Епископ Мелхиседек и обновленческое движение Белоруссии

Епископ Мелхиседек и обновленческое движение Белоруссии

26.08.2016
 
Идеи обновления церкви, приспособление её к изменившимся политическим условиям относятся ещё к 1905–1907 гг. Большинство епископов, в том числе и полоцкий епископ Серафим (Мещеряков), выступало за восстановление патриаршества, регулярность соборов, децентрализацию церкви путём деления её на самоуправляющиеся митрополии, автономию местного епископата, который занимает кафедру пожизненно, а также приближение литургического языка к разговорному, восстановление автономии и самоуправления прихода и др.

Надо заметить, что на обновленческое движение и его реформаторские идеи оказали влияние не только предложения епископов в 1905–1906 гг. В обсуждении приняло участие и белое духовенство. В 1905 г. в Петрограде существовал так называемый кружок «32 х священников». Своё название он получил от количества подписей, которые были поставлены под запиской, что была подана на имя митрополита Санкт-Петербургского Антонина (Вадковского). Данная записка была составлена в духе церковного либерализма, с резкой критикой прошлого и современного положения Русской церкви, с лозунгом всестороннего обновления, а также с призывом к духовенству сосредоточить внимание на проблемах земной жизни, с требованием ввести в церковь выборное начало на всех уровнях.

Либерально настроенные представители белого духовенства и интеллигенции, что группировались вокруг журнала религиозно-общественной жизни и политики «Век», который выходил в Санкт-Петербурге в 1906–1907 гг., также высказывались за демократизацию церковной жизни и отделение церкви от государства.

Император Николай II счёл попытки модернизации церкви несвоевременными и даже опасными. Из предложенных многими иерархами действенных реформ ни одна не получила своей реализации.

После Февральской революции 1917 г. «обновленческие» лидеры смогли развернуть свою деятельность более широко. Был образован «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян», в состав которого вошли члены бывшего кружка «32 х священников». Выходили журналы «Голос Христа», «Соборный разум», «Церковно-общественный вестник» и др., на страницах которых высказывалось требование широких внутрицерковных реформ. Некоторые из этих требований приближались к социалистическим идеям.

Поместный собор 1917–1918 гг. и события, произошедшие в общественно-политической жизни страны, разрушили надежды представителей обновленческих идей на соборное решение вопросов церковной реформы в пользу либерального лагеря. По его итогам обновленцы окончательно отказались от идеи проведения религиозных реформ в условиях существования имеющейся церковной организации. В это время сторонники «обновления» приходят к убеждению, что в сложившихся условиях только государство, в лице новой революционно установленной власти, сможет помочь церкви «очиститься» и встать на путь возрождения.

В годы Гражданской войны среди сторонников «обновления» церкви возникло желание создать широкую обновленческую организацию при поддержке её советской властью. Г. Зиновьев, будучи председателем Коминтерна и Петросовета, отказался от данного предложения, но не отрицал его поддержку при благоприятных условиях в будущем. Практическое же воплощение эти идеи получили в 1922 г.

5 мая 1922 г., в связи с судебным процессом над московским духовенством, под домашний арест был взят патриарх Тихон. Через неделю, 12 мая 1922 г., группа в составе А. Введенского, священников А. Боярского и Я. Белкова, псаломщика С. Стадника в сопровождении двух работников ГПУ потребовала от патриарха Тихона отказа от своих полномочий. После раздумий патриарх Тихон направил письмо Председателю ВЦИК М.И. Калинину, в котором сообщил о временной передаче высшей церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). Однако вследствие вмешательства органов ГПУ митрополит Агафангел не смог выехать в Москву. В этот момент группа «прогрессивного» духовенства «Живая Церковь» направила Председателю ВЦИК М.И. Калинину письмо следующего содержания: «Настоящим доводится до сведения Вашего, что, ввиду устранения Патриархом Тихоном себя от власти, создаётся Высшее Церковное Управление, которое с 15 мая приняло на себя ведение церковных дел в России».

Получив разрешение М.И. Калинина, представители «Живой Церкви» снова обратились к патриарху Тихону за благословением на создание ВЦУ, в результате чего получили разрешение только «принять и передать синодские и патриаршие дела Высокопреосвященному Митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), при участии секретаря Нумерова». На следующий день патриарх был переведён в Донской монастырь, а его комнаты заняло ВЦУ. Определённую поддержку в данном деле обновленцам оказали государственные органы.

