Азбука святынь Случчины
29–30 марта 2013 года на базе Минского областного института развития образования с успехом прошли III фестиваль исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» и IV областной конкурс исследовательских работ младших школьников.
Цель проведения – создание условий для выявления, поддержки и развития интеллектуального творческого потенциала одаренных детей региона, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей, родителей и педагогов, стимулирование деятельности педагогов области в работе с одаренными ребятами.
Многих из нас, взрослых, интересует вопрос: «Откуда берется одаренная и талантливая детвора?» Можно смело констатировать: уже в детском саду и начальной школе встречаются дети, которые любят наблюдать, экспериментировать, стремятся к новым впечатлениям. Таких любознательных, эрудированных, готовых к большим открытиям маленьких ученых и объединили два значимых мероприятия - фестиваль и конкурс с одинаковым названием «Я – исследователь».
Организаторы - управление образования Миноблисполкома и областной институт развития образования. Между прочим, мероприятия подобного уровня проводятся только в Минской области.
В конкурсе приняли участие 5 представителей Слуцкого района:
- Колотович Милена, учащаяся 1 класса ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка», секция «Естествознание (живая природа)»;
- Денисенко Евгений, учащийся 4 класса ГУО «Средняя школа № 6 г. Слуцка», секция «Гуманитарные науки»;
- Пенязь Дарья, учащаяся 3 класса ГУО «Средняя школа № 10 им. С.Ф. Рубанова г. Слуцка», секция «Естествознание (неживая природа)»;
- Полосухина Виктория, учащаяся 4 класса ГУО «Беличский УПК ясли-сад-средняя школа», секция «Физика, математика, техника»;
- Жуйкова Алиса, воспитанница (4 года) ГУО «Ясли-сад №18 г. Слуцка», секция «Дошкольники».
По итогам конкурса дипломами III степени награждены Колотович Милена, учащаяся 1 класса ГУО «Гимназия №1 г. Слуцка», и Денисенко Евгений, учащийся 4 класса ГУО «Средняя школа № 6 г. Слуцка».
Полосухина Виктория, учащаяся 4 класса ГУО «Беличский УПК ясли-сад-средняя школа», награждена дипломом лауреата.
Жуйкова Алиса, воспитанница ГУО «Ясли-сад №18 г. Слуцка», получила приз зрительских симпатий: «Большую энциклопедию школьника».
Сегодня мы представляем работу Евгения Денисенко – Азбуку святынь Случчины. В ней 32 листа. В стилизованной под старину книге каждая буква подкреплена изображениями храмов, икон, святых. В приложении содержится история каждой святыни, которая упомянута в этой работе.
Сейчас Женя учится в 5 классе. Любовь к истории родного края прививает сыну его мама, Алла Владимировна, учитель начальных классов СШ №6. Она и выступила в роли руководителя этой работы.
Анастасия Олелькович
Женщиной-легендой, женщиной с мечом в руках называют Анастасию Олелькович (около 1475–1524 гг.). Эта слуцкая княгиня, потеряв мужа, сама стала на защиту города от крымских татар. Под её предводительством Слуцк неоднократно выдерживал и отбивал осаду врагов. Кроме того, стараниями Анастасии в память об успешной обороне города и победе над татарами в 1505 году возводится каменный храм монастырской Троицкой церкви, которая существовала с XII века, но была деревянной и неоднократно разрушалась врагами. Позже церковь дала начало Свято-Троицкому монастырю.
Анастасию и её мужа Семёна народ слуцкий считал небесными опекунами края. Их портреты, очень похожие на иконы, висели в храме Троицкого монастыря, позже были переданы в Минск в исторический музей, но во время Великой Отечественной войны были утеряны.
Церковь Симеона Столпника деревни Борок
Испокон веков деревня Борок известна как Басловцы или Басловичи. В 1799 г. сюда, на место сгоревшего в 1797 г. храма, была перенесена из Слуцка деревянная Симеоновская церковь. Эта церковь просуществовала до 1931 года, потом была разобрана.
