Свято-Космо-Дамиановская церковь
01.10.2012
История возрождения моего храма в контексте истории православия на Случчине
(творческая работа)
«Бог везде есть, но в церкви Он есть особенным
образом, оживотворяя, одушевляя и объединяя
всех верующих друг с другом и всех с Собою
благодатью и действием Святого Духа. Церковь
животворимая живущим в ней Богом, чувствует
Его живущим в себе, чувствует и то, что живет
Им и потому и есть дом Его…»
Святитель Феофан Затворник
«Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её»
(Мф.16;18)
Живу я в древнем, славянском городе Слуцке, который расположен в центральной части Беларуси, в ста километрах к югу от Минска. Возник он на месте, удобном для обороны и торговли, на возвышении, при впадении реки Бычок в реку Случь, на правом её берегу. Здесь находилось укрепленное поселение – городище.
По свидетельству Киево-Печерского архимандрита Иосифа Тризны (XVII в.), Киевский князь Владимир придал основанной им в 1005 году Туровской епархии в числе других городов и Слуцк. Упоминается город Слуцк в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях под 1116 годом. В 1160 году Слуцк – столица удельного княжества. Князем здесь стал внук Владимира Мономаха – Владимир Мстиславович. В конце XIV века Слуцкое княжество стало удельным владением литовской великокняжеской династии Гедиминовичей. Потомки этой династии – князья Олельковичи владели княжеством до 1612 года, до времени упокоения Святой Софии, княгини Слуцкой. В конце XV века Слуцк упоминается как один из крупнейших городов Великого княжества Литовского (ВКЛ) с развитыми ремеслами и торговлей. Московский дьяк Трифон Коробейников, посетивший Слуцк по пути в Константинополь, писал: «Град торги и посадом больши и лучши Менска, а река шириной с Москву-реку… В воротах у града стоят воротники и стрельцы с ручницами, а в острог иноземца не сказав не пустят».
После Софии Слуцкой княжество унаследовал ее муж Януш Радзивилл. Его потомки княжили до 1744 года. В 1744 году княжество выкупили Несвижские Радзивиллы. А 10 декабря 1846 года город Слуцк был выкуплен правительством царской России.
Центром духовной и просветительной жизни, начиная с XV века, являлся Свято-Троицкий монастырь, первое упоминание о котором есть в летописи 1205 года.
Позже появляются и другие монастыри в городе – это Спасо-Ильинский и Спасо-Преображенский. Настоятели в эти монастыри, как правило, назначались Киевскими митрополитами. В городе к концу XVI века насчитывалось около 15 церквей.
В то время княжили последние представители рода Олельковичей. Отличаясь благонравием в личной жизни, любовью к людям, вместе с православной церковью они были в основе своей охранителями благочестивой жизни в народе.
Отец блаженной Софии князь Юрий Юрьевич II (1559–1586) был единственным из трех сыновей, кто выполнил завещание своего родителя и исполнил отцовский завет хранить православную веру, в то время как младшие братья Ян-Симеон и Александр под влиянием иезуитов перешли в католичество. Подобные измены в те времена были явлением довольно распространенным среди представителей литовско-белорусской знати. Тогда была политика вытеснения православия в Великом княжестве Литовском, вступившем в политический союз с Польшей. Князь Юрий противодействовал притеснениям христиан православного вероисповедания. Как и его отец, он был щедрым жертвователем по отношению к церквям и монастырям. Известны, подаренные им в 1580 году для Благовещенской церкви Свято-Троицкого монастыря, «литый серебряный настоятельский посох, серебряная позолоченная с финифтяными украшениями чаша и собственноручно, весьма красиво, писанное им напрестольное Евангелие». Слуцкое Евангелие по ценности можно сравнить с Крестом преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой. В настоящее время оно находится в собственности Белорусской православной Церкви.
