Газэта Случчыны

Газэта Случчыны

08.09.2013

Недавно нам передали один лист редкого экземпляра газеты, распространявшейся в Слуцке. Это 3-я и 4-я страницы «Газэты Случчыны», которую издавали на белорусском языке для местного населения в годы оккупации Слуцка немецко-фашистскими захватчиками. Это тоже история нашего города, которую мы не должны забывать.

Газета за № 15 датирована 20 июня 1943 года. Внизу последней страницы мы видим информацию об издателе:
«ВЫДАВЕЦТВА: Прэсавае выдавецтва Менск з абм. адк. Аддзел: ГАЗЭТА СЛУЧЧЫНЫ, Слуцак, Галоўная вул. – Тэлефон: 338; – Адказны Рэдактар: ЯЎГЕНІ ЦЫБУЛЬКІН – Друк: Гарадзкая друкарня, Слуцак».

Кто были эти люди, которые работали на фашистскую идеологическую машину, мы пока не знаем. Может быть, они были предателями, а может быть – искусно внедрившимися во вражеский стан подпольщиками… Ведь кто-то же снабжал подпольную типографию в Слуцке материалами и оборудованием!

Читая газету, ощущаешь, как хитро, тонко и профессионально ведётся идеологическая обработка населения через прессу.

В первой статье на 3-й странице газеты речь идет о свободе вероисповедания. Чтобы окунуться в атмосферу тех лет, вспомним, что в предвоенное время население Слуцка по данным Всесоюзной переписи 1939 г. составляло 21 947 человек. К сожалению, распределения по вероисповедованиям в предвоенный период найти не удалось. Позволю себе воспользоваться немного более ранними сведениями по итогам переписи на конец XIX века, приведёнными Ф.Ф. Серно-Соловьевичем в книге «Древне-русский город Слуцк и его святыни». В то время из 17 830 человек населения Слуцка православных насчитывалось 7 615 человек (47,2 %), католиков – 1198 (6,7 %), протестантов – 49, евреев – 8 961 (50,3 %) и магометан – 7.

Как видим, за 43-летний период население города выросло на чуть более 4 000 человек. Вряд ли за такой короткий промежуток времени верующих стало намного меньше. Несмотря на вступление части населения в пионеры, комсомол и Коммунистическую партию, они продолжали носить крестик на груди. Мы знаем, что даже многие командиры Красной Армии, такие как В.И. Чапаев, Г.К. Жуков и другие были верующими людьми.

Вот, например, что пишет Мария ЖУКОВА в своей книге «Маршал Жуков — мой отец»:
Отец был по рождению и воспитанию, по самому своему мировосприятию православным человеком, как православны были его солдаты, вместе с ним перед боем говорившие: «Ну, с Богом!» Позже прочитала у Достоевского фразу, которая, хотя и сказана в XIX веке, может быть вполне отнесена к поколению моего отца: «Кто не понимает Православия — тот никогда и ничего не поймет в народе»…

…Он впитал веру православную в тысяче мелких, часто незаметных подробностей жизни той, дореволюционной России…

…Отец запомнил на всю жизнь, как благословляла его в детстве мать, когда провожала из деревни в Москву. Что-то будет впереди? Он пишет в своей книге об этом так: «Помолившись, присели по старинному русскому обычаю на лавку. “Ну, сынок, с Богом!” — сказала мать и, не выдержав, горько заплакала, прижав меня к себе»...

Напомним, что с 1922 до 1935 гг. были репрессированы, сосланы, уничтожены все священнослужители Случчины. В 1935 году в Слуцке уже не было ни одного действующего храма. Свято-Троицкий монастырь в 1930 году был закрыт, а потом разрушен. Та же участь постигла в 1934 году Николаевский собор и Стефановскую церковь на монастырском кладбище. Воскресенская церковь была переоборудована в общежитие и в 1930 году по неосторожности сгорела. Рождественская – разрушена в 1941 году во время отступления Красной Армии. Михайловская – отдана под общежитие, Варваринская – закрыта. Во всей Минской епархии к 1939 году не было ни одного действующего храма.

Поэтому идеологи Вермахта тонко обыгрывают религиозную тему. В 1941 году в Слуцке открываются по разрешению немецкого командования Михайловская и Варваринская церкви с целью привлечения части местного населения на свою сторону.

Перед нападением на СССР фашисты уже имели большой опыт проведения религиозной политики, как в Германии, так и на захваченных территориях в Европе. Расследованием деятельности всех враждебных нацизму сил, в том числе в религиозной среде, занималась государственная тайная полиция (гестапо). В 1939 г. гестапо вошло в новообразованное Главное управление имперской безопасности (РСХА) в качестве IV управления. Одной из структурных единиц Управления был «церковный реферат» (отдел), непосредственно занимавшийся надзором за деятельностью религиозных общин. Вопросами религиозных организаций занимались также СД (служба безопасности СС), разведывательное управление СС, Зипо (полиция безопасности).

