Краткая история культуры употребления спиртного в Беларуси

Краткая история культуры употребления спиртного в Беларуси

17.05.2017

Сегодня в нашей стране чуть ли не самая популярная новость: Беларусь по количеству потребляемого населением алкоголя занимает второе место в мире. Лидирует по этому показателю Литва. Такие данные озвучил директор департамента неинфекционных хронических заболеваний и укрепления здорового образа жизни Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Гауден Галеа, сообщает Delfi.

Литовцы в 2016 году выпили в среднем 16 литров алкоголя. «Это, по новейшим подсчётам, делает её (Литву) крупнейшей пьяницей в Европе, а также самой пьющей страной в мире», – заявил Галеа.

Беларусь в этом списке заняла второе место с 15 литрами алкоголя в год на душу населения. В первой пятёрке также Латвия (13 литров алкоголя), Россия и Польша (по 12 литров алкоголя на душу населения за 2016 год).

Лучше всего, по данным ВОЗ, ситуация с решением проблем, связанных с потреблением алкоголя, складывается в Западной Европе.

Отрадно, что Галеа также отметил, что Беларусь принадлежит к группе стран, где потребление алкоголя падает довольно быстрыми темпами.

В связи с этим будет уместно вспомнить историю алкоголя и культуры питья на наших землях в древности.

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он ненамного моложе самого человечества. Папуасы Новой Гвинеи, ещё не знавшие огня, уже имели свои способы получения алкоголя. Многие древние племена использовали его в своих многочисленных обрядах: с его помощью общались с богами и умершими. В более позднее время появился обряд побратимства. В чашу с вином капали кровь участников обряда и пускали чашу по кругу. Возможно, именно отсюда пошла традиция собирать гостей и непременно ставить на стол бутылку вина.

С изобретением керамической посуды, примерно VIII тысяч лет до н. э., появилась возможность приготовления разнообразных алкогольных напитков из мёда, винограда и других плодов. Один из самых древних напитков – пиво. Известно, что его варили ещё в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э. Клинопись, обнаруженная археологом Е. Хубером содержит рецепты 15 сортов этого напитка.

В Древней Греции и Египте пиво было очень популярно и употреблялось каждый день наряду с хлебом и луком – основными продуктами питания большей части населения. Кроме того, оно очень естественно вплетается в культуру и религию этих народов. На многих рисунках изображаются люди пьющие или изготовляющие пиво, боги и правители с кубками в руках. В Греции даже верили в специального бога виноделия – Диониса. В его честь регулярно проводились празднества (дионисии) с огромным количеством спиртного, разумеется. Может быть, поэтому Дионис был одним из самых почитаемых богов среди греков.

Чистый спирт впервые получили арабы в начале VII века. Само слово алкоголь арабского происхождения, в переводе означает «одурманивающий». В западной Европе изготовлять крепкий алкоголь научились в средние века путём возгонки вина. Легенда гласит: впервые приготовил и выпил такой напиток монах алхимик Валентиус. Протрезвев после сильного алкогольного опьянения, он заявил, что открыл чудесное средство, которое делает из старика юношу и прибавляет бодрости и сил. Можно сказать, что именно с этого момента начинается активное распространение алкоголя по остальным странам.


В Великом княжестве Литовском водка появилась в конце XV века. Времена были лютые. ВКЛ с переменным успехом воевало с Московским царством, всё больше склоняясь к союзу с Польским королевством. Всё новое и лучшее, что появлялось на Западе, наши предки примеряли на себя. И огненная вода просочилась на территорию современной Беларуси совсем не с Востока, как принято думать, а всё оттуда же, со стороны Польши.

Белорусы называли водку «горелым вином». Это калька с немецкого словосочетания Geprant Wein, которое использовали и поляки, и украинцы, и литовцы. Собственно, слово «гарэлка» нам в наследство от этого самого горелого вина и осталось. А к концу XIX века прижилось на нашей территории и краткое и ёмкое слово «водка», которое мы используем по сей день.

