874-й штурмовой авиационный полк

874-й штурмовой авиационный полк

28.11.2017

Среди воинских частей, участвовавших в освобождении Слуцка и которым присвоено почётное наименование «Слуцких» – 874-й штурмовой авиационный полк.

Его боевой путь пока ни где подробно не описан. Тем не менее кое-что удалось найти на сайтах, посвящённых военным лётчикам, однако даты кое-где не совпадают и материалы требуют дальнейшего изучения и проверки.

В Перечне № 12 (Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. №170023) авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. указаны два периода вхождения 874-го штурмового авиационного полка (шап) в состав действующей армии: с 9 июня 1942 по 23 октября 1942 года и с 18 января 1943 по 19 августа 1944 года. Затем 874-й Слуцкий штурмовой авиационный полк Приказом народного комиссара обороны СССР (НКО) №0270 от 19 августа 1944 года переименован в 175-й Гвардейский Слуцкий штурмовой авиационный полк.

Сайт «Авиаторы Второй мировой» приводит о полке следующие скромные сведения. Полк на вооружении имел самолёты Ил-2. До 18 сентября 1942 года входил в состав 267 штурмовой авиационной дивизии (шад).

О боевом пути 267-й шад известно мало: сформирована 9 июня 1942 года на основании Приказа НКО № 00122 от 6 июня 1942 года на базе Управления Военно-воздушных сил 58-й армии. Участвовала с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года в Сталинградской битве, с 16 декабря 1942 по 30 декабря 1943 года – в Среднедонской операции и с 29 января 1943 по 18 февраля 1943 года – в Ворошиловоградской операции «Скачок».

С марта 1943 г. 874-й шап – в составе 299 шад. На сайте ru.wikipedia.org указан несколько иной период: 08.11.1942 – 19.08.1944 гг.

Одноместный штурмовик Ил-2 ранних серий, вооружённый 20-мм пушками ШВАК и 7,62 мм пулемётами ШКАС. Фото с сайта «Военный альбом» - waralbum.ruПутаница могла произойти из-за того, что 267-я штурмовая авиационная дивизия с 23.03.1943 г. была переведена в Резерв ВГК, а 299-я штурмовая авиационная дивизия была в Резерве ВГК с 08.11.1942 г. по 18.01.1943 г. Как видим, даты здесь перекликаются.

299-я дивизия несколько раз переименовывалась, как из-за полученных наград, так и по номеру. Так, одно из её наименований – 11-я гвардейская Нежинская штурмовая авиационная Краснознамённая ордена Суворова дивизия (19.08.1944 г.), а в августе 1956 г. она уже 200-я гвардейская Нежинская истребительно-бомбардировочная авиационная Краснознамённая ордена Суворова дивизия.

Дивизия участвовала в следующих операциях и битвах:

Орловская стратегическая наступательная операция «Кутузов» – с 12 июля 1943 года по 18 августа 1943 года;
Черниговско-Припятская операция – с 26 августа 1943 года по 30 сентября 1943 года;
Гомельско-Речицкая наступательная операция – с 10 ноября 1943 года по 30 ноября 1943 года;
Освобождение Правобережной Украины – с 24 декабря 1943 года по 17 апреля 1944 года;
Калинковичско-Мозырская операция – с января 1944 года по февраль 1944 года;
Рогачевско-Жлобинская операция – с 21 февраля 1944 года по 26 февраля 1944 года;
Белорусская операция «Багратион» – с 24 июня 1944 года по 19 августа 1944 года;
Бобруйская операция – с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года;
Минская операция – с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года;
Барановичская операция – с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года;
Люблин-Брестская операция – с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года.

Инструктаж лётного состава на аэродроме базирования советских штурмовиков Ил-2. Фото с сайта «Военный альбом» - waralbum.ruЗа успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии 874-й авиаполк получил почётное наименование Слуцкого. За успешные действия в боях за плацдармы на Висле в августе 1944 г. авиаполк был награждён орденом Красного Знамени. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Познань 23 февраля 1945 г. был награждён орденом Суворова III степени.

Владимир Савончик на сайте «Парнас» приводит дальнейшую историю полка.