Получив доступ к канцелярии патриарха, обновленческие лидеры обратились с посланием во все епархии, а также через предоставленную им властями советскую печать к клиру и мирянам с призывом немедленно порвать с «тихоновщиной» и перейти в «Живую Церковь».

Духовенству строго предписывалось не только создавать живоцерковные приходы, благочиния и епархии, но и срочно провести в их руководящие органы на чрезвычайных съездах и собраниях «преданных революционному делу и советской власти» клириков.

Однако патриарх Тихон оставался каноническим, т.е. законным правителем всей Православной церкви. Поэтому с церковной, канонической точки зрения обновленцы, которые вышли из канонического подчинения патриарху и создали свою, отдельную Православную церковь без его разрешения, являлись раскольниками.

Тихон (патриарх Московский)29 мая 1922 г. в Москве состоялся съезд «Живой Церкви», на котором была поддержана организация ВЦУ, а также состоялось принятие основных положений обновленческого движения. Предполагалось рассмотреть проекты реформ в областях: догматической, канонической, этической, литургии, по приходскому вопросу и др. Они сводились к «отклонению от руководства церковью епископов-монахов, ликвидации монастырей, введению брачного епископата и реорганизации церковного управления».

В это сложное время епископом Минской епархии был Мелхиседек (Паевский). Согласно короткому очерку истории образования обновленческого движения на территории Минской епархии первая обновленческая община была создана в г. Минске именно при помощи архиепископа Минского и Туровского Мелхиседека (Паевского) в конце мая 1922 г. – почти сразу после событий в Москве. Община получила название «Живая Церковь». Полный первоначальный состав общины на сегодняшний момент, к сожалению, остаётся неизвестным, но известно, что в неё входили протоиереи С. Кульчицкий и В. Хираско.

Не обошлось без вмешательства во внутрицерковные дела государственных и партийных органов и на территории БССР. По мнению ЦБ КП(б)Б, епископа Мелхиседека при определённом подходе можно было бы использовать против реакционного минского духовенства. В свою очередь, ГПУ Беларуси докладывало в Москву об отсутствии необходимости создания и поддержки других церковных группировок: «Поскольку Мелхиседек останется в Белоруссии и поскольку не будет проводиться контрреволюционная оппозиция церковных верхов, здесь у нас нет никакой надобности составлять другой группы православного духовенства». Однако московское руководство не разделило мнение своих белорусских коллег.

В последние дни мая 1922 г. Мелхиседек был вызван в ГПУ, где на предложение ему выехать в Москву в Секретный отдел ГПУ выразил положительное желание. В Москве Мелхиседек имел разговор с представителем Наркомюста РСФСР, где по поводу своих отношений к обновленческому движению высказал следующее: «Независимо от моих личных симпатий или антипатий к тем, кто возглавляет сейчас обновленческое движение в Москве и других городах, я вполне разделяю те принципы и ту программу, которая превозглашена в декларации (Имеется в виду воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России», подписанное 13 мая петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также пребывавшим на покое епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и опубликованное 14 мая в центральной газете «Известия». В воззвании обновленцы осудили действия иерархов и пастырей в организации противодействия государственной власти по оказанию ею помощи голодающим. Заявлялось о необходимости созыва Поместного собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса по управлению церковью, а также для нормализации отношений с советской властью. – В.Б.). Если бы в своё время мне предложили подписать это воззвание, я, не задумываясь, это сделал бы и думаю, что не только я, но и многие другие епископы и священники это сделали бы. Обновленческое движение – «живая церковь» – является не новостью. О ней давно мечтало все идейное православное духовенство».

Насчёт отношения к патриарху Тихону Мелхиседек отметил: «Что же касается моего отношения к политике патриарха Тихона, то, к сожалению, его работа, ввиду оторванности Белоруссии от Москвы, мне мало известна. Его же политику в вопросе об изъятии ценностей я осуждаю и думаю, что и Собор его за это осудит».

По мнению бывшего председателя Минской обновленческой общины А. Зубко, в ходе данного визита в Москву Мелхиседек также посетил патриарший Священный Синод, после чего архиепископ изменил свою позицию по отношению к обновленцам.

Вернувшись из Москвы, архиепископ Минский Мелхиседек стал проводить работу по провозглашению автономии Белорусской церкви. Формальным поводом для этого послужило постановление патриарха Тихона и Священного Синода от 7/20 ноября 1920 г. за № 362 о мероприятиях на случай прекращения своих церковно-административных функций. В ней говорилось: «В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде временного высшего церковного правительства или митрополичьего округа или иначе). В случае невозможности для архиерея пользоваться содействием органов епархиального управления наиболее целесообразной мерой представлялось разделение епархий, для чего епархиальному архиерею рекомендовалось: а) предоставить своим викариям все права епархиальных архиереев, б) учреждать по соборному суждению с прочими архиереями епархий новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных».