Святая праведная София, княгиня Слуцкая (1585–1612) защитила наш город Слуцк от римо-католиков. Униатство, возникшее в результате Брестской унии 1596 года, укрепило власть католицизма в Речи Посполитой. Православных лишали некоторых гражданских прав, принуждали объединяться с католиками. Новые церкви строились по образу костелов, а древнейшие храмы отбирались и отдавались униатам. Глубокая вера святой Софии позволила ей оставить родной город твердым в «истинном уповании». Лишившись благочестивых родителей, когда ей был один год (в 1585 году умерла ее мать, в 1586 – умер отец Юрий Юрьевич, в 1591 году и в 1592 году умерли ее дяди Александр и Ян-Симеон), девочка осталась наследницей всего княжества. Приходя в совершенный возраст, она видела, с каким упорством происходит давление католицизма на веру ее предков. Единственной отрадой и утешением была для княжны православная вера. В 14 лет, чтобы избежать бессмысленного кровопролития и войны, она соглашается выйти замуж за Януша Радзивилла. Нерушимым условием при вступлении в брак юной княжны было, чтобы брак совершался по православному обряду и дети, рожденные от брака, были крещены в православной церкви и воспитывались как православные. Ей удалось убедить своего супруга исходатайствовать у польского короля грамоту о запрещении в их владениях насильственно принуждать православных к унии. Этим княгиня обеспечила юридическую защиту конфессиональных интересов своих подданных. Наши православные предки нашли в молодой княжне моральную и духовную поддержку и сплотились под сенью своих святынь: монастырей, храмов и Спасо-Пребраженского братства.
Святая София жертвовала собственноручно вышитые золотом церковные ризы и священнические облачения, выделяла средства на постройку храмов, совершала паломничества в отдаленные церкви во время храмовых праздников. При участии святой Княгини братство устроило Преображенский монастырь, при котором была богадельня и училище. Впоследствии в келье этого монастыря жил и трудился будущий святитель Дмитрий Ростовский (с 6 декабря 1677 по 29 января 1679 г.). Его пригласили в наш город как известного, хоть и молодого, проповедника и богослова для духовной поддержки Свято-Преображенского братства.
«Почто нам в Самарию за водой ходити, егда и зде, в Случеске, лепо её пити?» – слова Святителя Дмитрия Ростовского по преданию им самим вырезанные на крышке сруба колодца, выкопанного вместе с братией в Слуцком Троицком монастыре.
Святая София превратила принадлежащий ей Слуцк в твердыню православной веры – одну из немногочисленных, а вскоре и единственную во всем крае. Еще целое столетие после провозглашения унии случчане оставались непреклонными и непреложными в своих убеждениях, но потом, как и прочие начали слабеть и уступать западному влиянию. Во второй половине XVII века и первой половине XVIII века в городе появляются католический монастырь и кальвинистский собор.
С древним Слуцком связано начало исторического бытия и Минской епархии, именно здесь начиналось ее административное становление. В 1772 году по первому разделу Речи Посполитой, единственной высшей степенью православной иерархии в этом государстве оставалась лишь Слуцкая архимандрия. В виду такого исключительного своего положения она имела почти все принадлежности архиерейской кафедры. Официально только в 1785 году между Петербургом и Варшавой было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой православной епископской кафедры. Епископом на ново-учреждаемую кафедру был посвящен Слуцкий архимандрит Виктор (Садковский), подчинялся он Киевской митрополии. В 1786 году в Слуцке начала действовать организованная Преосвященным Виктором духовная семинария. В 1793 году состоялся второй раздел Речи Посполитой, и образовалась Минская епархия, в управление епархией был назначен Преосвященный Виктор (Садковский). Архиерейский дом при Преосвященном Викторе все время оставался в Слуцке, хотя указом 1795 года архиерейская кафедра была перенесена в Минск. Владыка Виктор занимал в Слуцком Троицком монастыре восемь комнат, рядом с церковным строением был небольшой сад.
Только в 1799 году при новом архиерее архиерейский дом был переведен в Минск, в здание бывшего базилианского монастыря.
В Слуцке еще долгое время продолжала действовать семинария, которая после учреждения Минской епархии так же именовалась Минской. Перевод семинарии в Минск состоялся лишь в 1840 году при епископе Антонии (Зубко).
Период до 1917 года для Слуцка можно считать благодатным. Размеренная жизнь уездного города и его жителей определяли внешний облик города: каменный Троицкий собор, духовное училище, каменный Николаевский собор, Михайловский храм, Варваринская, Рождественская, Стефановская, Юрьевская церкви. В начале XX века Слуцк был городом «золотых куполов».
