Агрогородок Грозово

Агрогородок Грозово

22.11.2017

Одним из старейших местечек исторической Случчины является Грозов. Сегодня это Грозово – агрогородок в соседнем Копыльском районе Минской области, на реке Ужанка, центр Грозовского сельсовета.

Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона так описывает Грозов: «…местечко Минской губернии, Слуцкого уезда; жителей 211. Местечко получило привилегию в 1693 г. Тут были монастыри Никольский и Иоанно-Богословский. Теперь 2 православных церкви, костёл, 2 еврейских молитвенных дома, школа, 11 лавок и винокуренный завод».

На сайте «Голоса еврейских местечек» такое описание: «Грозово – бывшее местечко Слуцкого уезда Минской губернии, ныне село Копыльского района Минской области, в 1897 г. – 928 жителей, из которых 765 евреев, в 1923 г. – 686 евреев».

А вот как описывают его Александр и Татьяна Лычагины на сайте globus.tut.by: «Деревня… известна с первой половины XVI века как вёска Новогрудского повета Великого княжества Литовского, собственность Олельковичей, потом Володкевичей, Радзивиллов, Незабутовских. В XVIII веке – местечко. С 1793 года – в составе Российской империи в Слуцком повете. В XIX – начале ХХ вв. – центр волости, принадлежала Мержеевским, Витгенштейнам, Гогенлоэ.

Немного статистики. В 1886 г. в деревне насчитывалось 156 жителей, 19 дворов, 3 школы, 3 церкви, 3 заезжих дома, 11 лавок. В начале ХХ века – 1032 жителя, 177 дворов. В 1924 -1931 гг. – центр Гресского района. С 1938 г. – деревня. С 1956 года – в составе Копыльского района. По переписи 1971 года в деревне было 587 жителей и 189 дворов. В 1997 году в Грозово – 197 дворов и 481 житель».

Грозово. Церковь Николая Чудотворца. Частная коллекция. Фото 1916 г. Михаил Мещанинов. 1 января 1916. sobory.ruДобавим, что в результате второго раздела Речи Посполитой Грозов оказался в составе Российской империи, где стал центром волости Слуцкого уезда Минской губернии.

На сайте livejournal.com минчанин Алекс Диггер собрал следующую информацию о Грозово.

«…Местечко древнее…, но точную дату его заложения выяснить не представляется возможным. В Собрании Минских грамот о Грозовском монастыре, как уже существовавшем в то время, упоминается ещё в 1639 году; по некоторым данным, заложен он был в 1600 году.

Грозово. Церковь Николая Чудотворца. Качалин Александр. 1 августа 1918 г. sobory.ruЗнаменитый белорусский путешественник Павел Шпилевский описывает монастырь в своём «Путешествии по Полесью и Белорусскому краю», которое выходило в журнале «Современник» с 1853 по 1855 год. «Почти в виду Пукова [деревня в 7 километрах севернее Грозова, сейчас называется Комсомольская], на довольно высоком месте, живописно раскинуто местечко Грозов – и в нём монастырь. Уже самое слово Грозов показывает, что местечко это чисто русское поначалу, а из грамот Минской губернии видно, что оно довольно древнее. Так в числе актов Минской губернии упомянуто завещание Подстолины Горватовой от 1748 года, в котором упоминается о двух православных церквах в Грозове: Николаевской и Иоанновской, как давно существовавших, равно и о монастыре, при котором погребено тело означенной Горватовой. Обе этих церкви и монастырь существуют до сих пор и, без сомнения, существовали за несколько десятков лет до завещания Горватовой: это доказывается церковными актами, в которых упоминается о пожертвованиях, сделанных в пользу грозовских церквей в начале XVII столетия. Кроме того, в грозовском монастыре есть иконы чисто византийской живописи, которые, без всякого сомнения, могли быть произведениями по крайней мере XVII же века. Монастырь не велик, но здания его отличаются необыкновенной простотой, соединённой с изяществом и вкусом. В ограде монастырской церкви покоятся останки древних православных помещиков более или менее содействовавших благолепию её».

Грозово. Церковь Николая Чудотворца. Качалин Александр. 3 мая 1965 г. sobory.ruЭтот третьеклассный Иоанно-Богословский монастырь подчинялся Слуцкой семинарии, а после того как в 1840 году семинарию из Слуцка перевели в Минск, он стал самостоятельным и подчинялся непосредственно Минской консистории. В 1870 году Слуцкий мужской Свято-Троицкий монастырь также перевели в Минск, а на его место перевели грозовский монастырь. В конце XIX века здание Иоанно-Богословского монастыря было разрушено. Церковь святого Николая Чудотворца была возведена в 1877 году и работала более шестидесяти лет, точная дата её закрытия тоже неизвестна. Но произошло это определённо после 1933 года, потому что именно в этом году, как стало известно, Герасим Тимофеевич Симончик, 1892 года рождения, 10 января был снят с должности псаломщика данной церкви, арестован и приговорён к пяти годам заключения в концлагере. В словаре Брокгауза и Ефрона среди прочих храмов упоминается и костёл. Он был построен на деньги М. Барановича в 1802 году, затем перестроен в 1877-ом, а окончательной переделке подвергся в 1968-ом, – тогда в нём устроили клуб и правление колхоза. Сегодня даже сложно заподозрить в этом белом приземистом здании давешний храм».