Новая церковь строилась из красного кирпича, который изготавливался на Басловском кирпичном заводе, который находился на месте теперешнего Басловского озера. На каждом кирпиче имеется оттиск «Басловцы».
В 1927 году церковь в Басловичах хотели разобрать, а кирпич использовать для постройки училища в Слуцке.
В 1930 г. храм превратился в обыкновенный зерносклад.
Позже с колокольни был сброшен колокол, который был настолько велик, что для того, чтобы его сбросить, в окне на колокольне вырубили проем. Колокол, как свидетельствуют старожилы, забрали в Слуцк.
В сентябре 1941 года, когда уже началась Великая Отечественная война, приехали два батюшки, собрали людей, навели порядок в церкви. Люди принесли иконы, и с того времени в храме ведутся службы.
29 июля 2012 года отмечался 100-летний юбилей церкви. В честь этой знаменательной даты, были установлены памятные знаки на месте, где находилась церковь до 1931 года и возле здания ныне действующей церкви.
Варваринская церковь
Варваринская церковь – один из древнейших храмов Слуцка (примерно XV в.). Сначала стояла в Старом городе недалеко от Замка (теперь район маслобазы по ул. Пионерской), позже сгорела и была отстроена на городском кладбище.
После революции и до Великой Отечественной войны Варваринская церковь оставалась единственным храмом в городе, в котором проводились богослужения. Летней ночью 1956 года церковь сгорела.
Святой мученик младенец Гавриил Слуцкий (Белостокский)
О мученике Гаврииле Слуцком (Белостокском), известно, что родился он 22 марта 1684 года в деревне Зверки Гродненского уезда, в семье православных родителей – Петра и Анастасии Гавдель. Шестилетнему Гаврилу были присущи необычные в его возрасте качества: вдумчивость, склонность к молитве и самосозерцанию.
Однажды мать Гавриила понесла обед мужу, который работал в поле. В это время мальчика выкрали. Ребёнок был тайно вывезен в Белосток и принесён в жертву сектантами. Тело замученного Гавриила было найдено на окраине леса – звери его не тронули. Эти события относят к 1690 году. Чувствуя чудодейственную силу, что исходила от могилы мученика, умерших детей стали хоронить рядом с ним. Через 30 лет во время очередных похорон был случайно открыт гроб с телом Гавриила – оно оказалось нетленным. Весть об этом мгновенно разнеслась по округе, и святые мощи были перенесены в церковь. Через 16 лет церковь сгорела, но нетленные останки Гавриила «милость Божия в огне сохранила».
С мая 1755 года до 30-х годов ХХ века мощи святого Гавриила хранились в Свято-Троицком монастыре. Они стали главной его святыней. На богослужение в храмы монастыря стекалось население не только со Слуцкого, но и с близлежащих уездов – и православные, и католики. Рядом с воротами монастыря в начале ХХ века была построена каплица, в которую в тёплую пору года выставлялись мощи святого мученика. Когда монастырский храм власти закрыли, церковную реликвию отправили в Минск. С 1992 года святые мощи находятся в городе Белостоке (Польша). По преданию, святой младенец Гавриил – молитвенный заступник больных и несчастных детей.
Димитрий Ростовский
Исторической духовной личностью, связанной с нашим краем, был писатель, будущий митрополит, святитель Димитрий Ростовский. Будучи тогда пока иеромонахом Димитрием (Данила Туптало), он приехал в 1677 г. в Слуцк из Чернигова (Украина), поселился в келии Спасо-Преображенского монастыря и жил здесь почти один год, выступал с проповедями, собственноручно выкопал на территории Свято-Троицкого монастыря колодец, сам сделал сруб и на верхней доске вырезал слова:
Почто намъ въ Самарію за водой ходити,
Егда и зде, въ Случеске, лепо ее пити?