«Горелое вино» было по карману только очень богатым людям. Но расходы на его производство со временем уменьшались. К концу XVII века водка вытеснила со столов пиво и мёд – те самые, о которых Пушкин, чтобы показать, что рассказанная им история произошла давным-давно, писал: «И я там был, мёд-пиво пил».

«Пиво в том виде, в котором мы привыкли его пить, появилось не так давно, после изобретения пастеризации. Раньше его варили дома, оно получалось мутноватое, кислое на вкус. Не думаю, что сегодня кто-нибудь из нас с большим удовольствием пил бы то пиво домашнего производства, – рассказывает культуролог Сергей Харевский. – А водку белорусы пили издавна. И дело не только в том, что её производство проще. Большое дело – возможность консервации, водка ведь сама не портится».

Крепость водки в те дикие доиндустриальные времена могла быть самой разной – от «компотика» в 15% до 70%-й акавиты, которую впору называть нашим абсентом. Потом пришёл Менделеев и всех уравнял, но в XV веке перегоняли, кто во что горазд. «Горелое вино» наивысшей степени дистилляции называли «акавита» – от латинского «aqua vitae», то есть живая вода. Сначала это был аптекарский напиток, которым лечили самые разные хвори. А потом в принципе стали употреблять «на здоровье».

Живая вода много раз упоминается в русских сказках – она в буквальном смысле оживляет. А Алесь Белы в проекте «Наша Ежа» приводит такой стишок:

– Як ты называешся?
– Акавіта.
– А з чаго ты?
– З жыта.
– Пашпарт ёсьць?
– Няма.
– Вось табе турма!


Своя «живая вода» есть во многих странах. В Скандинавии «akvavit» пьют во время рождественских ужинов и свадеб. Его принято выдерживать в бочках и настаивать на травах. В Дании при дистилляции «акавиты» используют янтарь, а из Норвегии Linje Aquavits отправляли в дубовых бочках в Австралию и обратно. Прежде, чем оказаться в бутылках, напиток дважды пересекал экватор – «linje».

Во второй половине XVII века в Речь Посполитую завозят из Болгарии острый перец. Очень быстро его начинают использовать не только на кухнях – для придания пикантного вкуса мясным блюдам – но и на винокурнях. Как водится, первоначально настойку на остром перце пьют как лечебную: для улучшения пищеварения и аппетита. Потом, чтобы немного сгладить «горчинку» и «остринку», в перцовку добавляют мёд. В этом виде – под названием «Мёд пряный» – настойку подают на шляхетских балах. В современной Беларуси этот распространённый и хорошо известный продукт адаптирован по старинной рецептуре на заводе «Бульбашъ».

«Липа с мёдом» – ещё одна настойка, чей рецепт корнями уходят на несколько веков назад. Липа всегда была у славян одним из самых почитаемых деревьев и традиционно отождествлялась с богиней любви и красоты – Ладой. А липовый мёд считается лучшим среди множества сортов по своим вкусовым и целебным качествам. В состав настойки «Липа с мёдом» входят экстракт пыльцы цветков липы и натуральный мёд.

При адаптации традиционных способов приготовления соблюдаются три главных принципа:

тщательный подбор сырья;
целенаправленное, умеренное, контролируемое настаивание;
оптимальная дозировка компонентов.

Когда это есть, у производителя получается уйти от слишком ярких, тяжёлых водок и настоек к более тонким, элегантным напиткам. Так «Медовая с перцем» получается «питкой». Этот термин – калька от английского «easy-drinking». Имеется в виду водка, которой можно выпить много, не закусывая и без изменения мимики лица.