Памятный знак Грозовскому полку. Фото В.ХворовКстати, в 1918 году согласно Третьей Уставной грамоте Грозов был объявлен частью Белорусской Народной Республики (БНР), а в ноябре 1920 года жители Слуцкого уезда сформировали Грозовский полк армии Белорусской Народной Республики, который участвовал в Слуцком вооружённом восстании. До подавления восстания большевиками власть в городке контролировалась силами БНР.

А вот какими сведениями поделился кандидат богословия протоиерей Александр Шкляревский.

Вход в контору Грозово-Агро. Фото В.ХворовНикольский мужской монастырь имел древнее происхождение, когда и кем был основан – неизвестно. При слуцких князьях Олельковичах он уже существовал и имел от них фундации: земельные угодья – деревни Бурмаковщину и Новины, имение Войнаши, остров на реке Лоше с правом рыбной и бобровой ловли, а также оброчную службу в Убибатках. Никольский монастырь был выстроен на горе в расстоянии полверсты от местечка Грозова. Этот монастырь подчинялся Слуцкой Свято-Троицкой архимандрии. На короткое время, с октября 1596 г. до зимы 1600 г., когда святая София вступила в право владения Слуцким княжеством, монастырь находился под властью униатов. 15 июня 1600 г. униатский митрополит Потей выдал грамоту священнику Мине Васильевичу на управление Грозовским-Николаевским монастырём и священнодействие в нём, с условием оставаться всегда под «послушенством» его, униатского митрополита. В это время, в 1600 г., православный шляхтич Мартин Володкович в своём имении Грозово основал Свято-Иоанно-Богословский монастырь и построил для него каменную церковь. Монастырь подчинялся Виленской Свято-Духовой архимандрии. В 1639 г. 15 июня Григорий Мартинович Володкович повелел устроить при монастыре (где должно быть 4 монаха) деревянную Успенскую церковь и богодельню («шпиталь для убогих») на 4 человека и записал на обитель населённое имение Терпиловку, застенок Комаровщину, пруд с мельницей, сенокос в острове Дражном, с правом пользоваться Греским лесом и доходами с Грозовских ярмарок. (Фонд 1781. Опись 24. Дела о закрытии Римско-католических костёлов. Дело 13551а. О закрытии Грозовского костёла. 1866–1869 г.).

В 2016 году Валентина Шуракова, директор Копыльского районного краеведческого музея, рассказала на страницах газеты «Слава працы» об этом населённом пункте в материале «Утраченное наследие: местечко Грозово».

Вид на контору Грозово-Агро и клуб. Фото В.ХворовВ издании «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей» (1905 год) читаем: «Местечко Грозов находится при реке Ужанка на довольно высоком месте и имеет несколько порядочных зданий… В Грозове две православные церкви, православный монастырь, костёл, два еврейских молитвенных дома, сельская школа, лавки и винокуренный завод. В сохранившихся актах упоминается завещание подстолины Горватовой от 1748 года, в котором говорится о двух церквях в Грозове – Николаевской и Ирининской и монастыре. Обе эти церкви существуют и в настоящее время, а монастырь небольшой, но все в нём хорошо и изящно…».

«Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей» (1905 год)Сегодня о бывшем величии Грозова напоминают торговые ряды, остатки былой усадьбы Мержеевских да фотография Свято-Никольской церкви за 1917 год, в которую был перестроен костёл в Честь Снятия с Креста Спасителя в 1877 году. Сам же костёл был построен в 1802 году на деньги М. Барановича – предводителя дворянства Слуцкого повета. В 1877 году дверные и оконные проёмы в костёле заложили, пробили новые. Над центральной частью установили пять куполов, над входом – высокую гранёную колокольню с шатром и головкой. Новую церковь освятили в честь св. Николая и перенесли туда чудодейственную святую икону Николая Чудотворца, изготовленную из цельного серебряного листа, подаренную в 1711 году российским фельдмаршалом Б.П. Шереметьевым православному Николаевскому монастырю, ранее здесь существовавшему. Это подтверждает и документ в архивном фонде «Минский городской суд» – духовное завещание земянина Новогрудского воеводства Петра Быковского от 18.01.1617 г. похоронить его в монастыре Грозовском в церкви св. Николая. В 1962 году церковь закрыли. В 1968 году полностью изменили её облик, перестроив под правление колхоза.