Похожее положение, о котором писалось в данном послании, в это время сложилось на территории Минской епархии.

Кроме настоящего постановления Тихона, 18 июня 1922 г. митрополит Агафангел в связи с арестом патриарха выступил с воззванием «К архипастырям, пастырям и всем верующим Российской Православной Церкви». В данном воззвании предписывалось не подчиняться обновленческим органам и вести против них решительную борьбу.

Почти одновременно с посланием митрополита Агафангела по епархиям было разослано постановление патриаршего Синода, явившееся его последним актом. В этом постановлении освещались злободневные вопросы церковной жизни, особое внимание уделялось оценке созываемого обновленцами Собора. Синод разъяснял, что идти на Собор, созываемый обновленцами, нельзя, так как это лжесобор, «настоящим Собором может быть почитаем только Собор, созданный патриархом или его заместителем».

19 июля 1922 г. в одном из храмов Минска состоялось нелегальное собрание уполномоченных от городского духовенства и интеллигенции под председательством А.Я. фон Мореншильда. С докладом о важности объявления автономии местной Церкви на нем выступил отец Стефан Кульчицкий. В результате всестороннего обсуждения данного доклада было принято решение о необходимости провозглашения Белорусской автономии в пределах Советской Белоруссии.

23 июля 1922 г. в минском Свято-Духовом кафедральном соборе состоялся съезд духовенства Минской епархии. На нем была провозглашена автономия Белорусской православной церкви, а также было принято решение о возведении Мелхиседека в сан митрополита. Делегация из духовенства и верующих преподнесла архиепископу белый клобук, принимая который владыка произнёс, что принимает на себя терновый венец, полностью отдавая себе отчёт о своём поступке, но надеется, что в будущем непредвзятая история поймёт необходимость этого.

Согласно докладу митрополита Мелхиседека патриарху Тихону от 15 декабря 1923 г. мотивом провозглашения Белорусской митрополии послужили «особенные условия местной церковной жизни, культуры, быта, языка, в связи с постоянной опасностью католической и униатской пропаганды, требуют особой сплочённости и объединения всех церковных сил для планомерного и целесообразного направления православной церковной жизни в нашем крае».

Однако в сохранившихся архивных документах как церковного, так и государственного характера на белорусских землях сведений об опасности католической пропаганды для православия не встречается. Данное обстоятельство наталкивает на мысль о неубедительности объяснения причин образования автономии, которые были изложены митрополитом Мелхиседеком патриарху Тихону. Истинные же мотивы остаются неизвестны, так как все подлинные документы по сему делу накануне провозглашения Белорусской митрополии были изъяты сотрудниками ГПУ. Судьба данных документов до настоящего времени остаётся неизвестной.

Провозглашение Белорусской митрополии положило начало оппозиционной деятельности некоторых сторонников обновленческого движения в отношении митрополита Мелхиседека и представителей Белорусской митрополии.

Вскоре после объявления Белорусской митрополии Мелхиседек обратился к верующим с посланием, где сообщалось о создании автономной Белорусской митрополии и признании ВЦУ: «Исходя из осуществлённой ныне идеи автономии, положенной в основу обновлённого строя управления Белорусской Церкви, и пребывая в единомыслии с такими авторитетными иерархами, как Митрополит Владимирский Сергий и другие, заявившие особым актом о своём признании каноничности ВЦУ и законности его распоряжений, Церковное Управление Белоруссии считает имеющее местопребывание в Москве ВЦУ законным органом управления Церкви Российской до созыва Поместного Всероссийского Собора, и пребывает с ними в духовном единении, союзе мира и братского общения».

Однако ВЦУ не признало законности автономии и митрополичий сан Мелхиседека, ссылаясь на то, что все это было сделано без согласия вышеуказанного ведомства. В то ж е время Белорусская митрополия была провозглашена и без согласия архиереев соседних епархий (ссылаясь на то, что Минская епархия соответствовала территории БССР), что требовалось согласно постановлению патриарха Тихона и Священного Синода от 7/20 ноября 1920 г. за № 362.

