Прогулка шестая. Подзамчище
01.06.2016
С центрального Рынка в пригород Остров дорога ведёт через старый посад. Почти такой же старый как Большая Горка. Находился он с восточной стороны Горки между реками Бычок и Случь, Множество раз горевший и страдавший в результате набегов и войн, он каждый раз заново отстраивался, оживал и продолжал жить своей жизнью.
Попасть на посад с рыночной площади можно было по улице Рынковой. Шла она через Кривой мост. До моста слева было шесть участков обывательских, а дальше – до Бычка – ещё практически не застроенный старый княжеский сад. С права – пятнадцать участков. Один из них, тринадцатый – «плац римско-католической фары» с богадельней. Последний – пятнадцатый, уже за Кривым мостом – княжеский под так называемым Нижним замком.
Нижний замок был заложен при Анастасии Слуцкой в начале XVI века на месте старой рыночной площади. Изначально территория Нижнего замка была защищена оборонительными сооружениями – небольшим валом с деревянными стенами и оборонительными башнями, а также рвом, соединённым с рекой Бычок и Случь. С территорией Верхнего замка на Большой горке и территорией посада замок был соединён подъёмными мостами. С середины XVIII века Нижний замок стал резиденцией слуцких князей, в то же время замковый комплекс на Большой горке начал приходить в запустение и со временем перешёл в собственность Соборной замковой церкви. Комплекс зданий Нижнего замка несколько раз, в середине XVII века при Богуславе Радзивилле и в XVIII века веке при Радзивиллах несвижских, реконструировался. Но после присоединения слуцких земель к России князья слуцкие перешли в оппозицию к новой власти и в городе не проживали. Доминик Радзивилл даже воевал на стороне Наполеона Бонапарта во время Отечественной войны 1812 года. Постепенно территория замкового комплекса пришла в запустение, оборонительные рвы осыпались, здания обветшали. В середине XIX века на «плацу вотчинного владельца» оставалось несколько жилых домов в которых проживали городские служащие. В 1860 г. территория Нижнего замка находилась уже во владении маршалка слуцкой шляхты Тадеуша Войниловича – родственника будущего почётного судьи Слуцка и инициатора строительства костёла святых Симона и Елены в Минске Эдварда Войниловича.
Перейдя от Рынковой улицы Кривой мост, пройдя мимо бывшего княжеского сада, который находился слева от моста и бывшего Нижнего замка, находящегося справа, попадём на небольшую площадь. От неё отходил веер улиц. Налево, через Бычок, улица «от моста к Мыльницкой». На север, вдоль Бычка, улица Кожемяцкая. Правее Кожемяцкой – Крючковая или Гузельская. Направо, к реке Случь – Фарская.
Территория бывшего княжеского сада в 1840 г. уже начала заселяться горожанами. И при Кривом мосту слева уже стояло три обывательских дома.
Улица Кожемяцкая была заселена в основном ткачами, переплётчиками и мастерами кожевенниками. Видимо поэтому и была так названа. Технология обработки кожи предполагает наличие поблизости большого количества воды, что и объясняет расселение кожевенников на берегу реки Бычок. Ну а готовые кожи попадали в руки швецов и переплётчиков которые изготавливали для желающих шубы да полушубки, сапоги да модные дамские сапожки. Кстати, практика шить на дому под заказ изделия из меховых шкурок существовала в городе вплоть до 90-х годов XX века. Только шили в основном шапки из кролика, ондатры. Реже из нутрии, лисы и норки. Существование переплётчиков в Слуцке говорит о том, что книга в жизни случчан занимала не последнее место. Заканчивалась улица Кожемяцкая на пересечении с Подвальной, проходившей в этом районе города от реки Бычок до реки Случь.
