Прогулка пятая. Школище

Прогулка пятая. Школище

26.04.2016

Государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским был закреплён Люблинской унией 1569 г. В результате союза на карте Европы появилось новое федеративное государство – Речь Посполитая. С этого периода евреи, проживавшие на территории Польши, начали активно мигрировать на восток. Были это так называемые ашкеназы – субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV веку. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш. Среди известных ашкеназы: Генрих Гейне, Зигмунд Фрейд, Адам Мицкевич, Альберт Эйнштейн, Владимир Этуш, Александр Розенбаум…

Первое документальное упоминание об евреях в Слуцке относится к 1582 году, когда во время раздела города между тремя братьями Олельковичами – Юрием, Александром и Яном-Симеоном евреи упоминаются как арендаторы «мытни» – таможни. Учитывая то, что раздел проведён в соответствии с завещанием их отца Юрия II Олельковича, который умер в 1578 году, а уния была подписана в 1569-ом, логично предположить, что евреи поселились в Слуцке в период с 1569 по 1578 годы. С разрешения князя им было выделено место для проживания – участок земли восточнее улицы Копыльской на противоположном от княжеских замков берегу реки Бычок.

Выбран Слуцк евреями был не случайно. По социальному статусу Речи Посполитой евреи относились к категории вольных мещан и для компактного проживания своих общин выбирали города, имеющие Магдебургское право. Основным их занятием было – торговля, ремесла и аренда.

В 1623 г. Слуцкая еврейская община решением Литовского Ваада, сейма раввинов и представителей главных общин страны, была подчинена Брестскому кагалу и сделалась его филиалом. Это позволило общине иметь свою синагогу и своё кладбище. При синагоге по еврейской традиции была организована начальная школа – хедер. В хедере учились только мальчики. Это была частная школа, и её учитель (меламед) получал плату от родителей. Для санкционирования такой платы потребовались юридические ухищрения галахических авторитетов, ибо считалось, что обучение законам веры должно осуществляться как мицва, то есть бесплатно. Благодаря школе район и получил название – Школище.

Карта виртуальной прогулки по старому Слуцку с Андреем ПоповымПод кладбище слуцкой еврейской общине было выделено место в Заречье за западной окраиной города на высоком берегу реки Случь. Сейчас это район берёзовой рощи и часть многоэтажной застройки в микрорайоне улицы Строителей. В Книге Памяти слуцкого кагала зарегистрировано более 20 000 захоронений на городском еврейском кладбище в период 1679–1924 гг. Кладбище действовало до 1941 г. После освобождения города от оккупации в 1944 г. для еврейской общины было выделено место на северной окраине городского кладбища по ул. 14 Партизан.

В 1691 г. Слуцкая община была объявлена самостоятельной. Была она небогатой и в течении последующих ста лет пыталась поправить своё финансовое положение, взяв у несвижских иезуитов в 1690 г. 10 тысяч злотых под 10 % годовых. Потом брались ещё деньги в долг: в 1764 г. – больше 30 тысяч. Одних процентов в 1766–1773 гг. от Слуцкого кагала иезуиты получили 17693 злотых, при этом долг оставался 34293 злотых.

Тем не менее, к концу XVIII века община чувствовала себя достаточно уверенно в материальном плане. Что касается численности, то к этому времени она составляла около 40 % городских жителей. К середине XIX века численность составляла около 50 %, а к концу XIX века и до немецкой оккупации в 1941 г. от 70 до 80 % случчан. В результате массового уничтожения еврейского населения фашистами в период 1941–1944 гг. численность общины значительно уменьшилась. В период СССР число евреев в Слуцке увеличилось за счёт естественного прироста. Однако сейчас, после миграции значительной части евреев за пределы границ бывшего СССР, городская еврейская община насчитывает всего несколько десятков человек.

Ян Матейко, «Люблинская уния». Картина написана в 1869 году, то есть к 300-летию заключения УнииНо вернёмся на участок улицы Подвальной идущий от Копыльской брамы до реки Бычок. Первый поворот на право с Подвальной – улица Войтовская. Начавшись от Подвальной, она проходила параллельно Копыльской через весь район Школища и выходила на Рынковую. Проживали на ней лавочники, ремесленники, крамори и купцы. Недалеко от Подвальной по правой стороне улицы находился участок Еврейского кагала где находилась резница. Дело в том, что зарезание животного по еврейскому закону называется шхита. Только мясо животного, зарезанного по законам шхита является кошерным.

Кошерная пища – еда, отвечающая требованиям кашрута – еврейских законов об употреблении пищи. «Кашрут» означает пригодность к употреблению в пищу.