В честь Димитрия Ростовского назван сейчас Центр православного просвещения в нашем городе, и на его территории символично выкопан колодец.
Слуцкое Евангелие
Слуцкое Евангелие является уникальной рукописной книгой, вышедшей из-под пера представителя высокого сословия (раньше переписчиками книг были в основном монахи). Евангелие было собственноручно переписано Юрием ІІІ Юрьевичем Олельковичем и подарено вместе с настоятельским посохом Троицкому монастырю «для вечной памяти и богомолия благочестия святого». Написанные князем буквы создают впечатление, будто они напечатаны на станке. Сначала князь писал золотом, но потом, чтобы завершить быстрее работу (князь был болен), простыми чернилами.
Над книгой, кроме князя Юрия Юрьевича трудились художники и другие мастера. Рисунки в книге поражают художественным совершенством. Переплёт книги был сделан из деревянных дощечек, обтянутых малиновым бархатом.
Слуцкое Евангелие было завершено в 1582 году. Долгое время книга хранилась в Троицком монастыре. Во время Великой Отечественной войны она была утеряна. И только в 2003 году Слуцкое Евангелие было найдено.
Спасо-Преображенский монастырь
Преображенский монастырь был основан при Спасо-Преображенской церкви (была известна с XVI в.) в 1600 г. Находился в Старом городе (теперь место напротив Дома связи). Возникновению монастыря поспособствовала София Слуцкая и Преображенское братство, которое возникло при церкви. При монастыре было духовное училище, которое позже перевели в Троицкий монастырь. Это училище дало начало Минской духовной семинарии.
При монастыре была богадельня, для детей горожан (преимущественно богатых) была открыта школа, где обучение велось на белорусском языке.
В 1677 г. в одной из келий Преображенского монастыря жил почти один год, будущий митрополит, святитель Димитрий Ростовский.
В 1797 году Преображенский монастырь закрыли, а в 1810 году все монастырские строения сгорели и больше не обновлялись.
Икона Божией Матери Забельская
Необычной и интересной является история об иконе Божией Матери Забельской (XVII в.). Чаще всего иконы писались на деревянных или металлических дощечках, полотне. Этот образ был написан на шкуре вола.
Согласно легенде, во время падежа домашних животных одному крестьянину из деревни Забелы Слуцкого района во сне явилась Богородица. Она приказала крестьянину убить единственного своего вола, а шкуру отдать слуцкому мастеру, чтобы он написал на ней икону. После того, как всё было выполнено, падёж животных прекратился.
На иконе Матерь Божья нарисована в полный рост с Младенцем на руках, слева находится святитель Николай и Животворящий Крест, а справа – святые Иааким, Анна, Елизавета и апостолы. Эта местночтимая икона помогала исцелиться больным людям, и они оставляли рядом с ней свои костыли. Чудотворная икона была утрачена, но список её был сделан в наше время и теперь находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Греск.
Святой источник деревни Покрашево «Покрашевская криничка»
На окраине деревни Покрашево Слуцкого района под сенью небольшой рощи из-под земли бьёт родник. В течение погожего дня источник навещают десятки человек: как местные жители, так и гости из Слуцка и других городов Беларуси. Наведываются и гости из стран ближнего зарубежья. Люди утверждают, что целебная вода не теряет своих вкусовых качеств более чем полгода.
Источник был освящён 29 августа 2010 года в честь иконы Божией Матери «Остробрамской», которая одинаково почитается как православными, так и католиками. На территории источника установлены два креста: православный и католический. В освящении источника принимали участие священники православной и католической веры.
Благоустройство места, где бьют подземные источники, было начато по инициативе Александра Рыбака, директора СОАО «Слуцкий уксусный завод». В течение 2011 года там появилось ограждение, новые дорожки, автостоянка. Люди приезжают сюда, чтобы набрать целебной воды, окунуться в купель. Сюда стали часто заезжать свадебные кортежи, подобно тому, как это делают пары в Слуцке, приезжая к памятнику святой Софии Слуцкой.
