Деревня Борок находится на северо-западе Слуцкого района Минской области.
Испокон веков деревня Борок известна как Басловцы или Басловичи. В состав деревни Басловичи входило само село Басловичи и ещё два поселка: Волгин и Борок.
Впервые селение Басловцы упоминается в грамоте великого князя литовского Александра в 1499 году, как один из наиболее крупных населённых пунктов Слуцкого княжества. В 1582 году Басловцы упоминаются в связи с разделом Слуцкого княжества между тремя сыновьями Олельковичами. Басловичи достались младшему сыну князя Юрия Юрьевича – Александру.
Вот как описывается село в книге «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям», Минск, 1879 г. (Далее – «Описание церквей…»).
«Село Басловцы, Слуцкого уезда, 1-го благочиннического округа, расположено при военно-коммуникационной дороге, идущей из Полесья – от главного Полесского местечка Турова, чрез м. Старобин, в г. Минск. Отстоит от г. Минска в 124 верстах, от г. Слуцка, где и почтовая станция, в 14 вёрст., и от Московско-Брестской железной дороги, коей самая ближайшая станция Городя, в 60 верстах».
В Борок деревня Басловичи была официально переименована в 1969 году. Церковь во имя преподобного Симеона Столпника существовала в селе издавна, и одно из первых упоминаний о храме – это грамота слуцкого князя Семена Юрьевича от 19 июля 1556 г.
В «Описание церквей…» о том, как выглялела церковь и что в ней имелось, написано так.
«Когда и кем построена была в этом селе первая церковь неизвестно, достоверно лишь то, что церковь здесь была исстари, хотя находилась в убогом состоянии. Настоящая приходская церковь, во имя преподобного Симеона Столпника, зданием деревянная, на прочном каменном фундаменте, однопрестольная, построена в 1799 году усердием и на собственные средства прихожан, но, во сколько обошлась постройка её – по давности неизвестно. По наружности своей церковь имеет вид продолговато-крестообразный, с одним открытым куполом на средине, и находится в довольно прочном состоянии. Входных дверей трое: окна в один ярус, без железных решёток. Крыша на церкви гонтовая, покрашена масляною зелёною краскою, также покрашены на масле и наружные стены в красный цвет. Внутренняя площадь вместимости, собственно храма, заключает в себе 28 квадр. сажен и ал-таря 4 квадр. саж. Пол во всей церкви деревянный, потолок выстлан по балкам досками; солея не возвышена; клиросы устроены отдельно; внутренние стены выкрашены белою масляною краскою; к отоплению церковь не приспособлена. Иконостас старого устройства, дощатый, трёхъярусный, окрашенный масляною краской светло-голубого цвета, с позолоткой карнизов по краям; в нем помещается 40 икон, писанных на дереве, в итальянском стиле, в покрашенных рамах, с позолоткой оных по краям. Местно-чтимых или почему-либо замечательных икон в церкви нет. Ризница помещается в особо пристроенном отделении при алтаре и в достаточном количестве снабжена утварными, напрестольными и вообще богослужебными принадлежностями, но замечательных между ними по древности или ценности нет, так как все они новейшего приобретения, большею частью из аплике или меди, посеребрённые и малоценны, за исключением одного прибора литургийных сосудов из чистого серебра 84 пробы, позолоченного. Священнических облачений с приборами 10, все они, большею частью, мишурные, малоценные. Напрестольных евангелий имеется два, из коих одно в 1/2 листа, в полубархатном окладе, с серебряными наугольниками, московского издания 1815 года; другое в металлическом окладе, – аплике, с обыкновенными финифтевыми изображениями. Церковь снабжена полным кругом богослужебных книг. В архиве хранятся метрические книги и исповедные ведомости с 1800 года. Колокольня устроена отдельно, в ней 5 колоколов, из коих один в 12 пуд., два по 6 пуд. и 2 по два пуда. Церковный погост обведён деревянною дощатою оградой. В приходе сём имеется при деревнях 6 отдельных кладбищ, на которых устроены часовни, для поставления и отпевания усопших, а в селе Серединках есть приписная, деревянная церковь, во имя Успения Пресв. Богородицы».
В 1799 г. сюда, на место сгоревшего в 1797 г. храма, была перенесена из Слуцка деревянная Симеоновская церковь. Храм представлял собой трёхсрубную продольно-осевую композицию, характерную для деревянного церковного зодчества белорусского Полесья XVIII в. Деревянная звонница с 5 колоколами стояла рядом с храмом и вместе с церковным погостом они составляли комплекс, обнесённый дощатой оградой. Эта церковь просуществовала до 1931 года, потом была разобрана. Материалы были использованы для строительства детских яслей и иных колхозных построек.
В приход входили деревни: Бараново, Будище (ныне Избудище), Клешево, Летково (ныне Летковщина), Середники, и Старцевичи (с 1964 г. Знамя).
Как было отмечено в «Описание церквей…», «Прихожане отличаются честностью и трудолюбием; в религиозном отношении чтят христианские обычаи, набожны, к храму Божию усердны, совершают по сёлам крестные ходы и молебны, а память об усопших считают для себя священною; особо выдающихся грубых пороков и наклонностей, а также суеверных обычаев не примечается: вообще, степень нравственно-религиозного их развития довольно удовлетворительна».