После переименования в 175-й Гвардейский Слуцкий Краснознамённый штурмовой авиационный полк подразделение было в составе действующей армии до Победы – по 9 мая 1945 года, или 264 дня. Всё это время полк был в составе 16-й Воздушной Армии 1-го Белорусского фронта, а с 10 июня 1945 года – в составе 16-й Воздушной армии Группы советских оккупационных войск в Германии.

Командовали полком в разное время майор Григорий Маркович Карбинский и майор, а затем гвардии подполковник Волков Михаил Георгиевич.

Лётчик 175-го гвардейского штурмового авиаполка командир звена гвардии лейтенант Шота Иосифович Шургая на аэродроме у самолета Ил-2. Фото с сайта «Военный альбом» - waralbum.ruНаземный и лётный состав полка участвовал в следующих операциях и битвах:

Белорусская операция «Багратион» – с 19 августа 1944 года по 29 августа 1944 года;
Варшавско-Познанская операция – с 14 января 1945 года по 3 февраля 1945 года;
Восточно-Померанская операция – с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года;
Берлинская операция – с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

Лётчик 175-го гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного полка гвардии лейтенант Мария Ильинична Толстова (р.1918) в кабине штурмовика Ил-2. Фото с сайта «Военный альбом» - waralbum.ruКроме того, что 175-й Гвардейский Слуцкий штурмовой авиационный полк был награждён двумя орденами, ему неоднократно объявлялись благодарности:

Приказом НКО №187 от 14 сентября 1944 года за овладение крепостью Прага;
Приказом НКО №223 от 17 января 1945 года за овладение городом Варшава;
Приказом НКО №233 от 19 января 1945 года за овладение городами Лодзь, Кутно, Томашув (Томашов), Гостынин и Ленчица;
Приказом НКО №288 от 4 марта 1945 года за овладение городами Бервальде, Темпельбург, Фалькенбург, Драмбург, Вангерин, Лабес, Фрайенвальде, Шифелъбайн, Регенвальде и Керлин;
Приказом НКО №292 от 6 марта 1945 года боях за овладение городами Бельгард, Трептов, Грайфенберг, Каммин, Гюльцов, Плате;
Приказом НКО №295 от 7 марта 1945 года за овладение городами Голлнов, Штепенитц и Массов;
Приказом НКО №304 от 20 марта 1945 года боях за овладение городом Альтдамм;
Приказом НКО №339 от 23 апреля 1945 года за владение городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и вступление в столицу Германии город Берлин;
Приказом НКО №357 от 2 мая 1945 года за ликвидацию группы немецких войск, окружённой юго-восточнее Берлина.

Боевой путь полка можно отследить и по воспоминаниям Михаила Ильича Фесенко, опубликованных в издании «От солдата до генерала. Воспоминания о войне. Том 10» (– М.: Алгоритм, 2005, стр. 522–529).

Но сначала немного из книги «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 2» (– М.: Воениздат, 1988).

Михаил Ильич ФесенкоРодился 15 сентября 1923 года в посёлке Лиман, ныне город Красный Лиман Донецкой области (Украина), в семье служащего. Окончил 10 классов, аэроклуб в городе Славянск Донецкой области. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (в городе Уральск, Казахстан) в 1943 году и направлен на Центральный (с октября того же года – Белорусский) фронт в 874-й штурмовой авиационный полк 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й Воздушной армии.

Первый боевой вылет совершил 6 сентября 1943 года в период боёв за левобережную Украину. Участвовал в освобождении городов Конотоп (Сумская область), Бахмач, Нежин (оба – Черниговская область), затем в боях на Гомельском и Жлобинском направлении, уничтожении Бобруйской группировки противника, Люблин-Брестской операции.

В конце сентября 1944 года Гвардии лейтенант М.И. Фесенко был командирован в тыл и во главе группы молодых лётчиков выполнял задания по перегонке самолётов в дивизию, не имея при этом в группе ни одного случая аварии и поломки материальной части. Вернулся в полк в марте 1945 года и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. С того же времени ведущим группы участвовал в боях по овладению городом Кюстрин (ныне – Костшин-на-Одре, Польша), ликвидации Восточно-Померанской группировки противника, в Берлинской операции.

