История органов ЗАГС Слуцкого района

История органов ЗАГС Слуцкого района

13.02.2018

История органов ЗАГС (записи актов гражданского состояния) Республики Беларусь берет своё начало с 18 декабря 1917 года. В этот день был подписан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», в соответствии с которым юридические последствия за актами гражданского состояния признавались лишь в том случае, если они были зарегистрированы в государственных органах.

Этот декрет стал первым законодательным актом молодой советской республики в области семейного права, в котором устанавливались принципы добровольности брака, равноправия супругов, равноправие детей, рождённых в браке и внебрачных.

С тех далёких времён каждый работник органа ЗАГС вносит свой личный вклад в построение правового государства и обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, что имеет приоритетное значение.

Каждый отдел ЗАГС хранит огромное количество документов, составленных и хранящихся в этом отделе в течение 75 лет. В архиве отдела ЗАГС Слуцкого райисполкома – свыше 400 000 записей актов гражданского состояния с 1944 года по настоящее время (Слуцкого района и г. Слуцка, бывшего Греского района, части бывшего Краснослободского района). К сожалению, сохранилось малое количество записей актов, совершенных в довоенное время (за довоенное время по г. Слуцку вообще не сохранилось, а наиболее сохранённые записи актов имеются по Середняковскому сельисполкому).

Начальник отдела ЗАГС (1944-1950 гг.) Н.М. НовикСледует отметить, что изначально в Слуцком районе отделов ЗАГС было два – отдел ЗАГС г. Слуцка и отдел ЗАГС Слуцкого района. В результате объединения в 2005 году был образован один отдел ЗАГС Слуцкого райисполкома.

Десять десятилетий – срок немалый, даже исторически. За это время сменилось много поколений. Сколько сыграно свадеб, сколько родилось детей… И все эти радостные, как и печальные, события регистрировали сотрудники ЗАГСа. Начальниками отдела ЗАГС в послевоенное время были Надежда Михайловна Новик, Валентина Аркадьевна Юхновец, Евгения Васильевна Лещеня, Тамара Васильевна Ситник (Кузьмицкая), Людмила Иосифовна Забродская, Наталья Николаевна Игнатьева. Большое количество документов составлено бывшими сотрудниками Зоей Петровной Дуболеко, Татьяной Алексеевной Курдюк, Тамарой Николаевной Акулович, Галиной Альфеевной Криводубской, Галиной Алексеевной Шишло, Ниной Евгеньевной Казейко.

Регистрацию брака проводит Т.В. Ситник (Кузьмицкая)Сегодня регистрируют акты гражданского состояния три сотрудника отдела ЗАГС – начальник отдела Анна Ивановна Шавнёва, главные специалисты Елена Алексеевна Волосевич и Татьяна Дмитриевна Протасеня. Регистрацию актов гражданского состояния также осуществляют 14 управляющих делами сельисполкомов. Все они ответственные работники, грамотные специалисты. Ежегодно составляется более 3200 записей актов всех видов, из них более 2300 зарегистрировано в отделе ЗАГС райисполкома, в сельисполкомах – около 1000 записей актов.

Долгое время управляющими делами в сельисполкомах работали Людмила Алексеевна Криваль, Тамара Александровна Таран, Тамара Васильевна Митина, Людмила Леонидовна Михалькевич, Галина Ивановна Клишевич, Мария Фёдоровна Ходорович, Любовь Антоновна Мазякова, Николай Васильевич Грачев, Александр Александрович Барцевич, Нина Евгеньевна Бикашова, Елена Моисеевна Чечет, Любовь Ивановна Мартинович, Олимпиада Николаевна Маликова, Раиса Алексеевна Борисовец, Татьяна Николаевна Шуляковская и многие другие, чьими подписями подтверждены акты гражданского состояния жителей нашего района.

Тамара Васильевна Ситник (Кузьмицкая)В период с 1944 по 1956 годы отдел ЗАГС относился к системе Народного комиссариата внутренних дел, затем – к МВД. Слуцкий отдел ЗАГС находился в построенном во время Великой Отечественной войны здании по ул. Володарского. С 1956 года ЗАГС г. Слуцка располагался в здании исполкома, в 1970-х – в здании городской библиотеки (ул. Копыльская, 2а). Затем, в 1980-х годах, отдел находился на 1-м этаже жилого дома по ул. Ленина, д. 136, и занимал три комнаты. С 1992 года ЗАГС г. Слуцка снова в здании Слуцкого исполкома на первом этаже, на третьем этаже размещался ЗАГС Слуцкого райисполкома.

С 1 июня текущего года отдел ЗАГС находится в отдельном здании (ул. Ленина, д. 142), торжественное открытие которого состоялось 28 апреля.

Новый ЗАГС имеет красивый холл, большой торжественный зал для регистрации заключения брака, уютный банкетный зал, комнаты жениха и невесты. Для приёма граждан – три отдельных кабинета, оборудовано место для заполнения заявлений, предусмотрено отдельное помещение для хранения архива.

