218-й штурмовой авиационный полк

218-й штурмовой авиационный полк

16.07.2015

218-й штурмовой авиационный Слуцкий Краснознамённый полк до августа 1941 года назывался 218-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.

Был сформирован перед началом войны.

На 22 июня 1941 года по одним данным базируется в Витебске, входя в состав 12-й бомбардировочной дивизии имея на вооружении 14 самолётов СБ, что не подтверждается по изданию «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах», по другим данным в Новозыбкове, входя в состав 47-й смешанной дивизии. Данных об участии полка в боевых действиях в первые дни войны не имеется; в зоне боевых действий полк находился по Перечню № 12 с 22 июня 1941 года.

В составе действующей армии как 218-й скоростной бомбардировочный авиационный полк с 22 июня 1941 по 2 июля 1941 года, как 218-й штурмовой авиационный полк с 31 августа 1941 по 14 октября 1941 года, с 15 ноября 1941 по 18 февраля 1942 года, с 11 июня 1942 по 21 октября 1942 и с 18 января 1943 по 19 августа 1944 года.

Так или иначе, со 2 июля 1941 года полк находится на переформировании и переобучении в штурмовой, получая самолёты Ил-2. Утром 30 августа 1941 года поступил на передовую, имея 20 Ил-2 и с 31 августа 1941 года приступил к боевым действиям. Действует по колоннам 2-й танковой группы, которая развернула наступление на юг, в районах Алексеевка, Почеп, Стародуб, Новгород-Северский, Клинцы, Новозыбков, Хутор-Михайловский, Пеклино. На 25 сентября 1941 года базируется на аэродроме Жиздра, имея в наличии 1 исправный и 7 неисправных Ил-2 при двух пилотах. С началом Операции «Тайфун» продолжает действовать на Брянском фронте, в середине октября 1941 года отведён на переформирование. Вновь поступил в войска в середине ноября 1941 года, поддерживает с воздуха советские войска в ходе Тихвинской наступательной операции, затем действует до середины февраля 1942 года по Волхову. 18 февраля 1942 отведён на переформирование. Вновь поступил в войска 11 июня 1942 года, действует в районе Воронежа, затем на Дону. На 27 июня 1942 года насчитывал 20 самолётов, из них 14 неисправных, на 28 июня 19 к 12, на 29 июня 17 к 9 и на 1 июля 15 и 2 неисправных самолёта.

В октябре 1942 года полк отведён на пополнение в район Камышина.

Бомбардировщик СБВ январе 1943 года прибыл на фронт и сразу приступил к боевой работе по штурмовке аэродромов и скоплениям войск противника в районах Касторное. 11 февраля 1943 года, имея 14 самолётов, перелетел на аэродром Выползово близ посёлка Чернь, откуда наносит удары в районе Мценска, Городни. Затем перелетел на аэродром Телегино Орловской области, действует в районах Фатеж, Щигры, Курск, 6 и 7 мая 1943 года, участвуя в операции по уничтожению самолётов на аэродромах орловского авиаузла, наносит штурмовые удары по аэродрому Большая Куликовка в Орловской области.

В июле-августе 1943 года принимает участие в Курской битве, действует в районе Понырей, Малоархангельска, Кромы а затем принимает участие в Орловской стратегической наступательной операции.

С 26 августа по 30 сентября 1943 года участвовал в освобождении левобережной Украины в ходе Черниговско-Припятской операции, оказывает поддержку войскам 7-го механизированного корпуса, принимает участие в освобождении городов Рыльск, Глухов, Лоев Нежин, Конотоп, Бахмач поддерживает наземные части при форсировании Припяти, Сожа и Днепра и в боях на плацдармах.

С 10 по 30 ноября 1943 года участвовал в Гомельско-Речицкой наступательной операции, освобождении Гомеля и восточных районов Белоруссии. Зимой 1944 года поддерживает наземные войска в ходе Рогачёвско-Жлобинской операции, штурмует позиции противника, коммуникации. Так 22 февраля 1944 года штурмует железнодорожную станцию Тошица.

Двухместный штурмовик Ил-2М-3Летом 1944 года ведёт боевые действия в Белорусской стратегической наступательной операции, участвует в окружении и разгроме крупной группировки противника в районе Бобруйска, отличился при освобождении Слуцка, наносит удары по минской группировке противника. В июле 1944 года перебазировался в район города Ковель и в июле-августе 1944 года принимает участие в Люблин-Брестской операции, наносит удары в районе Бреста.

За боевые отличия Приказом НКО СССР № 0270 от 19 августа 1944 года преобразован в 173-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Полком командовали:

Сапогов Мефодий Илларионович, майор 218 ШАП с 13 августа 1941 г. по апрель 1943 года. C 23 апреля 1943 г. Сапогов – командир 810 ШАП;

Храмченко Василий Павлович, майор;

Лысенко, Николай Калистратович, майор, подполковник.

Штурмовики Ил-2 из 217-го ШАП, входившего в состав 1-й резервной авиагруппы, перед боевым вылетом. Брянский фронт, август 1941 г.Награды и наименования:

За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии получил почётное наименование «Слуцкий» 5 июля 1944 г.

В августе 1944 г. за успешные действия в боях за плацдармы на Висле награждён Орденом Красного Знамени.

Восемь офицеров получили звание Героя Советского Союза:

Сборочные цехи авиазавода № 18 в КуйбышевеБалакирев Николай Михайлович, командир эскадрильи, старший лейтенант, 01.07.1944 г.

Гаврилов Виктор Савельевич, заместитель командира полка по ВВС, лейтенант, 23.02.1945 г.

Старший летчик 218-го ШАП Герой Советского Союза старший лейтенант В.С. ГавриловГубин Евгений Иванович, старший лётчик, лейтенант, 01.07.1944 г.

Кучинский, Михаил Иванович, заместитель командира эскадрильи, капитан, 23.02.1945 г.

Лысенко Николай Калистратович, командир полка, подполковник, 26.10.1944 г.

Писаревский Николай Фёдорович, командир звена, старший лейтенант, 23.02.1945 г.

Румянцев Михаил Ильич, заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант, 01.07.1944 г.

Шарков Валентин Иванович, заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант, 23.02.1945 г.

 

Владимир ХВОРОВ
по материалам из Википедии – свободной энциклопедии

Фото http://topwar.ru