Музей транспортных войск Республики Беларусь

Музей транспортных войск Республики Беларусь

13.07.2017

Здесь живёт история… Именно эти слова пришли мне на ум, когда я переступил порог музея транспортных войск Республики Беларусь. Он расположен на территории 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригады, которая дислоцируется в Слуцке. Музей является уникальным и единственным в своём роде в нашей стране.

В его создании принимал участие не один десяток человек. Значительный вклад в экспозицию внесло командование транспортных войск во главе с начальником департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Республики Беларусь генерал-майором Сергеем Новиковым, большая работа была проведена инициативной группой под руководством первого командующего железнодорожными войсками суверенной Беларуси генерал-майора Анатолия Степука, внёс свою лепту и Совет ветеранов.

– В нашем музее имеется шесть тематических залов, которые знакомят посетителей с историей создания и жизнедеятельности железнодорожных, а позже – и транспортных войск нашей страны, – рассказывает внештатный экскурсовод Игорь Кунцевич.  – Открылись мы в мае прошлого года. Однако работа по накоплению экспонатов ведётся постоянно. Кто-то приносит исторические документы, фотографии, ценные экземпляры, а кто-то – просто воспоминания. Для нас все ценно. Музей обязательно посещают наши новобранцы, молодые офицеры. Всегда желанные гости для нас – это дети, школьники Слуцка и Слуцкого района.

Про таких людей, как Игорь Александрович, говорят: «Болеет за дело всей душой». Подполковник запаса, ветеран Вооружённых Сил, 30 лет отдал службе Отечеству. Сейчас работает на должности специалиста по учебной работе школы младших специалистов в 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригаде.

Родился Игорь Кунцевич на Слутчине, здесь же окончил среднюю школу и принял решение стать офицером. В 1988 году завершил обучение в Минском высшем военно-политическом училище и был направлен на Северный Кавказ, где прослужил почти пять лет.

В 1993 году вернулся в Беларусь и попал в 307‑ю учебно-производственную дорожно-строительную базу железнодорожных войск. С тех пор его судьба неразрывно связана с «железными войсками».

Рельсы, шпалы и Янка Купала

Славная и богатая история белорусских железнодорожных войск берет своё начало с августа 1876 года. Именно тогда был создан один из первых «стальных» батальонов, который дислоцировался в Барановичах. Его формированием занимался генерал от инфантерии Михаил Николаевич Анненков. Первоначально батальон назывался военно-дорожным, а впоследствии был переименован в 3‑й железнодорожный.

Боевое крещение он получил уже спустя год в ходе русско-турецкой войны. С тех пор воинами-железнодорожниками пройдено немало дорог, на которых они сотни раз доказали свою состоятельность и завоевали нерушимую славу своим легендарным войскам. К слову, в железнодорожных войсках, в батальоне заготовки деревянных конструкций служил и народный поэт Янка Купала.

– Это осветительные и сигнальные фонари. Кстати, некоторые из данных образцов железнодорожники используют до сих пор,  – показывает на десяток различных по виду и конструкции «световых приборов» Игорь Кунцевич в первом зале музея.  – А это образцы рельсов. Причём каждый с «фирменным» клеймом: демидовский завод, образец 1878 года, завод князя Белосельского, 1881 год, это – французские, немецкие, английские образцы.

– И откуда все это к вам попало? – спрашиваю у Игоря Александровича.

– Все они найдены на территории Беларуси нашими военнослужащими при разборке старых подъездных путей.

От Ленинграда до Донбасса

Огромный вклад военнослужащие стальных магистралей внесли в Победу над фашистской Германией. Именно в годы войны в городе Мичуринске Тамбовской области была образована 30‑я отдельная железнодорожная бригада, которая впоследствии добавит в своё название слово «Краснознамённая».

Воины-фронтовики «тридцатки» в основном воевали в районе блокадного Ленинграда. После прорыва блокады бригада восстанавливала железнодорожные пути от Пскова до Риги. В 1944 году её перебросили на Донбасс, где она поднимала из пепла дороги региона и подъездные пути к угольным шахтам.