На оккупированной советской территории нацистские СМИ настойчиво обсуждали тему гонений на религию и верующих со стороны большевиков, подчеркивая, что германские власти предоставляют религиозную свободу. При этом, не желая давать поводов для критики религиозной политики на территории самой Германии, Гитлер еще в июле 1941 г. секретным приказом запретил на время войны с СССР проведение каких-либо несанкционированных антирелигиозных мероприятий. Оккупанты «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время «церковных церемоний» выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и Третьему рейху, а также проводить особые молебны за победу немецкой армии и «спасение родины» от большевиков.

Предлагаем ознакомиться со статьёй. Текст максимально приближен к оригиналу.


АБ СВАБОДЗЕ ВЕРАВЫЗНАНЬНЯ

У час падарожжа па Нямеччынне мы наведалі ў Ляйпцыгу Праваслаўвую цэркву. Сьвятар, што суправаджаў нас і даваў тлумачэньні, расказаў наступнае.

У 1913 годзе па загаду расейскага цара Мікалая ІI-га будавалася гэтая цэрква, як помнік вялікай Ляйпцыгскай бітвы народаў, што скончылася разгромам Напалеона. Вайна 1914–18 гадоў ня дала магчымасьці зрабіць у цэркве некаторыя ўнутраныя мастацкія работы. Засталіся нявыплачаныя вэксалі па будаўніцтву цэрквы на суму 70 000 залатых марак. Ляйпцыгскі банкір жыд Бооль, у рукі якога трапілі вэксалі, наклаў сваю брудную жыдоўскую лапу на цэркву – зачыніў яе на замок. Калі праваслаўныя людзі, што жылі ў той час у Ляйпцыгу, зьвярнуліся да Бооля за дазволам правіць богаслужэньне ў цэркве, дык ён адказаў: «Унясеце ў мой банк 70 000 марак, атрымайце там вэксалі і тады рабеце што хочаце з вашай цэрквай».

Зь вялікімі цяжкасьцямі зьбіралі грошы на выкуп у жыда цэрквы. Было яшчэ мала грошай, калі невядомы эстонскі купец ахвяраваў 50 000 марак. Справа была вырашаная. Цэркву адратавалі! Усё-ж жыд перад перадачай пасьпеў украсьці найбольш каштоўныя рэчы зь інвэнтару цэрквы (залатыя чашы, абклады зь некаторых абразоў і іншае).

Жыдоўская натура і тут не сьцярпела!

Гэтая сумная гісторыя адбылася ў 1920 годзе, калі ў Нямеччыне вялікі ўплыў мелі     жыды, якія хацелі там завесьці свае жыдоўскія парадкі. Нямецкі народ не дапусьціў гэтага! 1933 год стаўся апошнім годам жыдоўскага панаваньня, бо сын вялікага нямецкага народу Адольф Гітлер, узяўшы ўладу ў свае рукі, паказаў жыдом іхнае сапраўднае месца.

Зараз у Нямеччыне пануе поўная й сапраўдная свабода веравызнаньня. Кажны грамадзянін ёсьць вольны ў справах рэлігіі. Хочаш верыць у Бога, маліцца яму – маліся, ня верыш – жыві атэістам. Ніякіх перашкодаў безбожнікам дзяржава ня робіць! Дзеці ў нямецкай школе паводле жаданьня іхных бацькоў могуць навучацца асновам веры. Цэрква там аддзеленая ад дзяржавы. Як народ, гэтак і дзяржава ставяцца з пашанай да цэрквы, і калі ў Нямеччыне зараз ёсьць разбураныя цэрквы, дык гэта дзякуючы выключна ангельскім ды амерыканскім тэрарыстым, якія ў шалёнай злосьці кідаюць бомбы на цэрквы, больніцы, школы, помнікі.

Бальшавікі заўсёды крычалі аб свабодзе веравызнаньня для народаў Савецкага саюзу, але на справе яны рабілі зусім інакш. Яны самі арганізоўвалі бязбожнікаў, якія агітавалі супроць ралігіі й агітавалі найагіднейшым парадкам: зьневажалі пачуцьці вернікаў, зьневажалі ўсё тое, што для хрысьціян зьяўляецца сьвятым. У выніку жыдоўска-бальшавіцкага гаспадараньня ў горадзе Слуцку і акрузе не засталося ніводнай цэрквы. Яны былі зачыненыя наступным простым спосабам: жыдоўскія начальнікі з НКВД хапалі сьвятароў, бяз суда і сьледзтва высылалі іх і расстрэльвалі; цэрвквы-ж, што засталіся, дзякуючы гэтакім «клопатам», без гаспадароў, яны зачынялі адміністрацыйным парадкам і перараблялі на склады, жыльлёвыя памяшканьні або зусім зьнішчалі, як, прынамсі, манастыр у Слуцку.

