53-й Слуцкий отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон

53-й Слуцкий отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон

15.07.2015

На основании приказа командующего Брянским фронтом в марте 1942 года в трёх километрах от города Ельца Липецкой области в деревне Козинки был сформирован 53-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон.

Немного позже, в октябре 1942 года, в селе Никольское Данковского района Рязанской области был сформирован «младший брат» – 131-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, с которым 53-й всегда жил рядом и их история тесно переплетена.

Эти батальоны с августа по октябрь 1943 года обеспечивали переправами наступающие войска Центрального фронта при освобождении городов Брянска, Унечи, Клинцов.

В ходе Великой Отечественной войны в конце июня 1944 года за героизм, проявленный в обеспечении наступления советских частей 53-му батальону было присвоено почётное наименование «Слуцкий».

В январе 1945 года за строительство моста через реку Пилица в районе Магнушева и ледяной переправы батальон награждён орденом Богдана Хмельницкого III степени.

В победном 1945 году за выполнение совместно со стрелковым полком в исключительно трудных условиях зимы задачи по строительству деревянного моста под груз 16 тонн длиной 745 метров через реку Висла севернее г. Варшавы 131-му отдельному моторизованному понтонно-мостовому батальону присвоено почётное наименование «Варшавский».

Для преодоления водных препятствий войсками 1-го Белорусского фронта и переправы боевой техники было принято решение о формировании понтонно-мостового полка. К 1 марта 1945 г. на базе двух воинских частей и был сформирован 11-й Слуцко-Варшавский ордена Богдана Хмельницкого III степени понтонно-мостовой полк. Батальоны получили нумерацию: 53-й стал именоваться первым батальоном, а 131-й – вторым.

За исключительное мужество, отвагу личного состава при обеспечении переправами наступающих войск Советской Армии, воинская часть 11 июня 1945 г. была награждена орденом Александра Невского.

Панорама строительства наплавного моста через р. Висла у г Кульм. 2-й Белорусский фронт. Май 1945 (фото из архива Пьяных А.Н.)С 1952 года полк располагался в г. Гродно.

В феврале 2002 года 11-й понтонно-мостовой полк был переформирован в 189-ю понтонно-мостовую бригаду.

В июле 2006 года 189-я понтонно-мостовая бригада переформирована в 189-й понтонно-мостовой полк.

В дальнейшем судьба сводит 189-й понтонно-мостовой полк с 557-м инженерным полком.

557-й инженерный полк был образован 16 сентября 1949 г. как отдельный армейский инженерно-сапёрный батальон 28-й общевойсковой армии Белорусского военного округа в местечке Изабелин Волковысского района Гродненской области БССР. Боевое знамя было торжественно вручено личному составу 27 мая 1950 г.

Спустя два года часть передислоцировалась в город Лиду Гродненской области, а в 1959 году в г. Берёзу Брестской области, где выполняла задачи по восстановлению объектов народно-хозяйственного комплекса, разминированию и очистке территорий, строительству мостов и проведению дорог, восстановлению электрических сетей и связи.

1 октября 1993 г. он был переформирован в 557-й отдельный инженерный батальон, а 12 февраля 2002 года в 557-й инженерный полк. 8 октября 2004 года 557-му инженерному полку было вручено Боевое знамя части.

В 2010 году была сформирована 557-я инженерная Слуцко-Варшавская орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского бригада путём слияния 557-го инженерного и 189-го понтонно-мостового Слуцко-Варшавского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полков, которые имеют славную историю.

В соответствии с приказом Министра обороны Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. № 560 установлена дата проведения годового праздника части – 6 ноября.

Военнослужащие бригады являются достойными продолжателями героических традиций старшего поколения.

 



 

 

Владимир ХВОРОВ
По материалам http://m.mil.by и http://www.russianarms.ru
Фото http://vsr.mil.by