Время не пощадило наш город. Из Слуцкого архитектурно-исторического наследства, к сожалению, мало что сохранилось, как будто стерто «лицо» нашего древнего города.
События 1917 года открыли новую страницу истории Слуцка, к сожалению, темную. Периоды безвластия, оккупация города немецкими, затем бело-польскими войсками оставили отпечаток как в судьбах случчан, так и на облике города. В этот период сгорела Юрьевская (Георгиевская) церковь в новой части Слуцка, а Никольский собор в 1918 году во время отступления красной армии «потерял» свои колокола. Но это было ничто по сравнению с событиями, происшедшими после вхождения города по решению Брестского договора в состав Белорусско-Литовской ССР. Церковь, отделенная от государства, стала планомерно уничтожаться новыми властями. Церковные ценности изымались, священнослужители и православные миряне подвергались репрессиям. Большевики через ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР) в начале 20-х годов спровоцировали в церковной организации раскол: на «тихоновцев», оставшихся верным совести и законной церковной иерархии и «обновленцев», восхвалявших новую власть как богоугодную и справедливую. Слуцкую Церковь не минула сия чаша. Не нам судить обновленцев-раскольников, и всех тех, кто поддался минутной слабости и испугался власти, забыв о страхе Божьем. Но в борьбе за истинную веру им противостояли: последний епископ Николай (Шеметилло), его брат Феофан, протоирей Михаил (Лукашевич), протоирей Александр (Хвалебнов), протоирей Василий (Павлюкевич), любимый всеми случчанами монах Макарий (иеромонах Иоасаф – Роман Игнатьевич Русанов). Искусственно созданный раскол подорвал и ослабил силу Церкви, чтобы новой власти легче было её уничтожить, и «тихоновцы» и «обновленцы» с 1922 года до 1935 гг. были репрессированы, сосланы, уничтожены. В 1935 году в Слуцке уже не было ни одного действующего храма. Свято-Троицкий монастырь в 1930 году был закрыт, а потом разрушен. Та же участь постигла в 1934 году Николаевский собор и Стефановскую церковь на монастырском кладбище. Воскресенская церковь была переоборудована в общежитие и в 1930 году по неосторожности сгорела. Рождественская – была разрушена в 1941 году во время отступления Красной Армии. Михайловская – отдана под общежитие, Варваринская – закрыта. Во всей Минской епархии к 1939 году не было ни одного действующего храма.
«Время теперь настало тяжелое. Много стало неверия, есть только страна безбожников. Скоро должна быть перемена, и мы должны сейчас молиться Богу больше, чем когда либо». «…Я крестил много народу, но многие остались не крещеными, отшатнулись от всего и сделались антихристами. Вы, верующие, не слушайте, кто вас будет соблазнять. Это дух нечистый, который теперь ходит в народе, это значит советская власть» (из проповеди последнего епископа Слуцкого Николая Шеметилло (?– 23.06.1933 г.).
Храмы открыли только во время войны в 1941 г. Мой прадедушка – Федор Иванович Веробей (1879–1960), 29 июня 1938 года тоже был арестован и обвинялся по статье 68 УК БССР (о шпионской деятельности в пользу Литвы и Польши) и статье 72 УК БССР (об антисоветской агитации). Когда читаешь материалы уголовного дела становится видно, что Федора Ивановича обвиняли за то, что в его доме в 1926–1927 годах жил на квартире священник Свято-Михайловской церкви Василий Матвеевич Павлюкевич (умер он в начале 1932 года), который якобы его завербовал. Обвиняли в том, что к Павлюкевичу часто приходили его сослуживцы, протодьякон Прокофий Жданко и священник Криводубский и вели антисоветские разговоры. Последние оба осуждены и высланы за контрреволюционную деятельность в 1933 году, а прадедушка разделял их антисоветские взгляды. Обвиняли в том, что он отправлял свою жену Антонину собирать подписи, чтобы открыли храмы; в том, что они собирались на квартирах верующих случчан и читали Евангелие; в том, что при обыске на чердаке найдены Евангелие и Плащаница. В Слуцкой тюрьме его жестоко били, не смотря на его преклонный возраст, вынудили отдать все денежные сбережения со сберкнижки; Федору Ивановичу тогда было уже 60 лет. За время пребывания в тюрьме умирает его жена Антонина, а дети Леонтий – 10 лет и Людмила – 7 лет, а так же его престарелая двоюродная сестра Макрина – 78 лет (она жила на его попечении) остаются одни без средств и еды.