К апрелю 1945 года заместитель командира эскадрильи 175-го Гвардейского штурмового авиационного полка (11-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант М.И. Фесенко совершил 112 боевых вылетов (в том числе 48 – ведущим группы), уничтожил и повредил: 8 танков, 101 автомашину, 40 орудий полевой и 27 орудий зенитной артиллерии, 9 миномётов, 1 склад боеприпасов, 6 жилых домов, превращённых в узлы обороны, создал 13 очагов пожара, истребил около 750 солдат и офицеров противника. Участвовал в 10 воздушных боях. 15 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Здесь захоронен Михаил Ильич ФесенкоПосле войны продолжал службу в ВВС. Был заместителем по лётной подготовке и командиром 905-го бомбардировочного авиационного полка (333-я бомбардировочная авиационная дивизия, 73-я Воздушная армия, Туркестанский ВО). В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. В 1968 году присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». В 1972 году был советником командующего ВВС Демократической Республики Вьетнам. С 1980 года – в запасе. Жил в Москве. Умер 30 августа 2004 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (трижды) и 20 медалями; орден и медаль ДРВ, орден «Братерства Брони» и медаль Польши), Болгарская медаль. Почётный гражданин города Красный Лиман.


А теперь воспоминания, в подготовке которых оказал помощь в мае 2003 года Владислав Вячеславович Ломовцев, тогда – студент 4-го курса Московского государственного строительного университета.

Бомбы бросать серийно, по две кассеты. Иду в атаку, боевой курс 165.

Капитан, Герой Советского Союза Михаил Ильич ФесенкоГерой Советского Союза, генерал-майор в отставке. Лётчик-штурмовик Ил-2.

Родился 15 сентября 1923 г. в г. Красный Лиман Донецкой области, на ул. Советская, д. 129. Украинец. Из служащих. С апреля 1946 г. – член КПСС (партбилет № 05894078).

До войны окончил 10 классов средней школы. В 1952 г. окончил военное высшее Краснознамённое учебное заведение, а в 1955 г. военно-воздушную академию им. Гагарина.

Был призван Краснолиманским РВК Сталинской области. Закончив авиашколу по сокращённой программе с восемнадцатью часами самостоятельного налёта на самолёте Ил-2, в мае 1943 г. прибыл на Центральный фронт в 874-й штурмовой авиационный полк (ШАП). И уже на третий день пребывания в полку, после проверки т/п, облёта района полётов и изучения обстановки на фронте, был включён в боевой расчёт для выполнения боевой задачи на Курской дуге.

Началась боевая работа. Начинал я свой боевой путь с обычного лётчика в 175 м гвардейском штурмовом авиационном Слуцком Краснознамённом ордена Суворова полку под командованием гвардии полковника Волкова М.Г.

Начинал я свой боевой путь с обычного лётчика в 175-го Гвардейском штурмовом авиационном Слуцком Краснознамённом ордена Суворова полку под командованием Гвардии полковника М.Г. Волкова. Свой боевой путь я проходил через Землянск (13.06.1942), Рябинки (24.01.1943), Телегино (23.02.1943), Красная Заря (10.03.1943), Зыбино (10.03.1943), Елец (29.03.1943), Русский Брод (3.10.1943), Измалково (3.07.1943), Радубеж (13.07.1943), Ребендер (23.07.1943), Износково (2.09.1943), Хижки (13.09.1943), Нежин (2.10.1943), Тростань (7.10.1943), Журавка (24.10.1943), Урицкое (16.11.1943), Ровковичи (31.01.1944), Журавка (4.03.1944), Рогинь (2.05.1944), Бобровичи (20.06.1944), Забава (6.07.1944), Копино (27.07.1944), Родзынь (3.08.1944) и другие. Участвовал в боевых действиях за Днепр, Белоруссию, освобождение Польши, в Берлинской операции.

