Улица имени Дроботова

Улица имени Дроботова

25.08.2015

Одна из улиц города Слуцка носит имя Михаила Андреевича Дроботова. Известно о нём очень мало, а некоторые опубликованные сведения вызывают сомнения.

По информации брошюры «Их именами названы улицы города», выпущенной Слуцким райисполкомом, вероятно, к «Дожинкам-2005» (дату издания Слуцкая типография не удосужилась поставить!) родился он 25 февраля 1922 г. в «деревне Бирюково Свердловского района Ворошиловградской области (Российская Федерация) в семье служащего».

Почему составители книги решили, что Ворошиловград относится к России – не понятно, ведь это тот же самый украинский город Луганск!

Далее читаем: «В детстве Михаил увлекался авиамоделированием и мечтал стать лётчиком. После окончания в 1941 г. Луганского авиационного училища был направлен на фронт в штурмовой авиаполк».

Во всех имеющихся документах, обнародованных Минобороны России указано, что Михаил Дроботов попал на фронт только 3 сентября 1943 года и начал свою боевую летопись в 431 штурмовом авиационном полку 299-й Неженской штурмовой авиационной дивизии. Сначала на Центральном фронте, далее на 2-м и 1-м Белорусских.

А вот место призыва указано разное в различных наградных документах. Это, что представляется наиболее правильным, Свердловский ГВК г. Свердловска Ворошиловгадской области. В Свердловске, кстати, проживал и отец героя, Андрей Мефодьевич, по ул. Боинская, 1, потом – Бамская, 4. В другом документе местом призыва указан Ровенецкий аэроклуб Ворошиловгадской области. Вероятно, указано название клуба, в котором занимался Михаил до призыва в Армию или поступления в авиационное училище.

Из документов видно, что Михаил вступил в комсомол в 1939 году. Был призван в Красную Армию в 1940 году. В какие войска он попал служить – не известно. В то время срок службы в армии для пехоты и артиллерии был 1 год, для кавалерии, конной артиллерии и технических войск – 2 года, для воздушного флота – 3 года, для морского флота – 4 года.

Наградной лист на Михаила ДроботоваГде и чем занимался Михаил Дроботов до того как попал в 1943 году на фронт, пока загадка. Разумеется, определённое время ушло на обучение лётному мастерству. Если в мирное время программа обучения в училищах соответствует получению высшего образования, в военное время она сокращается до среднего специального, сроки обучения резко уменьшаются, и организовываются краткосрочные командные курсы продолжительностью полгода. Документы свидетельствуют о том, что «Дроботов с первых дней показал опыт в грамотной эксплуатации самолёта Ил-2 и техники пилотирования». Этот самолёт совершил первый полёт ещё 2 октября 1939 года, а началом эксплуатации считается февраль 1941 года. Возможно, Дроботов, как один из лучших пилотов, освоивших Ил-2, занимался переобучением других лётчиков.

Известно, что Ил-2 поступил на вооружение ВВС Красной Армии очень поздно, всего за месяц перед началом боевых действий, к этому времени ВВС получили только около ста Ил-2 из 250 построенных. Первым полком вооружённым «Штурмовиками» был 4 ЛБАП до мая 1941 г. оснащённый многоцелевыми самолётами Р-Зет. После сдачи этих «старичков», полк под командованием майора Гетмана перебазировался на аэродром Богодухово, недалеко от Харькова, на котором, в самом начале июня семнадцать лучших пилотов полка, переименованного уже в 4 ШАП, получили 17 первых Ил-2, которые использовались для быстрейшего обучения пилотов. Был ли среди этих 17-ти Дроботов?

Но это только предположения…

А вот что записано о боевом опыте Михаила Дроботова в последнем представлении к награждению.

«…из рядового лётчика выдвинут на командира звена, с работой справляется хорошо. С сентября месяца 1943 года по 10 апреля 1944 г. произвёл 80 успешных боевых вылетов в районы: СЕВСК, КОНОТОП, БАХМАЧ, ГОМЕЛЬ, ЖЛОБИН, РОГАЧЁВ, КОВЕЛЬ и другие, в результате успешной бомбардировки лично уничтожил: 23 танка, 61 автомашину с грузом, 19 орудий ПА, 9 орудий ЗА, 5 точек МЗА, 12 пулемётных точек, взорвал 1 переправу на реке ДЕСНА, 1 речной пароход и до 450 человек живой силы. Участвовал в 9 воздушных боях с истребителями противника, где показал мастерство ведения воздушного боя и противозенитного маневра, в групповых боях сбито 6 ФВ-190.

За проявленное мужество и отвагу в 1943 году награждён орденами: «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» и «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». После награждения т. Дроботов произвёл 31 успешный боевой вылет, особо проявил себя:

22.04.1944 г. в операции по освобождению города РОГАЧЁВ и форсировании реки ДНЕПР, работая в группе, Дроботов произвёл 3 боевых вылета на уничтожение отходящего противника и подходящих резервов с тыла, умело маневрируя от ЗА огня по 5–6 раз заходил на цель, где была им разрушена переправа.

Действуя в районе Ковеля, произвёл 15 успешных вылетов, где показал образцы, как отыскивать цель в городе, им лично уничтожено 5 огневых точек, расположенных в домах города.

