Несбывшиеся слуцкие проекты
24.12.2014
Благоустройство Слуцка к «Дажынкам-2005», оказывается, не первый крупный проект по реконструкции города, в результате которого он кардинально изменил бы внешний облик. В 60-е годы к 850-летию города существовали серьёзные планы преобразования центральной части Слуцка. В силу ряда обстоятельств большинству из них так и не суждено было сбыться. Оставим пока в стороне нынешние перспективы и заглянем в историю сорокалетней давности. Думаем, читателю она будет тоже интересна.
Три юбилея и большие проекты
В середине 60-х годов прошлого века Слуцк, как и другие города республики, жил ожиданием грядущих больших юбилеев. В 1965 году отмечалось 20-летие Победы в Великой Отечественной войне. Через два года ожидалось ещё более грандиозное торжество – 50-летие Советской власти. Как партийные, так и городские власти, естественно, строили планы, которые сводились не только к торжественным заседаниям и здравицам. В июне 1966 года бюро Слуцкого райкома КПБ приняло постановление о проведении торжеств в связи с 850-летием Слуцка. Вряд ли руководство провинциального города тех времён пошло бы на такой неординарный шаг. Но дело в том, что подобный прецедент в Беларуси уже был создан. В это же время руководство БССР приняло постановление о праздновании 900-летия Минска, которое должно было состояться в 1967 году. Как говорится, Слуцк «попал в струю». Кстати, именно с августа 1966 года пошла традиция отмечать День города и, как правило, в конце лета. Поскольку два из трёх юбилеев носили идеологизированный характер, то и планы были соответствующие.
«Мать Родина» в сусальном золоте
В районе нынешнего Молодёжного центра, на противоположной стороне улицы Ленина, городские власти решили возвести монумент под названием «Мать Родина». Проект был приурочен к 50-летию советской власти. Сразу отметим, задумка была грандиозная. На постаменте из чёрного и красного гранита должна была возвышаться бронзовая статуя, символизирующая Мать Родину. Скульптор выполнил заказ города, недолго мудрствуя. В основу композиции была положена скульптура Евгения Вутечича на волгоградском Мамаевом кургане. Разница была, естественно, в размерах и наружном оформлении. Предполагалось, что в Слуцке бронзовая скульптура будет покрыта сусальным золотом. На это нужны были большие деньги. Их нашли тогдашним традиционным способом. Первый секретарь Слуцкого райкома КПБ Анатолий Зеленкевич созвал на совещание председателей местных колхозов, и те раскошелились. На собранные деньги закупили драгметалл, который хранился в сейфе одного из председателей. Тем временем изготовили макет памятника до метра величиной и, улучив момент, повезли на утверждение в Минск. Столичные чиновники от архитектуры масштабами слуцких планов были сражены наповал. Даже Минск к своему 900-летию не посмел замахнуться на нечто подобное. Выслушав нотации и получив устное предупреждение, мэр города Василий Иванович Рубцов вернулся в Слуцк с указаниями быть скромнее и значительно удешевить стоимость проекта. В результате в 1967 году около тогдашнего кинотеатра «Центральный» появился совсем иной вариант «Мать Родины», который и сегодня случчане могут лицезреть ежедневно, – вылитую из бетона фигуру женщины, покрашенную обыкновенной краской, и уж на более чем скромном постаменте. Поговаривали, что столичных архитекторов смутила не только дороговизна и роскошь проекта, но и низкие художественные достоинства скульптурной композиции. С чем вполне можно согласиться.
Памятник с барельефом Сталина
К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне власти Слуцка намеревались установить памятник, на котором должны были быть указаны воинские части и партизанские соединения, освобождавшие город. В проекте архитекторов предусматривалось, что он будет сооружён из гранита. Помимо указания частей, освобождавших город, по обеим сторонам монумента должны были быть установлены гранитные стелы с барельефами. На одном из них предполагалось изобразить орден Победы, на другом – медаль «За победу над Германией». Идея была красивая и оригинальная. Однако авторы проекта не учли одного. На медали «За победу над Германией» отчеканен профиль Иосифа Сталина. В середине 60-х ещё были свежи в памяти хрущёвские времена развенчания культа личности вождя. И хотя у власти в стране уже находился Леонид Брежнев, тем не менее, минские чиновники не решились утвердить предложенный проект. А заодно вместо гранитных появились плиты из мраморной крошки. Первоначально памятник намеревались установить недалеко от Дома культуры. Но перед самым началом работ в 1967 году его перенесли на берег Случи, прямо около моста через реку, напротив здания городской бани. В 90-х годах памятник все же переместили в скверик между Домом культуры и Центром детского творчества, где он и находится по сей день (Во время работ по реконструкции центра города в 2005 г. памятник был заменён новым – прим. админ. сайта).