16 апреля был ведущим группы 12 ти самолётов Ил-2 и ударами с воздуха поддерживал наши войска на Кюстринском плацдарме, обеспечивая переправу главных сил 5 й ударной армии через р. Одер. Шесть заходов сделали на позиции немцев, подавили огневые точки, артиллерийские и миномётные позиции. Тем самым, мы обеспечили переправу. И такие эпизоды были почти в каждом боевом вылете. Также я участвовал в боевых операциях под Воронежем, в Косторненской операции при освобождении города Курска, уничтожал фашистов и немецкую технику на Курской дуге, участвовал в освобождении таких городов, как: Орёл, Брянск, Нижний, Чернигов, Конотоп, Бахмач, Гомель, Калинковичи, Могилёв, Бобруйск, Минск, Брест и многих других городов и сел.

Военные действия я закончил в должности заместителя командира авиаэскадрильи штурмового авиаполка. После войны окончил академию КВВА им. Гагарина, продолжал службу в ВВС СА на командных должностях: командир полка, дивизии, зам. командующего ВА, а также в аппарате Главкома ВВС. Оставив свою подпись на Рейхстаге 5 мая 1945 года, я был уверен: всё, война окончена. Тогда все так думали, не веря, что человечество может ещё когда-нибудь вернуться к ужасам боев, бомбёжек, бессмысленной смерти ни в чем не повинных людей. Но я ошибся. И уже в 1973 году я был назначен советником командующего ВВС и ПВО ДРВ (Демократическая республика Вьетнам).

За успешное выполнение боевых заданий и массовый героизм в годы Великой Отечественной войны приказом НКО № 270 от 19 августа 1944 года нашему полку было присвоено гвардейское звание с вручением гвардейского Знамени. За успешные боевые действия при освобождении города Слуцка в июне 1944 года наш полк был удостоен почётного наименования «Слуцкий». В июле 1944 года полк был награждён орденом Боевого Красного Знамени. За успешные бои на территории Польши наш полк был награждён орденом Суворова 3 й степени. А 14 особо отличившихся в боях за свободу и независимость Родины лётчиков удостоены высокого звания – Герой Советского Союза. Среди них был и я.

Мои награды: звание Герой Советского Союза (15.05.1946 г.), орден Ленина, медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза, два ордена Красного Знамени (1944–1945 гг.), орден Отечественной войны 1 й степени (1944 г.), три ордена Красной Звезды (1943, 1945, 1950), орден Трудового Красного Знамени (1978 г.). 20 медалей, орден и медаль ДРВ, орден и медаль Польши (орден «Братерства Брони»), Болгарская медаль.

Мой боевой путь от Днепра до подступов Берлина был нелёгок и трагичен. За этот период я произвёл 112 успешных боевых вылетов. Штурмовикам звание Героя давали за каждые 100 боевых вылетов, а в первые годы войны и за меньшее их число – очень немногие дотягивали до заветной цифры.

Под Гомелем, к примеру, штурмовики вернулись на свой аэродром без восьми экипажей. Наш полк часто выполнял по 5–¬6 боевых вылетов в день. 48 раз я лично водил группы по 6–8 самолётов на выполнение сложных боевых заданий, 10 раз участвовал в боях с истребителями противника.

За 120 вылетов я уничтожил и повредил: 8 танков, 102 автомашины, 40 орудий полевой артиллерии (ПА), 27 орудий зенитной артиллерии (ЗА), 9 миномётов, в том числе несколько реактивных шестиствольных. Сжёг десятки вагонов с воинскими грузами и боеприпасами, разрушил 6 зданий, приспособленных под опорные пункты, уничтожил склад боеприпасов, вызвал 13 крупных очагов пожаров в расположении противника, истребил до 750 гитлеровцев.

Свой боевой путь я начал в ожесточённых боях с немецкими захватчиками за освобождение Советской Украины, городов Конотоп, Бахмач, Нежин.

6 сентября 1943 года я произвёл свой первый боевой вылет по уничтожению живой силы и техники врага в районе Попова Слобода. Несмотря на сильное противодействие врага, я всё-таки пробился к цели и с 4 х заходов уничтожил 2 миномёта и 11 солдат и офицеров противника. Имея сильные повреждения самолёта от ЗА, перебитое управление правым элероном я сумел привести самолёт на свой аэродром и произвести благополучную посадку.

В этой операции я произвёл 13 успешных боевых вылетов. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками 14.02.1943 года получил первую правительственную награду – орден Красной Звезды, будучи гвардии старшим лейтенантом.