Определённую роль в разжигании конфронтации между «мелхиседековцами» и «обновленцами» сыграли государственные и партийные органы. После провозглашения Белорусской митрополии в центральной белорусской печати появились заметки с призывом к духовенству и верующим о выступлении против данной автономии и её сторонников. Отношения между «обновленцами» и представителями Белорусской митрополии, и в частности с митрополитом Мелхиседеком, стали более напряжёнными.

В августе 1922 г. в обновленческом движении происходит раскол. Председатель ВЦУ А. Грановский создаёт новую церковную группу «Союз церковного возрождения» (СЦВ). Представители СЦВ ставили цель преодолеть недопонимание между обновленческим духовенством и верующими, ибо, как считали её лидеры, без этого все реформаторское движение будет обречено на провал. Поэтому предлагалось в сообществах СЦВ иметь в пропорции 1/3 духовенства и 2/3 верующих. Это течение имело радикальный характер в отношении реформирования церковной жизни: перенести алтарь на середину храма, читать все тайные молитвы вслух, сократить до минимума колокольный звон. СЦВ высказался за то, чтобы сохранить монашество и чёрный епископат, не назначать женатых священников на должности архиереев, не позволять второй брак клирикам и т.д.

В августе 1922 г. на территории Минской епархии создаётся инициативная группа, которая ставит целью усиление обновленческого движения и борьбу против митрополита Мелхиседека. В состав этой группы вошёл В. Трегубов – бывший учащийся духовной семинарии, а затем заместитель директора Политграфотдела. К членам данной группы присоединился и священник Холопеничского прихода Борисовского уезда Фёдор Курышев. 6 августа 1922 г. на церковном совете настоятель данной церкви сделал доклад об автономии Белорусской церкви и обновленческом церковном движении. После доклада собрание приняло следующую резолюцию: «В связи с желанием руководителей Белорусской автокефальной церкви отмежеваться от канонической церковной власти <…> Холопеничский совет верующих отмежёвывается от минских монарха-черносотенных духовных руководителей с контрреволюционным оттенком, гласно заявляя, что Холопеничский совет верующих во главе с настоятелем полностью примыкают к группе «Живая церковь» и будут прикладывать усилия к воплощению обновленческих принципов в церкви и ярко выраженных этой группой отношений к власти».

В конце августа 1922 г. на территории БССР уже оформилось три обновленческих группы: «прогрессивная», «сельская» и «городская». В состав прогрессивной группы входили: священники Ф. Курышев, Н. Кандельский, псаломщик А. Смирнов. В состав сельской группы – С. Слабухо, псаломщик И. Недбайло, Ф. Ганчеренок, Ф. Грибовский, С. Кухто, Г. Ляхнович. Городская группа состояла из В. Трегубова, С. Воловича, В. Костюка, Н. Потершука. Все они поддерживали платформу «Живой Церкви».

В сентябре к ним присоединилась группа духовенства г. Слуцка, в состав которой вошли протоиереи Николай Шеметило, Михаил Вечеркин, Василий Павлинский; священники Михаил Лукашевич, Александр Хволебнов, Геннадий Зохаревич, Пётр Шафранович (из Осипович), а также иеромонах Слуцкого монастыря Савватий.

Одним из лозунгов, выдвинутых представителями данных групп, был «Удаление от службы контрреволюционных консервативных священников и замена их новыми». У представителей российского обновленческого движения данный лозунг отсутствовал – это говорит о том, что в Беларуси данное движение приняло более политизированный характер.

Чтобы владеть исчерпывающей информацией о происходящих событиях в жизни церкви и влиять на них, ГПУ Беларуси были завербованы некоторые священники.

В начале сентября В. Трегубов вместе с Ф. Курышевым посетили ВЦУ. После этого визита В. Трегубов занял пост временного Уполномоченного ВЦУ по Минской епархии, а Ф. Курышев – должность Уполномоченного ЦК «Живой Церкви». Следует отметить, что уполномоченные ВЦУ владели большими полномочиями, даже правом отменять решения епархиального архиерея. К тому же они пользовались поддержкой государственных органов.

10 сентября 1922 г. Ф. Курышев и В. Трегубов, после возвращения из Москвы, посетили Церковное управление Белоруссии (ЦУБ) и лично митрополита Мелхиседека и сообщили о своих назначениях, а также о том, что митрополит без их согласия не правомочен принимать решения.

В свою очередь представители ЦУБ священники А. Костюченко и В. Соколов также посетили Москву, где искали признания новообразованной организации. Получив отказ от ВЦУ в признании Белорусской митрополии, они решили использовать разногласия между обновленческими группами и присоединились к группе «Союз Церковного Возрождения», во главе которой стоял архиепископ Антонин (Грановский).

