Прогулка четвёртая по Слуцку: снова возле рынка
14.04.2016
Городская рыночная площадь, окружённая по периметру деревянными, а кое-где и каменными магазинчиками, мастерскими в XIX веке была вымощена камнем. В центре её были устроены торговые ряды, но основная территория заполнялась торговцами и покупателями только в рыночные дни и ярмарки. Торговали крестьяне близ лежащих сёл прямо с подвод, а не проданное домой не везли, а по дешёвке отдавали городским скупщикам. Последние с удовольствием забирали продукцию и имея возможность заняться торговлей в любое время, зарабатывали на перепродаже. Даже район такой в Заречье был – Выгода. В Выгоде жили перекупы. Так что сегодняшние рыночные перекупы сельхозпродукции на слуцком рынке – это видимо наследники тех ещё перекупов.
С южной стороны рыночной площади был спуск к пристани. Наша Случь некогда была полноводной и богата рыбой. Пусть судёнышки по ней плавали небольшие, но к базарной площади рыбачьи артели на них привозили достаточно рыбы для продажи. Часть дохода от продажи улова рыбаки отдавали в городскую казну. Судоходной река была только ниже Старобина. До Старобина для сплава леса и полноценного судоходства по всей Случи мешали городские мосты.
С юго-восточной стороны рынка за Бычком возвышалась Замковая Горка. Мне думается, что всякий случчанин знает историю этого места, но все же напишу немного о нём. По результатам раскопок, проведённых в 1985 году под руководством Л.В. Колединского на Большой Горке, было выяснено, что городище, организованное на месте впадения реки Бычок в реку Случь местными племенами балтов относится к первым столетиям нашей эры. В XI–XII веках прошлого тысячелетия на этом же месте было организовано поселение дреговичей. В XII веке место было искусственно поднято над существующим уровнем земли, окружено земляным валом с частоколом. Северо-западную сторону городища кроме вала защищала река Бычок, южную – Случь. С восточной стороны был прокопан искусственный ров, соединяющий две реки. Поскольку место было приграничным между Минским и Туровским княжествами, то служило заставой. Застава со временем выросла в приграничный город, получила название и начала свой исторический путь. Сначала на Горке жили дружина с семьями, и в XI веке в городище уже была православная церковь. С возникновением слуцкого княжества в XII веке на Городище появился первый княжеский замок потомков Рюрика. После передачи города Гедеминовичам князем Великого княжества Литовского Витовтом городище уже называлось Замчищем. Олельки, Радзивиллы укрепляя Замчище, сохраняли на этом месте православный Соборный храм. В начале XVIII века слуцкие князья оставили много раз горевшее вместе с находящейся там Успенской Соборной церковью Замчище и переселились жить вначале в Нижний замок, а потом за город. Однако место расположения городской Соборной церкви сохранилось. Замчище стало называться Соборной горкой. В середине XIX века на Соборной горке стоял деревянный Успенско-Николаевский собор. Чуть позже на ней появится ещё и зимняя Иоанно-Златоустовская церковь, перенесённая из Ильинского монастыря. Потом, вместо неё – Богоявленская церковь, колокольня. В 1885–1889 годах вместо деревянного Успенско-Николаевского собора построят каменный Николаевский. Простоит он до 1934 г. и будет взорван в период борьбы советской власти с религией – «опиумом для народа». Соборную горку назовут Безбожной и после Великой Отечественной войны построят на ней Дом культуры.
Итак, в середине XIX века посетитель слуцкого базара мог увидеть за рекой Бычок на Соборной горке деревянный Успенско-Николаевский собор, развалины каменных зданий, бывших когда-то элементами замкового комплекса и остатки некогда оборонительного замкового вала.
С рыночной площади можно было выйти во все районы города. На север – к Копыльской браме по улице Копыльской или к Лютеранской площади по Новой Саксонской. На запад – по Виленской. На юг – в Заречье по улице «от лавок к Новомейской» или другое название – «от площади до моста при мельницах». К Соборной горке – «от площади до моста к Соборной церкви». На восток – к Островской браме по улице Рынковой или, как её ещё называли, улица Кривого моста.
Собственно, Косой мостик знает всякий случчанин. А история названия такова, что на этом месте когда-то стоял мост, соединяющий территорию Нижнего княжеского замка, княжеского сада, окружённого искусственным рвом и рекой Бычок, и западную часть города. Мост был построен не перпендикулярно к водной преграде, а под углом. Вот и получил он название Кривой, а позже его переименовали в Косой. Через Кривой мостик в 1848 году пройдёт Екатерининский тракт – ныне улица Ленина, а название моста сохранится.
