Улица имени Александра Монахова

Улица имени Александра Монахова

22.07.2016

Об Александре Монахове, чьё имя носит одна из улиц города Слуцка известно мало. На сайте Will Remember, что в переводе означает «будем помнить», имеется единственная и весьма скудная информация. Там же и единственное сохранившееся фото Монахова.

Дата рождения героя гражданской войны не известно, как, собственно и его отчество. Только дата смерти – 15 июля 1920 года.

А. Монахов – участник освобождения Белоруссии от польских оккупантов в годы гражданской войны и военной интервенции. Накануне Октябрьской революции был командиром бронемашины в автобронеотряде, в составе которого в годы гражданской войны сражался на Украине, Северном Кавказе и Псковщине.

При освобождении Слуцка от польских оккупантов один из вражеских снарядов вывел из строя бронемашину А. Монахова. Покинув её, экипаж продолжал бой, во время которого командир был смертельно ранен. Генерал-майор Н.М. Сергеев, бывший командир броневика 23-го бронеотряда, вспоминал, что, когда хоронили А. Монахова, «…гроб с телом поставили на броневик 1-го бронеотряда «Враг капитала», тот самый броневик, с которого В.И. Ленин 16 апреля 1917 года у Финляндского вокзала произнёс речь. В тот день слушал Ильича и А. Монахов… этот броневик проследовал по всему Слуцку в городской сад для захоронения Александра…»

Именем А. Монахова названа улица в г. Слуцк, а в краеведческом музее города о нём экспонируются материалы – так заканчивается текст страницы о командире бронемашины.

Статья генерала-майора инженерно-технической службы в отставке Н.М. Сергеева «Встреча с легендарным броневиком»Совсем недавно в электронном архиве журнала «За рулём» №11 за 1971 год мне попалась интересная статья того самого генерала-майора инженерно-технической службы в отставке Н.М. Сергеева «Встреча с легендарным броневиком».

Сергеев Николай Михайлович родился 11 ноября 1897 года в Ленинграде, русский, из рабочих, рабочий-столяр, в армии с 1916 года, в Красной Армии с 1918 года. Сначала – пулемётчик, потом начальник бронемашины, командир роты специалистов, командир танкового взвода, слушатель курсов «Выстрел», Военно-воздушной инженерной академии, адъюнкт, старший руководитель кафедры, начальник технического отдела, преподаватель военной школы авиационных техников, начальник 1-го отдела ЦВВФ РККА, старший инженер военной школы лётчиков. В пограничных войсках с 1938 года – начальник 2-го отделения авиаотдела ГУПВ МВД СССР, начальник отдела ГУПВ МВД СССР, начальник авиационного отдела ГУПВ МВД СССР. Уволен из войск в 1957 году. Сведений о смерти найти не удалось – сегодня ему было бы 119 лет.

Бойцы 1-го и 23-го автобронеотрядов в Слуцке у броневика «Враг капитала». Лето 1920 года. Фото из личного архива Н.М. СергееваПриведу текст журнальной статьи полностью.

Уважаемая редакция! У меня в личном архиве хранится фотография, которая, думается, может представить интерес для читателей журнала. В моей же памяти она воскрешает события полувековой давности: гражданскую войну, сражения против Врангеля в Крыму, на польском фронте, одним словом, – боевую молодость.

Службу в Красной Армии я начал добровольцем-пулемётчиком в первые месяцы 1918 года, как раз в то время, когда Петроградский отдел Центроброни, задачей которого было создание красных бронеавтомобильных отрядов, стягивал в город и брал на учёт боевые машины. Броневики самых различных марок – «остины», «фиаты», «шеффильд-симплексы», пушечные «гарфорды» – были сосредоточены в Михайловском манеже. Меня, как пулемётчика, определили в экипаж одного из броневиков. Первое время, до отправки на фронт, мы несли в манеже круглосуточное дежурство, лишь иногда выезжая на боевые задания.

Генерал Сергеев Николай МихайловичСреди шофёров и пулемётчиков было много участников Октябрьского вооружённого восстания. Они рассказывали об участии автомобилистов в революции, в штурме Зимнего дворца, установлении Советской власти в Петрограде.