Вскоре после получения должностей от ВЦУ в журнале «Живая Церковь» появилась статья В. Трегубова «Обращение мирян к верующим Белорусского края».

В данной статье обновленцы обвиняли митрополита Мелхиседека в том, что «втайне от верующих и деревенского духовенства, вопреки его воле, посовещавшись несколько раз у себя «в покоях» и на собрании, о котором всем верующим не было известно, постановил отделиться от Москвы и провозгласить независимую Белорусскую митрополию, возведя самого себя в независимые «митрополиты»».

Таким образом, согласно обновленцам, Белорусская митрополия первоначально была задумана как «автокефалия», а не как «автономия». Поэтому ВЦУ, претендуя на каноничность, не признавало каноничности и митрополита, и Белорусской митрополии.

Для усиления позиций «Живой Церкви» Ф. Курышев осенью 1922 г. осуществляет ряд поездок по Минской епархии с целью создания на местах обновленческих групп.

В Слуцком уезде данную группу возглавил протоиерей Н. Шеметилло, в Минском – протоиерей И. Пашин, в Борисовском – священник Н. Кандельский, в Мозырском – священник М. Серницкий. Эти группы были малочисленны: в них входили по 1–2 сельских священника.

На заседании ЦУБ 1–2 октября 1922 г. в Минске была создана группа «Церковное Возрождение», которая имела цель противостоять представителям «Живой Церкви». Её возглавил протоиерей Д. Павский, помощниками которому выступили член ЦУБ В. Соколов и священник Феодосий Раменский. Устав данной группы было поручено составить священнику В. Бируле. Согласно сведениям иерея Ф. Кривоноса, «между ЦУБ и Трегубовым в это время шла война циркуляров. Мелхиседек в своих указах, рассылаемых по епархии, напоминал духовенству о том, что именно ЦУБ является канонически законным органом церковного управления, а Трегубов как уполномоченный ВЦУ заявлял в своих циркулярах, что без его ведома решения ЦУБ не являются правомочными. Опираясь на поддержку московского ВЦУ, он безапелляционно требовал переизбрания ЦУБ с тем, чтобы в его состав вошли живоцерковники».

Таким образом, видно, что В. Трегубов не выступал против автономии Белорусской церкви как таковой, а хотел в результате переизбрания состава ЦУБ ввести в его состав представителей «Живой Церкви».

2 ноября 1922 г. состоялось заседание городского духовенства г. Минска. На нем было решено изменить название Церковного Управления Беларуси на Белорусское епархиальное управление (БЕУ) без изменения состава. Кроме этого, было решено послать ВЦУ ходатайство о сохранении титула митрополита Мелхиседека, невзирая на отказ признания автономии.

6 ноября 1922 г. с данным ходатайством, а также с актом об образовании БЕУ, который был подписан представителями минского духовенства, в Москву по благословению Мелхиседека выехал член БЕУ В. Соколов. Узнав об этом, В. Трегубов послал в ВЦУ телеграмму с настоятельной просьбой отклонить ходатайство БЕУ.

Вскоре Мелхиседек получает предписание от 2 ноября 1922 г. от Президиума ВЦУ о своём увольнении на покой и передаче дел по епархии Уполномоченному ВЦУ В. Трегубову. Уполномоченному ВЦУ по Минской епархии В. Трегубову было приказано создать Минское епархиальное управление, выделив на место правящего архиерея представителя из белого духовенства.

Александр Иванович ВведенскийВ октябре 1922 г. на территории РСФСР возникает ещё одна обновленческая группа – Союз общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ). Её возглавил протоиерей А. Введенский. Последователи этой группы заняли промежуточное положение между «Живой Церковью» и «Союзом Церковного Возрождения». Программа СОДАЦ включала в себя введение женатого епископата, закрытие большинства монастырей, воплощение идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, уравнение прав клириков и мирян в управлении делами общин.

Воспользовавшись разногласиями между обновленческими группами, 10 ноября 1922 г. БЕУ снова получает предписание от ВЦУ, на этот раз с резолюцией А. Введенского (в это время он занимал пост заместителя председателя ВЦУ), которое утверждало Мелхиседека в сане митрополита и поручало ему вместе с Уполномоченным ВЦУ В. Трегубовым создать новое епархиальное управление.