По милости Божьей прадедушка остался жив. В Слуцкую тюрьму 5 июня 1939 года прибыла «тройка» представителей власти для разбирательства поднакопившихся дел. Заключенных вывели во двор Слуцкой тюрьмы. Было их там, очень много. Люди могли только стоять друг за другом. Разобрать все дела не представлялось возможным. Когда вывели Федора Ивановича, он оказался в конце всей толпы. Пробиться вперед, где на ступеньках стояла «тройка» старому, больному и избитому человеку не было никакой возможности. Федор Иванович молился и уповал только на Бога. Выйдя во двор, он начал кричать и просить помощи. И Господь услышал его. Произошло чудо. Люди подняли его на руки и «покатили» вперед над своими головами. Так он оказался перед следователями и его дело рассмотрели: «5 июня 1939 года уголовное дело производством прекращено за недоказанностью и из-под стражи он освобожден». Рассказывала бабушка, что сразу из тюрьмы Федор Иванович пошел заработать денег, чтобы накормить семью (он работал печником по найму). А когда пришел, сделал себе стульчик с дырочкой, потому что после тюремных побоев он не мог даже нормально сидеть.
Федор Иванович хранил церковное имущество и ключи от Свято-Михайловской церкви. При немцах, когда разрешили открыть храмы, он ездил в г. Бобруйск и ходатайствовал об открытии наших слуцких церквей. Церкви открыли, возобновились богослужения, люди объединились в молитве. Город Слуцк освободили от немцев 30 июня 1944 г., церкви не закрыли, но началась новая волна репрессий, священнослужителей арестовали уже за общение с немцами и их дальнейшая судьба неизвестна.
Мой прадедушка, Федор Иванович, после войны служил при Свято-Михайловском храме старостой, принимал участие в ремонте церкви. А его сын Веробей Леонтий Федорович (1928–1953) служил пономарем и звонарем в Свято–Варваринской церкви. В нашем старом доме до сих пор на чердаке сохранился свечной станок, на котором они сами делали свечи для богослужений.
За годы гонений много людей погибло за исповедание веры православной, многие уже канонизированы и причислены к спискам новомучеников в земле Белорусской просиявших в XX веке, а сколько еще неизвестных. Но по молитвам их, стоящих пред Престолом Божиим, Господь укрепляет веру православных христиан и ниспосылает нам Свое благословение.
После войны протоиреем Михайловской церкви был Леонтий (Кульчицкий). Так и жили горожане с одним храмом и одним священником долгие годы.
В конце 80-х настало «перестроечное» время. Началось возрождение духовной жизни и на Случчине. Больше людей стали приходить в Свято-Михайловский храм.
Решение создать новый приход – православную общину было принято 2 февраля 1993 г. По благословению митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Высокопреосвященнейшего Филарета приход возглавил протоирей Николай Павлович Коржич (умер 9 июня 2011 г., в настоящее время настоятелем Слуцкой Свято-Космо-Дамиановской церкви является протоиерей Андрей Крутелёв – прим. админ. сайта). Решением Слуцкого горисполкома 17 февраля 1993 г. был передан православной церкви солдатский клуб на территории расформированного военного городка по ул. М. Богдановича. В помещении этом не было ни тепла, ни света, ни даже достойного вида. Но со всем усердием приступил отец Николай к возведению нового храма. Людей не обманешь, они особым чувством воспринимают истинных пастырей и сердцем тянутся к тем, кто стремится сам всей душой к Богу. На помощь к отцу Николаю пришли добрые люди, и, кто деньгами, кто стройматериалами, кто своим трудом, помогали в деле восстановления храма.