Уся гэтая «ліквідацыя» рабілася не таму, што быццам людзі перасталі адразу верыць у Бога і шанаваць сьвятыні і самі прасілі аб зачыненьні цэркваў, але таму, што жыды і бальшавікі ў кажным верніку бачылі свайго лютага ворага.

Адразу пасьля прыходу нямецкіх войскаў у наш край мясцовыя жыхары пачалі клапаціцца аб адчыненьні цэркваў, бо яны адчулі пры нямецкай ўладзе сапраўдную свабоду рэлігіі. Ужо зараз у Слуцку ёсьць дзьве адчыненыя цэрквы, якія клопатамі вернікаў і іхнымі ахвярамі прыведзеныя ў добрае становішча. Ніхто цяпер не перашкаджае верніку хадзіць у цэркву і адпраўляць ягоныя рэлігійныя патрэбы. Больш таго, нямецкімі ўладамі афіцыйна абвешчаныя непрацоўнымі днямі гэткія рэлігійныя сьвяты як Тройца, Вялікдзень i іншыя.

Нямеччына паказала, што і ў адносінах рэлігіі яна вызваліла беларускі народ ад жыдоўска-бальшавіцкага ўціску.

Правадыр Вялікага нямецкага народу Адольф Гітлер казаў: «Народ, дапамажы сабе сам, тады і Госпад табе дапаможа». Гэтыя словы наш народ павінен узяць за аснову жыцьця: вызвалены вольны народ павінен працаваць, каб палепшыць свой дабрабыт, каб найхутчэй ліквідаваць рэшткі бальшавіцкага панаваньня і дапамагчы Нямеччыне канчальна зьнішчыць бальшавізм.

Е. Глінскі


Только к началу 1943 г. сложившаяся ситуация (положение на фронтах, широкая патриотическая деятельность религиозных объединений, стремление нейтрализовать немецкую пропаганду в отношении религиозной ситуации в СССР, желание изменить негативное отношение в общественных кругах стран-союзниц к церковному курсу советского правительства) способствовала изменению религиозной политики в СССР, в первую очередь в отношении Русской православной церкви (РПЦ). Одним из первых шагов на пути нормализации государственно-церковных отношений стала телеграмма митрополита Сергия, отправленная И.В. Сталину 5 января 1943 г., в которой Глава Русской Церкви просил разрешения на открытие Московской Патриархией банковского счета для внесения средств, собранных на нужды фронта. Сталин ответил согласием, тем самым Патриархии фактически предоставлялся статус юридического лица.

Начиная с весны 1943 г. в правительстве обсуждался вопрос о проведении нового курса в религиозной политике, руководство которым первоначально планировалось поручить созданному в апреле 1943 г. Наркомату государственной безопасности СССР (НКГБ). Однако создание органа, занимающегося религиозными вопросами, на базе НКГБ могло быть негативно воспринято как со стороны стран-союзниц, так и со стороны верующих. В итоге возобладало мнение о необходимости учредить самостоятельный орган для связи правительства с РПЦ при Совнаркоме. Одновременно разрабатывалась идея встречи Сталина с иерархами РПЦ, к подготовке которой были привлечены органы НКГБ, с июля 1943 г. проводились консультации с находившимся в Москве митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Николаем Колчицким.

4 сентября 1943 г. Сталин провел совещание с участием Г.М. Маленкова и Л.П. Берии, во время которого им был представлен полковник НКГБ Г.Г. Карпов, намеченный на пост председателя Совета по делам РПЦ. Поздним вечером того же дня в Кремль для встречи со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). В ходе двухчасовой беседы Сталин выразил одобрение патриотической деятельности Церкви и подчеркнул, что она «может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».


 
Вторая статья, размещенная на 3-й странице издания «Газэта Случчыны», была посвящена истории родного края, идеологической нагрузки не несла и имела познавательный характер. Кстати, любители обсуждения исторического герба г. Слуцка найдут здесь для себя кое-что интересное.