К началу 1923 г. был избран новый состав БЕУ. В него вошли: митрополит Мелхиседек, уполномоченный ВЦУ по Минской епархии В. Трегубов, протоиерей А. Костюченко, иерей В. Бируля, иерей Феодосий Раменский (входившие в «Союз Церковного Возрождения»), протоиерей Иоанн Пашин и священник Иоанн Перхарович (входили в состав группы «Живая Церковь») и мирянин А. Зубко, который вскоре был заменён на В. Соколова. Таким образом, новый состав БЕУ состоял почти полностью из сторонников «обновленческого» движения.

В начале января 1923 г. на первом организационном заседании Минского епархиального управления было принято воззвание к духовенству и мирянам епархии, в котором отмечалось, что последние должны были поддержать обновленческое движение. Следует заметить, что митрополит Мелхиседек выдавал некоторым священникам грамоты с благословением на распространение обновленческих идей среди верующих.

Согласно сведениям ОГПУ, в это время на территории Минской епархии из обновленческих групп преобладали представители «Живой Церкви», которых насчитывалось 45 человек.

Весной 1923 г. в Минске для лучшего управления Белорусской митрополии происходит ряд хиротоний. 24 марта в епископа Слуцкого был рукоположен вдовец, протоиерей Николай Шеметилло; 25 марта в епископа Мозырского был хиротонисан вдовец, протоиерей Иоанн Пашин; 29 марта в епископа Борисовского – священник Александро-Невской церкви г. Минска Феодосий Раменский. Для участия в совершении хиротоний в Минск были приглашены два викария Смоленской епархии – епископы Вяземский Венедикт (Алентов) и Гжатский Феофан (Берёзкин).

Хиротонии происходили в торжественной обстановке при присутствии более 2000 верующих. Все хиротонии были произведены с согласия ВЦУ, при непосредственной помощи Трегубова, которому митрополит Мелхиседек выразил благодарность за его труды в этом деле. Однако позже новохиротонисанные епископы проявили себя противниками обновленчества.

Следует отметить, на территории Минской епархии существовала часть православного духовенства, которая не признавала как ВЦУ, так и новопоставленных викариев (да и самого митрополита Мелхиседека считала обновленцем).

Вскоре после состоявшихся хиротоний митрополита Мелхиседека вызывают в ГПУ, где под расписку сообщают о необходимости выехать в Москву. 11 апреля 1923 г. Мелхиседек отъехал в Москву в качестве эксперта ОГПУ по делу патриарха Тихона. Согласно приказу Мелхиседека, временное руководство делами Белорусской митрополии возлагалось на епископа Мозырского Иоанна (Пашина).

29 апреля 1923 г. в Москве открылся обновленческий Собор. В нем участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 живоцерковников, 116 депутатов от Союза общин древлеапостольской церкви, 10 – из «Церковного Возрождения», три беспартийных обновленца и 66 депутатов, названных «умеренными тихоновцами».

От Белорусской митрополии на Соборе присутствовало два делегата: священник Никольский из Мозырского уезда и В. Соколов, член епархиального управления. Следует отметить, что митрополит Мелхиседек, находившийся в это время Москве, на Соборе не присутствовал.

Собор узаконил реформы неканонического ВЦУ: закрытие монастырей, белый епископат, позволил священникам второй раз вступать в брак, ввёл новый, григорианский календарь, но в результате сопротивления «умеренных тихоновцев» были отвергнуты догматические и литургические реформы, предложенные в докладах А. Введенского и В. Красницкого.

Собор вынес резолюцию о поддержке советской власти и заочный приговор о снятии сана и лишении монашества патриарха Тихона. Вынося решение относительно патриарха Тихона, представители обновленчества предполагали, что он останется под арестом до гражданского суда и вынесения по этому делу приговора о смертной казни.

15 мая 1923 г. ВЦУ на Минскую кафедру назначается могилёвский епископ Сергий (Иванцов). Между местным духовенством и верующими происходит конфликт с вновь назначенным архиереем. Во время посещения Минска А. Введенскому была передана петиция с многочисленными подписями духовенства и мирян о возврате Мелхиседека в Минск, которая должна была быть передана в ВЦУ. Данное обстоятельство говорит о том, что причиной конфронтации между местным духовенством и епископом Сергием было то, что последний был сторонником обновленчества. Возможно, конфронтация произошла по личным причинам, как это имело место в Полоцко-Витебской епархии во время занятия кафедры епископом Алексием (Буем) в 1925 г.

В конце июня 1923 г. на свободу выходит патриарх Тихон. После освобождения патриарх издаёт воззвание всему духовенству и верующим, в котором осуждает представителей обновленческого движения и предаёт анафеме членов ВЦУ. Начинается массовое возвращение приходов из обновленчества в лоно патриаршей Церкви.