Уже 28 июня 1993 г. Слуцкий исполком утвердил статус православного Свято-Космо-Дамиановского прихода. Название было выбрано не случайно. Слуцкий краевед И.А. Титковский пишет, что из истории точно неизвестно, когда появилась церковь святых Космы и Дамиана в Слуцке. Но в XVI веке она уже существовала, была деревянная. За долгую историю могла, вероятно, находиться в разных местах города. Некоторые источники косвенно свидетельствуют, что церковь с таким названием некоторое время могла быть в предместье Остров. Однако позже, скорее всего, стояла в Новом городе неподалеку от Навамейской брамы (район ул. М. Богдановича). Одна из последних дат, когда упоминается церковь – 1713 год. Через некоторое время она пострадала от пожара, некоторое время стояла не пригодная, а потом была разобрана. Бюджет присоединили к Успенской соборной церкви, а вещи и убранство, что остались после пожара, передали островской Михайловской церкви.
Название новый приход получил в честь святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Римских (284 г.). Научившись врачебному искусству, святые братья успешно исцеляли всякие болезни, им содействовала благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились здоровыми. Ни от кого они не брали вознаграждения за исцеление, за то и были прозваны «безмездными врачами». Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых – веры во Христа. Помимо благодати исцеления они благодетельствовали людям и щедрым подаянием: питали алчущих, одевали нагих. Очень многих они обратили в веру Христову.
Глубоко символично, что храм появился недалеко (500–600 метров по прямой) от больничного комплекса. Кто знал тогда в 1993 году, что настанет время, и святые страстотерпцы Косма и Дамиан будут простирать свои небесные ладони над всеми, кто обращается к ним с великой верою в своем горе и радости.
И стал отец Николай и священником, и прорабом-реставратором, и хозяйственником – все в одном лице. Начинали с того, что посередине клуба вместо престола были поставлены два стола, покрытые скатертью и маленький деревянный крест. Вот и все богатства. В таком убогом помещении, со скромными дарами от других приходов и начал свое тяжелое служение отец Николай.
Николай Павлович Коржич родился в семье священника в Пинске в 1943 году. Его отец Павел с 1949 по 1988 годы служил в приходах Минской епархии в Брестской области. В семье было девять детей: три сына и четыре дочери. Все три сына отца Павла стали священнослужителями: архимандрит Василий с 1975 года и отец Павел с 1978 года служат в г. Волковыске, и наш – отец Николай.
Семья батюшки: матушка – Надежда Федоровна и пятеро детей (один сын и четыре дочери), сейчас у него уже десять внуков.
Отец Николай в 1972 году закончил учебу в Московской духовной школе и был рукоположен в иереи. По благословлению Минской епархии был направлен в Камевичи Петриковского района Гомельской области. Служил там 4 месяца. С октября 1972 года – в г. Чечерске. Служил там 20,5 лет.
С 1993 года получил третий приход в городе Слуцке. Много сил и труда приложил отец Николай для духовного окормления своих прихожан.
Главное качество отца Николая – это любовь, которая во всех людях видит, прежде всего, образ и подобие Божье.
Помогали ему в его послушании матушка Надежда, его дети, прихожане, сестричество.
При храме был организован церковный хор.
На Рождество Христово 7 января 1994 года служилась первая Божественная литургия.
С тех пор не прекращаются в нашем храме божественные богослужения.
Не уставая в трудах, отец Николай собрал вокруг себя большую духовную семью. Непрерывным потоком идут в храм страждущие и жаждущие спасения люди. И благодать Божия, обитающая в батюшке, приносит стократные плоды: в людях загорается дух Христов, неверующие обретают Бога, туман неверия рассеивается, и правда Божия становится для людей очевидной.
В 1995 г. была пристроена кирпичная ярусная шатровая колокольня (квадрат со срезанными углами на квадрате).
Храм был освещен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси 15 мая 1995 г. За старательное служение Церкви Божьей и людям протоирей Николай награжден орденом Сергия Радонежского.
С сентября 1996 года при храме открылась воскресная школа. Здесь мальчики и девочки изучают Священное Писание (Ветхий Завет и Новый Завет), церковное пение, постигают суть церковных праздников, Богослужений, изучают жития святых, что способствует их нравственному и духовному развитию.
В 1996–2000 гг. проведена вторая реконструкция храма: разобрали крышу, не было иконостаса… Было много трудностей. Наши прихожане были в паломничестве в июле 1997 года и спрашивали у старца протоирея Николая Гурьянова (?–24.08.2004) с острова Залит: – Будет ли у нас храм? А он сказал: «…за вашего батюшку Николая девять ангелов молятся…» Вот так с помощью Божией и с молитвой всё получилось.