У. КЛІШЭВІЧ

СЛУЦАК

(Мінулае й сучаснасьць)

У летапісах горад Слуцак упамінаецца пад назвамі Случэск і Случэк. Стаіць горад на рэчцы Случ. Час ягонага заснаваньня невядомы. Трэба думаць, што ён узьнік яшчэ ў дагістарычныя часы. Першы раз Слуцак упамінаецца ў летапісах пад 1116 годам, калі ён належаў Уладзімеру Манамаху і быў спалены менскім князем Глебам.

У 1148 годзе Слуцак адыходзіць да чарнігаўскага князя Сьвятаслава, а празь некалькі гадоў быў зьвернуты ізноў да князёў кіеўскай лініі. У гэты час ён належаў князю Уладзімеру, малодшаму брату кіеўскага князя Расьціслава, якога празь нейкі час выгналі адсюль тураўскія князі і завалодалі горадам.

Каля 1270 году Слуцак трапляе пад літоўскую ўладу, але засталося невядомым, ці быў ён сталіцай акругі, ці не. Празь пяць гадоў на Слуцак напалі войскі Мэнглі Гірэя разам із дружынамі рускіх князёў; татары былі запрошаныя галіцкім князем Львом на дапамогу супроць літоўскага князя Тройдана. Далей у летапісах аб Слуцку нічога не ўпамінаецца аж да XIV веку, калі Вітаут аддаў свайму родзічу князу Уладзімеру Альгердавічў Копыль з ваколіцамі, да якіх належаў і Слуцак. У гэты час Слуцак стварае асобны павет, але значэньне набывае толькі пры сыне Уладзімера – князю Александру Алелька, калі Казімер Ягелончык у 1441 г. падарыў гораду магдэбурскае права. Гэта дало магчымасьць г. Слуцку стаць адным з важнейшых гарадоў Паўночна-Заходняга краю. Прэдкам Алелькавічаў патрэбна лічыць Аляксандра.

Татарскія набегі не давалі мчгчымасьці разьвівацца гораду. У 1503 годзе татары ўзялі горад і спалілі яго, у 1504 годзе татары зноў напалі на горад, але яны ня мелі ўдачы. Князь Слуцкі Сімеон дагнаў іх каля р. Прыпяц і ўшчэнт разьбіў. У 1506 г. трэйці раз татары напалі на Слуцак. Махмэт Гірэй з братамі ў дзень Усьпеньня Божай Маці падышоў да Слуцку, але крэпасьці, якую бараніла жонка Сімеона – княгіня Анастасься, узяць ня змог, хоць і моцна спустошыў горад.

Праз тры гады Слуцак быў спустошаны князем Міхаілам Глінскім за тое, што Анастасься ня дала згоды выйсьці за яго замуж. У 1519 г. Слуцак быў падзелены паміж трыма братамі. Сьляды гэтага падзелу і зараз захаваліся: Стары горад, Трайчаны і Востраў. Пасьля гэтага апошняя з роду Алелькавічаў княгіня Софія вышла замуж за князя Яна Радзівіла, і Слуцак перайшоў да Радзівілаў і зрабіўся рассаднікам кальвінізму.

Януш Радзівіл пабудаваў у ваколіцы Новага Гораду ў 1617 г. кальвінскую цэркву. У гэты час у Слуцку селяцца некалькі шатландцаў, якія займаюцца гандлем.

Пасьля Радзівілы ўвялі ў Слуцку муніцыпальнае нямецкае права і гандаль у нядзелю. Яны трымалі моцны гарнізон, так што асада Слуцку казакамі ў 1648 г. і рускімі войскамі ў 1655 г. пад кіраўніцтвам князя Трубецкага ня мела посьпеху. Была спустошаная толькі адна ваколіца – Трайчаны.

Пасьля ўсіх няшчасьцяў горад атрымаў шмат розных прывілеяў, а таксама і гэрб, які адлюстроўваў у чырвоным полі скачучага коньніка ў панцыры, што прыкрываўся шчытом і трымаў у правай руцэ меч наразмаху. З 1673 па 1732 г. за Слуцак вялося змаганьне паміж Радзівіламі й Сапегамі, якое скончылася на карысьць Радзівілаў. У 1775 годзе ў сувязі з пажарам сэйм вызваліў горад ад падаткаў на 10 гадоў.

у 1778 г. выходзіць пастанова аб назначэньні Слуцка гялоўным горадам Слуцка-Рэчыцкага павету. Павет праіснаваў да 1793 году, пасьля чаго доўгі час Слуцак належаў Несьвіскаму павету Менскай губерніі.

У 1848 г. Слуцак быў куплены ў казну ад князя Вітгэнштэйна за 321 800 рублёў.

(Працяг у наступным нумары).