Особой страницей в истории железнодорожных войск периода Великой Отечественной войны считается подвиг Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко. В октябре 1941 года подрывной группе под его командованием необходимо было взорвать мост через реку Снопоть на железнодорожном участке Рославль – Фаянсовая. Это был один из путей наступления гитлеровцев на Москву. К моменту получения приказа на другом берегу реки уже появились фашисты, которые направлялись к мосту. Во время обстрела был повреждён огнепроводный шнур, который тянулся к заложенным зарядам. Виктор понимал, что мост можно взорвать, только добравшись до ближайшего заряда. И это будет стоить ему жизни, ибо вернуться назад он уже не успеет…

Добравшись до заряда, сержант поджёг шнур. Прогремел взрыв – и мост, на котором уже находились танки и живая сила противника, рухнул… Сержант Мирошниченко погиб, но приказ выполнил.

– К слову, он является единственным воином-железнодорожником, удостоенным звания Героя Советского Союза,  – уточняет экскурсовод.  – Во многих железнодорожных частях на территории бывшего Союза ему стоят памятники. Есть такой и у нас в бригаде.

В экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, множество книг, альбомов с фотографиями, писем, исторических документов – всего и не перечислишь. Все они – хранители истории, за каждым из них непростые судьбы людей, которые выстояли в часы лихолетья.

Не клад, а экспонат

Немало в музее и экспонатов, которые воины-железнодорожники извлекли из матушки-земли при проведении различных работ.

Среди них, к примеру, различные гильзы от патронов производства Германии, Франции и даже… Ирана. Как данный экземпляр оказался на слуцкой земле, остаётся лишь догадываться.

– Чего только не находят наши военнослужащие! Огнестрельное и холодное оружие, пулеметные ленты, гранаты, предметы быта. К редким экземплярам можно отнести револьвер системы «Бульдог» бельгийского производства, который был найден одним из наших железнодорожных батальонов,  – с гордостью говорит Игорь Кунцевич.

– А это уже оружие посерьёзнее!

– Да. Это немецкий пулемёт MG 08/15 Maxim образца 1915 года времён Первой мировой войны, первый ручной пулемёт с водяным охлаждением. Найден военнослужащими 77‑го отдельного мостового железнодорожного батальона при возведении моста в Верхнедвинске. А вот это конский специальный противогаз фильтрующий. Он представляет собой массивный намордник с угольным фильтром. Это приспособление крепилось кожаными ремешками и утяжками. Основной его задачей была защита коней от химической атаки на протяжении четырёх часов.

Есть в коллекции музея и «авиационные» находки. Это первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм. Её испытания в своё время проводил легендарный Валерий Чкалов на одноместном истребителе И‑16.

– А это наша гордость. Пуговица военного корпуса инженеров путей сообщения и рядового состава. На ней – изображения якоря и топора. Такие пуговицы появились в 1817 году. Кстати, с обратной стороны имеется клеймо изготовителя. К слову, и сейчас на эмблемах воинов‑железнодорожников красуется якорь.

Пути прокладывая БАМа

Не остались военные железнодорожники в стороне и от возведения «стройки века» – Байкало-Амурской магистрали. И снова стенды, фотоархивы, книги, награды. Вот сооружают насыпь, подвозят строительные материалы, забивают сваи – строительство трассы мужества и чести, как ещё называли БАМ, в полном разгаре.

– Идея строительства Байкало-Амурской магистрали возникла ещё в 1888 году. Но тогда строительство казалось невозможным по ряду причин, – рассказывает Игорь Кунцевич. – И только в 1932 году вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». С началом войны стройка была приостановлена, а во время Сталинградской битвы рельсы с возведённых участков сняты. Они были переброшены на участок Сталинград – Ульяновск, где была построена рокадная дорога для снабжения советских войск, которые вели бои за Сталинград.

