Прогулки по старому городу

Прогулки по старому городу

16.03.2016

Этой статьёй, в рамках мероприятий, посвящённых 900 летию г. Слуцка, мы начинаем новую серию материалов об улицах старого Слуцка и достопримечательностях того времени. А временной отрезок выбран не такой уж и далёкий, но всё же и не близкий: конец XVIII – начало XIX столетия, большей частью тот, когда город принадлежал князю Льву Витгенштейну. Это был один из богатейших помещиков Российской империи, ротмистр лейб-гвардии Кавалергардского полка, член Союза благоденствия и Южного общества.

Процедура покупки города российской казной у князей Радзивиллов длилась более сорока лет. Начавшийся в 1800 году ещё при князе Доминике Радзивилле процесс закончился в 1846 уже при князе Льве Петровиче Витгенштейне – муже покойной Стефании Радзивилл. Интерес у Российской империи к городу был и коммерческий, и политический. Целый город находился в частном владении – это было недопустимо для того времени. Тем более, что владелец проживал за границей, имел немецкие корни и считался не совсем благонадёжным за бывшую связь с «декабристами». Кроме того, частные владения Витгенштейнов лежали в черте строительства шоссе Москва – Варшава, что мешало реализации плана, осуществление которого длилось уже несколько десятилетий.

Слуцк в то время был обычным городом для современников. Прошли время, войны, пожары, революции. От того Слуцка сегодня остались только воспоминания и отдельные документы. Более 150 лет спустя представим: каким он был – город Слуцк князя Витгенштейна?

Город Слуцк находился в 112 вёрстах от губернского г. Минска по прямому направлению и в 169 вёрстах по почтовому.

Согласно описи 1840–1847 гг. в собственности князей Витгенштейнов находилось (сохранено прежнее звучание названий): г. Слуцк – внутренняя часть, обнесённая валом и рвом; четыре форта – Тройчаны, Сиолко, Остров, Выгода; шесть выбранецких деревень – Сераги, Варковичи, Лучники, Брановичи, Паздзерж, Огородники, а также Лесная Омховицкая дача. В городе находилось две площади и двадцать восемь улиц. Было шесть мостов: Бернардинский на сваях, построенный в 1837 г.; перестроенный мост при въезде в Виленскую улицу со стороны Тройчан; исправный мост при въезде на Копыльскую улицу; исправный Островской; исправный Новомейский и мост на Ячевской Гребле с перилами. Домов каменных: казённых – 2, церквей – 1, общественных – 2, частных – 12. Домов деревянных: казённых – 3, церквей – 10, общественных – 13, частных – 799. Церквей: православных – 11; католических – 2; лютеранских – 2; синагог – 11. Гимназия одна. Пансион благородных девиц один. Торговых лавок – 99. Трактир один. Кондитерская одна. Постоялых дворов – 25. Ренсковых (винных) погребов два.

Франц Крюгер. Лев Петрович Витгнштейн (1799–1866). ФрагментПроживало жителей 7151 человек. Из них 3634 мужского пола и 3517 женского. Христиан всех вероисповеданий 2913, иудеев – 4238. Жителей духовного звания: мужчин – 53, женщин – 51. Дворян: мужчин – 23, женщин – 106. Купцов: мужчин – 70, женщин – 74. Воинских чиновников: мужчин – 247, женщин – 54. Крестьян разночинцев: мужчин – 74, женщин – 92.

Имущество городских оброчных платежей составляли: деревянный мукомольный млын, построенный в 1837 году; девятнадцать небольших деревянных лавок под дранкой без фундуша, построенных в 1843 году, деревянный водочный амбар, построенный на берегу реки Случь в 1820 году; деревянный пивной завод, построенный в двух вёрстах от города в фольварке Горки; пять корчм деревянных в выбранецких деревнях; один питейный дом.

Из городских служащих были: частный пристав, десять десятских, пожарный служащий с двумя помощниками, один секретарь, несколько писцов, часовые интендантской команды, несущие службу у городских въездных ворот и на военных складах.

Городской доход состоял из ловли рыбы, доходов питейных заведений, доходов мельницы, сдачи в аренду (фундуш) частновладельческих (княжеских) плацов (площадей земли) и составлял всего – 17 352 рубля серебром в год. Если вспомнить, что город Львом Витгенштейном был продан за 342 821 рубль серебром, то покупку для Российской казны нельзя считать очень выгодной поскольку кроме низкой доходной составляющей Слуцк требовал и значительных вложений.

Прогулка первая

Совмещенное изображение плана г. Слуцка 1811 года и современной картыНачнём её с Лютеранского плаца или площади. Так он упоминается в описи 1840 года. Чтобы не путать читателя, поясним. В городе на момент описания упоминаются два плаца: лютеранский и евангелический. Эти родственные вероисповедания появились в XVI веке в Саксонии в результате Реформации. Лютеранский плац в центре города вероятнее всего был передан монахами-августинцами слуцкой Лютеранской общине. Орденом, в котором начинал свою церковную деятельность идеолог Реформации Мартин Лютер, был именно орден монахов-августинцев. Место для костёла августинцев было выделено в северо-западной части старого города во времена владения Слуцком Богуславом Радзивиллом. При костёле была школа. Просуществовал орден в городе относительно не долго – около 100 лет в XVII – XVIII веках. По некоторым данным недалеко от площади с начала XVII в. стояла и первая городская аптека. Известно, что первый упомянутый в городских документах владелец аптеки, кандидат медицины Крыштов Винклер, завещал свою аптеку в конце XVII в. той же лютеранской церкви. К середине XIX века история слуцкой лютеранской общины уже заканчивалась. И преемниками её, видимо, стали евангелисты. В любом случае, на момент продажи города российской казне в городе имелось два недалеко находящихся друг от друга участка лютеран и евангелистов. Евангелический плац, согласно описи, находился на улице Саксонской или Сакской. Эта улица проходила севернее Лютеранского плаца.