Был поставлен деревянный с окошками барабан с куполом, ниже по склону крыши – четыре купола поменьше на глухих барабанах. Вместо старых прямоугольных оконных проемов, сделали маленькие арочные, с небольшими декоративными фронтончиками над ними, какие дают вытянутым боковым стенам декоративный вид. Интерьер поделили на три части двумя рядами квадратных каменных колонн. Внутреннее убранство: царские врата с короноподобной резьбой, иконы, иконостас, продуманное освещение, величавый купол – все в храме соответствовало светлому вознесению человеческой души и веры в глубокие основы духовности православного христианства.
Осенью 2001 года к нам в храм пришел клириком иерей Александр Иванович Шкляревский (23 августа 2012 г. назначен настоятелем нового прихода Иконы Божьей Матери «Целительница» в г. Слуцке (будет располагаться на территории УЗ «Слуцкая центральная районная больница») – прим. админ. сайта). Сам он случчанин.
Закончил Минскую духовную семинарию и академию в Жировичах. Со смирением во славу Божию он несет в нашем храме свое послушание. Прекрасный исповедник, произносит проповеди на богословские темы.
Отец Александр вместе с отцом Николаем окормляют свою паству, пекутся о своих духовных чадах, служат делу воспитания подрастающего поколения.
Многие из воспитанников нашего прихода впоследствии сами приобрели плоды благочестия и молитвы. Сын отца Николая – Николай младший – в нашем храме был пономарем, а потом и диаконом, помогал отцу в богослужениях. В 1996 году поступил в духовную семинарию, в 2000 году закончил, был рукоположен в иереи, заочно закончил Духовную Академию, защитил диссертацию. Он несет церковное послушание в Минском кафедральном Свято-Духовом соборе и служит секретарем в Минском Епархиальном управлении, сейчас он уже протоирей Николай, имеет много наград.
Отец Сергий (Цвирко) – один из первых пономарей в нашем храме. Закончил Минскую духовную семинарию. В 2008 году рукоположен в иереи. Несет свое послушание в г. Гродно.
Отец Андрей (Мандык) – в нашем храме был пономарем. После службы в армии в 2004 г. поступил в Минскую духовную семинарию. В 2007 году рукоположен в диаконы, женился и 11 октября 2007 года рукоположен в иереи. Несет свое послушание в г. Браславе в Свято-Ефросининском монастыре (с 19 ноября 2010 г. – настоятель прихода храма Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в д. Лядно Слуцкого района – прим. админ. сайта).
Анна Юрьевна Григорян – прихожанка нашего храма. В 2000 году настоятель протоиерей Николай благословил ее на клирос. Закончила Слонимское духовное училище (2001–2005 г.) по специальности катехизаторов. Сейчас она помощник регента хора и несет послушание преподавателя в воскресной школе нашего храма (в настоящее время послушница Свято-Благовещенского женского монастыря г. Слонима – прим. админ. сайта).
Надежда Николаевна Коржич – младшая дочь отца Николая. С детства пела в нашем хоре, имеет прекрасный голос. Закончила Минское духовное училище. Сейчас регент нашего хора.
Нашим приходом организуются экскурсии-паломничества к православным святыням. Встречи с общественными организациями и молодежью. Приход активно взаимодействует с Белорусским казачеством. В храме хранятся регалии Слуцкого отдела общественной организации «Всебелорусское объединенное казачество». Казаки оказывали помощь в ремонте и реконструкции храма. Во время годовых праздников казаки несут службу по охране правопорядка на территории церкви.
Наши священники часто выступают с проповедями по Слуцкому радио и в школах.
За эти годы накопилось много книг православной тематики, создаётся православная библиотека при воскресной школе, и организована социальная работа с детьми инвалидами: уже регулярно проводятся духовные беседы в социальном центре по улице Социалистической, а так же планируется более тесное сотрудничество со Слуцкой больницей – для окормления больных и страждущих пациентов.
За это время храм пережил три реконструкции. Последняя полная реконструкция храма и благоустройство территории проводилась в 2007– 2009 годы, благодаря помощи и заботе протоирея Николая младшего, который в третьем поколении продолжает высокородное дело служения Богу и людям. После завершения строительных работ храм полностью преобразился: выросли новые купола (центральный купол расширили и увеличили), поменяли крышу, окна, пол выложили красивой плиткой, подросла колокольня, она стала трехъярусной.
