Корсунь-Шевченковский котёл
Войска 2-го Украинского фронта разбили противника под Кировоградом, выйдя на рубеж Дмитриевка, Смела, Фёдоровка, Варваровка, приостановили наступление и готовились для нанесения очередного удара по противнику.
Войска 1-го Украинского фронта достигли рубежа Сарны, Полонное, Ржищев, Бубновская Слобода и своим левым флангом нависли над группировкой противника с севера.
Линия фронта в районе Корсунь-Шевченковского выглядела в виде выступа в сторону противника, упиравшегося северной частью в реку Днепр.
Гитлеровское командование рассчитывало использовать этот клин для восстановления своего утраченного положения и держало здесь свои 1-ю танковую и 8-ю полевую армии.
Советское командование разрабатывало операцию по разгрому немецких войск на юге страны, в первую очередь, решило ликвидировать Корсунь-Шевченковский выступ и в ходе дальнейшего наступления завершить разгром находящихся немецких группировок и полностью освободить Правобережную Украину.
Противник усиленно укреплял свои позиции. На 20 января 1944 года его главная полоса обороны уже была оборудована окопами полного профиля, опорными пунктами и узлами сопротивления. Перед передним краем установлены инженерные заграждения. Глубина полосы обороны достигала до 6 километров. На удалении 10–15 километров создавалась вторая полоса обороны.
Местность, где предстояло действовать войскам, была холмистой, со значительным количеством глубоких оврагов и лощин. Лесов на Украинской возвышенности было мало. Почва была глинистой с чернозёмными грунтами. Весной и осенью, после дождей, дороги и поля превращались в вязкую труднопроходимую грязь.
5-я гвардейская танковая армия в составе 2-го Украинского фронта в Корсунь-Шевченковской наступательной операции
Ставка Верховного Главнокомандования окружение и уничтожение корсунь-шевченковской группировки противника возложила на 1-й и 2-й Украинские фронты, которые должны были нанести по сходящимся направлениям удары под основания выступа и соединиться в районе Шпола, Звенигорода.
29-й танковый корпус в районе Ясиноватое, Хайновка, Любомирка готовился к предстоящим наступательным боям.
Командующий 5-й гвардейской танковой армией генерал-полковник танковых войск Ротмистров П.А. поставил задачи войскам. 29-й танковый корпус должен был наступать в первом эшелоне и с района Красносилки атаковать противника в направлении Россоховатка, Турия и к исходу первого дня наступления выйти на рубеж Турия, Листопадово.
Принять решение для построения боевого порядка было непростым делом. В танковых бригадах полковника Попова А.М. и подполковника Ячника С.П. было всего по 23 танка. В 25-й танковой бригаде вообще не было танков, и личный состав ожидал прибытия боевых машин. 53-я мотострелковая бригада после понесённых потерь в боях за Кировоград была оставлена в населённом пункте Ново-Александровка, где получала пополнение и восстанавливала свою боеготовность. В составе корпуса от бригады действовала сводная противотанковая артиллерийская батарея в составе 12 орудий.
Комкор принял решение: в наступлении передовой бригадой будет 32-я танковая бригада под командованием подполковника Ячника С.П. 31-я танковая бригада под командованием полковника Попова А.М. будет действовать как основная сила корпуса. В бригаде кроме танков был ещё и батальон автоматчиков, в состав которого входило 160 человек. В противотанковый резерв выделялся противотанковый артиллерийский полк, который имел на вооружении восемь 76-миллиметровых орудий. Общевойсковой резерв составляли самоходно-артиллерийский полк с пятью самоходными установками и отдельный дивизион гвардейских миномётов, в котором было 6 реактивных установок «Катюша». В таком составе и в таком боевом порядке 24 января 1944 года 29-й танковый корпус нанёс по противнику на шестнадцатикилометровом участке неожиданный удар, прорвал его оборону и продвинулся на 6 километров.
После десятиминутного артиллерийского налёта по передней траншее обороны противника танкисты, поддерживаемые с воздуха авиацией, дружно пошли в атаку.
32-я танковая бригада в ходе наступления, обойдя с южной стороны населённый пункт Писаревка, вступила в бой за овладение Тишковкой. Введённая в бой 31-я танковая бригада полковника Попова А.М. встретила упорное сопротивление немцев, которые заранее оборудовали свои огневые позиции в инженерном отношении и вели прицельный огонь по наступающим. Командир попросил нанести по восточной окраине Писаревки дополнительный огневой налёт. Но он оказался малоэффективным по укрытым орудиям. При возобновлении атаки гитлеровцы продолжали яростно вести огонь и подбили три танка и так малочисленной бригады. Танкисты стали искать укрытий в складках местности и вести ответный огонь. Командир корпуса приказал обойти Писаревку справа и продолжить наступление. Обходной маневр оказался удачным. Танкистам оказали помощь воины соседнего танкового корпуса. Совместными усилиями к исходу дня танкисты нанесли поражение гитлеровцам и овладели селом Писаревка.