Как лётчик-штурмовик дело своё любит, с большим желанием летает на задания и точно его выполняет. Как командир звена и командир экипажа, пользуется деловым авторитетом среди личного состава. Тов. Дроботов один из лучших идеологически выдержанных офицеров…»

Не за долго до гибели, в 1944 году, Михаил Дроботов стал кандидатом в члены ВКП(б).

29 июня 1944 года перед авиаполком, где служил Дроботов, была поставлена боевая задача – нанести бомбово-штурмовой удар по железнодорожной станции Слуцк. При подходе к цели лётчики обнаружили на станции несколько эшелонов с техникой и живой силой противника. С высоты 900 метров наши самолёты сбросили бомбы, затем, снижаясь, стали вести пушечно-пулемётный огонь.

Из воспоминаний подполковника Ю. Крангача, участника боевого вылета:

«…Я шёл следом за машиной Дроботова, видел, как Миша выпустил «эрэсы», скинул бомбы, как самолёт открыл огонь… И вдруг на плоскостях самолёта заметалось пламя, оно охватило весь фюзеляж… Я рассчитывал, что Миша выведет машину из пике и пойдёт на вынужденную посадку, мы смогли бы его прикрыть с воздуха, снаряды и патроны у нас ещё были. Но случилось непредвиденное: самолёт, ведущий огонь, врезался в эшелоны… Это был 105-й последний боевой вылет Миши. Ему было только 22 года, а он уже был заместителем командира эскадрильи…»

Подполковник Ю. Крангач здесь немного приукрасил. В списке безвозвратных потерь дивизии записано, что Доботов командир звена, а не заместитель командира эскадрильи.

А вот что написал на сайте «Талдомские хроники» внештатный корреспондент И. Кузьмин о воздушном стрелке Александре Соколове, своём земляке.

«После окончания курсов он стал летать воздушным стрелком с лётчиком М. Дроботовым. Много вылетов они сделали вместе.

Наступил 1944 год. Началась операция «Багратион» по освобождению Белоруссии. Продвижение советских войск было настолько успешным, что авиация не успевала перебазироваться за наземными частями.

На железнодорожной станции Слуцк скопилось большое количество эшелонов. Нужно было произвести удар, чтобы не дать немцам эвакуироваться. Только с аэродрома 431-го штурмового авиаполка можно было долететь до Слуцка. В группу, которой предстояло нанести удар, отбираются самые опытные лётчики, самые лучшие самолёты. 29 июня 1944 года на рассвете самолёты взлетели и легли на курс.

Маршрут был проложен так, что произвести можно было только один заход, и ударить с северо-запада.

Вот как рассказывает об этом полете один из его участников Г.В. Баламутин:

«С высоты 900–1000 метров мы сбросили бомбы, потом выпустили реактивные снаряды, а с высоты 600–700 метров открыли огонь из пушек и пулемётов. В это время я и все летевшие в группе лётчики увидели пламя над кабиной стрелка. Но лётчик Дроботов продолжал пикировать, не прекращался огонь из пушек и пулемётов, пока самолёт не врезался во вражеский эшелон с техникой».

Вот так окончился боевой путь комсомольцев М. Дроботова и А. Соколова. На следующий день, 30 июля 1944 года, Слуцк был освобождён.

Прошло немало времени, пока работники прибывшего в Слуцк госпиталя обнаружили разбившийся самолёт, а в нем – останки погибшего экипажа. Тогда и были найдены документы. По ним было установлено, что погибшими были лётчик Михаил Андреевич Дроботов и воздушный стрелок Александр Александрович Соколов из 431-го штурмового авиаполка. Туда и были отправлены документы и награды погибших.

Всей своей короткой жизнью каждый из них доказал, что он был настоящим патриотом своей Родины.

Честь им и слава!»


Герой захоронен на мемориальном комплексе городского кладбищаЗа время Великой отечественной войны Михаил Андреевич Дроботов был награждён орденом Красной Звезды (30.10.1943), двумя орденами Красного Знамени (19.01.1944 и 01.05.1944) и орденом Отечественной войны I степени (18.03.1944).

Примечательно, что в 1943 году Дроботова представляли к награждению орденом Отечественной войны I степени, а вручили орден Красной Звезды. А в марте 1944-го всё произошло наоборот: представляли к ордену Красной Звезды, а наградили орденом Отечественной войны I степени.

Решением Слуцкого городского Совета депутатов трудящихся от 23 сентября 1944 года было удовлетворено ходатайство Слуцкого РК ЛКСМБ о переименовании улицы Садовой в улицу имени Дроботова.

Герой захоронен на мемориальном комплексе городского кладбища. Здесь же захоронен и Александр Соколов, только его именем улицу не назвали. Хотя по справедливости она могла бы носить название экипажа Михаила Дроботова.

Кстати, воздушный стрелок старший сержант Александр Соколов с 1942 года был кандидатом в члены ВКП(б). Им он был и к моменту награждения медалью «За отвагу» в феврале 1944 года. Так что экипаж погиб не комсомольцами, а коммунистами!

Странно, но за этот подвиг ни кого из экипажа не наградили, даже посмертно.

 

 

Владимир ХВОРОВ