На колокольню храма 17 октября 2008 года под руководством директора, Школы звонарей, Богдана Владимировича Березкина, были подняты и развешаны новые колокола минского предприятия «Отменное литьё», весом 100, 84, 40, 32, 16 и 8,5 кг. Чин освящения колоколов совершил секретарь Минской епархии протоирей Николай Коржич в сослужении настоятеля нашего храма протоирея Николая Коржича.
Еще больше удивляет и захватывает внутреннее убранство храма: новый иконостас, иконы покрыты сусальным золотом. Благоустроили территорию вокруг храма.
На престольный праздник Святых Космы и Дамиана Римских 14 июля 2009 года было освящение престола митрополитом Минским и Слуцким Филаретом Патриаршим Экзархом всея Беларуси и архиерейская служба. Протоирей Николай Павлович Коржич награжден Орденом Кирилла Туровского I степени (свидетельство от 14.07.2009 г.).
Особо потрудившихся, во благо Матери-Церкви и в деле реконструкции и благоукрашении храма Владыко Филарет отметил медалями и памятными грамотами.
В нашем храме находится почитаемый образ святой Праведной Софии Слуцкой с частичкой её мощей; образ Космы и Дамиана с частичкой мощей; образ святой Праведной Ефросинии Полоцкой с частичкой мощей; образ священномученика Игнатия Богоносца с частичкой мощей; образ преподобного Феофила Киево-Печерского Христа ради юродивого с частичкой мощей.
Впервые на Светлую Пасху 4 апреля 2010 года в наш храм из Иерусалима был доставлен Благодатный огонь. Паломники из нашего храма сподобились вместе с белорусской делегацией побывать у Гроба Господня во время схождения Благодатного огня и привезли его прямо к Крестному ходу.
На престольный праздник святых Космы и Дамиана Римских в нашем храме 14 июля всегда приезжает много гостей. Самый дорогой – Высокопреосвященный Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
В 2010 году на престольный праздник Владыка Филарет преподнес в дар нашему храму икону Матери Божией «Достойно есть» написанную на Святой горе Афон специально для нашего храма.
Наш Свято-Космо-Дамиановский храм второй православный храм в городе.
Возрождается Церковь на Слуцкой земле, орошённая кровью мучеников, она не могла не воскреснуть.
Свято-Михайловская церковь имеет статус Свято-Михайловского соборного храма. Его настоятель – благочинный церквей Слуцкого округа протоирей Михаил Вейго. Милостью Божией и его стараниями растет число сельских приходов на Случчине.
В Свято-Михайловском храме находится почитаемый образ Софии Слуцкой с частичкой её мощей; иконы Божией Матери Почаевская и «Достойно есть», которым около 150 лет. Старинная Остробрамская икона Божией Матери, которую мой прадедушка сохранил от уничтожения.
На территории храма в1990 году была построена каменная часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери, в нише восточной стены размещена мозаичная икона Матери Божией Владимирская; и административный центр Слуцкого благочиния, в здании которого размещалась воскресная школа, библиотека, крестильная.
В 1995 году возле реки в центре города по ул. М. Богдановича возведена деревянная часовня в честь святой Варвары великомученицы.
Построена эта часовня как часть запланированного в центре города соборного комплекса.
В 2000 году через дорогу установлен памятник покровительнице и защитнице нашего города Святой праведной Софии княгини Слуцкой.
В 2006 году на территории воинской части на ул. Виленская возведен храм в честь святого Александра Невского. Храм приписной к Свято-Михайловскому собору. Храм был построен по инициативе военнослужащих Слуцкого гарнизона, которые не только жертвовали средства на его возведение, но и своими руками возводили его стены.