Центру города – особое внимание
В мае 1966 года у председателя Слуцкого горисполкома Василия Ивановича Рубцова состоялось совещание. Обсуждался проект детальной планировки новых жилых микрорайонов города. Докладчиком выступал архитектор из «Белгоспроекта» Виктор Кириллович Сущиц. Кстати, родом он из Слуцка, закончил СШ № 10. К тому времени он уже являлся автором генерального плана развития Слуцка, утверждённого в 1963 году. На совещании, помимо планов застройки новых микрорайонов (сейчас это районы ул. Жукова и 14 Партизан), шла речь и о необходимости новых подходов к преобразованию центра города. Газета «Шлях Ільіча» от 17 мая 1966 года писала: «За последние годы в центре Слуцка сделано немало. Появились благоустроенные жилые дома, асфальт на проезжей части и по тротуару. Однако рядом с современной застройкой стоят старые здания». На совещании было решено просить Минский облисполком о разработке проекта дальнейшей застройки и благоустройства центра города. Строительство новых жилых микрорайонов позволяло сносить старые застройки в центральной части Слуцка. Но от планов до конкретных дел, как известно, срок немалый. Поэтому к празднованию 850-летию города, намеченному на конец августа 1966 года, было решено вплотную заняться главной городской зоной отдыха.
Новый облик парка
Сказать, что городской парк в то время был в запущенном состоянии, было бы неправдой. Но его внешний облик оставлял желать лучшего. По периметру парк был обнесён деревянным двухметровым забором, а вход в него внешне напоминал ворота огромного амбара. Кстати, вход в парк был платным. Усилиями местного межрайонного бюро технической инвентаризации был набросан новый эскиз центрального входа, а минские архитекторы довели его до уровня конкретного проекта. Летом 1966-го новый вход в парк предстал перед случчанами. Собственно, таковым он и остался. Другая новостройка – возведение летнего кинотеатра «Дружба». Примечательна история его создания.
Тогдашний председатель горисполкома проводил отпуск в одном из санаториев в районе города Львова. Ему понравился тамошний летний кинотеатр. По возвращении он снарядил в командировку специалистов. Те привезли документацию и уже в Слуцке доработали её. Построили «Дружбу» хозспособом: финансы и стройматериалы собирали по местным колхозам. По тем временам это был самый крупный летний кинотеатр в БССР с первоклассным кинооборудованием. Простоял он до июня 2000-го года и был снесён после случившегося пожара.
Озеро в городе
Казалось бы, обновление парка тем и закончится. Но по генеральному плану реконструкции города подоспело сооружение объездной дороги. Пройти она должна была по ул. К. Либкнехта (ныне ул. Виленская), как и сейчас. Только в районе медучилища трасса должна была «свернуть направо», через р. Случь. Для этого намечалось построить железобетонный мост, протяжённостью около 200 метров. Мост выводил объездную дорогу на бывшее еврейское кладбище. Далее трасса шла бы по колхозному саду и выходила на ул. Володарского (ныне ул. М. Богдановича) в районе д. Новодворцы. В районе железнодорожного моста через р. Случь предполагалось поставить дамбу со шлюзом. Фактически, начиная от парка, в пойме реки возникало приличных размеров водное зеркало. Улица Виленская от медучилища до Чёртового мостика делалась пешеходной зоной. Деревянные дома вдоль реки по плану сносились, а границы парка расширялись вплоть до водной глади. Вот такая намечалась реконструкция.
Сложно сказать, почему этим планам не суждено было сбыться. Люди сведущие называют несколько причин. Первая – как всегда не нашлось денег под проект. Вторая – события октября 1967 года, когда в Слуцке было сожжено здание суда, поставили крест на многих слуцких планах и перспективах, в том числе и на этом проекте. Робкие разговоры о возвращении к варианту расширения парка до реки имели место во властных структурах в конце 80-х годов, но они так разговорами и остались.
