Третья прогулка по Слуцку: вокруг рынка

Третья прогулка по Слуцку: вокруг рынка

06.04.2016

Слуцкий рынок. Даже сегодня – это место покупок, встреч, прогулок, экскурсий и историй. Так же было и сто, и двести, и даже триста лет назад. Потому что рынок в Слуцке – это город в городе. Знаменит он не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Когда-то кто-то, будем надеяться, напишет книгу и назовёт её «Былицы и небылицы слуцкого базара». Потому что история его началась ещё со времён первого Магдебургского права, полученного городом в далёком 1441 г. при самом князе Александре Владимировиче Олелько. А пока мы только найдём дорогу к слуцкому базару середины XIX века.

Городская базарная площадь находилась в центре города с западной стороны Большой горки, которую в разные периоды времени называли и Капец, и Городище, и Замковая горка, и Княжеская горка, и Соборная горка, и Безбожная горка. Переселила рынок на это место жена слуцкого князя Семёна Михайловича Олелько – Анастасия Слуцкая. До начала XVI века базарная площадь находилась с восточной стороны Большой горки. В результате серии набегов на город крымских татар в период с 1503 по 1508 гг. пригород Слуцка и городской посад очень сильно пострадали от пожаров и военных действий. В 1505 г. от болезни умер князь Семён, и Анастасия, отстоявшая город вместе с молодым князем Юрием I, в период наступившего мира приняла решение реконструировать город во время восстановления. Вот тогда и переселился городской базар на новое место. А на старом месте был заложен Новый (нижний) замок.

Попасть на базарную площадь в XIX веке можно было с четырёх сторон. С восточной стороны от пригорода Остров мимо княжеского дворца. С южной стороны от Заречья через мост. С северной – по улице Копыльской. С запада – по улице Виленской.

При подъезде к городу с западной стороны по Виленскому почтовому тракту от Троицкого монастыря увидим деревянный мост через обмелевший городской ров, давно осыпающийся городской вал и Виленскую кирпичную браму. Когда-то все въездные городские мосты были подъёмными. С целью обезопасить город от непрошенных ночных гостей мосты поднимались к въездным воротам.

Фрагмент карты г. Слуцка по которому проходит виртуальная прогулкаУ ворот – караульный. Он выполняет функции скорее контрольные, чем охранные. Проверяет подорожные документы у въезжающих в город. Иногда проверке подвергается груз, который крестьяне близ лежащих сёл и деревень везут в город для продажи на базаре. Кого-то он отправляет платить въездную пошлину к городскому писарю в деревянный дом, стоящий недалеко от ворот в черте города на улице Подвальной. Улица Подвальная шла по всей окружности городского вала с внутренней (городской) стороны. Пошлину при въезде в город торговцы платили всегда. В разные времена выглядела она по-разному. Это могли быть «гроши», товар или просто булыжник. Да, именно булыжник, который шёл потом на мощение городских улиц. Получателем дохода от «мытни» мог быть князь, город или какая-то община. Долгие годы в XVI–XVII веках право таможенного или мытного сбора принадлежало слуцкой еврейской общине, которая выкупила его у князя.

Ильинский монастырь. Рисунок И.ТитковскогоПри въезде в город, сразу за городскими воротами направо и налево, увидим улицу Подвальную. Слева от въезда караульное помещение и здание некогда порохового погреба. Запасы пороха хранились здесь в те времена, когда Слуцк считался непобедимой цитаделью Великого княжества Литовского. Тогда на его стенах стояли пушки, а княжеское войско из числа выбранцев и городских дружин в любой момент по сигналу – выстрелу пушки – готово было встать на оборону города от неприятеля. Период этот, период расцвета Слуцка, продолжался чуть больше ста лет – с середины XVII века до второй половины XVIII века.

Налево от Виленской брамы улица Подвальная идёт до улицы Копыльской, пересекая Саксонскую. По левой её стороне кроме караульного помещения и порохового погреба нет никаких строений, только городской вал. По правой стороне – территория Ильинского женского монастыря. Вход на территорию монастыря со стороны улицы Подвальной, а за забором были видны здания и монастырский сад.

Слуцкая ратуша. Рисунок И.Титковского. 1999Периодом образования Ильинского монастыря считается середина XV века. Княжил в Слуцке тогда старший сын князя Олелько – Семён Александрович. До 1611 года монастырь был мужским, а после вплоть до своего закрытия в 1854 году – женским. История монастыря не отличается от историй многих слуцких православных общин. Много раз горел, разрушался во время войн, восстанавливался, заново отстраивался и жил монастырской жизнью до тех пор, пока был нужен городу. Значимым событием для Ильинского монастыря был период нахождения в нём мощей княгини Софии Слуцкой с момента её смерти в 1612 году до второй половины XVII века. В Троицкий монастырь мощи святой Софии перенесли после окончания войны 1654–1667 гг. с княжеством Московским.

Направо от Виленской брамы улица Подвальная ведёт к Чёртову мостику, а дальше в район Заречья – Кривосёлки. Чёртов мостик назвали так не зря. Дело в том, что жители района Кривосёлки славились неспокойным нравом и часто подкарауливали на мостике запоздавших путников. Встречи эти зачастую заканчивались грабежом и мордобоем.

За территорией Ильинского монастыря, влево от улицы Виленской отходила улица с названием Гужица. Шла она от Виленской до улицы Подвальной ещё до пересечения последней с улицей Саксонской. Название «Гужица» происходит, видимо, от слова «гуж» – кожаная или верёвочная петля у хомута, служащая для скрепления оглобель с дугой. В гужи закладываются концы оглобель и через них передаётся тяговое усилие от лошади к повозке. Отсюда и пословица: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». А в Псковской области до сих пор деревенских парней дразнят «гужами». Близость почтового тракта и рыночной площади подсказывает, что жили на этой улице перевозчики, держащие или сдающие в аренду лошадей с подводами.