В Слуцке элементами фурнитуры для одежды занимались на улице Гузельской. Само название улицы отражает принадлежность её жителей к занятию этим доходным делом. Доходным, потому что себестоимость фурнитуры: крючков, пуговиц, была невелика, за исключением пуговиц из драгоценных материалов, а вот продать её можно было дорого. Это можно понять из старых поговорок о пуговицах: «Пуговички золочёные, а три дня не евши»; «Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш – без ушка!».
История пуговицы началась с возникновением одежды. В разные периоды изготавливали их из металла, стекла, дерева, янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора, эбонита… Но функций в элементах одежды она выполняла несколько. Во-первых, соединять элементы одежды; во-вторых, украсить костюм; в-третьих, магическая функция. Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица – это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции. В-четвертых, информативная функция – на пуговицах мог быть изображён герб владельца, знак принадлежности к какому-то обществу или предприятию.
Проходила улица Гузиковская практически параллельно Кожемяцкой и заканчивалась при пересечении с Подвальной. Кроме обывательских домов на улице ней находились участки под садами и огородами, принадлежавшие церкви Святого Воскресения и католическому братству святой Марии-Магдолины и святой Анны. И церковь, и братство находились в этом же районе бывшего посада, но о них позже.
«Слуцкая фара старше кальвинистской веры» – это выражение для случчанина середины XIX века было вполне понятным. Для современника непонятным, возможно, будет слово кальвинист. Потому что про какую-нибудь Веру и автомобильную фару сегодня вам расскажет любой школьник. Но старинная слуцкая присказка имела другой смысл.
К улице Фарской в старом городе относились всего три участка. Это участок «вотчинного владельца», «некой вдовы Анны Римшиной» и «слуцкой фары с плебанией». Все они находились на противоположной стороне улицы от Нижнего замка. Про Анну Римшину сведений не осталось, а про слуцкую фару и участок княжеской земли в районе посада известно следующее.
Слуцкий фарный костёл был заложен в 1419 году на средства Сигизмунда Кейстутовича, брата Великого князя литовского Витовта, который и сам в 1432–1440 гг. был князем ВКЛ. Освящён костёл был в период, когда князь слуцкий Александр (Олелько) находился в тюрьме в Кернове за участие в оппозиции к великокняжеской власти Витовта, а управление слуцкими землями было временно передано сыну Сигизмунда князю Михаилу.
Построен был костёл из лиственницы и прослужил городу до 1852 года. В середине XVII века, во время княжения Богуслава Радзивилла, был отдан под кальвинистский сбор. Но через небольшой промежуток времени по инициативе слуцкого губернатора Казимира Клакоцкого, ярого католика, в храме снова начались католические службы. После своей смерти Казимир Клакоцкий (1625–1684) был похоронен в при храмовом некрополе. Знаменит был слуцкий костёл и тем, что в нем, хранилась серебряная чаша с сердцем Иеронима Радзивилла владевшего городом с 1744 года до своей кончины в 1860 году. Он же основал знаменитую фабрику слуцких поясов и слуцкий театр. Ещё одной ценностью, которая хранилась в слуцкой Фаре был трон князей Олельковичей, сделанный византийскими мастерами из слоновой кости. Сюда его передал один из последних слуцких Олельковичей – князь Ян-Симеон.
По причине ветхости в середине XIX века фарный костёл будет разобран. Трон слуцких князей попадёт в частные руки и после нескольких перепродаж появится в Англии. Теперь он находится в Лондоне в музее Виктории и Альберта. Из остатков строительных материалов возведут капличку, которую тоже назовут Фарной. Прослужит она горожанам до 30-х годов XX века. А древнее распятие, находившееся в костёле, попадёт в руки почётного судьи слуцкого повета Эдварда Войниловича и будет установлено в костёле святых Симона и Алёны в Минске, который он построит на свои средства в начале XX века в память о своих умерших детях.
На «плацу вотчинного владельца» по улице Фарской в середине XIX века стоял дом, именуемый шведский. По городской легенде во время войны между Россией и Швецией в период Польской кампании Слуцк был оккупирован шведскими войсками. И именно в этом домике останавливался король Швеции Карл XII. Насколько достоверны эти сведения неизвестно, но в середине XIX века в нём проживали городские служащие.