В боях за освобождение от немецких захватчиков Советской Белоруссии на Гомельском и Жлобинском направлениях я произвёл 26 успешных боевых вылетов, уничтожив и повредив при этом: 30 автомашин, 6 орудий ПА, 3 орудия ЗА, 5 миномётов, 27 повозок с боеприпасами и грузами, 17 железнодорожных вагонов и до 140 солдат и офицеров противника. 21.10.1943 года при выполнении задания по уничтожению миномётов и артиллерии противника на ОП в районе Холмеч наша группа штурмовиков подверглась атаке 8 ФВ 190, четыре из них были связаны истребителями сопровождения, а вторая четвёрка пыталась помешать нам, выполнить задание. Несмотря на это, мы продолжали обрабатывать цель, одновременно сочетая манёвр с ведением огня, отбивались от атак истребителей противника. Сделав четыре захода, наша группа без потерь вернулась на свой аэродром. В этом бою я уничтожил 2 автомашины, 1 миномёт и до 10 солдат и офицеров противника. Так я, гвардии старший лейтенант, получил свою 2 ю правительственную награду – орден Красного Знамени.

К моменту проведения Бобруйской операции я уже был ведущим группы в 6–10 самолётов. Тогда в нашу задачу входила поддержка с воздуха наступающих частей. Я произвёл 9 успешных боевых вылетов, уничтожив и повредив при этом 1 танк, 12 автомашин, 2 орудия ПА, 8 железнодорожных вагонов, 1 паровоз, истребил до 70 солдат и офицеров противника.

За участие в разгроме окружённой группировки немцев юго-восточнее Бобруйска получил благодарность от Главного маршала авиации Новикова А.А. Принимая активное участие в боях западнее г. Ковель при форсировании реки Западный Буг, в освобождении от немецких захватчиков Польши, городов Луков, Седлец, Минск-Мазовецкий я произвёл 34 успешных боев вылета, уничтожив и повредив при этом: 2 танка, 27 автомашин, 11 орудий ПА, 8 орудий ЗА, 6 тягачей, 26 повозок, истребил до 200 солдат и офицеров противника. 24.08.1944 года в сложной тактической обстановке, в условиях стремительного движения наших войск на запад, выполнял, будучи ведущим группы, задание по уничтожению отходящих колонн противника. Установив движение противника в районе Шляхецнит, Елене я обрушил смертоносный груз группы на головы фашистов. Группой при этом было уничтожено: 9 автомашин, 12 повозок с грузами, 3 орудия ПА, истреблено до 40 гитлеровцев. Лично я уничтожил 1 автомашину, 2 повозки и до 10 гитлеровцев.

4.10.1944 года я получил третью правительственную награду – орден Отечественной войны 1 й степени.

В боях за овладение Померанией я произвёл 16 боевых вылетов, уничтожив при этом: 1 танк, 14 автомашин, 8 орудий ПА. 4 орудия ЗА, 19 повозок, истребил до 130 солдат и офицеров.

В боях за очищение от противника восточного берега реки Одер и улучшение своих позиций я произвёл 14 успешных вылетов ведущим группы в 6–18 самолётов.

25.03.1945 года, выполняя задание по уничтожению окружённой группировки немцев в районе Кюстрин (Ной-Блейхен), поддерживая связь с землёй, я, точно, всей группой, наносил удары по заданной цели и, несмотря на ожесточённое сопротивление ЗА и МЗА, не ушёл с цели, пока не закончились боеприпасы и не получил разрешения с командного пункта. Наземные войска всегда восторженно отзывались о работе моих групп, неоднократно объявляя мне благодарность.

В марте 1945 года я получил 4 ю правительственную награду за 24 успешных вылета – орден Красного Знамени.



 

 

«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбу с немецкими захватчиками и проявленное при этом мужество, отвагу и геройство» был удостоен высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

Командир 175 го гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознамённого полка, гвардии полковник Волков М.Г. (15 апреля 1945 г.):

Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 11 й гвардейской штурмовой авиационной Нежинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии – Герой Советского Союза – гвардии подполковник Наконечников (20 апреля 1945 г.):

Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командующий 16 й воздушной армии генерал-полковник авиации Руденко (15мая 1945 г.):

Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза». Командующий войсками 1¬го Белорусского фронта маршал Советского Союза Г. Жуков. Член военного совета 1 го Белорусского фронта генерал – лейтенант Телегин (14 июня 1945 г.).