Ещё в 1868 г. прихожане Симеоновской церкви постановили «старую, маловместительную деревянную церковь сломать и вместо оной построить новую каменную на 700 человек с такою же колокольней, а материал от старой употребить на плотницкие работы». Планировалось, что басловский храм станет «в Минской Епархии первым сельским каменным храмом, построенным по почину прихожан». Но осуществить это удалось лишь в начале XX века. Только 7 июля 1912 года была заложена по проекту архитектора Струева новая Симеоновская церковь из красного лицевого кирпича в неорусском стиле.
Продольно-осевая композиция храма состоит из основного кубичного объёма, апсиды с ризницами по бокам и трапезной с притвором. Над притвором возвышается восьмигранный ярус звонницы. Интерьер зальный, со сводчатыми перекрытиями. Проект, по которому был построен басловский храм, видимо был типовым, поскольку точно такая же церковь была заложена в это же время в с. Зембин Борисовского района.
Однако, полностью строительные работы в Басловичах так и не удалось завершить. Это было связано с тем, что согласно проекту, над центральным объёмом церкви купол должен был быть глухим. Прихожан же, ещё помнящих залитый светом барабан древнего деревянного храма, это никак не устраивало. Но пока делались корректировки в проекте, грянула 1-я мировая война, потом революция...
После революции 1917 г. строительство остановилось.Окончательно была построена только звонница, шатёр над звонницей и луковица с крестом. Центральная часть была не закончена, она была выведена к своду.
В 1927 году церковь в Басловичах хотели разобрать, а кирпич использовать для постройки училища в Слуцке.
В газете «Беларуская деревня» за 1 мая 1929 года писалась, что в деревне Басловцы, Середняковского сельсовета, есть незаконченное каменное строение церкви. Сколько раз кулак Охрам Караневич обходил всех верующих собирать всякие подписи, чтобы достроить новую церковь! Но и из этого ничего не вышло. Мнение народа было примерно таким: «Сяляне, навошта нам кулацкія тлумачэнні? Калі кулаку хочацца маліцца, дык няхай бярэ папа ў сваю хату ды там хоць лоб разбівае».
В роковой для Симеоновской церкви день, 12 февраля 1930 г. на «общем собрании граждан деревни» решено передать здание церкви под электростанцию и «не поздней двухнедельного срока снять крест... Все церковные книги... отобрать и передать на бумажную фабрику.., попа выселить...». Но «электрификация» оказалась не под силу жителям села, и храм превратился в обыкновенный зерносклад.
Пока строилась новая церковь до 1931 года службы проводились в строении старой деревянной церкви, пока её не разобрали.
Примерно за 5-6 лет до начала Великой Отечественной войны с колокольни был сброшен крест и разрушен шатёр. Эту работу выполнили мужики из Болотчиц. Также с колокольни был сброшенн большой колокол. Колокол был настолько велик, что чтобы его сбросить, в окне на колокольне вырубили проем. Колокол, как свидетельствуют старожилы, забрали в Слуцк.
В сентябре 1941 года, когда уже началась Великая Отечественная война, приехали два батюшки, собрали людей, вытянули паровую машину из церкви. Люди принесли иконы, и с того времени в церкви ведутся службы.
В Хрущёвские времена над церковью нависла новая угроза: её хотели разобрать, как разобрали Свято-Георгиевскую церковь в деревне Ленино (Романово). Но опять церкви в деревне Басловцы повезло. Её решили оставить как архитектурный памятник, а Свято-Георгиевскую церковь в деревне Романово разобрали. Все иконы привезли в Свято-Семеоновский храм. Архитектурным памятником церковь в Басловичах считалась где-то до 2003 года.
Церковь преподобного Симеона Столпника была освещена в 2011 году.
Освящение церкви Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом было поручено Вениамину, епископу Борисовскому, викарию Минской епархии.
100-летний юбилей Свято-Симеоновской церкви в д. Борок планируется отметить 29 июля 2012 года. В рамках мероприятий, приуроченных к знаменательной дате, будут установлены памятные знаки на месте, где находилась церковь до 1931 года и возле здания ныне действующей церкви.
Фрагменты современного интерьера и внутреннего убранства церкви (2012 год):
Контактные телефоны: церковь (01795) 98-1-53, домашний (01795) 2-80-31, мобильный +375 29 119-83-90.
Адрес: ул. Центральная, 54, 223621, д. Борок Слуцкого района Минской области, Республика Беларусь.
е-mail: Baslovichi_58@mail.ru.
Проезд из г. Слуцка автобусом Слуцк-Шалавічы до остановки Борок.
Службы ведутся по воскресеньям и праздничным дням. Начало службы в 8.30.
Деревни, входящие в состав прихода: Борок, Ваньковщина, Знамя, Клешево, Летковщина, Лопатичи, Мусичи, Середняки, Подлесье, Шаловичи.
К храму преподобного Симеона Столпника приписана церковь в д. Ветка.
В настоящее время настоятелем церкви преподобного Симеона Столпника является протоиерей Георгий Евгеньевич Петровский.
Использовано:
1.«Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Приложение к «Мин. Епарх. Ведом.» за 1879 год), Минск, Типо-Литография Б.И.Соломонова, Юрьевская улица, д. В.Элияшберга, 1879 г.
3. Материалы, подготовленные к освящению церкви преподобного Симеона Столпника ее настоятелем протоиереем Георгием Евгеньевичем Петровским.
2. Информация с сайта globus.tut.by
Фото и текст Владимир ХВОРОВ