Продолжением улицы Фарская была улица Замковая. В начале её, сразу за фарным костёлом, на лево уходила улица Островская. Вела она к Островской браме и дальше – в пригород Остров. За улицей Островской по левой стороне Замковой улицы находился участок Воскресенской церкви.
Воскресенская церковь на слуцком Подзамчище в исторических документах упоминается с 1483 года. Но по народной молве существовала она на этом месте задолго до этого времени. Как большинство деревянных городских строений она неоднократно горела во время войн и пожаров. В середине XIX века можно было видеть Воскресенскую церковь, построенную с разрешения князя Иеронима Радзивилла после пожара в 1744 году. Следует сказать, что на участке Воскресенской церкви в разные периоды по отдельности и одновременно стояли церкви: Воскресенская, Варваринская, Введенская, Святых Отцов, Космо-Дамиановская. Приписными к Воскресенской церкви в середине XIX века были Рождественская церковь, находящаяся на улице Островской, а с конца XIX века и Стефановская, находившаяся на монастырских кладбищах. Прихожанами являлись, кроме жителей Подзамчища, жители Тройчан и семи деревень: Михейки, Прощицы, Берёзовка, Малая Слива, Городище, Гороховка и Багеличи. Практика формирования церковного прихода существует в православных общинах и теперь. Возникла она не только с целью окормления верующих, но и с целью содержания храма за счёт прихожан и меценатов.
Просуществует Воскресенская церковь до 30-х годов XX века. После закрытия в 1927 году, Советы её будут использовать как интернат для учащихся. Будучи интернатом здание сгорит от неосторожного обращения с огнём в начале 1930-х.
За Воскресенской церковью, в лево от улицы Замковой, отходила улица Устиновская, а сразу за ней стоял Бернардинский кляштор.
В Слуцк монахи-бернардинцы прибыли из Несвижа. Ещё в 1639 году мозырский староста и полковник королевских войск Людвиг Аскерко (1600–1675) с разрешения Богуслава Радзивилла недалеко от своего дома в Слуцке выкупил участок земли. В 1661 году он подарил свой дом и выкупленный участок земли бернардинцам. На этом месте в старом городе на берегу реки Случь и была организована резиденция слуцких монахов-бернардинцев. В 1733 году на этом месте был возведён деревянный кляштор и костёл. В конце XVIII века рядом с деревянным монашеским жилым корпусом был построен каменный. А после сгоревшего в 1812 году костёла с 1817 по 1820 годы был построен и каменный костёл. За время своего существования монастырский комплекс использовался и как казарма с полковой православной церковью в бывшем костёле, когда после волнений 1832 года монахи были переведены в Несвиж, а в монастыре размещался казачий полк. После закрытия Фарного костёла костёл Бернардинскй был возвращён католикам и стал парафиальным. И если жилой монастырский корпус, существующий и теперь на территории слуцкой маслобазы, использовался за время существования как казарма, военный госпиталь, школа, военкомат, бомбоубежище и даже секретный немецкий архив, то костёл использовался всегда как культовое сооружение. Он будет разрушен в начале 50-х годов XX века.
Если задуматься, то каждое поколение случчан оставило после себя память. Вот и монахи-бернардинцы оставили городу в память о себе знаменитую слуцкую бэру – выведенный ими сорт груши, лакомиться которой не брезговали даже при королевских дворах.
По правой стороне улицы Замковой находился бывший комплекс Нижнего замка и территория Соборной церкви. А заканчивалась улица перед мостом, ведущим в Заречье, или Новый город.
Продолжение следует
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Андрей ПОПОВ
На заставке – Бернардинский костёл в Слуцке, по картине Я. Кругера 1921 года. Компьютерная обработка – В. Хворов