Часть 3. Корпус в боях за Украину
В трудных снах оживая,
Бьёт метель фронтовая…
Вся в рубцах и ожогах
Наша память живая.
Сергей Островой
В Белгородско-Харьковской операции
Войска Воронежского фронта с 24 июля 1943 года временно прекратили активные боевые действия с тем, чтобы в течение нескольких дней дать соединениям передышку, пополнить их личным составом, вооружением и техникой, а затем перейти в решительное наступление на Белгородско-Харьковском направлении.
На участке предстоящих действий войск фронта оборона противника состояла из двух полос, общая глубина которых достигала 15–18 километров. Главная полоса обороны с передним краем на pyбeже Бутово, Вислое, Мясоедово состояла из двух позиций глубиной 68 километров. На каждой из них были оборудованы опорные пункты и узлы сопротивления, соединённые между собой траншеями полного профиля. В опорных пунктах противник имел значительное количество дзотов. Вторая полоса обороны состояла из одной позиции. Между главной и второй полосами проходила промежуточная позиция. Населённые пункты, расположенные в глубине, противник подготовил для круговой обороны. Вокруг Харькова было оборудовано два кольцевых обвода.
Группировка противника в районе Харькова и Белгорода имела в своём составе восемнадцать дивизий 4-й танковой армии и оперативной группы «Кемпф», в том числе четыре танковых.
План советского командования по разгрому белгородско-харьковской группировки противника сводился к нанесению мощного удара смежными флангами Воронежского и Степного фронтов из района северо-западнее Белгорода в общем направлении на Богодухов, Валки, Новая Водолага. Целью его нанесения являлось: рассечение группировки противника на две части, последующий охват и разгром основных вражеских сил в районе Харькова.
5-я гвардейская танковая армия в составе Воронежского фронта в Белгородско-Харьковской наступательной операции
Командующий Воронежским фронтом генерал армии Ватутин Н.Ф. решил главный удар нанести силами четырёх армий: 5-й гвардейской общевойсковой под командованием генерал-лейтенанта Жадова А.С., 6-й гвардейской общевойсковой под командованием генерал-лейтенанта Чистякова И.М., 1-й танковой армии под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Катукова М.Е. и 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Ротмистрова П.С. Армии должны были разгромить противостоящую группировку врага и подвижными соединениями развить наступление в направлении Золочев, Валки, обходя Харьков с запада. Прорыв обороны противника возлагался на 5-ю гвардейскую общевойсковую армию.
В полосе её наступления планировался ввод в сражение 1-й и 5-й гвардейской танковых армий, которые должны были к исходу четвёртого дня операции продвинуться на глубину 120 километров и выйти на рубежи: 5-я гвардейская танковая армия – в район Ольшаны, Люботин, перерезая дорогу на запад, 1-я танковая армия – несколько западнее.
29-й танковый корпус, выведенный из боя 24 июля 1943 года, продолжал подготовку к предстоящим боевым действиям в районе Покровский, Малые Маячки, Грезное, Сухое, Солотино. Пополнив бригады личным составом и материальной частью, корпус приступил к боевому сколачиванию подразделений и частей. С личным составом отрабатывались боевые стрельбы из танков, артиллерии и стрелкового оружия. Танкисты отрабатывали также упражнения по вождению боевых машин. Командованием корпуса и бригад обобщались итоги боевых действий на прохоровском плацдарме, а их выводы подробно доводились до офицерского состава, солдат и сержантов.
День вступления в бой приближался. Активнее стали проводиться беседы с личным составом, в которых освещался передовой опыт, приводились факты злодеяний гитлеровцев. Многие из присутствующих видели своими глазами зверства гитлеровцев, которые вызывали злобную ненависть у воинов, побуждали к наступательному порыву, к благородной мести за совершенные преступления против человечества.
Как можно было оставаться равнодушным, например, к дикой расправе фашистов над семьёй капитана Власенко, когда двух его детей изверги жестоко убили. Эта весть вызвала у личного состава неукротимую ненависть к немецко-фашистским варварам.
Разбить гитлеровцев, вызволить из неволи родной украинский народ – таков был боевой призыв танкистов корпуса.
Бойцам и командирам разъяснялась также сложившаяся на фронте обстановка, доводилась поставленная боевая задача.
Экипажи и расчёты проверяли готовность оружия и техники к бою, укладывали боезапасы. Штабы и командиры дорабатывали необходимые боевые документы, подробно наносили обстановку и задачи на свежие листы карт, пахнущие типографской краской.
Обстановка на фронте не позволяла засиживаться. Противник начал подтягивать на белгородско-харьковское направление свои оперативные резервы из Донбасса.
Содержание
Часть 1. Формирование 29-го танкового корпуса
Часть 2. Боевое крещение корпуса в Прохоровском сражении
Часть 3. Корпус в боях за Украину
В Белгородско-Харьковской операции
В составе Степного фронта
В боях за Кривой Рог
Вперёд на Знаменку и Кировоград
Корсунь-Шевченковский котёл
К государственной границе
Часть 4. В боях за освобождение Советской Белоруссии и Прибалтики
Освобождение Минска. 3 июля 1944 г.
На Вильнюс
К Балтике в составе 1-го Прибалтийского фронта
29-й танковый корпус в фотографиях военных лет
Часть 6. В готовности к защите Отечества
Переформирование корпуса в дивизию
Ветераны 29-й тд – Почетные солдаты Вооружённых Сил Республики Беларусь
Гремя огнём, сверкая блеском стали…