Чтобы противостоять сторонникам канонической патриаршей Церкви, обновленцы решили создать единый центральный орган, который должен был объединить все обновленческие группы. В августе 1923 г. вместо Высшего Центрального Совета было принято решения о создании «Священного Синода Российской Православной Церкви». Отказавшись от большинства церковных реформ, представители «обновленчества» начали позиционировать себя как «советскую» церковь.

Именно в это время Мелхиседек, будучи в Москве, входит в общение с патриархом Тихоном и предоставляет ему подробный отчёт об условиях провозглашения летом 1922 г. Белорусской митрополии. В августе 1923 г. патриарх Тихон принимает митрополита Мелхиседека в лоно Русской церкви. Однако признание Белорусской митрополии откладывается на более позднее время.

После освобождения патриарха отношения епископа Сергия (Иванцова) с местным духовенством стали ещё более напряжёнными. Будучи в Москве, Мелхиседек общался с минским духовенством посредством писем. В своих письмах митрополит выступал с просьбой к пастве ходатайствовать о его возвращении в Минск. Данные письма зачитывал на проповедях священник кафедрального собора Л. Васюкович, а также рассылал по епархии с наказом не поминать епископа Сергия и не признавать никакого обновления.

Противостояние между местным духовенством и обновленческим епископом даже дошло до применения физической силы в отношении Сергия: «13 сентября 1923 г., когда епископ Сергий шёл в кафедральный собор для совершения всенощного бдения накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, возбуждённая толпа под предводительством Андрианова (у него Мелхиседек жил на квартире), Ковалевского и племянника Васюковича – сальника с нижнего рынка, тоже Васюковича, преградила епископу Сергию вход в собор. Причём во время борьбы на Сергии была порвана ряса и крепа клобука. Оказать какую-либо помощь епископу Сергию не представилось никакой возможности, так как бунтари никого из собора не выпускали, и их была очень большая толпа и на их стороне было почти все минское духовенство, однако после почти часовой борьбы епископу Сергию удалось проникнуть внутрь храма. Из соборного духовенства остался только ключарь протоиерей Антоний Киркевич и архидиакон Александр Чаплин. Остальное духовенство, псаломщики и певчие разбежались. Службу начал ключарь с архидиаконом, он же исполнял обязанности певцов и чтецов. Крест был вынесен епископом Сергием, но по его уходе Крест кем-то был взят обратно».

14 сентября 1923 г. в праздник Воздвиженья в кафедральном соборе обедню служил ключник без диакона. От верующих не было ни единого человека.

После этого скандала епископ Сергий больше в собор не приходил и в скором времени уехал в Москву. Кроме кафедрального собора, обновленцы были выдворены и из Спасо-Преображенской церкви.

Минская обновленческая община в это время состояла из 10 человек: В.Д. Пигулевского, В.К. Трегубова, А.Ф. Зубко, В.Л. Мацкевича, А.Л. Воробьёвой, Гусева, Михайлова, В.Е. Соколова, Андреева и Тарасевича. Небольшая группа обновленцев осталась не только без архипастыря, но и без пастыря.

Затем, под давлением Л. Васюковича и верующих, был распущен Епархиальный совет, в состав которого входили протоиереи С. Кульчицкий, В. Бируля, И. Перхерович и др. Вместо них священник Л. Васюкович создал группу из своих сторонников и стал сам управлять епархией.

Для урегулирования положения в Минск в августе 1923 г. вновь приезжает А. Введенский. На этот раз городское духовенство и верующие его встретили враждебно. Так он после воспоминал о случившемся: «Приехал я в Минск. В воскресенье должен я служить в соборе. Утром говорит мне местный архиерей: «Владыко! Служить невозможно – толпа возбуждена, помолитесь дома». Я отвечаю: «Владыко! Как старший по сану, прошу вас служить – и сам непременно буду служить». Иду в собор, навстречу – разъярённая толпа. Кричит мне: «Какой ты архиерей?» Говорю: «А чем я не архиерей?» – «А какой ты архиерей, у тебя на груди икона, а не крест!» Ну, думаю, что говорить с дураками – пошёл напролом. Ну, тут и дали мне жару…». Такое изменение отношения верующих к А. Введенскому объясняется возвращением митрополита Мелхиседека в лоно Патриаршей церкви (имел огромный авторитет среди верующих епархии), а также невыполнением А. Введенским данного им обещания: передать петицию в ВЦУ о возвращении Мелхиседека назад в Минск.

