Театр Радзивиллов в Слуцке
23.08.2016
Начало театрального искусства Беларуси лежит в народном театре с обрядовыми песнями и танцами. Особенно насыщен элементами театрализации свадебный обряд и коляды, во время которых разыгрывали целые представления. Первыми актёрами стали скоморохи. Их выступления были насыщены яркими песнями, танцами, различными трюками, народными пословицами и поговорками.
Зачастую скоморохи приходили на выступления с медведями. Известно, что в XVI–XVII веках в окрестностях Гродно, в Несвиже, Минске, деревне Раков (Воложинского района Минской области) работали специальные школы обучения и дрессировки медведей. А в Сморгони была открыта самая настоящая медвежья академия. В этом же столетии на территории Беларуси начинает появляться народный кукольный театр батлейка. В разных уголках Великого княжества Литовского, в состав которого входила современная Беларусь, он имел совершенно разные названия: вертеп, батляемка, яселка, остлейка, жлоб и другие. Для показов батлейки из дерева делали коробки разных размеров обычно в виде домика с горизонтальными перегородками. Каждая перегородка служила сценой для вождения по ней кукол. Сцена отделялась, как правило, тканью, что напоминало балкон. На заднем плане располагались иконы, звезды, окна и другие картины. Актёр находился за коробкой, оттуда водил куклы и говорил голосом своего персонажа.
В XVIII веке в Несвиже зарождается профессиональный театр. В 1740 году в городе действует крепостной театр Радзивиллов. Через считанные годы театр из крепостного превращается в любительский. Теперь в нем играют не только крестьяне, но и шляхта, кадеты, наёмные актёры и даже члены княжеской семьи. Спектакли ставились на французском, немецком, итальянском и польском языках. В этот период театром в Несвиже управляла женщина по имени Франциска Урсула Радзивилл. Она написала немало комедий для Несвижского театра: «В очах рождается любовь» (1750 год), «Любовь – великолепная мастерица» (1752 год) и ряд других произведений.
Франциска Урсула Радзивилл – польская писательница и драматург, первая женщина-писатель Беларуси и Польши. Писала на польском языке. Когда муж уезжал из Несвижа, Франциска отправляла ему письма в стихотворной форме. Помимо этого, она писала пьесы для дворцового театра в Несвиже, переделывая французские комедии и трагедии, используя сюжеты славянских преданий, сочинения античных авторов, сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Пьесы носили преимущественно назидательный характер, ряд из них на тему любви. При этом героини её комедий и трагедий – жертвы мужского коварства. Пробовала писать либретто опер.
В 1753 году князь Михал Казимир Радзивилл окончательно придаёт театру в Несвиже профессиональный характер. Он пополняет труппу профессиональными актёрами, создаёт театральную и балетную школы и оркестры. Двумя годами ранее, в 1751 году, Радзивиллы открывают театр и в городе Слуцке. Его владельцем становится Героним Флориан Радзивилл.
Михаил Казимир Радзивилл (Рыбонька) – государственный деятель ВКЛ, Великий гетман литовский, меценат. Михаил Казимир прославился жизнелюбием, за что и заработал своё прозвище Рыбонька. Именно так он любил обращаться ко всем, особенно к дамам. Организовал слуцкую и несвижскую мануфактуры по производству шёлковых поясов. Кстати, Героним Флориан Радзивилл тоже был владельцем слуцкой мануфактуры поясов.
Формирование первой слуцкой труппы столкнулось с трудностями. Актёры, узнав о деспотичной натуре князя, который мог больных артистов поднимать с кровати и гнать на спектакли, побоялись ехать в Слуцк. В драматических спектаклях театра принимали участие кадеты. Позже в театре стали чаще ставиться «немецкие» комедии. К игре на сцене стали привлекаться музыканты и педагоги кадетского корпуса. Солдаты гарнизона – обязательные участники массовых сцен.
В какой-то момент Героним Флориан Радзивилл активно увлёкся теневым театром.
Он считал, что такие спектакли больше подходят для публики, так как она не всегда понимает немецкий язык. Потом князь увлекается марионетками, которыми управлял актёр Гельман вместе со своей супругой. Ставились на слуцкой сцене и оперные спектакли на немецком и итальянском языках. Они ставились приезжими актёрами и музыкантами. Среди них – балетмейстер, музыканты: арфист, клавиоцимбалист, архитектор и механик для создания театрализованных машин и другие. Чуть позже приезжие актёры окончательно перебираются в Слуцк. В 1756–1758 годах заключается наибольшее количество контрактов с актёрами. В одном из договоров говорилось: «…профессию свою выполнять отлично, безо всяких выкруток во время комедий, опер и балетов, а также само во всех случаях, когда будет приказано». В 1756 году в Слуцк прибывает новая партия актёров из Гданьска (Польша) и Вены (Австрия). Чтобы сопровождать их в свои владения, Героним Радзивилл выслал конный эскорт.
