Бесславный провал Слуцкого восстания
15.12.2016
Ежегодно 27 ноября «свядомые» активисты Белоруссии отмечают так называемый «День героев», приуроченный к годовщине начала Слуцкого вооружённого восстания 1920 года. Посмотрим, что же празднуют наши бел-чырвона-белые змагары.
По условиям заключённого 12 октября перемирия Слуцкий уезд Минской губернии, расположенный в Центральной Белоруссии, был разделён на две части – польскую и советскую. При этом на момент окончания боевых действий польские войска контролировали всю территорию уезда. По договору о перемирии им предписывалось отойти за реку Морочь, уступив большевикам Слуцк и прилегающие населённые пункты. Перед уходом из советской части Случчины поляки помогли белорусским националистам создать местные органы власти и вооружённые отряды для сопротивления РККА.
15–16 ноября 1920 года в Слуцке был собран съезд представителей волостей и местечек, который, в надежде реанимировать БНР, избрал Слуцкую белорусскую раду и выразил протест против вступления Красной Армии в пределы Слуцкого уезда. Провозгласив принцип «независимости Белоруссии в её этнографических границах», съезд не протестовал против оккупации поляками Западной Белоруссии и требовал оставить уезд в границах Польши. В течение трёх дней Рада сформировала Слуцкую бригаду в составе двух полков общей численностью 2 тысячи человек.
24 ноября польские войска покинули Слуцк, а вслед за ними в нейтральную 15-километровую зону на советско-польской границе отправилась Слуцкая бригада. Базируясь в нейтральной зоне, бригада в течение трёх недель предприняла несколько несерьёзных набеговых операций на позиции красноармейцев, а при попытке перейти к захвату и удержанию территории подверглась сокрушительному разгрому. После этого слуцкие полки отошли в расположение польских войск, где сложили оружие и были интернированы.
Отметим, что в ходе боёв значительная часть личного состава Слуцкой бригады, включая бо́льшую часть командования, разбежалась. Командир 1-го Слуцкого полка Пётр Чайка тайно сотрудничал с большевиками, а затем перешёл на их сторону. Другие офицеры бригады – Миронович, Реут, Анципович – также были обвинены Радой Случчины в измене.
Провал Слуцкого восстания объясняется прежде всего тем, что население Случчины не питало ни малейшей симпатии к местечковым националистам. Это видно по рапорту польского офицера Яна Сушиньского (январь 1920 года): «Слуцк “непоколебимый” и “непобеждённый” – такими эпитетами русско-церковная общественность окрестила свой Слуцк. И в этом есть доля правды. Ещё во времена Петра и Екатерины эти места считались своим плацдармом, дальше всего выдвинутым на запад. Отсюда наносились наиболее ощутимые удары по Польской Речи Посполитой (дело ликвидации унии)… Наконец, здесь глубоко укоренились идеалы Сусаниных, Мининых и Пожарских. Деревенская молодёжь здесь сильно пропитана идеей идти по следам “героев”… Православные крестьяне, подстрекаемые жидами, верят, что вскоре “польские паны” отсюда уйдут и тогда настанет крестьянско-православный рай, а панам-католикам будет “крышка”… Молодёжь клонится преимущественно к Москве, и этому нечего удивляться, потому что она была воспитана в русских школах, потому вздыхают по Деникину и великой независимой России. Кроме того, здесь видна агитация социал-революционеров… Православное население, особенно бывшие чиновники, не может смириться с современными условиями и потому не только тянется к Москве, но и по большевикам вздыхает – “это всегда своё”…» То есть население Случчины двумя руками поддерживало Россию, причём без разницы – белую или красную. Бел-чырвона-белые сепаратисты не были хоть сколько-нибудь популярны в народе.
Примерно так же непопулярны сегодня среди белорусов те политические силы, которые каждый год устраивают в Слуцке чествование «героев восстания».