В 2007 году за восстановление бесхозного здания бывшего военкомата по улице М. Богдановича (строилось оно в годы войны узниками концлагеря, большинство из которых, претерпев страдания, погибли) взялась православная община Свято-Михайловского собора. Строительные работы шли два года. Об их завершении возвестила фигурка трубящего ангела, вознесенного на крышу дома. Теперь здесь находится центр православного просвещения имени святителя Дмитрия Ростовского. На первом этаже расположен конференц-зал, классы воскресной школы. В центре работает книжная лавка, библиотека, в которой более тысячи книг и журналов. Проходят фотовыставки. В конференц-зале демонстрируются фильмы православной тематики (в фильмотеке их около ста). Планируется работа лектория: встречи со священнослужителями, богословами, людьми творческих профессий. На втором этаже в 2009 году открылась часовня в честь святителя Дмитрия Ростовского (10 ноября 2009 года исполнилось 300 лет со дня представления святителя Дмитрия Ростовского). В личной библиотеке благочинного протоирея Михаила Вейго хранится уникальная книга – летопись Дмитрия Ростовского, датируется она 1784 годом. Редчайший экземпляр! И хранится он на благословенной Слуцкой земле.
На территории православного просветительского центра 26 сентября 2009 года был установлен и освящен крест в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Крест установлен как знак, который напоминает нам об освобождении Беларуси и жертвах народа, принесенных во имя Победы.
Православие – вера наших отцов. В свое время именно она стала оплотом для возникновения нашего государства. Это исторический факт. Православие Случчины, пережив засилие католицизма XVII–XVIII века, обновленчества и внутренние распри начало XX века, атеистические гонения и последовательную политику по созданию вакуума вокруг вопросов жизни человеческого духа, снова возрождается на нашей Слуцкой земле. Православная Церковь воспитывает в людях нравственность, милосердие, любовь к своему земному Отечеству, к своему народу, любовь к ближнему. Церковь – это не только земная организация. Как земная организация – она, конечно, подчиняется земным законам, но как небесное Тело Христово – Она безгрешна и не имеет никакого изъяна. Все люди на земле грешные, независимо от того, христиане или нет, священники или миряне. Но с помощью церкви человек может получать божественную помощь на борьбу со страстями и пороками. Церковь обращена к личности человека, к его душе.
Церковь есть собрание людей, верующих во Христа, крещеных в православной вере, и создана она Богом, прежде всего для спасения человеческих душ. И задача церкви хранить неповрежденными церковное предание и священные догматы. Сохранить иерархию и таинства. Чтобы люди могли всегда зацепиться за этот церковный корабль и спастись…
Я очень рад, что принял участие в конкурсе «Православные святыни белорусского народа». Было очень интересно работать над выбранной темой. Мне помогали все мои родные. Мы узнали много нового из истории нашего города, из истории моей семьи и нашего храма. Вместе мы читали исторические документы и книги, собирали старые фотографии. Мы общались с краеведами, священниками, историками, с людьми, которые просто любят наш город. Попутно у нас возникали новые проекты.
Мы пришли к выводу, что в истории нашего города много «белых пятен». И решили, что наша задача, задача Случчан с помощью Божией по крупицам восстанавливать наше наследие.
Я благодарен теме работы и организаторам конкурса, что другими глазами заставили посмотреть на окружающий мир. Подготовка материала сдружила всю нашу семью. Мы читали, спорили, обсуждали, искали истину… Все вместе огорчались и радовались – все это было очень здорово!
А еще теперь я точно знаю, что у Бога все живы, потому что, когда мы вспоминали наших родных, их трудные судьбы, мы чувствовали их влияние на нас, их молитвы, значимость их дел в нашей жизни. И я понял значение слов, которые нам говорили в воскресной школе, о единстве Церкви Небесной и Церкви Земной.
Работа была написана в 2010 г. учеником воскресной школы
Свято-Космо-Дамиановского храма г. Слуцка Константином Иванцовым
при участии Людмилы Иванцовой и Андрея Попова для участия в конкурсе
«Православные святыни белорусского народа»
В ноябре 2012 года владыка Филарет дал благословение на организацию женской обители в Слуцке.
В январе 2013 года по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Слуцк были направлены две сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря города Полоцка для организации монастырской жизни: монахиня Анастасия (Людмила Николаевна Коржич) и послушница Елена (Елена Павловна Маковская).
28 марта 2013 года Синод Белоруской Православной Церкви постановил благословить преобразование прихода храма в честь святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Римских города Слуцка Минской епархии Белорусской Православной Церкви в «Женский монастырь в честь святой праведной Софии, княгини Слуцкой в городе Слуцке Минской епархии Белорусской Православной Церкви».