Иеромонах Макарий
К сожалению, об этой личности известно не многое. Родился в деревне Лозовая Буда Бобруйского уезда Минской губернии. Происходил из крестьян. Его полное имя в миру – Роман Игнатьевич Русанов.
После Октябрьской революции, в трудный для православной веры период иеромонах Макарий, имея высокий духовный авторитет среди верующих, ездил по церковным приходам Случчины, уговаривал народ Божий не ходить в обновленческие церкви.
В знак несогласия с изменением и обновлением исконной православной веры иеромонах Макарий поселился на колокольне Троицкого монастыря, дав обет питаться одним сухим хлебом и водой из реки Случь. Ночуя зимой на колокольне монастыря, он простудился и сильно заболел. Чтобы не нарушить свой обет, отец Макарий даже отказался от рекомендаций врача лечь в больницу.
Умер отец Макарий 4 декабря 1928 года под покровом Божьей Матери и был похоронен на городском кладбище возле Варваринской церкви. При жизни монах Макарий очень многих молитвенно поминал, умел сказать слова, необходимые для душевной пользы.
Множество свидетельств молитвенной помощи иеромонаха Макария передают Случчане из поколения в поколение. Никогда не зарастает тропинка к его могиле, которая пользуется особым почитанием. Считается, что если с верой здесь помолиться, то получишь помощь и утешение в своих нуждах и скорбях.
Космо-Дамиановская церковь
В 1993 году на месте бывшего солдатского клуба военного городка была построена Космо-Дамиановская церковь.
Название новый приход получил в честь святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Римских (284 г.). Научившись врачебному искусству, святые братья успешно исцеляли разные болезни, им содействовала благодать Божья. Символично, что храм находится недалеко от районной больницы.
Удивляет и захватывает внутреннее убранство храма: новый иконостас, иконы, покрытые сусальным золотом. В храме находится почитаемый образ святой Праведной Софии Слуцкой с частичкой её мощей, образ Космы и Дамиана с частичкой мощей, образ святой Праведной Ефросинии Полоцкой с частичкой мощей.
На престольный праздник Святых Космы и Дамиана Римских 14 июля 2009 года было освящение престола митрополитом Минским и Слуцким Филаретом Патриаршим Экзархом всея Беларуси и архиерейская служба. Протоиерей Николай Павлович Коржич был награжден Орденом Кирилла Туровского I степени.
Впервые на Светлую Пасху 4 апреля 2010 года в храм из Иерусалима был доставлен Благодатный огонь.
Летописи Слуцкие Радзивиловские
В конце XV в. в Слуцке при Свято-Троицком монастыре действовала школа переписчиков книг. В библиотеке монастыря насчитывалось 45 рукописных книг.
Из рукописных книг, дошедших до наших дней, можно отметить «Слуцкий памянник» (поминальник), который был начат в 1517 году и продолжал заполняться до XVIII века. «Памянник» украшен рисунками. В нём записаны на отдельных страницах по семьям и родам имена умерших князей, горожан Слуцка, а также местной православной шляхты и духовенства.
При княжеском дворе велись летописи – записывались по годам (летам) наиболее важные события из жизни города и княжества, сообщалось о жизни князей, войнах, урожаях, засухах, морозах, эпидемиях. Летописи велись на белорусском языке.
У историков есть мнение, что известная «Радзивиловская летопись» была написана в Слуцке. Миниатюры из этой летописи – целая галерея произведений художников конца XV века.
Свято-Михайловский собор
В настоящее время главным храмом Слуцка является Свято-Михайловский собор, который существует в современном виде с конца XVIII века и является одним из самых значимых памятников архитектуры Слуцка.
