Улица имени Н.С. Лацкова
22.10.2014
Сегодня одна из улиц г. Слуцка носит имя Героя Советского Союза Николая Сергеевича Лацкова. До 13 июля 1979 года, когда было принято Решение исполкома Слуцкого городского Совета народных депутатов о переименовании, это был 2-й переулок им. Л.Н. Толстого. Сейчас эта небольшая улочка известна случчанам тем, что по адресу Лацкова, 2а находится инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Слуцкому району.
Весьма вероятно, что улица получила имя героя в связи с празднованием 35-й годовщины освобождения Слуцка и Беларуси в целом от немецко-фашистских захватчиков.
Чем прославился полковник Лацков и какое отношение он имеет к Слуцку, мы видим в тексте решения исполкома №50, где было записано: «В целях увековечивания памяти Героя Советского Союза, полковника, лётчика Лацкова Николая Сергеевича, который в составе 175-го Слуцкого гвардейского штурмового авиаполка освобождал от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году город Слуцк, переименовать 2-й переулок им. Л.Н. Толстого в улицу им. Лацкова…»
Председателем горисполкома в ту пору был В.М. Гурбо, а секретарём – В.А. Скобелева.
Николай Сергеевич Лацков родился в России, городе Аткарске Саратовской области в семье рабочего-железнодорожника. Окончил 10 классов школы. Работал в паровозном депо Аткарска. Учился в фабрично-заводском училище, затем – на рабфаке и в 1935 г. поступил в Саратовский медицинский институт, одновременно учился в аэроклубе. Армейский стаж начался в 1937 году, когда по призыву ЦК ВЛКСМ поступил в военную школу пилотов города Энгельса, которую закончил в 1940 году. Там же в 1939 году стал коммунистом – вступил в члены ВКП(б).
В 1941–1942 гг. Николай Сергеевич работал инструктором по освоению новой боевой авиационной техники в запасном авиаполку. Боевая деятельность его началась с июля 1942 г. под Сталинградом на штурмовике ИЛ-2. В одном из наградных документов записано, что Лацков Н.С. в 431-м ШАП (штурмовом авиаполку) находится с 10 ноября 1942 года. До этого служил в 12-м ЗАП (запасном авиаполку). На фронтах Великой Отечественной войны с 23 марта 1943 года до марта 1945 года сражался в составе 16-й воздушной армии на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в Курской битве, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Войну начал младшим лейтенантом, был командиром эскадрильи 431-го штурмового авиаполка (299-я шад, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт). В каком звании закончил войну неизвестно, но в представлении к награждению 4-ым орденом Красного Знамени от 12 сентября 1944 года он в звании гвардии капитана, в должности начальника стрелковой службы 174-го Гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного полка.
Чтобы не было путаницы в названиях частей поясним, что 299-я «Нежинская» Краснознамённая ордена Суворова II степени штурмовая авиационная дивизия, в состав которой входил 431-й штурмовой авиационный полк, Приказом НКО №0270 от 19 августа 1944 года была переименована в 11-ю Гвардейскую «Нежинскую» Краснознаменную ордена Суворова II степени штурмовую авиационную дивизию.
С 19 августа 1944 года и до окончания войны дивизия была в составе 16-й Воздушной Армии 1-го Белорусского Фронта. В состав дивизии входили 173-й, 174-й и 175-й Гвардейские «Слуцкие» Краснознамённые штурмовые авиационный полки.
Большое количество подвигов Николая Сергеевича описано в наградных документах отвежного лётчика. Вот только малая часть из них.
Во время Курской битвы, в условиях исключительно сильного противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, Лацков водил свою эскадрилью в районы Понырей, Кром, Севска, Новоград-Северского, Нежина и точными бомбово-штурмовыми ударами наносил врагу большие потери в живой силе и боевой технике. Лётчики его эскадрильи обеспечивали наземным войскам разгром Орловской группировки противника, а позднее – форсирование рек Десны, Сожа, Днепра, Припяти и Березины.