А.И. Шавнёва, Е.А. Волосевич, Т.Д. Протасеня - трудовой коллектив ЗАГСа сегодняОрганы ЗАГС осуществляют 14 административных процедур, и можно только представить то многообразие вопросов, с которыми обращаются к нам граждане. И индивидуальный подход к каждому решению актуален всегда. Приятно, что мы имеем возможность, применяя действующее законодательство, разрешать насущные проблемы гражданина, пришедшего в отдел ЗАГС. Так, ежегодно специалисты отдела выдают более 3000 первичных свидетельств, около 1000 повторных свидетельств, более 6500 справок.

Работа с людьми предполагает обладание такими качествами, как внимательность, уважительное отношение, умение понять. Работники отдела ЗАГС Слуцкого райисполкома – профессионалы, которые любят своё дело. Нам важно поддержать и настроить человека, порадоваться вместе с ним, а бывает, подсказать и посоветовать. Особая ответственность – при регистрации браков, когда нужно проявить ораторское мастерство и сказать именно такие слова напутствия, к которым прислушаются молодожёны, чтобы прожить дружной семьёй много лет.

Всех работников и ветеранов органов ЗАГС поздравляю с юбилейной датой. Желаю счастливых событий, благополучия, терпения, успехов.

 

С 1 июня 2017 года отдел ЗАГС находится в отдельном здании (ул. Ленина, д. 142), торжественное открытие которого состоялось 28 апреля.

 

Анна ШАВНЁВА,
начальник отдела ЗАГС Слуцкого райисполкома (на заставке)

Регистрируя этапы жизни

Газета «Слуцкий край», 2017

Фото на заставке – с сайта slutsk-gorod.by

 

Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния.

 

Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки.

Гражданский брак совершается на основании следующих правил:

1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.

Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся.

2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского – 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и не полнородных братьев и сестёр, – причём наличность родства признается также между внебрачным ребёнком и его потомством с одной стороны и его отцом и его родственниками – с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишённых.

3. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст. 2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.

Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий, перечисленных в ст. 2, привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а сам брак их признается недействительным.

4. По отобрании выше предусмотренной подписки, заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.

При вступлении в брак бракосочетающимся предоставляется свободно определить, будут ли они впредь именоваться фамилией мужа или жены или соединённою фамилией.

В удостоверение события брака, брачущимся выдаётся незамедлительно копия свидетельства об их браке.

Примечание. Форма книги записей браков прилагается.

5. Жалобы на отказ в совершении брака или на неправильности записи приносятся, без ограничения срока, местному судье по месту отдела записей браков; определение же местного судьи по таковой жалобе может быть обжаловано в общем порядке.

6. В случае, если прежние книги записей брака были уничтожены или иным путём погибли, или если по иной причине состоящие в браке лица не имеют возможности получить выпись о своём бракосочетании, – этим лицам предоставляется право подать заявление в соответствующий, по месту жительства обоих супругов или одного из них отдел записей браков о том, что они состоят в браке с такого-то времени. Такое заявление, подтверждённое, сверх подписки, предусмотренной ст. 4‑й сего декрета, ещё подпискою супругов в том, что книга записей действительно погибла, или что они по иной уважительной причине не могут получить выписки о браке, служит основанием для записи брака вновь и для выдачи о том копии свидетельства.

 

О детях.

 

7. Запись о рождении ребёнка составляется тем же отделом записей браков и рождений по месту пребывания матери, причём о каждом рождении в книге записей рождений совершается особая запись.

Примечание. Форма книги записей рождений прилагается.

8. О рождении ребёнка отделу обязаны объявить или его родители, или один из них, или лица, на попечении коих, за смертью родителей, остался новорождённый, с указанием присвояемых ребёнку имени и фамилии и с представлением двух свидетелей в удостоверение события рождения.

9. Как книги записей браков, так и книги записей рождений, ведутся в 2‑х экземплярах, причём один экземпляр по окончании года пересылается для дальнейшего хранения – в соответствующий суд.

10. Дети внебрачные уравниваются с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям.

Отцом и матерью ребёнка записываются лица, подавшие о том заявление и давшие соответствующую в том подписку.

Виновные в даче заведомо ложных показаний по содержанию сего привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а сама запись признается недействительной.

В случае неподачи отцом внебрачного ребёнка указанного выше заявления, матери ребёнка, опекуну его или самому ребёнку предоставляется право судебным порядком доказать отцовство.

 

О смерти.

 

11. Акт о смерти лица составляется по месту смерти тем отделом, который ведает записью браков и рождений, путём записи в особой книге записей смерти.

Примечание. Форма книги записей смерти прилагается.

12. О смерти лица отделу обязаны объявить судебные или административные власти, или лица, на попечении коих находился умерший.

13. Учреждениям, ведающим кладбищами, отныне запрещается препятствовать погребению в черте кладбищ по обряду гражданских похорон.

14. Всем духовным и административным учреждениям, коим ранее была подведомственна регистрация браков, рождений и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповедных культов, – предписывается незамедлительно эти регистрационные книги для дальнейшего их хранения пересылать в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов Я. Свердлов.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.

Секретарь Н. Горбунов.

18 декабря 1917 года.

 

Распубликовано в № 37 Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 20 декабря