В его истории соединились судьбы двух древних слуцких церквей – святого Михаила Архангела и святых царя Константина и царицы Елены.
До начала XX века прихожанами церкви были жители Острова и девяти окрестных деревень. После установления Советской власти церковь закрыли. С 1941 года богослужения в ней возобновились.
В начале 1990-х годов Свято-Михайловская церковь стала соборным городским храмом. При нём находится центр Слуцкого благочиния. На территории храма в начале 1990-х годов появилась каменная каплица – иконная лавка, освещённая в честь иконы Божией Матери Владимирской, корпус духовно-просветительского и административного центра. При храме организован церковный хор, работает библиотека, проводятся занятия в воскресной школе. С 1994 г. издаётся газета «Преображение».
Свято-Николаевский собор
В 1885–1889 годах на Соборной горке вместо старого деревянного Успенско-Николаевского собора был возведён каменный, величественный Николаевский собор. Строения собора имели форму креста. Храм был построен из красного кирпича, а белая отделка его очень украшала. Зеленоватые купола собора были видны из любой точки города, за что храм в народе называли Зелёным собором. Здесь хранилось большое количество древних икон, исторических документов, предметов.
Свято-Николаевский собор после закрытия в 30-е годы ХХ века стали использовать как складское помещение, где чистили и хранили зерно, перед этим поспешно сняли кресты с куполов, а иконы и другие церковные предметы верующие ночью забрали по домам.
В 1934 году Николаевский собор был взорван. На его месте позже построили здание современного Дома культуры.
Князья Олельковичи
С конца XIV в. и до 1612 года Слуцкими землями правил род князей Олельковичей, которые сделали очень много для укрепления православной веры на наших землях, недаром их называли рыцарями православия. Немало людей, принадлежавших к этому славному роду, не только оставили свой след в истории города, но и твёрдо держались веры отцов и обычаев предков, были великими почитателями православных святынь.
Родоначальником Слуцких князей Олельковичей считают Александра Владимировича Олелько (1380–1454). При нём город застраивался, развивался как духовный центр. Александр Олелько остался в истории как отважный воин (участвовал в Грюнвальдской битве) и как опекун православной церкви.
При Юрии ІІ Олельковиче (1530–09.11.1578) Слуцк стал одним из крупнейших культурных и художественных центров Беларуси. В городе развивалась иконопись, резьба по дереву, обработка металла, ткачество. Получали поддержку со стороны князя православные храмы.
Настоятельский посох
Настоятельский посох был передан князем Юрием ІІІ Юрьевичем Олельковичем вместе с Евангелием и серебряной чашей-потиром в дар Слуцкому Свято-Троицкому монастырю в 1580 году.
История не сохранила имён мастеров, которые сделали этот посох, но историки утверждают, что сделан он был в Слуцке. По описаниям и рисункам известно, что он был отлит из чистого серебра, длина его была примерно 1м 60 см. Был он разборный, складывался из четырёх частей. Завершался посох красивой ручкой: посередине – цветок, а боковые части закручивались вверх в виде веточек с головами фантастических существ.
Посох хранился в монастыре до 20-х годов XX века, потом в музее в Минске, однако был утерян в годы Великой Отечественной войны.
Рождественская церковь
Рождественская церковь (церковь Рождества Христова) являлась одним из самых древних храмов Слуцка (XVI в.).
До середины XVII века она находилась в предместье Остров. Позже была перенесена в город на улицу Островскую (теперь это территория Крестьянского переулка недалеко от Молодёжного центра). Храм был украшен резьбой, резным был иконостас. Под куполом находилась вырезанная из дерева большая икона Божьей Матери с Младенцем. Рядом с церковью находилась деревянная звонница и жилой церковный дом.
После революции церковь закрыли. В 1926 г. государство взяло её под охрану как памятник архитектуры. В 1930-ые гг. там был создан музей народного творчества.
В 1941 г. в первые дни войны Рождественская церковь со всеми постройками сгорела во время бомбёжки.