Пожалуй, самую дорогую водку в истории наших земель делали в XVII веке в Гданьске. «Wodka Gdanska» представляла собой настойку на почках и кореньях, в бутылке которой плавало несколько листов тонкой золотой фольги. Это была очень дорогая игрушка, предмет роскоши, которому, к тому же, приписывали чудодейственные лечебные свойства. Адам Мицкевич писал про неё в «Пане Тадеуше»:

«Ён выняў самы большы буталь адмысловы
(Багаты падарунак ад ксяндза Рабака).
Гарэлка з Гданьску, дарагая для паляка.
«Няхай жыве! –
сказаў Судзьдзя з паднятай чашай. –
Наш горад Гданьск,
зноў быць яму ва ўладзе нашай!»
I па чарзе ўсiм налiваў лiкёр срабрысты.
Пакуль дно залатым не заблiшчала лiстам».


У крестьян водка упоминается прежде всего в традиционных обрядах. Ею одаривали колядовщиков, угощали гостей на новоселье, отмечали покупку коровки, её пили на свадьбах и поминках. До второй половины XIX века это было ритуальное питьё, а не повседневное. А вот шляхта пила всегда, и пила немало. С XVIII века, когда технический прогресс сделал процесс дистилляции общедоступным, свои зубровки, крупники, крамбамбули выдумывали в каждой усадьбе.

«Когда приезжали гости, хороший хозяин должен был выставить на каждую букву алфавита какую-нибудь настойку или наливку. А – анисовка, Б – берёзовка и так далее. Выбирали «жертву», завязывали глаза и давали попробовать из каждой бутылки. «Везунчик» должен был угадать, что пьёт, как это называется, – рассказывает историк белорусской кухни Елена Микульчик. – Были популярны сладкие наливки – на мяте, вишне, ягодах. Они считались очень полезны для дам. В середине дня, между обедом и ужином выпивали рюмочку наливочки «для цвета лица». Хранились наливочки в специальном месте, которое называлось «Аптечка приятная». Там лежали дорогие по тем временам чай и кофе, спиртное и сладости. Ключик от этого прадедушки современных баров был у хозяйки или её доверенного лица – только они имели привилегию открывать его, когда захочется».

К 1850 году в редкой панской усадьбе не работал бровар мощностью до 10 тысяч вёдер в год. Это много – где-то 300 литров в день. Но в народ водка пошла только после отмены Крепостного права. До того у белорусского крестьянина попросту не было возможности пьянствовать. Пьянство предполагает праздность, а когда работаешь от зари до зари, пить некогда. Раз в неделю можно было себе позволить, не больше. Но после отмены крепостничества, восстания Кастуся Калиновского, резкого экономического кризиса и массового перехода броваров на картофельный спирт водка стала дешёвой, а пьянство – повальным.

К концу XIX века на территории Беларуси в год производилось больше 16 литров водки на человека. В 1894 году в Российской империи введена монополия на продажу водки. «Оттуда и популярное в то время название кабаков – «Монопольки». Те, кто держал питейные заведения, выкупали монополию у государства и должны были «делать план» по реализации водки. Этому противостояла ксендзовская пропаганда. При костёлах создавались товарищества трезвости. И многие ксендзы были арестованы и высланы из Беларуси именно за антиалкогольную пропаганду», – рассказывает Сергей Харевский.

В ХХ веке территория Беларуси дважды объявлялась безалкогольным пространством. А ещё трижды – в 1929, 1958 и 1972 годах – советская власть пыталась запрещать алкоголь по частям: то пиво, то водку.

Первый Сухой закон был объявлен у нас в 1914 году, с началом Первой Мировой войны. Причём большевики, пришедшие к власти в 1917 году, оценили царские методы борьбы с пьянством и разрешили производство водки только в 1923 году. Второй раз на алкоголь ополчились при Горбачёве. Во время Перестройки антиалкогольная кампания началась в 1985 году и продолжалась, фактически, до распада СССР.

Не стоит думать, что XX век был у нас непрерывным временем борьбы с водкой. Она получала призы на фестивалях, снималась в кино и стала одним из символов СССР, а после 1991 года – России. «Столичная» теперь – одна из самых узнаваемых водок в мире. Она пользовалась успехом даже в США, хотя, казалось бы, это совсем не «водочная» страна. А «фронтовые сто грамм» стали одной из легенд Великой Отечественной войны.