А вот в конце страницы тоже как бы ненавязчиво размещен текст:
Беларусы, уключайцеся ў адзіны эўрапэйскі фронт барацьбы супроць бальшавізму і плютакратыі – гатых ворагаў цывілізацыі й культуры!

Справка
Плутократия – форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность.
Плутократия является частным случаем олигархии – режима, при котором реальная власть находится у небольшого круга лиц (например, знати, военных, партийной верхушки либо родственников правителя).



На 4-ой странице газеты первой заметкой стоит отчет Председателя Окружного отдела БНС Хихлуши.

Справка (по материалам archives.gov.by)
В период оккупации Беларуси немецко-фашистскими войсками на ее территории были созданы и действовали несколько административных и общественных коллаборационистских (коллаборационисты – лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками) структур.

Белорусская народная самопомощь (БНС) – благотворительная национальная организация. Создана 22 октября 1941 г. как правопреемница Белорусского Красного Креста. Руководители – И. Ермаченко, В. Ивановский, Ю. Соболевский. Руководящим органом была Центральная рада (Централь). В округах, районах, волостях создавались окружные, районные и волостные отделы БНС. Действовала под контролем немецких оккупационных властей. Занималась сбором средств и оказанием материальной помощи пострадавшим от войны. Осуществляла как благотворительную, культурно-просветительскую, так и политическую деятельность. На съезде Центральной рады и окружных руководителей БНС в марте 1943 г. был выработан меморандум с требованием от оккупационных властей полной автономии Беларуси, создания белорусского правительства и белорусской армии. Это вызвало недовольство немецкой администрации, по распоряжению которой в ведении БНС остались лишь здравоохранение и материальная помощь населению. В июне 1943 г. была реорганизована в Белорусскую самопомощь (БСП) – организацию, занимавшуюся исключительно благотворительностью. С 1 марта 1944 г. БСП была подчинена Белорусской центральной раде.

Белорусский корпус самообороны (БКС) – военизированные формирования белорусских коллаборационистов. Создан в июне 1942 г. Белорусской народной самопомощью. Главный комендант – И. Ермаченко. Основная задача – помощь немецкой и местной полиции в борьбе с партизанами. Предполагалось создать 3 дивизии, но реально было создано 20 батальонов, которые немцы так и не решились вооружить. Весной 1943 г. БКС был распущен.

Союз белорусской молодежи (СБМ) – молодежная организация на оккупированной территории Беларуси и в Германии. Создана 22 июня 1943 г. по типу «Гитлерюгенда». Высший орган – Руководящий штаб во главе с М. Ганько, Н. Абрамовой, состоявший из ряда отделов: пропаганды, прессы, культуры, социальной работы, охраны здоровья и физического воспитания, а также школьного отдела. С июля 1944 г. Руководящий штаб находился в Берлине, подчинялся Белорусской центральной раде. В СБМ входила молодежь в возрасте от 10 до 20 лет. Целью СБМ было объединение белорусской молодежи, воспитание в ней национального самосознания, готовности сражаться за Беларусь, которая будет «восстановлена» с помощью Германии. На 1 июля 1944 г. структуры СБМ действовали в 16 округах и более чем 60 поветах, в них состояло более 12 600 человек. Деятельность Союза продолжалась на территории Германии до весны 1945 г.

Белорусская рада доверия – совещательный орган из представителей белорусской общественности при генеральном комиссаре. Была создана в июне 1943 г. в Минске. Председатель – В. Ивановский. Цель – сбор и обработка предложений и пожеланий, адресованных оккупационным властям, участие с совещательным голосом в заседаниях генерального комиссариата Беларуси. В декабре 1943 г. преобразована в Белорусскую центральную раду.

Белорусская центральная рада (БЦР) – совещательный орган, центральная инстанция белорусской администрации на оккупированной территории. Создана в декабре 1943 г. из Белорусской рады доверия. Президент – Р. Островский. Главные функции – руководство школьным делом, культурой, социальной опекой. Имела свои представительства (наместничества) в большинстве округов. В ее подчинении находились созданные ранее БНС, СБМ, Белорусское научное общество и т. д. Официально БЦР подчинялись формирования Белорусской краевой обороны. Деятельность БЦР фактически прекращена на Втором Всебелорусском конгрессе 27 июня 1944 г.