– И только в 1974 году началось массовое строительство БАМа…

– Да. Это была всесоюзная ударная комсомольская стройка, куда приезжали молодые люди со всего Советского Союза. Тогда же прибыли и воины-железнодорожники. В строительстве восточного участка от станции Тында до станции Комсомольск-на-Амуре (около 1.800 км) принимали участие два железнодорожных корпуса и восемь железнодорожных бригад. Более 40 тысяч военнослужащих в тяжёлых природных условиях строили БАМ,  – поясняет Игорь Александрович.

Естественно, ни одна стройка не обходится без инструмента. В музее транспортных войск такие экземпляры имеются. А какие замысловатые названия! Электрический костылезабивщик, электрошпалоподбойки, рельсосверлильный и рельсорезный станок, пороховой рельсолом. Есть тут и водолазный костюм, в котором «бамовцы» трудились на бескрайних просторах бывшего СССР.

До сих пор в строю

Одними из первых воины-железнодорожники откликнулись на трагедию, которая произошла на Чернобыльской АЭС. В одноименном зале – история катастрофы, мрачные фотографии на стендах, защитные комплекты, различные противогазы, дозиметры, войсковой прибор химической разведки.

Значительный вклад в ликвидацию аварии внесли воины 71‑го отдельного путевого железнодорожного батальона. Руководил работами главный инженер батальона капитан Владимир Бараболя.

За умелые действия и проявленный героизм при ведении восстановительных работ в ходе ликвидации катастрофы многие офицеры и прапорщики были награждены орденами и медалями.

– Воины-транспортники наших бригад участвовали в боевых действиях в Афганистане. К примеру, героическую страницу в историю 65‑й автомобильной бригады вписал 9‑й отдельный автомобильный батальон, личный состав которого выполнял интернациональный долг. Четверо воинов‑автомобилистов были посмертно награждены орденом Красной Звезды: младший сержант Александр Фёдоров, рядовые Евгений Аникиенко, Юрий Грицков и Олег Штельмах.

Многие «воины-афганцы» и сейчас трудятся у нас в 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригаде, хотя уже и находятся на заслуженном отдыхе. Среди них – прапорщик запаса Михаил Аввакумов. В музей воин-интернационалист передал фотографии, ксерокопию загранпаспорта для выезда в Афганистан. Там он был начальником диспетчерского пункта комендантского участка на перевале Саланг.

Анатолия Воронцова, который также до сих пор в строю, судьба дважды забрасывала «за речку». Сначала была срочная служба радистом, а потом, после окончания школы прапорщиков, спустя полгода – начальником радиостанции. И после этого он ещё участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. А совсем недавно у Анатолия Александровича… родился третий ребёнок.

Отстоять и развивать

Последние два зала посвящены зарождению и совершенствованию транспортных войск суверенной Беларуси. Железнодорожные войска Республики Беларусь как независимого и суверенного государства были созданы в 1992 году.

Их история тесно связана с именем генерал-майора в отставке Анатолия Степука. Три года он командовал 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригадой. Именно ему пришлось в трудные девяностые доказывать в Верховном Совете страны значимость железнодорожных войск и бороться за их судьбу. К счастью, доводы Анатолия Яковлевича были услышаны.

Сейчас в музее хранится тот самый исторический документ – постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 от 18 декабря 1992 года «О железнодорожных войсках».

А в 2006 году в целях совершенствования системы транспортного обеспечения Вооружённых Сил на базе железнодорожных, автомобильных и дорожных соединений и воинских частей были созданы транспортные войска Республики Беларусь.

– Лозунгом наших войск по праву являются слова: «Призваны строить и защищать». Наши военнослужащие в мирное время строят, восстанавливают, возводят, ремонтируют, перевозят, а в военное – предназначены обеспечивать транспортную безопасность страны. Приглашаем всех желающих в наш музей. Поверьте, вы не пожалеете! – сказал мне на прощание подполковник запаса Игорь Кунцевич.



 

 

Подполковник Александр ПОЛИТАЕВ,
«Ваяр», politaev@mod.mil.by, фото автора
vsr.mil.by

 

 

Согласовать время посещения музея можно через заместителя командира бригады по идеологической работе.
Телефон (через коммутатор части) 5-54-97