Сейчас уже можно говорить о самостоятельной истории белорусской водки – белорусских брендах и белорусских рецептах, некоторым из которых не одна сотня лет. Адаптированные под возможности современной индустрии, они не теряются среди глобальных марок. А многие белорусские бары – и в Минске, и за кольцевой – предпочитают работать именно с белорусской водкой из премиального сегмента.

Елена Микульчик говорит, что сведений о традиционных белорусских закусках история не сохранила. Зато хорошо известно, чем наши предки «лечились» после бурного застолья. Во-первых, это жур – похлёбка из овсяной муки, первые рецепты которой записаны ещё при Владимире Мономахе. Его можно готовить с колбасой или с курицей, можно – постный. Овсяная закваска, входящая в состав жура, помогает от головной боли поутру не хуже огуречного рассола.

А чтобы голова вообще не заболела, Елена Микульчик рекомендует после застолья выпить овсяного киселя: «Овёс содержит до 60% крахмала. Он обволакивает желудок и позволяет улучшить работу кишечника. В больших дозах алкоголь превращается в яд, отравляющий организм. А жур и овсяный кисель помогают вывести токсины».


А что же в братской России?

Мнение о том, что пьянство – исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причём каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь, в таких условиях трудно сильно напиться. А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

В 1386 году в Россию завезли виноградный спирт (аква-вита). Однако он не прижился, а затем даже был признан вредным для здоровья. Водку – свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448–1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название – хлебное вино или хлебная водка.

Ещё сто лет после изобретения традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было. Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность. «Домострой» – книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, даёт конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют».

Пьянство приходит на Русь в тот момент, когда государство берет на себя управление производством и потреблением спиртных напитков. Отсюда развитие алкоголя в России пошло двумя путями: алкоголизация простого народа низкопробной водкой и производство качественных напитков для высших слоёв общества.

Примерно с 1555 года по всей России начинают закрывать корчмы, где можно было поесть и выпить. Вместо них приказано было открывать кабаки (по сути, питейные дома), где можно было только пить, а есть или просто закусывать – нельзя. Такое употребление очень быстро приводило к алкогольному опьянению и формированию алкогольной зависимости. Через некоторое время был введён запрет на производство спиртного самими крестьянами. Государство стало монополистом в этой области и получало от неё огромный доход в казну.

В то же время право производить алкоголь для себя осталось за дворянами и другими высшими сословиями. Практически в каждой семье был свой оригинальный рецепт с добавлением особых трав и ягод. Такие элитные напитки нередко становились подарками высокопоставленным лицам. Известно, что Екатерина II посылала русскую водку в подарок европейским монархам и известному философу и писателю Вольтеру.

В 1647 году во многих городах России из-за неспособности городской бедноты вернуть долги кабакам и резкого снижения качества спиртных напитков возникают «кабацкие бунты». Для подавления этих бунтов царю пришлось использовать войска. После этого государство начинает принимать меры против пьянства русского народа. На Земском соборе 1652 года было принято решение об ограничении количества кабаков, были определены дни, когда торговать спиртным запрещалось. В общей сложности их набралось более 180. Водка теперь отпускалась по одной чарке (143,5 гр.) в одни руки. Поступления в царскую казну резко сократились и через семь лет эти запреты фактически перестали соблюдаться.

Несмотря на то, что алкоголь неизменно присутствовал в повседневной жизни человека, его чрезмерное употребление всегда порицалось обществом. На каменной плите, найденной в Египте была, надпись «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв…». На Руси пьянство считалось большим грехом и позором. После того, как Мухаммед наложил запрет на алкоголь, в мусульманских странах 12 веков его не производили и не употребляли. Пьянство и сегодня является социально осуждаемым явлением.

 

 

Владимир ХВОРОВ,
по материалам Интернет-ресурсов

Фото автора, плакаты с сайта pinterest.com