Указом от 15.05.1946 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Архив МО ф. ЗЗ, оп. 793756, дело №50, лист №148 -149.


 

 

Генерал-майор, Герой Советского Союза Михаил Ильич ФесенкоМой брат Фесенко Евгений Ильич 1918 года рождения пропал без вести в 1943 году на фронте, под Харьковом. К сожалению, его поиски не принесли никаких положительных результатов.

Отец – Фесенко Илья Фёдорович 1896 года рождения, мать – Фесенко (Войтенко) Матрёна Анисимовна 1897 года рождения, брат – Фесенко Владимир Ильич 1920 года рождения и сестра Сотник (Фесенко) Валентина Ильинична 1925 года рождения остались живы. В настоящее время живы только сестра и брат.

В настоящее время проживаю с женой – Фесенко (Никулина) Анна Даниловна 1928 года рождения. Есть сын – Фесенко Вячеслав Фёдорович 1950 г., капитан, инженер академии им. Жуковского и дочь – Жилина (Фесенко) Лилия Михайловна, в 1980 году окончила Московский государственный институт международных отношений.


… Изначально дорога в авиацию мне была закрыта наглухо: ростом не вышел. Но я всё-таки пробился к штурвалу. День за днём буквально вытягивал себя в весе на перекладине, привязывая к ногам гири. Страшно было в первых боевых вылетах или нет – об этом не помнится. Главное – смотреть только на ведущего (самолёт, идущий впереди всей группы): куда он – туда и ты, что он делает-то и ты. Потеряешь его из виду – погибнешь. Поэтому первый бой прошёл совсем незаметно – ни огня, ни дыма не видал. Это уже потом нагляделся, когда сам стал ведущим. Страх был один – чтобы по своим не ударить. Хотя перед каждым вылетом мы так «зубрили» карту боевых действий, что могли по памяти нарисовать её один к одному, не глядя в оригинал.

16 апреля 1945 года огнём зениток в течение дня было повреждено 12 Ил-2. И это уже под Берлином, где огневое противодействие было в основном подавлено, а истребительное – вовсе отсутствовало. К тому времени полк потерял три полных состава лётчиков и стрелков. Моих однокашников по училищу в дивизии осталось всего четверо. Из двадцати двух…

На волоске от смерти

В первых же боевых вылетах в районе Днепра мой самолёт подбили. То ли знание карты помогло, то ли действительно есть Бог на небе, но в болото не плюхнулись, на бережке приземлились, под Чернобылем. Из ближайшей деревни ребятишки прибежали: «Наши, наши!» Это уже было хорошо, а ещё лучше, что и дорога оказалась поблизости. К вечеру добрались до своих. И больше всех радовался командир полка. А Витя Кудрявцев, стрелок, с которым вместе чуть в болото не угодили, жив – здоров и поныне, иногда созваниваемся, встречаемся.

Персональный отзыв

А вот персональный отзыв обо мне, как о ведущем группы: «Отлично действовали! Приходите ещё раз». Это земля передала по радио. А после приземления в штаб дивизии поступила телефонограмма от командира 32-го стрелкового корпуса генерала Жеребина: «Всем экипажам группы объявляю благодарность за отличные действия по опорному пункту Ной-Блейен». В том вылете я вёл группу за Одер, севернее Альтдамма, в тыл немцам. Развернулся, но атаковать в первом заходе не стал, а доразведал цель с пологого пикирования. Засек большое скопление танков, автомашин, пехоты. Приказал ведомым: «Бомбы бросать серийно, по две кассеты. Иду в атаку, боевой курс 165». Я первым накрыл цель противотанковыми бомбами – по 96 штук в кассете. Танки запылали. Мой ведомый младший лейтенант Малин сбросил бомбы вслед за мной. Грянул мощный взрыв. На земле возникла паника, а шестёрка наших илов заход за заходом поливала пушечно – пулемётным огнём мешанину из машин и людей.


 

 

Владимир ХВОРОВ,
по материалам Интернет-ресурсов