Из «Диариуша» (дневника) Михаила Казимира Рыбоньки за 1755 год можно узнать, что с 22 по 28 июня в слуцком театре было поставлено 5 спектаклей, из которых 3 – немецкие комедии, 1 итальянская опера и 1 «комедия Маринетта». Вот некоторые записи из «Диариуша» Михала Рыбоньки: «Ужин и комедия немецкая». «Обедали в замке… Потому играли комедию Маринетта». «Вернувшись, были мы на комедии немецкой». «После обеда мы стреляли диких свиней и одиннадцать забили, потом была опера итальянская». «Одолели в зверинце оленя. Вернувшись, были на комедии немецкой». «После обеда охотился на кабанов, потом были на немецкой комедии, которую мой брат держит за большую цену». «Приехали в Слуцк, были на комедии немецкой, ужинать вернулись в старый замок, где и ночуем». «Танцы людей брата моего в театре после комедии». 9 июля 1759 года: «После обеда были мы на итальянской оперетте, балетах, который исполняли танцоры и танцовщицы моего брата». Из этих записей следует, что часть представлений выглядели своеобразным дополнением к охоте.
В 1759 году вместо временного помещения в Слуцке был построен постоянный «комедихауз». Хозяин, Героним Радзивилл, охарактеризовал его так: «Зал для оперы и комедии возведён с большой пышностью. В нем полно зеркал, подвешенных и настенных, в партере лавки мягко выстелены и обиты сукном, рядом такие же удобные ложи, для нас же, больше достойных, диван, обитый пунцовым бархатом, богато украшенный галунами и крепом, возле неё, кроме обычной охраны, стоят вооружённые гранд-мушкетеры, которые представляют собой очень видную фигуру. Театр также очень красивый, у него много разных сцен, которые меняются в декорациях, пристойное место для оркестра, в котором удобно размещаются до 40 иностранцев разных народов, чтобы тешить ухо зрителей слаженной мелодией». Возле театра находились флигели, в которых жили актёры, музыканты, певцы. Здесь же размещалась балетная школа, которая создала первую в истории Беларуси балетную труппу. В своём «Диариуше» от 11 марта 1756 года князь Героним писал: «Я принял балетмейстера Путини для уроков домашнего танца, обещал ему за это 30 дукатов. Просится ко мне ещё один балетмейстер, но ещё не решил принять его, потому что кажется мне, что он совсем стар».
В 1756 году в Слуцке создаётся профессиональный балет. Сюда из Вены приезжает Антони Путини и, предположительно, блестящий французский танцор и балетмейстер Луи Максимилиан Дюпре – солист парижской оперы, один из первых лиц в истории мужского классического танца. На тот момент Дюпре имел 30-летний опыт танцора, балетмейстера и либреттиста.
Луи Максимилиан Дюпре начал танцевать ещё в детстве под прозвищем малыш Дюпре. Со временем из «малыша» он превратился в «великого Дюпре» и стал символической фигурой в французском танце эпохи барокко, получив в Англии прозвище бог танца. Одним из самых горячих поклонников таланта Дюпре был Джакомо Казанова.
До 1758 года Путини и Дюпре работали вместе. Героним Флориан наказал им в короткие сроки создать в Слуцке труппу. Но воплотить наказ князя в жизнь было нереально – в городе практически не было профессиональных исполнителей. Тогда было принято решение об открытии балетной школы. На занятия набирались дети 8–10 лет из семей слуцких мещан – подданных князя. Выбирая детей, балетмейстеры обращали внимание на их ноги и фигуру. Балетной школе выделили специальное помещение в одном из флигелей возле театра. С этого момента для юных воспитанников наступает тяжёлое время обучения. Их учили то в Слуцке, то в Несвиже. Среди детей были и будущие «звезды». Один из них – Антон Лойка – первый белорусский балетмейстер. В балетной школе Слуцка начали обучать и маленьких негров, детей крепостных, которых закупал в Вене князь. Детей заставляли танцевать по 6 часов в день, а при провинностях жестоко наказывали. Для этого в школе работал карцер. Питание детей тоже оставляло желать лучшего. К тому же они жили за «закрытыми дверями», а надзирателю разрешалось в воспитательных целях использовать розги.
На протяжении 50-х годов слуцкий театр часто выступал на несвижской сцене. Артисты исполняли балет плана «Балет с Арлекином», «Венгерский балет» и «Турецкий балет». Фигурировали танцы немецкие, швейцарские и тирольские. Популярностью пользовались танцы «стрелков», «садовников», «чертей», «цветочниц», «трубочистов» и «сельчанок».
После смерти князя Геронима судьбу театра долгое время не могли решить. Театр был закрыт, а костюмы и декорации были перевезены в Несвиж. Балетную труппу объединили с несвижской. Это были последние дни слуцкого театра.
Лидер-Пресс (Солигорск)
Иллюстрации – Владимир ХВОРОВ
На заставке - макет театра в Несвижском замке Радзивиллов. Фото В.Хворова.