София Слуцкая
Последней княгиней из рода Олельковичей была София Слуцкая (1585–1612 гг.). У Софии не было оружия в руках, как у её славной прапрабабушки Анастасии, но её оружием стала твёрдая православная вера.
София рано осиротела и православная вера, в которой она воспитывалась, стала единственным её утешением в жизни. Когда она вышла замуж за Януша Радзивилла, который был католиком, условием юной княгини было то, чтобы дети, рождённые в браке, оставались православными (по существовавшим тогда традициям дети должны были принять веру отца). Кроме того, София убеждает мужа, и тот добивается королевской грамоты, в которой говорится о том, что на Слуцких землях запрещается насильственно вводить другую веру и объявляется неприкосновенной православная вера.
Кроме защиты православной веры София Слуцкая щедро жертвовала на храмы, собственноручно изготовляла для церквей шитые золотом и серебром священнические облачения, давала средства на различные церковные постройки. София Слуцкая оказывала моральную и материальную поддержку духовенству Преображенского православного братства. Как паломница она посещала самые отдалённые приходы.
Даже после смерти Софии её муж Януш Радзивилл в память о своей жене писал: «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть охраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены».
София Слуцкая была погребена в Слуцке, в Спасской церкви Свято-Троицкого монастыря. В настоящее время она признана церковью святой, и её нетленные мощи находятся в Минском Свято-Духовом соборе. Считается, что святая София Слуцкая является небесной покровительницей над всем Слуцким краем и Церковью Беларуси. Народом же слуцким она с древних времён признаётся целительницей всех больных женщин и детей.
Свято-Троицкий монастырь
Слуцкий Свято-Троицкий монастырь (Тройчанский) – один из старейших монастырей на территории Беларуси, центр духовной и просветительской жизни города.
Начало монастырю дала Троицкая церковь (XII в.), заново отстроенная Анастасией Слуцкой в 1505 году. С 1793 по 1840 годы при монастыре действует Минская православная духовная семинария, здесь начинала образовываться Минская епархия.
В храмах монастыря в разное время находились православные святыни: саркофаги с мощами святой Софии Слуцкой и святого мученика Гавриила Слуцкого (Белостокского), серебряная позолоченная чаша (потир), серебряный настоятельский посох, подаренные князем Юрием Юрьевичем Олелько, собственноручно переписанное им Евангелие.
При Троицком монастыре существовала иконописная мастерская, школа переписчиков книг, богатейшая библиотека, там были написаны и хранились долгое время Слуцкие летописи. В Троицком монастыре находился белорусский царь-колокол, который весил около 3-х с половиной тонн, а звук его был слышен более, чем на 10 км.
В 1925 году монастырь был закрыт. На его территории разместили военный городок. После Великой Отечественной войны все строения монастыря были разрушены.
Духовное училище
В XVIII в. при Спасо-Преображенском монастыре для того, чтобы готовить священнослужителей для местных церквей, было образовано духовное училище. В 1793 году оно было переведено в Свято-Троицкий монастырь. Позже – преобразовано в Слуцкую духовную семинарию. В 1840 году семинария переведена в Минск. В Слуцке осталось духовное училище для детей духовенства.
В 30-х годах XX в. Троицкий монастырь был закрыт. В здании духовного училища после войны размещалось педагогическое училище, а с 1965 г. и по настоящее время – медицинский колледж.
Стефановская церковь
Время основания Стефановской церкви точно неизвестно. Стояла она в предместье Тройчаны, была приходской. При церкви находился госпиталь.
В XIX веке Стефановскую церковь приписывают к духовной семинарии, она стала семинарской до перевода семинарии в Минск. А в 1840 году церковь переносят на кладбище предместья Тройчаны, где она становится кладбищенской церковью.