Белорусская краевая оборона (БКО) – военизированные формирования коллаборационистов. Создана в начале марта 1944 г. Во главе Главного командования БКО стоял майор Ф. Кушаль. Главная задача – борьба против партизан, Красной Армии и польской Армии Крайовой. Основу БКО составляло принудительно мобилизованное мужское население 1908–1924 годов рождения. Было мобилизовано около 25 тысяч человек, из которых к середине апреля 1944 г. создано 36 пехотных и 6 саперных батальонов. В активных боевых действиях БКО не участвовала, лишь в нескольких местах созданные вооруженные отряды принимали участие в борьбе против партизан. В основном, формирования БКО использовались для сельскохозяйственных работ, охраны различных зданий и складов. Массовый характер имело дезертирство и переход на сторону партизан. После освобождения территории Беларуси часть формирований БКО оказалась в Германии, где на их основе была создана 1-я гренадерская бригада «Беларусь», а также пополнен состав 30-й гренадерской дивизии СС «Беларусь № 1».



Праца БНС на Случчыне

З даўных часоў Случчына зьяўляецца жытніцаю Беларусі. Нават зараз, ня гледзячы на вайсковы час, пад нямецкім кіраўніцтвам мясцовае жыхарства шчыра працуе дзела адбудовы нашай Бацькаўшчыны, дзеля хутчэйшага падняцьця дабрабыту краіны. Жыхарствм Случчыны асабліва шмат цярпела зьдзекаў ад саветаў: на далёкую поўнач і ў Сібір выключна за сваю працавітасьць былі сасланыя цэлыя вёскі, шмат сем'яў засталося без гаспадароў, замардаваных у засьценках НКВД. Але лёс зьмяніўся!

Мы атрымалі магчымасьць сваімі ўласнымі сіламі памагаць свайму народу дзеля ягонага захаваньня.

Пацярпелі жыхары Случчыны і ў выніку вайны. Засталося шмат сірот, удоваў, пагарэльцаў, якім патрабавалася дапамога. Дзеля гэтага ў кажным павеце й воласьці арганізаваліся, паводле указаньняў нямецкай улады, аддзелы самапомачы, якія павінны былі дапамагаць усім пацярпеўшым ад бальшавікоў. Аддзел Народнай Самапомачы Слуцкай акругі за год свае працы сабраў 100.027 РМ. грашовых ахвяраў (65 420 РМ. дабраахвотных узносаў, 1556 РМ., сяброўскіх узносаў, 33 044 РМ. атрымаў прыбытку ад гаспадарчай дзейнасьці), 134 тоны рознага збожжа, 5,5 тонаў мукі, больш за 58 тонаў бульбы й гародніны і шмат іншых прадуктаў харчаваньня. Апрача гэтага Акруговы Аддзел БНС раздаў пацярпеўшым вопраткі на 11 729, мэблі на 3262, насьцельных прыладаў на 9738 і іншых рэчаў на 7255 РМ. Яшчэ было раздана дармова больш чым 1000 параў абутку і на 2500 чалавек вопраткі. Жыхарства, якое знаходзіцца на ўтрыманьні Самапомачы, атрымоўвае дармовыя лекі й кватэры.

Шмат працы правёў округовы аддзел у лягеры бежанцаў, якіх налічвалася больш за 12 000. На адозву аб ахвяраваньні для дзяцей бежанцаў толькі па Слуцкаму павету было сабрана печанага хлеба 435,8 кг., бульбы 7321 кг., тлушчаў 157 кг., малака 371 літар, больш чым 1500 яек. Зараз вялікая колькасьць бежанцаў знаходзіцца ў розных месцах Слуцкай акругі, і яны атрымоўваюць дапамогу ад БНС.

Дзіцячы дом з 73 сіратамі забясьпечваецца харчамі і вопраткай. Жаночы камітэт БНС зьбірае для дзяцей розныя цацкі, рыхту: сорак камплектаў вопраткі для выхаванцаў дзіцячага дому, якія будуць хутка ахрышчаныя.

Шмат дапамагаюць ахвярамі (грашыма, палатном i харчамі) мясцовы сьвятар а. Гаўрылаў і сьвятар Семежаўскай цэрквы, які ўнёс ў БНС больш за 500 РМ і 300 мэтраў палатна.

На ўтрыманьні Самапомачы знаходзіцца Слуцкі Народны Дом, пры якім зараз адчыняецца бібліятэка.

Старшыня Акруговага аддзелу БНС Хіхлуша


Далее следует статья о тёплом морском течении в Атлантическом океане, Гольфстриме, и его влиянии на климат стран Европы, прилегающих к Атлантическому океану. Желающие могут с ней ознакомиться на приведенном сканированном изображении.

 

В конце номера размещено 2 телеграммы с выражением радости и признательности сельского населения новой власти. Приведем текст одной из них.

Тэлеграма
БК. Жыхарства Смалявіцкага павету сардэчна дзякуе Нямецкаму Народу й ягонаму Правадыру Адольфу Гітлеру за вызваленьне ад бальшавіцкага ярма і за тое, што мы цяпер асягнулгі час, калі можам шчасьліва жыць і працаваць на нашай Бацькаўшчыне.