За Гужицей от Виленской в сторону Саксонской шла улица Судовая. Вела она к присутственным местам и в середине XIX века населена была обывателями. В более поздних городских описях можно встретить другое название – Садовая. И действительно, в конце XIX – начале XX века эта улица была знаменита шикарными фруктовыми садами, а проживали на ней в основном местные чиновники и влиятельные горожане. Вот что пишет наш земляк З. Вендров в своём сборнике «Наша улица» об улице Садовой начала XX века.

Здания Преображенского монастыря. Рисунок И.Титковского«Ходить в «колонии» еврейским мальчикам нашего круга было рискованно. На пути к «колониям» лежала Садовая улица – улица господ. Там жило начальство города – исправник, мировой судья, смотритель острога, главный акцизный чиновник, предводитель дворянства, земский начальник, казначей, директор гимназии и другие важные господа. На Садовой улице помещалась и ученическая квартира – интернат для гимназистов. Сразу за Садовой начинались «колонии» – несколько тихих песчаных уличек, где в маленьких домиках с палисадниками жили, каждый со своей собакой и со своей канарейкой в клетке, мелкие чиновники, пенсионеры, обедневшие старые барыни и другие «бедные, но благородные» господа.

Еврейского мальчика, если только он не носил гимназической фуражки с гербом или не был сыном богача, гимназисты Садовой улицы и мальчишки из «колоний» считали злейшим врагом и соответственно встречали: натравливали собак, забрасывали камнями, награждали обидными прозвищами.

Купаться в «колониях» отваживались только очень смелые ребята, готовые ответить ударом на удар. Остальным приходилось довольствоваться купанием в Заречье под мостом, где вода была не так глубока и не так чиста».

Сейчас случчанам известна эта небольшая улица. На ней находится ГУО «Средняя школа №5 г. Слуцка».

С улицей Прозоровской мы уже встречались. За Судовой от Виленской в сторону Саксонской до Лютеранского плаца шла улица Прозоровская. В XVII веке в начале Прозоровской, с правой её стороны возвышалась трёхэтажная деревянная ратуша, стоящая главным фасадом на Виленскую. Построена она была в 1662 году при князе Богуславе Радзивилле, обновившем Магдебургское право для города. Городское право на самоуправление, полученное в 1441 году при князе Олелько, было отменено в начале XVI века после разрушительных набегов крымских татар. Это право кроме самоуправления и выбора бургомистра давало жителям возможность иметь свои веса и меры, проводить два раза в неделю, в понедельник и субботу, торги и два раза в год ярмарки. Кроме того, городу давался свой герб и печать. Но помимо прав горожане имели обязанности – платить в городскую казну налоги, защищать город от неприятеля и пожаров. В середине XIX века на Прозоровсой проживали купцы и ремесленники. Только в середине улицы, по правой её стороне находился «плац» Николаевской церкви. Этот участок когда-то принадлежал Спасо-Преображенскому монастырю и на нем была монастырская богадельня – благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц. Ещё одно название Прозоровской улицы – Спасская, поскольку напротив её, на другой стороне Виленской, до 1810 года находился Спасо-Преображенский монастырь.

Спасо-Преображенская церковь была построена на этом месте в середине XVI века. В 1586 году при ней прихожанами было организовано Преображенское братство. Его правила были утверждены князем Юрием III Олелько. В 1600 году при братстве с разрешения княжны Софии был организован Преображенский мужской монастырь, сыгравший значительную роль в сохранении православия на Случчине. Некоторый период, с 1620 года, монастырь был ставропигиальным, то есть независимым от местной епархиальной власти и подчинённым непосредственно патриарху Константинопольскому. В то время по решению Брестской церковной унии 1596 года часть епископов Киевской митрополии, в том числе и Слуцкое епископство, приняли решение о переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.

При Преображенском монастыре в XVII–XVIII веках была школа для детей мещан и, как уже говорилось, богадельня. С начала XVIII века при нём была организована духовная школа, позже переведённая в Троицкий монастырь и реорганизованная уже слуцким архимандритом Виктором Садковским в конце XVIII века в духовную семинарию. Ещё был знаменит Преображенский монастырь тем, что в 1677–1679 годах при нём жил и работал Дмитрий Ростовский, православный философ, будущий епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, канонизированный в 1757 году Православной Российской Церковью.

Судьба монастыря такова. За время своего существования он неоднократно горел – в начале XVII века и в середине XVIII века. После пожара 1810 года его уже не восстанавливали. В 1840 году на «фундушовом плацу Испаской церкви» находилась гостиница, стоящая фасадом на рыночную площадь.

Если вернуться от гостиницы в сторону Виленской брамы, то по левой стороне улицы увидим частные дома горожан – резников, медников. В середине улицы здание одной из многочисленных городских еврейских начальных школ – хедер, а в конце улицы, уже перед Подвальной – магазин, или, как тогда его называли – крама. Если повернуться от гостиницы к рынку, то в торговый день увидим картину, похожую на наш современный слуцкий базар. Только магазины вокруг базарной площади поменьше да товар покачественнее. Встретишь здесь и пожилого раввина, и православного священника, и католического плебана, и пастора. Встретишь и ремесленника, и купца, и мещанина, и чиновника, и солдата, и крестьянина. Тех же случчан, только одетых по-другому.

Продолжение следует

Часть 1

Часть 2



 

Андрей ПОПОВ
Подбор иллюстраций – Владимир ХВОРОВ

На заставке – фрагмент реконструкции г. Слуцка XVII–XVIII веков работы И.Титковского