За долгое время существования деревянную церковь не раз ремонтировали и перестраивали. В 1932 г. Стефановскую церковь закрыли, позже разобрали. Стояла она на территории, которая теперь занята военным городком на улице Виленской.
В Национальном художественном музее в Минске хранится вывезенная из этой церкви в 1921 году икона XVII в. «Вознесение».
Храм Александра Невского
В 2006 году на территории воинской части на ул. Виленская (недалеко от этого места когда-то был Свято-Троицкий монастырь) был возведен храм в честь святого князя Александра Невского.
Деревянный храм был построен по инициативе военнослужащих Слуцкого гарнизона, которые не только жертвовали средства, но и своими руками возводили его стены.
Царь-колокол
Историки утверждают, что в Свято-Троицком монастыре был колокол, который называли белорусским Царь-колоколом. Весил он около 3-х с половиной тонн, а звук его был слышен более чем на 10 км в округе.
В 1840 г. из Слуцка в Минск переносится кафедра архиепископа, духовная семинария, многие ценности Троицкого монастыря перевозятся в Минск. Царь-колокол также отправили в Минск, но по дороге разбили. После переливки он был подвешен на звоннице Петропавловской церкви в Минске.
Чаша (потир)
Художественной и исторической ценностью, которой могли бы гордиться музеи, являлась церковная серебряная чаша (потир), принесённая в дар Слуцкому Свято-Троицкому монастырю князем Юрием ІІІ Олельковичем в 1580 году.
По описанию и фотографиям высота чаши была 22 см, её тюльпаноподобная головка держалась на ножке с утолщением посередине и подставкой в виде шести лепестков. Внутри чаша была позолоченная, а снаружи серебряная. На обратной стороне ножки была сделана дарственная надпись князя Юрия Олельковича.
Во время Великой Отечественной войны чаша была утеряна.
Исторической ценностью нашего края являются иконы. На протяжении четырёх сотен лет слуцкими иконописцами создавались образа. Часть их сохранилась до наших времён, про другие известно из литературы.
Известно, что при Свято-Троицком монастыре действовала иконописная мастерская, были и народные умельцы (богомазы).
То, как выполнено изображение на иконе, говорит о принадлежности к определённой художественной школе, т.е. так, в такой манере рисовали на Случчине. Были установлены общие черты в исполнении таких икон как «Образ святой Параскевы» (XVI в.), «Образ Божией Матери Одигитрии» (конец XV в.), «Образ Божией Матери Одигитрии «Баркалабовской» (XVII в.). Первые две иконы находятся в Национальном художественном музее, а последняя – в Троицком храме города Быхова. В Национальном художественном музее в Минске хранится икона XVII в. «Вознесение».
Кладбищенская часовня деревни Городище
В деревне Городище Слуцкого района 14 октября 2012 года в честь праздника Преображения Господня была освящена часовня, которую люди построили всей деревней. Раньше в деревне была часовня, но в 30-х годах XX в. её разрушили.
Интересна история возвращения туда иконы. В те годы на развалинах часовни местная жительница подобрала двустороннюю икону Божией Матери Казанской и Георгия Победоносца. Рискуя собою (в то время нельзя было хранить иконы), женщина спрятала её в бочку с зерном. Сберегала она её и в годы Великой Отечественной войны, потом передала дочке – и вот Александра Михайловна Соловей с волнением вернула реликвию в открывшийся храм.
Отстроенная часовня в деревне Городище – один из примеров возрождающихся в наше время утраченных когда-то православных святынь.
Въездные в город или монастырь ворота (надвратные церкви)
Над въездными в город воротами или воротами монастырей строились иногда надвратные церкви. Это были небольшие по размеру храмы.
Так, в XVII–XVIII вв. попасть в город Слуцк с южной стороны можно было через деревянные Новомейские ворота. На первом ярусе их было помещение для охраны, на втором – надвратная церковь, а на третьем – помещение для дозора.