Продолжая бои за овладение Тишковкой, взвод лейтенанта Князева И.Ф. вырвался далеко вперёд и, вплотную подойдя к населённому пункту, вступил в бой за его овладение. Во фланг взводу начали атаку 6 немецких «Тигров», которые отрезали взвод от основных сил бригады. Немцы предполагали, что советские танкисты, встретив плотный огонь артиллерии на восточной окраине населённого пункта, вынуждены будут повернуть обратно, где и будут уничтожены. Но лейтенант Князев И.Ф. приказал командирам танков Бражнику и Москвину занять выгодные позиции в складках местности, усилить наблюдение за действиями противника и быть готовыми к нанесению решительного удара.
Гитлеровские артиллеристы сначала ослабили, затем прекратили огонь, считая, что с советскими танками порешат их «Тигры». Выждав момент, лейтенант Князев И.Ф. на максимальных скоростях ворвался на позиции немецких артиллеристов с фланга, те не только не успели развернуть свои пушки для стрельбы, а даже не произвели ни одного выстрела, в панике разбежались в разные стороны. Артиллерийская батарея была захвачена и не представляла больше угрозы танкистам, которые захватили село и удерживали его до подхода основных сил бригады.
29-й танковый корпус 28 января 1944 года вышел в район населённых пунктов Толмач, Водяное, Крымки, где был контратакован превосходящими силами противника с юга и вынужден был перейти к обороне. Бригада полковника Попова А.М. заняла оборону на юго-западной окраине населённого пункта Толмач, а бригада подполковника Ячкина С.П.на южной окраине Водяное. Перед ними была поставлена задача – удерживать достигнутые рубежи до подхода главных сил армии.
Передав боевые участки в районе Водяное и Лебёдки подошедшим общевойсковым подразделениям, 1 февраля 1944 года 29-й танковый корпус вышел в район Каменоватки и во взаимодействии с 18-м танковым корпусом нанёс удар в направлении Искреннее, отбросил противника за железную дорогу и в упорных боях к исходу следующего дня овладел населённым пунктом Искреннее.
2 февраля 1944 года войска 1-го и 2-го Украинских фронтов образовали внутренний фронт окружения, зажимая в кольцо девять пехотных дивизий, танковую дивизию СС «Викинг», мотобригаду СС «Валония», дивизион штурмовых орудий и другие части противника.
Немецко-фашистское командование предпринимало меры, чтобы деблокировать свои войска, оказавшиеся в кольце окружения, но встретило жёсткое противоборство советских войск.
4 февраля 1944 года бригада полковника Клепко Д.Е. сдала участок обороны в районе Искреннее частям 6-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, была выведена во второй эшелон. Бригада подполковника Ячника С.П. сосредоточилась в районе Каменоватки для укомплектования. Получив 26 танков Т-34, бригада была переброшена в Крымки с целью усиления обороны стрелковых войск на направлении Шполы.
На внешнем фронте окружения противник продолжал наносить ощутимые удары. Не считаясь с огромными потерями, немецко-фашистское командование подтягивало и бросало в бой все новые и новые соединения и части, прежде всего, танковые. Если 27 января против советских войск на внешнем фронте окружения действовали три пехотные и три танковые немецкие дивизии, то к 11 февраля 1944 года их количество увеличилось до шести пехотных и восьми танковых дивизий.
11 февраля 1944 года немецкое командование предприняло очередную и наиболее серьёзную попытку прорваться на соединение со своей окружённой группировкой. С этой целью немцы сосредоточили в районе Резино сильный танковый кулак в составе четырёх танковых дивизий и нанесли удар в направлении Лысянки. Одновременно силами трёх дивизий из района Ерки нанесли удар на Лысянку. Одновременно крупные силы стягивались в район Стеблева для удара на Лысянку через Шандеровку. Этими ударами гитлеровское командование рассчитывало не только вывести свои войска из «котла», но и окружить советские войска, действовавшие в районе Рыжановка, Лысянка, Звенигородка.
Разгорелись упорные бои. Танковые дивизии немцев, наступавшие из района Резино, потеснили наши части и вышли в район Лысянки. Окружённые немецкие войска 12 февраля 1944 года нанесли удар из района Стебнево в юго-западном направлении, стремясь соединиться в районе Лысянки с окружёнными дивизиями. Враг рвался напролом. Завязались жестокие бои. Немецкие дивизии потеснили советские войска и овладели населёнными пунктами Шендеровка, Хильки, Ново-Буда вследствие чего расстояние между соединяющимися немецкими войсками сократилось до 12 километров. Создавалось угрожающее положение, что группировка противника могла ускользнуть из «котла». Командующий фронтом приказал 29-му танковому корпусу форсированным маршем выйти в район Могенцы, нанести удар через Шандеровку на Стеблев, отбросить противника за реку Россь, частью сил оказать помощь 5-му гвардейскому кавалерийскому корпусу по уничтожению противника в районе Ново-Буда и полностью восстановить положение по окружению противника.