Мы маем цяпер собскую зямлю, а пасьля канчальнага ўрэгуляваньня зямельнага парадку мы атрымаем новую форму ўладаньня замлёй, асобныя гаспадаркі, якія прынясуць усяму працоўнаму народу багацьце й шчасьце. Мы, сяляне Смалявіцкага павету, памагаем усімі сваімі сіламі Нямецкаму Народу і ўсім, хто плячо ў плячо ідзе зь ім да асягненьня канчальнай перамогі над жыдоўскім бальшавізмам, ангельцамі ды амэрыканцамі, да шчасьця Новай Эўропы і да шчасьця нашай Бацькаўшчыны.

Сьмерць сталінскім бандытам, якія спрабуюць перашкодзіць у будове новага жыцьця. Няхай жыве Нямецкі Народ, адзіная нацыя, якая адкрыта ўступіла ў бой супроць зла чалавецтва – бальшавізму.

Няхай жыве Вялікі Правадыр народаў Новай Эўропы – Адольф Гітлер!

Гэтае нашае сардэчане зычэньне мы перасылаем нямецкай уладзе праз павятовае кіраўніцтва ў Смалявічах.

Смалявічы, 5. 6. 43.

Заступнік старшыні павету ў Смалявічах
падпісаў Міхейчык



Далее идут короткие заметки об открытии Дома культуры в городе Желудок (сейчас – городской посёлок в Щучинском районе Гродненской области), проведении Белорусской народной самопомощью первой белорусской лотереи, открытии медицинского института в Могилёве, то есть о постепенном улучшении жизни простых людей.

Вероятно, читая эти короткие заметки, население делало выводы о том, что немецкая власть пришла навсегда, раз раздает землю крестьянам, открывает церкви, учреждения культуры и образования в столь тяжелое военное время.

Здесь же мы видим предостережение от покупки вещей военного происхождения и ответственности за эти противоправные действия.

Заканчивается номер двумя объявлениями по продовольственным вопросам. Приводим их дословно.

СЯЛЯНЕ БЕЛАРУСІ!
ГАДУЙЦЕ ПТАСТВА

Да кажнай сялянскай гаспадаркі належаць куры й гусі. Павялічвайце стан Вашага птаства.
Абавязак пастачы птаства, які ў гаспадарскім годзе 1943–44 узложаны на кажнага трымальніка птаства трзба выканаць точна.
Аднаднёвыя навародкі можна купіць у інкубатарах у Менску, Баранавічах і Вялейцы.

Гэнэральны Камісар у Менску
Аддзел Харчаваньня і Земляробства
(–) Фрайтаг, Кіраўнік Гал. Аддзелу.



Аб здачы малака
Усе жыхары гораду й павету, якія маюць каровы, павінны тэрмінова атрымаць праз малаказдатачныя пункты разьліковыя кніжкі абавязковых паставак малака ў 1941–44 г., а за мінулы 1942 год здаць на пункты для здачы іх у Павятовую Управу.
Норма гадавой паставы малака ўстанаўліваецца ў колькасьці 400 літраў, якая павінна быць абавязкова выканана да 1-га чэрвеня 1944 году.
Гаспадары кароў павінны захоўваць разьліковыя кніжкі акуратна ў поўнай чысьціні й паказваць на запатрабаваньне кантралёру Гаспадарскага Аддзелу для праверкі паставаў малака.
Асобы, што набылі кароў, павінны іх зарэгістраваць у Павятовай Управе і неадкладна атрымаць ад малочнага пункту на прыёмцы малака малаказдатачную кніжку.
На гаспіадароў кароў, якія будуць ухіляцца ад здачы малака і ня выканаюць нормы здачы, будзе накладзены штраф і карова сканфіскаваная.

Упаўнаважаны па с-г Слуцкага павету
Старшыня павету.



В газете прослеживается ярко выраженная ненависть к большевикам и жидам (евреям). И причины на то были.

Вот, например, что пишет об этих причинах Яков Зиновьевич Басин в книге «Большевизм и евреи: Белоруссия, 1920-е гг.».

Большевизм – специфическое порождение российского революционного движения, его крайне радикальная, экстремистская форма. Несмотря на то, что меньшевизм (сначала как политическое течение, а после революции и как самостоятельная политическая партия) прекратил свое существование еще в 1924 г., большевизм публично декларировал себя вплоть до ХIХ съезда ВКП(б) в 1952 г., когда само слово «большевики» в названии партии было наконец упразднено.