В XIX веке вместе с другими городскими оборонными строениями, необходимость в которых отпала, не стало и Новомейских ворот.
Главный вход в Троицкий монастырь был с улицы Тройчанской через «Святые ворота». Над воротами в 1870 году возводится каменная церковь Святого Иоанна Богослова. Здесь временами происходили богослужения – она была домовой церковью учащихся духовного училища, а на Троицу была открыта для всех посетителей.
Не стало монастырских ворот в 1930-ые годы, на их месте был возведён корпус Дома офицеров (позже солдатский клуб по улице Виленской).
Плышевские
В 1999 году к лику святых Белорусской Православной церковью были причислены 23 новомученика, пострадавших за веру в годы гонений. Среди них Михаил Плышевский и Димитрий Плышевский. Оба священномученика принадлежали к роду потомственных православных священнослужителей, корни которых в России и в Белоруссии.
На Случчине в разное время в Троицком и в Преображенском монастырях служили священники из этого славного рода: Пантелеймон Плышевский, Пётр Плышевский, Самсон Плышевский.
Свято-Ильинский монастырь
Для укрепления в Слуцком крае позиции православной церкви, спустя некоторое время после Троицкого, в городе возник ещё один монастырь Свято-Ильинский (1515–1854 гг.).
Вначале он был мужским, а с 1611 года – женским. В монастыре на воспитании содержались девочки-сироты. Обитель имела две деревянные церкви – одна в честь Входа Господня в Иерусалим и другая во имя Святого Иоанна Златоуста. В XVIII веке в монастыре была хорошая библиотека старинных книг, в том числе и рукописных, много богатой церковной утвари.
Монастырь перестал существовать в 1854 году. Теперь бывшая монастырская территории заняты строениями детской спортивной, художественной и музыкальной школ.
Эммануил (Михаил) Козачинский
Эммануил (Михаил) Козачинский (1700–1755 гг.) – украинский философ XVIII века, внёс большой вклад в литературу Сербии, где жил и проповедовал некоторое время. С 1748 года он становится архимандритом Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.
Благодаря Эммануилу Козачинскому, произошёл перенос мощей святого младенца Гавриила из Заблудова в Слуцк. Им самим было написано в стихах «Надгробие» о жизни и смерти Гавриила и издано книгой во Львове. На всём пути следования из Заблудова в Слуцк (а это 300 км) книги эти раздавались людям.
За время жизни и деятельности Козачинского в Слуцке им было написано ещё несколько произведений. В 1755 году он умер и был похоронен на монастырском кладбище в предместье Тройчаны.
Юрий ІІІ Юрьевич Олелькович
На протяжении всего времени своего правления князья Олельковичи поддерживали православные храмы, были щедрыми дарителями и покровителями церквей и монастырей.
Так отец Софии Слуцкой Юрий ІІІ Юрьевич Олелькович (17.08.1559–6.05.1586) передал в дар Свято-Троицкому монастырю серебряный настоятельский посох, сделанный местными мастерами-умельцами, серебряную чашу (потир), а также собственноручно переписанное им Евангелие.
Эти святыни земли Слуцкой имеют историческую и художественную ценность.
Мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
В истории Случчины немало примеров местночтимых чудотворных икон. Это икона Божьей Матери «Старчицкая», поклониться которой ходил Димитрий Ростовский, икона Божией Матери «Забельская», Божья Матерь «Баркалабовская».
В наше время тоже появляются чудотворные иконы. Так, в деревне Греск находится икона, поклониться которой едут люди со всей Беларуси, мироточивая икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».
Список иконы был привезён местной жительницей из монастыря города Серпухова (Россия) несколько лет назад. Спустя некоторое время после появления иконы в доме, она замироточила, и была признана церковью и людьми чудотворной.
Люди, которые с душой молятся перед иконой об исцелении от таких недугов как алкоголизм, наркомания, получают Божью помощь и в благодарность приносят и оставляют в церкви дорогие украшения.