Озакомимя с некоторыми принципами кашрута. В пищу можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта. Свинья, например, исключена из рациона, так как не является жвачным животным. Дозволены к употреблению только рыбы с чешуёй и плавниками; моллюски и ракообразные запрещены. Птицы, запрещённые к употреблению в пищу, перечислены в Библии поимённо. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб также запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попала некошерная пища. Существуют правила употребления разрешённых видов пищи. Используемые в пищу животные, четвероногие и птицы, должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным «резником», «шохетом». Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не дозволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов. Во время празднования еврейской Пасхи (Песах) запрещается все квасное – полученное в результате брожения, что подразумевает дополнительные ограничения в приготовлении пищи.

МыловарениеСоблюдение кашрута в еврейских общинах обычно контролируется специальным «советом по кашруту», который утверждает резников и следит за их работой, выдаёт лицензии мясным магазинам, позволяющие продавать кошерное мясо, посылает контролёров для надзора за продажей мяса.

В Европе законы кашрута часто вызывали нападки со стороны антисемитских группировок. В конце XIX века возникло движение за запрещение «шехиты» – традиционного еврейского способа забоя животных.

Следующий поворот с Подвальной на право – улица Старая Еврейская. Она так же проходила через весь район и заканчивалась пересечением с улицей Рынковой. Шла Старая Еврейская пересекая Подвальную и за городской вал до Польной и Новой Польной. В современном Слуцке Старая Еврейская улица носит название Парижской Коммуны. Проживали на ней обычные еврейские семьи. Единственное исключение – недалеко от Подвальной с правой стороны улицы в середине XIX века был «плац» слуцкого городового.

Третий поворот на право с Подвальной – улица Новая Еврейская. Начиналась она от Подвальной и так же как предыдущие улицы района пересекала Школище параллельно Копыльской и выходила к Кривому мосту. Новая, вероятно, потому, что в результате реконструкции города в связи со строительством шоссе, был снесён княжеский сад, окружённый искусственной водной преградой созданной с помощью водоотвода от реки Бычок. Первый участок с левой стороны Новой Еврейской принадлежал кагалу. Жил там раввин. Раввин – в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда. В середине правой стороны Новой Еврейской улицы находился «квартал под каменною еврейскою школою и пришколками».

Учитель хедер. XIX векШкола и пришколки – это старая и новая синагоги. Старая деревянная синагога была построена ещё в начале XVII века, возможно неоднократно обновлялась. Стояла она ближе к улице Подвальной. Новая кирпичная синагога, которая называлась ещё – холодная синагога, была построена в конце XVIII века на средства богатого купеческого рода Изерлисов – отца и сына, Абрама и Евны. В качестве синагоги она прослужила до первой четверти XX века. В 20–30 годах XX века её использовали как пекарню. В феврале 1943 г. она была сожжена, как все здания и узники, находившиеся во втором слуцком гетто – на территории Школища.

Следующая улица, на которую можно было выйти с Подвальной к центру города – Мыльницкая. Начиналась она с восточной стороны города от Подвальной выше реки Бычок и доходила до улицы, именуемой «от моста до Мыльницкой». Эта улица начиналась от восточной части Кривого моста и шла на север через Бычок к Мыльницкой.

Проживали на Мыльницкой в основном мыловары. Время возникновения этой профессии в городе неизвестно. Но ясно, что в середине XIX века в Слуцке она была очень распространена. Хотя профессия «мыловар» считалась небезопасной – работа была связана со щёлочью. От мыловара требовались знания элементарной химии, точность и аккуратность. Тем не менее мыловарение в городе было популярным до середины XX века. Потом мыловарню, согласно проекту, планировали вынести далеко за городскую черту – в промзону в районе современного «Сахарного завода». Это видно из пояснительной записки к проекту планировки застройки г. Слуцка, сделанной Г. Парсадановым в 1948 году: «Подлежит выносу мыловарня, расположенная по улице Урицкого».

Кроме частных мыловарен на Мыльницкой находились: больница и баня еврейского кагала.

Следующая улица, отходящая от Подвальной и идущая вдоль Бычка – улица Бычковая. Жители её ничем не выделялись от основной массы жителей Школища. В середине Бычковой в сторону реки Бычок отходила улица «Перекрёстная под Бычок», соединяющая Бычковую через маленький мостик с улицей Кожемяцкой, проходившей на противоположном берегу реки.

Продолжение следует

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

 

 

Андрей ПОПОВ

На заставке – Еврей-талмудист. Начало XX в. фото С. Юхнина