Всеслав ЗИНЬКЕВИЧ
Фото на заставке - газета "Инфо-Курьер"
ПО ТЕМЕ
В Гродно прошла презентация книги «“Нясвядомая” история Белой Руси». Её представляли известный историк-западнорусист Лев Криштапович и бывший заведующий кафедры идеологии и политических наук Академии управления при президенте, автор сайта regnum.ru Николай Малишевский.
Книгу, написанную белорусским историком Всеславом Зинькевичем, «“Несвядомая” история Белой Руси» в ноябре 2016 года выпустило издательство «Книжный мир». Это уже вторая книга издательства на белорусскую тему в этом году. Ранее «Книжный мир» выпустил сборник «Государственность – национальная идея Беларуси», в который вошли статьи известных белорусских, российских и зарубежных экспертов: Игоря Марзалюка, Вадима Гигина, Михаила Хазина, Михаила Делягина, Григория Иоффе и других.
Об авторе «“Несвядомой” истории Белой Руси» широкой публике известно мало, поэтому корреспонднет EADaily (информационного агентства «EurAsia Daily») связался с Всеславом Зинькевичем и попросил его рассказать о себе и о книге.
Всеслав, о выходе в свет Вашей первой книги написали многие белорусские СМИ, однако о том, кто Вы, почти ничего не известно. Ходят слухи, что Вы сын белорусского писателя Николая Зинькевича, так ли это?
Мне очень приятно, что моя первая книга вызвала такой общественный резонанс. Признаться, я этого не ожидал. Вообще, забавно, что «свядомые» СМИ решили распиарить мою «Несвядомую историю».
Я не знаю, кто такой писатель Николай Зинькевич. Мой отец по профессии учитель истории. Я пошёл по его стопам, окончив исторический факультет. Так что писать книги об истории – это моё профильное занятие.
Расскажите, как Вам пришла в голову идея «Несвядомой истории».
Учась в вузе, а после – в аспирантуре, я собрал большое количество материалов по белорусской истории, которые полностью опровергают концепции местечковых националистов и показывает общерусское единство велико-, мало- и белорусов, идущее ещё со времён Древней Руси. Желание написать на основе этих материалов книгу о нашей истории возникло в связи с тем, что прилавки всех книжных магазинов Белоруссии завалены псевдонаучными трудами, в которых в качестве белорусских героев изображаются литовские князья и польские мятежники. Мне хочется, чтобы мои соотечественники почитали своих, а не чужих героев, поэтому я и взялся за написание «Несвядомой истории»
А каких исторических личностей Вы считаете героями белорусского народа? Прозападные СМИ, кстати, обратили внимание на то, что на обложке книги размещён портрет графа Муравьёва-Виленского, которого люто ненавидят местечковые националисты.
У белорусов, как и у других русских людей, внушительный героический пантеон: общерусская просветительница Евфросиния Полоцкая, руководитель Крического восстания Василий Ващило, морской офицер Александр Казарский, герой Великой Отечественной войны и государственный деятель Пётр Машеров и многие другие. Что касается графа Михаила Николаевича Муравьёва-Виленского, то, на мой взгляд, это несправедливо оклеветанный персонаж белорусской истории. В своей книге я рассказываю о том, что Муравьёв защитил белорусов от бесчинств польских мятежников в 1863 году, а затем провёл важные реформы в интересах белорусского крестьянства. На мой взгляд, вклад графа Муравьёва-Виленского в историю Белоруссии безусловно положительный.
С чем Вы связываете столь бурную реакцию прозападных СМИ на выход Вашей книги?
Думаю, наши русофобы боятся, что белорусские граждане узнают правдивую историю своей Родины и перестанут верить «свядомым» спекуляциям на историческую тему. Кроме того, публикации прозападных СМИ написаны в виде доносов в правоохранительные органы Белоруссии: дескать, «Несвядомая история» – это подрывная, антигосударственная литература. На самом деле в книге нет ничего «подрывного» или «антигосударственного». Вообще, я давний сторонник президента Лукашенко и проводимой им политики, направленной на интеграцию с Россией в рамках Евразийского Союза. Так что политические инсинуации по поводу моей книги я считаю совершенно безосновательными.