В октябре 1923 г. для лучшего управления Белорусской митрополией прошли выборы президиума БЕУ. В его состав от православных общин г. Минска вошли протоиереи И. Язвицкий, Л. Васюкович, Н. Тиминский; миряне Я. Барановский, А. Акулич и Ю. Хрол.

19 ноября 1923 г. митрополит Мелхиседек вернулся в Минск, а 20 ноября, накануне праздника Введения Пресвятой Богородицы, он служил всенощное бдение в кафедральном соборе при большом количестве верующих. После чтения Евангелия Мелхиседек с кафедры сделал выговор всему духовенству за служение с епископом Сергием (Иванцовым) и допущение его в собор, а остальных обновленцев предал анафеме.

Таким образом, рассматривая эволюцию отношения к обновленческому движению духовенства и верующих Минской епархии в 1922–1923 гг., можно выделить четыре этапа. Первый – с конца мая по 23 июля 1922 г. – характеризуется солидарностью с реформаторским движением архиепископа Минского и Туровского Мелхиседека. Второй – с 24 июля по ноябрь 1922 г. – разделением на две противоборствующие стороны: «мелхиседековцы» и «обновленцы». Провозглашение Белорусской митрополии минским городским духовенством и возведение Мелхиседека в сан митрополита. Сторонники обновления церкви, несмотря на признание власти ВЦУ представителями автономии, восприняли её как «разрыв с источником обновления, предательство вождей обновления церкви». Для противостояния с представителями Белорусской митрополии и укрепления обновленческого движения в среде духовенства и верующих Минской епархии создаётся прогрессивная обновленческая группа.

Третий – с конца ноября 1922 г. по июнь 1923 г. К началу 1923 г. создаётся коалиция в составе БЕУ с представителями обновленчества и автономии. Данный период характеризуется усилением обновленческих идей на территории епархии, при поддержке последних митрополитом Мелхиседеком. Данный период поддержки обновленческого движения продолжается до лета 1923 г., вплоть до освобождения патриарха Тихона, когда митрополит Мелхиседек через покаяние был принят в Русскую церковь.

Четвёртый период – с июля 1923 г. до конца 1923 г. – характеризуется открытым противостоянием между представителями Белорусской автономии и обновленческой церкви с применением радикальных мер (физической силы, отлучения от церкви и т.д.).

Согласно данной периодизации можно проследить отношения местного духовенства и верующих к обновленческому движению, которое зависело, в первую очередь, от отношения к нему правящего архиерея Минской епархии Мелхиседека, имевшего определённый авторитет среди последних.

Переход митрополита Мелхиседека из Патриаршей церкви в обновленчество и его возвращение летом 1923 г. не было чем-то неординарным. Так, в 1922 г. в обновленчество отпало около 50 иерархов, часть из которых принесла покаяние патриарху Тихону после его освобождения из-под ареста (например, митрополит Сергий (Страгородский), епископ Иннокентий (Летяев) и др.). Однако, в отличие от остальных священнослужителей, у митрополита Мелхиседека в данной ситуации была определённая специфика – территория Минской епархии по гражданскому административно-территориальному делению совпадала с территорией БССР, что давало формальный внешний повод для провозглашения Белорусской автономии. Именно на признание каноничности Белорусской митрополии и была нацелена деятельность митрополита Мелхиседека в последующее время.

 
Полное название статьи: Епископ Мелхиседек (Паевский) и обновленческое движение в Советской Белоруссии (1922–1923 гг.)

 

 

© Виктор БАРАНЕНКО, 2015
© Клио, 2015

На заставке: Архиепископ Мелхиседек (Паевский) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Енисейский и Красноярский.

 

 

Виктор Викторович Бараненко – преподаватель кафедры истории и туризма УО «Полоцкий государственный университет».

С 2007 по 2012 гг. обучался в Полоцком государственном университете по специальности «История» (специализация «Историческая информатика»), получив квалификацию «Историк. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин».

В 2013 г. окончил магистратуру Полоцкого государственного университета по специальности «Отечественная история». Магистр исторических наук. Тема магистерской диссертации «Полоцкая обновленческая епархия в 1926–1933 гг.».

С ноября 2013 г. – аспирант кафедры историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы, специальность «Отечественная история». Тема диссертационного исследования: «Обновленческое движение на территории БССР (1922–1941 гг.)».

Тел.:+ (375 17) 200–20–47; Е-mail: v.baranenka@gmail.com