Усадьба Мержеевских. Н. Орда, 1864 год ru.wikipedia.orgВ Центральном историческом архиве Литвы сохранилась выписка из Судебных актовых книг о привилегии Петра Корбута за 1538 год на Грозовскую землю. А в архивном фонде «Минский губернский инвентарный комитет» имеется инвентарь имения Грозов за 1845 год, принадлежавший помещику Мержеевскому. Сохранился вводный лист от 31.12.1867 года о вводе во владение имения Грозов князя П.Л. Витгенштейна, мужа Стефании Радзивилл, приобретённого у помещика С.И. Мержеевского 10.11.1867 г.

Усадьба МержеевскихА оплотом имения Грозов был дворец, построенный в стиле классицизма в начале XIX века. Это было двухэтажное здание на больших сводчатых подвалах. Парадный фасад выделялся массивным четырехколонным портиком, с двух сторон которого были расположены монументальные вазы на высоких пьедесталах. Дворец построили на большом холме, северный склон которого круто обрывался к пойме Ужанки. Его окружал пейзажный парк. Спуск к пойме был террасирован, фиксировался сбоку деревянными перилами. По склону росли одиночные липы, много кустов сирени и барбариса. Подъездная аллея вела вдоль прудов. Цветники пересекали прогулочные дорожки.

Знаменитый белорусский путешественник Павел Шпилевский в своём путешествии по Полесью и Белорусскому краю писал, что «Грозов довольно опрятен, в нём есть несколько небольших лавок, очень порядочных зданий и заездных дворов». Современник Шпилевского, белорусский и польский литератор, музыкант и художник Наполеон Орда создал графическое изображение усадьбы в Грозове – на живописном пригорке возвышается двухэтажное здание белого цвета. Под портиком отчётливо виден балкон, примыкаемый к колоннам. На Случчине Н. Орда был в 1864 году и сделал четыре известных рисунка: два из них касаются усадеб в Савичах и Грозове.

Усадьба Мержеевских. Фото В.ХворовДворец очень долго занимала школа. Несколько лет он пустовал. Здание разграбили.

A street in Grozovo before World War II YVA, Photo Collection 3665/1 (Улица в Грозове до Второй мировой войны YVA, Сбор фотографий 3665/1) www.yadvashem.orgМестечко Грозово имеет ещё одну страничку – детскую. По воспоминаниям О. Козловой – старшей дочери бывшего Председателя Президиума Верховного Совета БССР Героя Советского Союза Василия Козлова – командир кавалерийского корпуса Георгий Жуков и секретарь окружного комитета Павел Никитин организовали здесь окружной пионерско-комсомольский лагерь, куда отправляли детей партийных активистов. Жуков приезжал к своим дочерям каждое воскресенье, устраивал спортивные мероприятия, в которых сам принимал живое участие.

В коллекции Яд Вашема (Международный центр по изучению темы «Холокост») в Иерусалиме в Израиле хранится фотография местечка Грозово с надписью «Улица до 1939 года»…

Памятник на могиле Алены КишИ ещё один интересный малоизвестный факт. В 1949 году на сельском кладбище была похоронена Алёна Киш, самобытная художница, имя которой внесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в Югославии и посвящённую 100-летнему юбилею творчества французского художника Анри Руссо. Специального художественного образования она не имела. Всю свою жизнь зарабатывала с помощью творчества – ходила по деревням и на заказ рисовала ковры. Известность художница получила в 1978 году на 1-й Республиканской выставке народных рисованных ковров, где её работы были представлены художниками братьями Басалыгами. 25 июля 1996 года на могиле Алёны Киш была установлена скульптурная композиция «Дева в човне» – дипломная работа В. Ламейко. Об этом писала наша районная газета, туда был проложен туристический маршрут.

Осенью в Копыльском краеведческом музее пройдёт выставка ковров Алёны Киш «Аленін рай» – этой доброй волшебницы с языческим мировосприятием, которая видела в природе гармонию и красоту.

На нашей земле издавна жили талантливые художники, архитекторы, поэты… Об этом свидетельствует богатый белорусский фольклор, остатки нашей чудом уцелевшей в огне войн архитектуры (недаром же в прошлом столетии Беларусь называли страной замков и дворцов), а также произведения декоративно-прикладного искусства.

 

 

Владимир ХВОРОВ

 

 

Вероятно, что ещё долгие годы будут вестись расследования краеведами по местечку Грозов. Сравнивая сведения из разных источников находятся некоторые различия. Например, интересна история Ирининской церкви, которая упоминается в издании «Россия. Полное географическое описание нашего отечества – настольная и дорожная книга для русских людей». Название это весьма редкое для церквей. То ли существовала такая, то ли это описка. Ведь белорусский путешественник Павел Шпилевский пишет о Николаевской и Иоанновской церквях. Тексты очень похожи. Может списали у Шпилевского с ошибкой? А «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (1879 г.) и «Историко-статистическое описание Минской епархии» (1864 г.) упоминают только Николаевскую церковь.

Имеются вопросы и по разному названию фотографий одного и того же храма. Грозовскую церковь Николая Чудотворца на сайте radzima.org почему-то называют иначе – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ошибка или у этого названия есть своя история?

Приглашаем читателей к обсуждению этих загадок истории Случчины.