Как социальный феномен большевизм проявил себя во множестве достаточно характерных особенностей, которые привели к ряду серьезных деформаций в советском обществе. В частности:

форсированное достижение всеобщего равенства, что привело к физическому и духовному геноциду, нивелирующему классовые и сословные различия значительных групп населения и целых слоев общества, включая отдельные национальные меньшинства (этноцид);

силовое решение социальных проблем, что привело к появлению нелегитимных форм государственной власти и грубейшим нарушениям законности, включая массовые репрессии;

попытка удовлетворения социальных желаний населения в стране, неподготовленной к этому экономически, что привело к навязыванию народу минимизированных индивидуальных и общественных потребностей;

отрицание духовного плюрализма и утверждение в стране идеологического монополизма, что привело к упразднению всех небольшевистских партий и общественных организаций;

искоренение религии как пережитка прошлого, что привело к государственной поддержке атеистической пропаганды и запрету религиозной, к торжеству воинствующего атеизма.


Что же касается евреев, то Октябрьская революция 1917 года в России произвела на антисемитов большое впечатление, результатом которого стало отождествление евреев с большевиками и вообще с левыми. Возникла идея о заговоре евреев с целью совершения революций, что отразилось в таких антисемитских книгах как «Спор о Сионе» Дугласа Рида, «Международное еврейство» Генри Форда, «Моя борьба» Адольфа Гитлера и др. Тогда же была вновь озвучена известная фальшивка «Протоколы сионских мудрецов». Популяризация подобных идей среди западной элиты в 20-х–30-х годах способствовала приходу Гитлера к власти и росту антисемитизма.

При этом, однако, сторонники отождествления большевиков с евреями игнорировали травлю в СССР большевиками и коммунистами еврейской культуры, сионизма, иудаизма, что в конечном итоге дало основание обвинять советский строй в антисемитизме. Ленин и Сталин выступали за ассимиляцию евреев, что вступало в противоречие с рядом национальных еврейских течений. К концу сталинской эпохи в СССР начались откровенные антисемитские кампании (дело врачей, борьба с космополитизмом).

Большое участие евреев в органах власти и репрессивном аппарате было недолгим: практически все евреи, старые большевики, были расстреляны в конце 30-х годов XX века.
Однако отождествление большевиков и евреев еще долго сохранялось в умах.


С той военной поры прошло уже 70 лет. За это время история неоднократно переписывалась, ежегодно вскрываются всё новые и новые факты в жизни Беларуси, бывшего СССР. Думаю, что каждый читатель сам сформирует своё мнение об этой находке, разберется, где правда, а где ложь.


 

Владимир ХВОРОВ
При подготовке использованы
материалы сайта www.sedmitza.ru

 

 

 

09.09.2013

 

Удивительное совпадение произошло вчера. Блуждая по сети Интернет случайно нарвался на информацию, напрямую связанную с этой статьей, хотя искал совсем иное.

Вот что попалось на глаза:

Белорусский поэт Владимир Клишевич род. 27 февраля (13 марта) 1914 г. в дер. Чырванадворцы Слуцкого уезда Минской губернии Российской империи в крестьянской семье. В 1930 г. он окончил семилетку в Старобине и педагогические курсы в Слуцке, стал работать учителем.

В 1933 г. окончил Рабфак при Белорусском Государственном Университете и поступил на литературный факультет Менского Высшего Педагогического Института, который не окончил, ибо в 1936 г. был арестован, а в 1937 г. сослан на Колыму в Верхний Ат-Урях, откуда в августе 1939 г., вместе с Масеем Сяднёвым, был привезен в Менск на пересмотр дела.

Впервые дни войны колонну заключенных, которую гнали из Менска в сторону Могилева, обстреляли немецкие самолеты, и поэтому Клишэвичу удалось бежать. Служил помощником бургомистра в Слуцке, редактировал «Газэту Случчыны», в составе белоруской делегации ездил в Германию, после чего выступал в печати с восхвалением немецкого порядка.

Его стихотворения были включены в коллективный сборник «Песьняры Случчыны» (1943). В 1944 г. Клишэвич отступил вместе с немцами в Германию, а в 1948 г. переехал в США, где в 1949 г. редактировал журнал «Беларус у Амэрыцы», затем работал преподавателем в одном из колледжей штата Индиана.

Несколько раз приезжал в БССР, хвалил советский порядок, за что был раскритикован представителями белорусской эмиграции. Тогда же Владимир Клишевич решил вернуться навсегда в БССР, но смерть, наступившая 14 ноября 1978 г. в Лос-Анджелесе, помешала этому.

Алесь Баркоўскі
Виктория Петрушкина