Многочисленными примерами боевого мастерства и личного мужества Николай Лацков заслужил большой авторитет, завоевал славу лучшего штурмовика части. Вот наиболее характерные боевые вылеты отважного лётчика.
7 Июля 1943 года Н.С. Лацков 4 раза водил в бой группу из 7 самолётов Ил-2 на штурмовку танковых колонн противника в районах сёл Протасова и Бузулука. Меткими ударами наших лётчиков было уничтожено 15 танков, 30 автомашин и более 150 гитлеровцев, подорвано 3 склада с боеприпасами, в воздушных боях сбит вражеский истребитель. Зенитным огнём противника на машине Лацкова был пробит маслопровод, повреждено шасси. Лётчик мастерски произвёл посадку на одно колесо.
9 Июля 1943 года командир эскадрильи водил группу штурмовиков на уничтожение танков противника в районе Широкого Болота.
Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, лётчики противотанковыми бомбами подожгли 7 танков, уничтожили 3 орудия и рассеяли большую группу гитлеровцев. При выполнении боевого задания «Ильюшины» были атакованы 29 истребителями противника. В результате умелого руководства боем со стороны командира эскадрильи было сбито 5 вражеских самолётов. За высокую эффективность удара и срыв наступления противника на этом участке Н.С. Лацков получил благодарность Военного совета 13-й армии.
29 Ноября 1943 года группа Лацкова нанесла удар по железнодорожным эшелонам на станции Жлобин. Лётчики уничтожили паровоз и более 30 железнодорожных вагонов и грузами, вызвали 2 сильных взрыва. В районе цели группа завязала воздушный бой с 6 Ме-109 и 9 Ju-87, в результате которого наши лётчики сбили 2 «Юнкерса». Одного из них уничтожил командир группы.
24–26 июня 1944 г., в первые дни Белорусской наступательной операции Советской Армии, вошедшей в историю Великой Отечественной войны под названием «Багратион», лётчики 174-го авиаполка выполняли до пяти боевых вылетов в день, нанося бомбоштурмовые удары по боевой технике и живой силе врага на главной полосе его обороны.
27 июня 1944 г. полк нанёс сосредоточенный удар по окружённой группировке противника восточнее г. Бобруйска, а 29 июня – по железнодорожной станции г. Слуцка. Во всех этих боевых вылетах участвовал и командир эскадрильи Н.С. Лацков.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года старший лейтенант Лацков Николай Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3109).
Все 112 боевых вылетов Лацков произвёл на одном самолете. Он не имел ни одной посадки вне своего аэродрома. К моменту награждения на боевом счету летчика числилось уничтоженным: 24 танка, 76 автомашин, 17 орудий полевой и 3 орудия зенитной артиллерии, 2 паровоза, 21 железнодорожный вагон, 7 минометных батарей, мост через реку Ирпень, 6 складов с боеприпасами и горючим, 3 самолета и свыше 600 гитлеровцев.
Свои последние боевые вылеты отважный лётчик-штурмовик выполнил в марте 1945 года.
За боевые действия в Великой Отечественной войне полковник Н.С. Лацков был награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени (11.07.1943; 15.09.1943; 14.04.1944; 15.10.1944), орденом Александра Невского (13.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (08.12.1943), двумя орденами Красной Звезды (1952, 1957), медалями «За боевые заслуги» (1952), «3а освобождение Варшавы» и другими медалями.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. С 1951 года на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (Государственный Краснознаменный Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил). С 1959 года полковник Н.С. Лацков – в запасе. С 1961 года работал в ЛИИ (Летно-исследовательский институт), руководителем полетов, начальником комплекса управления воздушным движением ЛИЦ (Лётно-испытательного центра) ЛИИ в городе Жуковский Московской области.
Умер 2 июля 1979 года. Похоронен в городе Жуковском Московской области на Быковском кладбище. Одна из улиц этого города названа его именем.
Долгое время считалось, что Н.С. Лацков - Почётный гражданин Слуцка, но подтверждения этому найти не удалось.
Владимир ХВОРОВ