Корпус эту задачу выполнил успешно. Вечером 13 февраля 1944 года населённый пункт Ново-Буда был взят. Но противник не оставил надежды вырваться из окружения и изменил направления основных ударов. Нанеся удар на Комаровку, немцы захватили её. Южная группировка противника овладела населённым пунктом Октябрь. Вновь создалась угроза соединения южной и северной групп войск противника.
Для ликвидации создавшегося положения 29-й танковый корпус развернул фронт наступления на запад и нанёс удар в направлении Комаровки с целью не допустить прорыва противника из района Комаровки на Октябрь. С выходом бригад 29-го танкового корпуса на юго-восточную окраину Комаровки разгорелись тяжёлые бои, которые продолжались в течение двух напряжённых дней. Несмотря на превосходство сил противника, советские танкисты не только в течение двух суток сдержали его напористые атаки, но и сами перешли в наступление и выбили немецкие войска из Комаровки и заставили противника отходить в северном направлении. Бригады корпуса перешли к преследованию отходящих войск противника с целью восстановить положение в районе Стеблева и замкнуть кольцо окружения. 16 февраля 1944 года корпус овладел южной окраиной Шандеровки и в 10 часов главными силами перешёл в наступление в направлении Хильки. На подступах к Хильки противнику силой артиллерии удалось остановить продвижение танкистов и самим танковыми, артиллерийскими и пехотными подразделениями перейти в атаку. Во второй половине дня бригады корпуса отражали контратаки войск противника. Не достигнув своей цели контратаками, немцы разрозненными группами начали прорываться через боевые порядки советских войск и уходить на соединение за внешним кольцом окружения. Но удавалось прорваться единицам.
Потеряв надежду на действенную помощь со стороны внешнего фронта окружения, немецкое командование 17 февраля 1944 года предприняло отчаянную попытку выйти из окружения. Воспользовавшись сильным ночным бураном, немецко-фашистские войска огромными толпами и колоннами, в беспорядке, без организованного руководства начали выдвигаться из района Шандеровки на юго-запад.
Советские войска, обнаружив движение противника по лощинам и балкам, встретили его огнём. Несмотря на сильный ветер и снегопад, самолёты ночной легкобомбардировочной авиации поднялись в воздух и нанесли по двигающимся немецким колоннам бомбовой удар. Мощный огонь открыла реактивная артиллерия. Но колонны противника продвигались, не считаясь ни с какими потерями. Тогда в атаку были брошены танки и кавалерия. 29-й танковый корпус атаковал противника в направлении Хильки. Сходу врезаясь в колонны врага численностью до 5 тысяч человек, в ослепительной снежной пурге, в смертельной схватке за одну ночь было уничтожено более тысячи вражеских солдат и офицеров, около 200 автомашин и 20 танков. Захвачено в качестве трофеев 250 автомашин и 25 бронетранспортёров. 1250 гитлеровцев сдались в плен.
Таков был финал боевых действий 29-го танкового корпуса в Корсунь-Шевченковской операции.
29-й Знаменский Краснознамённый танковый корпус за период боев в ходе Корсунь-Шевченковской операции уничтожил 96 танков, 14 самоходных орудий, 205 орудий и миномётов, 793 автомашины и бронетранспортёра. В качестве трофеев взято 158 орудий и миномётов, 1205 автомашин и бронетранспортёров. Было уничтожено 9800 солдат и офицеров противника и 1250 взято в плен.
За умелые и решительные действия по разгрому врага в Корсунь-Шевченковской операции, мужество и отвагу всему личному составу Верховным Главнокомандующим Сталиным И.В. была объявлена благодарность, а 25-я и 32-я танковые бригады награждены орденом Красного Знамени.
Главный итог Корсунь-Шевченковской операции – уничтожение крупной немецкой группировки, создание выгодного положения для завершения разгрома немецко-фашистских войск и полное освобождение Правобережной Украины.
Содержание
Часть 1. Формирование 29-го танкового корпуса
Часть 2. Боевое крещение корпуса в Прохоровском сражении
Часть 3. Корпус в боях за Украину
В Белгородско-Харьковской операции
В составе Степного фронта
В боях за Кривой Рог
Вперёд на Знаменку и Кировоград
Корсунь-Шевченковский котёл
К государственной границе
Часть 4. В боях за освобождение Советской Белоруссии и Прибалтики
Освобождение Минска. 3 июля 1944 г.
На Вильнюс
К Балтике в составе 1-го Прибалтийского фронта
29-й танковый корпус в фотографиях военных лет
Часть 6. В готовности к защите Отечества
Переформирование корпуса в дивизию
Ветераны 29-й тд – Почетные солдаты Вооружённых Сил Республики Беларусь
Гремя огнём, сверкая блеском стали…