Монашеский постриг
27.08.2015
На Случчине издревле было множество монастырей. Одним из самых стародавних считается Троицкий: наиболее ранняя дата, когда он упоминается – 1205 год. Однако, в современной исторической литературе годом самого раннего упоминания этого монастыря обычно приводится 1445-й, хотя есть мнение, что монастырь уже существовал в XII и даже в XI веке. Троицкому монастырю в разное время подчинялись более мелкие монастыри: Слуцкие Ильинский (с XV в.) и Преображенский (с 1600 по 1620 гг.), Иоанно-Богословский (с XVII в.) в Грозове, Морочский Успенский (с XVI в.) и Старчицкий Петропавловский (с XVII в.). Этот же монастырь был и последним из действующих православных монастырей в Слуцке, его закрыли 21 февраля 1930 года. Монастырские реликвии были переданы в музеи страны, а постройки окончательно разрушили после Великой Отечественной войны в 1950-е годы.
Были в Слуцке и другие монастыри, мужские и женские. Но все они давно были закрыты, а уж когда был совершён последний монашеский постриг вряд ли удастся узнать.
Ильинский монастырь до 1611 г. был мужским, позже стал женским. В 1846 г. в нем не осталось ни одной монахини, а 31 декабря 1854 г. он и вовсе был зарыт.
После подавления Польского восстания российские власти начали политику ослабления польско-католического влияния на восточнославянское население западных окраин Российской империи. В результате, в 1832 году был закрыт Слуцкий бернардинский монастырь, появившейся в Слуцке в XVII веке. Его имущество и монахов отправили в Несвиж.
В 1600 году образовался Спасо-Преображенский монастырь, который просуществовал до 1797 года и закрылся из-за малого количества монахов.
До 1773 года, когда упразднили орден иезуитов, в Слуцке действовали иезуитские монастыри: Свято-Духовский в Старом городе и Троицкий в Новом.
В 2000 г. было завершено строительство Слуцкого монастырского комплекса Римско-католического прихода имени святого Антония. Освящение комплекса состоялось 11 октября 2000 г. С этого времени начались регулярные богослужения, а монахинь монастыря можно иногда встретить на улицах города.
Недавно в Слуцке был основан женский монастырь. Владыка Филарет дал благословение на организацию женской обители в нашем городе в ноябре 2012 года.
По его благословению в январе 2013 года в Слуцк были направлены две сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря города Полоцка для организации монастырской жизни: монахиня Анастасия (Людмила Николаевна Коржич) и послушница Елена (Елена Павловна Маковская). Вскоре, 28 марта 2013 года, Синод Белоруской Православной Церкви постановил благословить преобразование прихода храма в честь святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Римских города Слуцка Минской епархии Белорусской Православной Церкви в «Женский монастырь в честь святой праведной Софии, княгини Слуцкой в городе Слуцке Минской епархии Белорусской Православной Церкви».
И вот, наконец, событие, которого на слуцкой земле не было, может быть, более 100 лет: первый постриг в женской обители! Сайт Слуцкой епархии так прокомментировал это событие.
«22 августа 2015 года, по окончании вечернего богослужения, епископ Слуцкий и Солигорский Антоний прибыл в монастырь праведной Софии княгини Слуцкой. В Космо-Дамиановском храме обители архипастырь совершил иноческий постриг послушницы Татианы (Петрусёвой) с оставлением прежнего имени в честь мученицы девы диакониссы Татианы Римской.
На постриге молились игумения Анастасия, благочинный Слуцкого округа протоиерей Игорь Штепа, настоятель Свято-Троицкого храма д. Телядовичи Копыльского район протоиерей Геннадий Корень, клирики и сестры обители.
После завершения чина на одеяние рясы и камилавки епископ Антоний обратился к новоначальной инокине со словами назидания. Его Преосвященство отметил важность произошедшего события – первого в истории молодой обители пострига, и напутствовал инокиню Татиану на преуспеяние в иноческом подвиге, призвав её быть твёрдой в намерении хранить чистоту телесную и душевную Христа ради».
Монахиня – член религиозной женской общины, как правило, давшая обеты бедности, целомудрия и послушания. Термин «монахиня» применим не только к православным, но и к католикам, англиканцам, лютеранам, джайнам, буддистам, даосам и индусам.
Совместные мужские и женские монастыри были запрещены на Руси ещё в 1504 году. Тем не менее, православная церковь не проводит принципиального различия между монастырём для женщин и для мужчин.
Вот как объясняет монашеский постриг, как таинство церкви, священник Константин Польсков.
Монашеский постриг – это обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый даёт Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати.
Существует три степени монашества – рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).
Постриг в рясофор совершается чтением определённых молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком».
При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый даёт Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом».
Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому даётся новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником».
Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения.
Преподобный Макарий Великий: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1).
Не менее познавательно пишет об этом таинстве протоиерей Александр Шмеман в книге «Водою и духом».
Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов: символом послушания и жертвы.
С незапамятных времён люди чувствовали в волосах наличие «маны», сосредоточение в них силы и энергии человека. Примером может служить библейское повествование о Самсоне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохраняется в постоянной озабоченности людей по поводу своих волос и причёсок. Они остаются выражением, символом человеческой красоты, символом национальной принадлежности (например, стиль причёсок «Афро»), даже символом некоторых глубоких патологических отклонений в человеке. Короче говоря, существует «тайна волос» как одного из основных средств самовыражения, самоутверждения и характерности. Поэтому христианский обряд пострижения волос (который, помимо чинопоследования крещения, встречается в пострижении в монашеский чин и в посвящении в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рассматриваться как один из многих других «освящённых древностью» обрядов, совершаемых неизвестно почему и принимаемых в качестве неотъемлемой части нашего «наследия».
В Церкви все всегда действительное, настоящее. Каждый символический акт символичен именно потому, что он являет саму Реальность, те глубочайшие и «неизреченные» её пласты, с которыми мы общаемся посредством символов и обрядов. Послекрещальное «пострижение власов» начинается торжественной молитвой, которая подводит итоги значению таинства: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного Божьего творения. Как будто Церковь, совершив работу по восстановлению, смотрит на человека и восклицает радостно и ликующе: как ты прекрасен!
Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его: яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшая чувств водрузивый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изрядно художннка…
Человек есть образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту и радоваться ей – значит возносить благодарение Самому Богу. Как и все в мире сем, красота была затемнена, унижена, искалечена, превращена в падшую красоту. И некоторые склонны просто-напросто отказаться от неё как от дьявольского искушения. Однако не таково восприятие красоты Церковью. Несмотря на всю её деградацию, красота всегда остаётся божественной как Божий знак и печать на творении. Человек прекрасен, и он должен быть восстановлен в своей красоте, должен возрадоваться этой красоте и вознести благодарение Богу за неё, как это сделал святой египетский монах, по чистоте сердца увидевший божественную красоту даже в блуднице.
В нашем падшем мире путь к восстановлению божественной красоты лежит через послушание и жертву. И таким образом, жизнь начинается с принесения жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарностью того, что в этом мире стало символом человеческой падшей красоты.
Таков смысл послекрещального пострижения волос: это первая свободная и радостная жертва человека Богу.
Особенно «точным» и живым это значение становится при крещении младенцев: действительно, ребёнок, не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы! Славное уничижение: начало единственно истинного пути к настоящей красоте, радости и полноте жизни…
Владимир ХВОРОВ
по материалам интернет-ресурсов