В истории проектов, которые могли бы изменить Слуцк, как ни странно не последнее место занимает соседний город Солигорск. Точнее не столько сам Солигорск, сколько начало разработки калийных месторождений. Первоначальные замыслы предусматривали совершенно иной ход событий, нежели тот, свидетелями которого стали ныне живущие поколения.
Слуцк – шахтёрская столица
Многие случчане не раз слышали почти неправдоподобную историю о том, что Солигорска, как города, не должно было быть. Впрочем, неправдоподобности здесь нет. Хорошо известно, что до 1959 года Солигорск назывался Новостаробинск. Московские проектировщики и экономисты делали расчёт на то, что он будет небольшим посёлком, в котором расположатся дежурные и аварийные службы, обеспечивающие бесперебойную работу калийных комбинатов. А городом, где будут жить шахтёры с семьями, станет Слуцк. В районе нынешнего расположения Слуцкого сахарорафинадного комбината должны были вырасти новые жилые микрорайоны. Кардинально бы изменился и весь город. От Слуцка до рудников должны были проложить электрифицированную железную дорогу, по которой рабочие доставлялись бы на шахты. Однако с конца 50-х годов планы резко изменились. Московские чиновники посчитали, что надо возводить новый город. Трудно сказать, почему это произошло. Ведь развитие Слуцка в экономическом смысле было более выгодным вариантом. Здесь уже существовала развитая городская инфраструктура, местные предприятия с учётом их перспективного развития могли поглощать избыток женских рабочих рук (членов семей шахтёров и работников рудоуправлений). Кстати, с этой проблемой столкнулся Солигорск, где в спешном порядке были построены фабрики «Калинка» и «Купалинка». К слову, вопросы трудоустройства жителей Солигорска, не связанных с работой «Беларуськалия», остро стоят и по сей день.
Возвращаясь к причинам отказа от развития Слуцка, как базового города шахтёров, можно отметить, что основных версий, по которым на данных планах был поставлен крест, две. Первая – политико-идеологическая. В 50–60-е годы модным веянием в стране стало возведение новых городов. Конечно, это обходилось очень дорого, но в идеологическом смысле создавало иллюзию всесилия власти, которой по плечу даже такие гигантские проекты. Вторая – аграрно-лоббистская. Известно, что Слуцк окружают плодородные земли. Расширение города выводило бы их из сельхозоборота. Скорее всего, в Москве сработали властные пружины аграрного лобби, и оно смогло привести серьёзные аргументы в пользу строительства нового города на удалении 30 км от Слуцка.
Подтверждением этой версии может служить тот факт, что позже с большим трудом удалось преодолеть сопротивление местных руководителей колхозов при проектировании и строительстве сахарного комбината (введён в строй в 1965 году).
Поезд Минск - Киев через Слуцк так и не пошёл
Другим проектом, так и не осуществлённым, стала попытка строительства железной дороги Минск-Киев, которая должна была пройти через Слуцк и Солигорск. Работа над проектной документацией этой задумки активно велась с конца 50-х. Уже в середине 60-х годов начались конкретные работы по его осуществлению. В районе пинских болот проложили бетонную автомобильную трассу, построили несколько крупных мостов. Все это должно было обеспечить подъездные пути для возведения железнодорожного полотна. По свидетельствам случчан, работавших в те годы непосредственно с проектной документацией, в районе деревни Лучники планировалось построить железнодорожную станцию, от которой отходило ответвление к слуцкому вокзалу. В случае осуществления этого проекта Слуцк становился бы крупнейшим железнодорожным узлом, где сходились бы основные пути, ведущие с юга на север и с востока на запад. Безусловно, это обстоятельство стало бы серьёзным фактором в развитии города. Но этого не произошло, хотя в проект уже были вложены огромные деньги. В начале 70-х Москва вернулась к идее строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Туда и были брошены все основные финансовые ресурсы. Проект строительства трассы Минск – Слуцк – Солигорск – Микашевичи - Киев был заморожен. Как оказалось впоследствии, навсегда. Ввод в 1979 году контингента советских войск в Афганистан, последовавшая перестройка в середине 80-х, распад СССР окончательно похоронили этот интересный проект.
P.S. История не терпит сослагательного наклонения. Но все же позволим себе небольшой полет фантазии. А если бы это все сбылось? Да! Наш город сегодня был бы неузнаваем и, скорее всего, стоял бы в ряду крупнейших промышленных и культурных центров Беларуси. Но что имеем, то имеем.
Сергей БОГДАШИЧ
Газета «Инфо-Курьер», 2005