30‑я Краснознаменная отдельная железнодорожная бригада
29.07.2015
30‑я Краснознаменная отдельная железнодорожная бригада сформирована 14 июля 1941 года в городе Мичуринске Тамбовской области. С 24 июля части соединения вошли в состав Северо-Западного фронта.
В годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1944 год личный состав бригады выполнял боевые задачи по прикрытию и восстановлению железных дорог общей протяжённостью около 900 километров. Всего в период наступательных операций советских войск Северо-Западного, Прибалтийского, Ленинградского фронтов воинами-железнодорожниками было восстановлено 1225 километров железнодорожных путей, около 200 мостов, построено около 230 километров новых дорог, более 270 искусственных сооружений. Для обеспечения действий войск вышеуказанных фронтов по железным дорогам перевезено 1 миллион 360 тысяч грузов.
С апреля 1944 по 1950 год военнослужащие бригады занимались восстановлением разрушенного железнодорожного хозяйства Донбасса.
В марте 1965 года управление соединения прибыло на территорию БССР, местом её дислокации стал Минск.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1975 года за заслуги в деле обеспечения действий Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30‑летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 30‑я отдельная железнодорожная бригада была награждена орденом Красного Знамени.
В честь 50‑летия Великой Победы на станции Псков в 1995 году была установлена мемориальная доска в честь военнослужащих 30‑й ождбр.
На базе этой бригады в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 760 от 18 декабря 1992 года были созданы железнодорожные войска Республики Беларусь (ныне – транспортные войска).
В мае 1993 года управление бригады было передислоцировано в город Жодино.
За годы пребывания в нашей республике личным составом соединения были выполнены значительные объёмы работ в рамках плана развития народного хозяйства:
– построены железнодорожный обход вокруг города Минска, вторые пути Гомель – Жлобин – Осиповичи, Калинковичи – Овруч, Гомель – Тереховка, Лунинец – Ракитное;
– произведена реконструкция крупных железнодорожных станций в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Жлобине, Бобруйске, других белорусских городах;
– построены подъездные пути к 12 крупнейшим предприятиям Республики Беларусь, в том числе к Белорусскому металлургическому заводу в Жлобине, к заводу МАЗ в Минске, к заводу БелАЗ в Жодино.
Всего воинами-железнодорожниками бригады введено в строй в Республике Беларусь более 150 километров новых, 320 километров вторых и 500 километров подъездных железнодорожных путей, уложено 700 комплектов стрелочных переводов, выполнено около 6 миллионов кубических метров земляных работ. Построены два средних и шесть малых мостов, 15 путепроводов, 40 объектов транспортного предназначения.
С первых дней Чернобыльской трагедии военнослужащие бригады трудились в непосредственной близости от четвёртого энергоблока ЧАЭС, подводя к нему железнодорожные пути.
В 2000 году личный состав соединения участвовал в строительстве и сдаче в эксплуатацию нового железнодорожного вокзала в Минске.
Воины бригады принимали участие в демаркации участков № 1 и № 2 Государственной границы Республики Беларусь с Литвой (в 2003 году был сдан в эксплуатацию участок границы протяжённостью 8,5 километра), а также в строительстве мемориального комплекса на Острове Мужества и Скорби в нашей столице.
В 2004 году в короткие сроки июня – сентября был построен спортивный комплекс «Заячья поляна» в Логойске, качество которого высоко оценил Президент Республики Беларусь.
24 ноября 2005 года бригаде торжественно вручили новое Боевое Знамя и Грамоту Президента Республики Беларусь.
В 2011 году на основании директивы Министерства обороны была проведена реорганизация путём соединения 30‑й и 307‑й отдельных железнодорожных бригад. Тогда же 30‑я ождбр передислоцировалась в город Слуцк, где и находится по сегодняшний день. Войсковая часть имеет № 18662.
В целях сохранения и приумножения традиций железнодорожных войск на территории соединения установлен паровоз марки ЭР № 789–34 образца 1932 года.
В настоящее время бригада осуществляет планы боевой подготовки, участвуя в реализации важнейших государственных программ по совершенствованию нашей транспортной инфраструктуры.
По материалам сайта vsr.mil.by