Если пойти от рынка по Копыльской, то по левой стороне улицы увидим частные дома, в которых проживали портные, медники, купцы. Потом поворот на Николаевскую улицу, на которой так же проживали обычные горожане. После Николаевской – плац Николаевской церкви с часовней, затем улица Саксонская и снова частные дома до Подвальной. На выезде из города кирпичная Копыльская брама с традиционным караульным. За брамой мост через ров. За рвом начинается Копыльский почтовый тракт. С тракта, если повернуть направо можно попасть на улицу Польную, которая появилась в связи с расширением границ города за пределы городского вала. Шла она вдоль наружной стороны рва от Копыльской до реки Бычок. Разветвлялась в сторону фольварка Сёлки и в сторону городского вала, который в середине XIX века уже не имел функций оборонительных и постепенно застраивался местными жителями. В современном городе район Польной по моему предположению можно считать – участки улиц 11 Июля, Большое Кольцо и часть улицы Монахова, ведущей к 4-му переулку Урицкого в район бывшего фольварка Сёлки. По переписи 1840 г. на «левой стороне Новой Польной было 19 плац, на правой 16».
Свернув с Копыльского тракта у мельницы, которая стояла в районе современного «Мелькомбината», влево, попадём на дорогу, ведущую в выбранецкую деревню Брановичи. Если свернуть с тракта влево после поворота на Сёлки, то поедем в выбранецкие Лучники, Варковичи и Серяги. В бывших выбранецких деревнях в середине XIX века на государственных землях жили потомки тех некогда свободных княжеских дружинников, которые обороняли город от неприятеля со времён Богуслава Радзивилла. После присоединения к России, нужда содержать своё войско у владельцев города отпала. Дружинников распустили и привилегии у них были отняты. Из категории воинов, обязанных оборонять город за свободное проживание на своей земле они превратились в свободных крестьян, обязанных платить налог за обрабатывание государственного надела.
От Сёлок Копыльский тракт шёл на Грозов, а от Грозова – на Копыль и губернский Минск.
По правой стороне Копыльской улицы от рынка стояли дома купцов, шинкарей, портных и даже одного отставного солдата. Перед Копыльской брамой вправо от улицы снова начиналась Подвальная – до Бычка. В начале Подвальной слева находилась деревянная караульная будка, а дальше – по улице слева и справа – частная застройка. Что интересно, на этом участке Подвальной улицы проживали: шмуклеры, бакалары и один даурман. Шмуклер – бахромщик, позументщик. Позумент – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка или оторочка. Хотя по своему происхождению (фр. posament, passamenterie) слово должно было бы означать всякого рода басонное изделие, но обыкновенно принято называть так преимущественно золотой или серебряный басон. А под басоном вообще разумеется плетёное изделие, идущее на украшение одежды, мебели, драпировок и прочее. Главным материалом для изготовления этих изделий служит кручёная пряжа или, чаще всего, обмотанная более тонкой и красивой нитью. Так, золотой и серебряной нитью обматывается шёлковая, льняная или бумажная пряжа, шёлковой – льняная и бумажная, а шерстяной – только бумажная.
Слово «бакалар» произошло от украинского слова «бакаляр», которое означает «учитель детей».
Евреям Российской империи, а их в 1897 году в Слуцке было 77% населения, начали давать фамилии в конце XVIII века, после присоединения к Российской империи западных областей Белоруссии, Украины и Прибалтики – после раздела Польши. Тогда Екатерина II «приобрела» вместе с западными областями огромное количество евреев, у которых исторически не было фамилий, а только имя и отчество, например, «Мойше сын Шмулика».
Чтобы узнать численность своих подданных, а также организовать их призыв в армию, она ввела переписи населения примерно – раз в десять лет. Это и были «ревизские сказки», во время которых всем евреям были даны фамилии, как правило, либо по месту проживания (например, Бердичевский), либо по имени одного из родителей (например, Хаимович) а также по другим признакам, например, по профессиональному (Шнайдер, Портной).
Прозвание «даурман» произошло, вероятно, от фамилии Даурман из белорусского Будслава, где упоминается впервые. В сведениях городища Новгород-Северский в 1691 г. числится фонарщик Сильвестр Даурман (Daurman) по прозвищу Даурма, аравиец. Возможно даурманом в Слуцке называли единственного городского фонарщика.
Между улицами: Копыльской, Подвальной от Копыльской до Бычка, Рынковой и рекой Бычок находился район, известный горожанам как Школище. О нём – в следующей части.
Продолжение следует
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Андрей ПОПОВ
Подбор иллюстраций – Владимир ХВОРОВ
На заставке – Слуцкая ярмарка. 1910-е гг. Фото С.Юхнина