Улица, идущая от Лютеранской площади к улице Виленской когда-то носила название Прозоровская или Провизорская. Вариантов происхождения названия улицы два. Первое – в связи с нахождением на ней аптеки и аптекарей (провизоров, а в простонародье «прозорливых»). Второй – школа при костёле готовила кадетов-прозоровцев, называвшихся так в честь государственного деятеля Великого княжества Литовского (ВКЛ) Кароля Прозора, единомышленника Тадеуша Костюшко.

В 40 ые годы XIX века площадь уже пустовала, хотя и принадлежала Лютеранской общине. Считалась она центром города и была окружена частными владениями шинкарей, купцов, резцов по дереву, лавочников. В конце XIX века городские власти организуют на этом месте мясные ряды и место торговли скотом и птицей. А с приходом в город Советской власти площадь, то ли в память о пролитой на этом месте крови животных, то ли по другой значимой для новой власти причине, переименуют в Красную площадь. В 60 ые годы XX века на слуцкой Красной площади построят жилой микрорайон (около магазина «Весна») и Детский сад (сейчас – №9).

От Лютеранской площади можно было выйти на три улицы. Сакскую или Саксонскую, ведущую от Подвальной со стороны Присутственных мест (местной тюрьмы) в сторону улицы Копыльской, Новую Сакскую (Саксонскую), ведущую в сторону городской рыночной площади от улицы Саксонской и упомянутую выше Прозоровскую, ведущую от Лютеранской площади в сторону улицы Виленской.

Лукас Кранах Старший. Мартин Лютер, 1528. ФрагментЕсли пойти на север от Лютеранской площади, то выйдем на улицу Саксонскую (немецкую), названную так в честь Лютеранской кирхи, появившейся здесь ещё во времена Юрия I Олельковича. Немцев называли саксонцами, а лютеранство возникло в XVI веке в Саксонии. Поэтому и улицу случчане называли Саксонской или Сакской. Службы у лютеран проходили на немецком языке, что логично. В XVII–XVIII веках в городе проживало очень много немцев. Приглашённые слуцкими князьями из-за границы офицеры, учителя, инженеры кроме своих знаний и умений принесли на Случчину и немецкую культуру. Много раз восстанавливаемая по причине ветхости и пожаров, евангелистская церковь к середине XIX века сохранилась благодаря поддержке владельцев города Радзивиллов, являвшихся протестантами. В 1840 г. на «евангелическом плацу» стояла церковь и часовня, а остальное место использовалось под огород. Если по улице пойти налево, то мимо частных домов и участка князей Витгенштейнов попадёшь на пересечение с улицей Подвальной к городскому валу и безымянному мосту через обмелевший ров. За мостом город заканчивается и можно попасть по новой улице Тюремной либо к Присутственным местам, если повернуть налево, либо в княжеский фольварк Сиолко, если повернуть в противоположную сторону.

Направо по Саксонской выйдем на улицу Копыльскую. По пути к Копыльской пройдём мимо безымянного переулка, который позже будет именоваться улицей Колесницкой. Знаменита была Колесницкая в конце XIX – начале XX века мастерами кузнецами да колесниками. Видимо звон здесь стоял знатный, на всю округу. Название этой улицы сохранялось до конца 50 х годов XX столетия. Только после реконструкции города, пострадавшего в период Второй Мировой войны улица исчезла с карт города. Перед выходом на Копыльскую на правой стороне Саксонской улицы стояла православная часовня, построенная вместо перенесённой на Большую Горку Николаевской церкви. Первые упоминания о Николаевской церкви встречаются в 1494 году. Была она видимо построена как кладбищенская. До известных событий, связанных с набегами крымских татар в начале XVI века, рыночная площадь находилась с восточной стороны Замковой горки, а с западной стороны за речкой Бычок было кладбище. Много раз горевшая, несколько раз именуемая городской Соборной в конце XVIII века Николаевская церковь была перенесена на Замковую горку, где после пожара в начале XIX века сгорела вместе с колокольней и домами, что стояли рядом. Там же, на пересечении улиц Саксонской и Копыльской, рядом с Николаевской церковью, некогда стояла и церковь Святых Константина и Елены, перенесённая во второй половине XVIII века в предместье Остров, и после сноса из-за ветхости островской Михайловской, переосвященной в честь архангела Михаила. Сейчас городская Соборная Михайловская церковь охраняется законом, как памятник деревянного зодчества конца XVIII века, хотя бревна этого памятника служат случчанам уже более 400 лет.

 

 

 

На заставке – Доминик Иероним Радзивилл. Фрагмент



 

 

Андрей ПОПОВ

Продолжение следует