На фронт наш экипаж убыл осенью 1918 года в составе 5-го автобронеотряда (позднее он был переименован в 23-й бронеотряд). В составе молодой Красной Армии мы освобождали от белогвардейцев Псков и другие города. Летом 1920 года бронеотряд бился с врагом на польском фронте. Помню, выгрузившись в Могилеве, мы повели наступление на Слуцк, Бобруйск, Барановичи. Левее нас действовал 1-й автобронеотряд, сформированный тоже в Петрограде.

В его состав входил броневик с надписью на башне «Враг капитала». Встреча с этой боевой машиной произошла при следующих обстоятельствах. Недалеко от Слуцка в одной из схваток с белополяками пал смертью храбрых командир нашего броневика А. Монахов. Хоронить его привезли в Слуцк, где располагался 1-й автобронеотряд. Командир отряда А. Васкин присоединился к траурной процессии на броневике «Враг капитала». Всё население города провожало в последний путь нашего товарища. Похоронили А. Монахова в городском саду, который ныне носит его имя. Тогда же был сделан и этот снимок.

Броневик В.И. Ленина «Враг капитала» у входа в музейУ читателей, конечно, уже возник вопрос: не тот ли это легендарный броневик, с башни которого в апрельскую ночь 1917 года выступал Владимир Ильич Ленин, возвратившись из эмиграции? Ведь именно этой бронемашине в дни Октября было дано название «Враг капитала». Ответить на вопрос категорически я не могу. В день похорон расспросить экипаж броневика не удалось, а потом пути наши опять разминулись. Однако, судя по внешнему виду, сопоставляя события, есть все основания предполагать, что это как раз и есть тот броневик, который доставил Ильича с Финляндского вокзала в штаб большевиков – к бывшему дворцу Кшесинской.

Вероятно, последует и другой вопрос: если ленинский броневик сражался с интервентами и белогвардейцами в Крыму и на польском фронте, то как он мог оказаться под Ленинградом в Сосновке в лагере Осоавиахима, где был найден в январе 1939 года?

Отвечу и на этот вопрос. После окончания гражданской войны наш отряд снова отправили в Петроград. Думаю, что так поступили и с 1-м бронеотрядом, где находился броневик «Враг капитала». Правда, некоторые исследователи, в том числе Г.С. Кущий, утверждают, что упомянутый броневик до 1922 года оставался в отряде, охранявшем Смольный, а затем был передан в распоряжение гарнизона Петропавловской крепости*. Если это так, то можно предполагать, что на фронте я встретил второй броневик с тем же названием.

Пусть историки изучат этот факт. Я же склонен утверждать, что в Слуцке встретил ленинский броневик «Враг капитала», который после Октября с боями прошёл по фронтам гражданской войны, а ныне установлен в Ленинградском филиале Центрального музея В.И. Ленина.

* - Г.С. Кущий. «Враг капитала». Лениздат. 1967.

На той же 13-й странице журнала был опубликован стих Владимира Михановского «Броневик»:

Броневик В.И. Ленина «Враг капитала» в музее«Аврора» будет позже… А пока –
Не умолкает речь с броневика.
Революционным заревом объят
День первый. Вечер первый. Петроград.

В России революция! – Страна
Бушует, как балтийская волна.
В России революция! – и гром
Далёким прорастает Октябрём.

Глядят вполглаза каменные львы.
Срывает ветер кепки с головы,
Оград чугунных треплет решето.
Вождя демисезонное пальто.

Насажен диск луны на шпиля штык,
Грохочет по брусчатке броневик,
А сбоку, тротуар заполонив,
Толпы разбушевавшейся наплыв.

Качаясь, словно в бурю материк,
К дворцу Кшесинской едет броневик…


В «Петербургском историческом журнале» № 1 (2014) опубликована большое исследование К.А. Тарасова «Встреча В.И. Ульянова (Ленина) 3 апреля 1917 г. на Финляндском вокзале в воспоминаниях». Фамилия А. Монахова в нём, к сожалению, не упоминается. Не говорят о нём очевидцы тех лет.

Тем не менее, из статьи мы узнали ещё немного о Александре Монахове и ленинском броневике, который гремел в 1920 году металлом по брусчатке города Слуцка.

 

Владимир ХВОРОВ