Раздавім фашысцкую гадзіну
07.07.2014
Выставку этих антифашистских листовок и плакатов периодически организует Слуцкий краеведческий музей. Последний раз случчане и гости города могли ознакомиться с экспонатами в день празднования 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 3 июля.
«Раздавим фашистскую гадину», так называлось сатирическое издание, предназначенное главным образом для распространения среди белорусских партизан и населения республики, временно попавшего под иго немецко-фашистских оккупантов, во время Великой Отечественной войны.
Выходило издание с июля 1941 г. до мая 1945 г. Заметим, что до марта 1942 г. агитплакат выпускался на русском языке. С марта 1942 г. издание стало называться газета-плакат, позже – сатирический журнал ЦК КП(б)Б. Сотрудников редакции называли «раздавиловцами».
Сатирический листок на белорусском языке выпускался газетой «Савецкая Беларусь» («Советская Белоруссия»). Печатался на 2–4 страницах, с одноцветными, но иногда трёхцветными иллюстрациями. Вышло 142 номера. Редакцию возглавлял сначала Михась Чаусский, а с 1943 года – Кондрат Крапива. К слову, среди первых авторов агитплаката был и Тимофей Крысько (Василь Витка) – наш земляк из деревни Евличи, в то время активный сотрудник «СБ».
Листок печатался в тылу Советской Армии – сначала издавался в Гомеле, пока город ещё не был оккупирован фашистами, здесь в июле 1941 года вышло 13 номеров «боевого листка». Затем – в прифронтовой полосе, в Москве, в Новобелицах (Гомельская обл.), а с освобождением столицы Белоруссии – в Минске. Разоблачал и осмеивал бредовые планы фашистского командования, клеймил позором пособников немцев из числа предателей белорусского народа и т. п. Листок воспитывал ненависть к оккупантам и их прихлебателям, звал к беспощадной борьбе с захватчиками.
Печатались произведения разных жанров, начиная от острого политического памфлета и кончая партизанскими частушками. Большую роль играла карикатура, занимавшая больше половины площади листка. Использовались обращения к партизанам и народу Белоруссии руководителей партии и правительства, деятелей культуры и т. п. Широко использовались фотодокументы, информационные сообщения о боевых успехах партизан и воинов Советской Армии. Боевой характер имели сатирические отделы и рубрики «Не в бровь, а в глаз», «Партизанские частушки», «Белорусские пословицы»... Хорошо была поставлена связь листка с партизанскими отрядами, откуда поступала информация о ходе борьбы с оккупантами, о героизме и патриотизме народных масс.
Активно с изданием сотрудничали белорусские литераторы А. Астрейка, А. Белевич, П. Бровка, Я. Брыль, П. Глебка, К. Губаревич, А. Даведка, В. Зуб, М. Климкович, Я. Колас, К. Крапива, У. Крысько, А. Кулешов, Я. Купала, М. Лужанин, М. Лыньков, П. Панченко, Т. Полещук, М. Танк, М. Чаусский, К. Чорный и другие. Принимали участие также некоторые русские сатирики. Иногда практиковалась перепечатка произведений из центральных газет и журналов, из партизанских изданий Белоруссии. Рисунки исполнялись художниками И. Ахремчуком, Д. Бабиченко, А. Баженовым, Г. Вальком, Ю. Ганфом, Д. Дубинским, К. Елисеевым, В. Казак, Д. Красильниковым, В. Медведевым и др.
А начиналось все с того, что 9-классник Виталий Букатый на входе в гомельский парк в первые дни войны рисовал картину «Три советских богатыря». Проходивших мимо литсотрудников недавно созданной редакции сатирического плаката заинтересовало полотно парня. Виталий объяснил, что три богатыря – это воин, рабочий и крестьянин, которые «раздавят фашистскую гадину». Так окончательно утвердилось название плаката-газеты, а юному художнику предложили сотрудничество с новым изданием. Но когда немцы подошли к Гомелю, а редакция эвакуировалась, Букатый ушёл в партизаны…
В дальнейшем работа сатириков издания над выпуском листка помогла родиться новому белорусскому сатирико-юмористическому журналу «Вожык» («Ёжик»), который начал выходить с декабря 1945 г.
В 1964 году, к 20-летию освобождения Беларуси, были сделаны некоторые копии листовок, которые выпускались в Беларуси во время войны. Их-то, в основном, и выставляет краеведческий музей.
Владимир ХВОРОВ,
фото автора