героев знают, помнят, чтят.
— А иначе быть не может, — уверен Валерий Ажевский. — Они часть истории одного из сложнейших этапов в судьбе страны, которая оказалась на время расколота на две части. Поэтому воссоединение разорванной нации — величайшее событие исторической справедливости.
автор статьи: Андрей Захаров
фото: Александр Кулевский