Об истории бань в Слуцке
06.11.2014
Документального подтверждения появления и развития бань на территории современной Беларуси до XIX столетия мало. В исследованиях быта населения учёными, этнографами, историками есть некоторые сведения и описания быта, где указывается, что в северо-восточных областях по берегам водоёмов строились специальные избушки для мытья по-чёрному. Для западных и южных областей это было нехарактерно и люди совершали омовения в реках, иных водоёмах в тёплое время года, в холодное – мылись, используя печки для нагрева воды и парилок.
Считается, что первое официальное упоминание об учреждении бань на территории нашей страны появилось в грамоте на Магдебургское право 1499 года городу Минску, которой управление городом от феодальной власти передавалось выборной общественной власти и где отдельным пунктом записано: «Имеют также (меняне) возможность построить общественную баню для общего пользования там, где выберут подходящее место».
А что же в Слуцке? Слуцкий краевед Игорь Титковский в статье «Был в Слуцке Нижний замок» пишет: «…Со второй половины XVII и в начале XVIII веков в Нижнем замке уже имелись три дворца – монументальные одноэтажные многокомнатные здания. Один из них – большой дворец – возможно представлял собой перестроенный первый дворец Олельковичей. Стоял он по главной оси ансамбля… Рядом с дворцом находился колодец, под валом стояла сокровищница, за рвом над Бычком – баня».
Баня с древности известна многим народам мира. Как правило, поход в баню рассматривался не только как возможность очистить тело. Баню считали сакральным местом, поскольку в ней видели соединение всех стихий природы – воздуха, воды, огня, земли. По преданию, все эти стихии передавались человеку во время мытья, делали его здоровым, сильным и крепким. Не случайно наши предки утверждали – «как помылся, так заново родился».
Все главные события жизни проходили с участием бани. Перед венчанием и в день, следующий за свадьбой, было обязательно нужно сходить в баню, чтобы очистить себя перед новым этапом жизни и затем – от возможного сглаза или порчи. Водили в баню и тяжело больных людей: хорошенько парили их, стегали веником. Таким способом пытались выгнать из тела злого духа болезни. Если же человек не шёл на поправку после проведённых процедур, считали, что его уже не спасти. В баню водили и тех, кто оправился от болезни – чтобы смыть её окончательно.
Историки говорят, что наши предки ещё в V–VI веках начали пользоваться баней. Она всегда играла в жизни человека настолько важную роль, что в древних летописях X–XII веков, в которых рассказывается о нравах наших предков, сплошь и рядом мы находим упоминания о «мыльнях». Причём, вне зависимости от степени знатности и уровня доходов.
Баню ценили не только потому, что она давала возможность очистить тело от грязи. Здесь стоит вспомнить о древних верованиях предков-язычников, поклонявшихся огню – очищающей или разрушающей силе, и воде – источнику жизни. Поэтому сочетание воды и огня в бане рассматривали как самое главное лекарство. Считали, что только чистота удержит здоровье в теле. Ею лечили и простуду, и сглаз, и другие хвори.
Кстати, о целебных свойствах бани знали ещё древние греки. Возможно, именно из их трудов русские монахи узнали о том, что с помощью бани можно лечить больных. Считается, что русская баня зародилась одновременно с возникновением племенных союзов славян. А это значит, что её история насчитывает не одно тысячелетие.
Бани назывались по-разному: «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Знакомые корни у этих слов, не правда ли? Упоминания о мовнях и влазнях находят ещё в устном народном творчестве. Их описание неоднократно встречается также в «Повести временных лет» и летописях. С течением времени предложение искупаться в бане хозяина, принимающего у себя гостей, стало считаться признаком уважения и гостеприимства. Вспомните любимые русские сказки. В них всегда сначала вели в баню и лишь затем угощали разными яствами, после чего укладывали спать.
Вспомним, что написал Александр Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:
Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В её серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковёр;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
В заботе нежной и немой,
Вкруг хана девы молодые
Теснятся резвою толпой.
Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берёз,
И жар от них душистый пышет,
Другая соком вешних роз
Усталы члены прохлаждает
И в ароматах потопляет
Тёмнокудрявые власы.
Считали баню и обиталищем нечистой силы. Не удивительно: язычество сменилось христианством, в избах появились иконы, лампады. В банях их не вешали, поскольку это помещение никогда не являлось жилым. Именно поэтому все крещенские и святочные гадания девушки устраивали в бане. И обязательно снимали нательные кресты.
В наше время к гаданиям уже не относятся так серьёзно, как в былые времена. Да и вообще гадать стали гораздо реже. Но иногда все же возникает желание погадать в новогодние зимние весёлые дни. Кто-то относится к подобного рода забавам серьёзно, кто-то – с юмором. Но главное – чтобы всем было весело!
Гаданий существует великое множество, мы их тут не будем все собирать, это не наша задача. В качестве примера рассмотрим несколько гаданий, относящихся непосредственно к бане.
Гадание с зеркалом
Самым страшным гаданием считается гадание с зеркалом. На это гадание отваживаются только самые смелые девушки. Обязательными условиями, которые необходимо соблюдать, являются определённое время – полночь, – а также уединение. Обычно в деревнях девушки гадали, запершись в бане и раздевшись донага. На стол ставились две свечи (обязательно в подсвечниках) по обе стороны от зеркала. Напротив зеркала ставилось ещё одно зеркало, поменьше, таким образом, чтобы образовался зеркальный «коридор», уходящий в бесконечность. Можно было гадать и при тусклом рассеянном свете, но обязательно в одиночестве и в полной тишине. Пока девушка наводит зеркала, она должна повторять: «Суженый, ряженый! Покажись мне в зеркале!» Считается, что суженый стоит за плечом у девушки и его отражение появляется в зеркальном коридоре. Если девушка не испугается его появления, она должна внимательно рассмотреть черты его лица, одежду, цвет волос и рост, а после этого крикнуть: «Чур сего места!» После этого видение должно исчезнуть.
Гадание в бане на жениха
Отворив дверь бани, девушка должна обнажить какие-нибудь части тела и попросить суженого прикоснуться к ней рукой. Если она чувствует руку мохнатую, то предполагается, что будет богатый жених, голая рука – бедный, шершавая – с жёстким характером.
Вот вариант такого гадания: «…Девушки… отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж… рукой мохнатой!» Если к телу прикоснётся волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жёсткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер».
Гадание на банном тазе
Гадать нужно поздним вечером: во-первых, гадание в этом случае будет правдивее, а во-вторых, такое позднее время суток позволит исключить отрицательный исход гадания. Гадать можно и одному, и в компании. Количество участников может быть любым. Каждый участник должен взять с собой необходимый банный атрибут – тазик. Гадающий набирает полный таз воды и резко выливает на половицы. Если вода уходит быстро, то следующий год будет удачным, серьёзных проблем не предвидится, все дела будут удачными. Если медленно – наоборот: возможны задержки в исполнении намеченных планов. Следующий гадающий не должен торопится с этой процедурой, необходимо, чтобы вода с пола полностью ушла.
Неверно считать, что баня – это исключительно славянское явление. Она была известна также угорским, финским, булгарским народностям, проживающим на территории Урала, Сибири и Поволжья. Так, например, сибирские избушки, в которых жили охотники, были построены по образцу бани.
Финские народы, мигрировавшие в европейские и скандинавские страны в эпоху «великого переселения», привнесли свою банную культуру. Скандинавия и Европа познакомились с банями, топившимися по-чёрному. Говорят и о том, что темаскуали – бани, придуманные в Древней Индии, попали в Америку посредством сибирских племён. В них до сегодняшнего дня парятся не берёзовыми, а кукурузными вениками с добавлением целебных трав.
Русь всегда вела активную внешнюю политику. И даже в суматохе политических дел её верные сыны не забывали о бане. Так, в договоре, подписанном с Византией в 907 году, оговаривался один интересный пункт: требовалось, чтобы послы имели возможность в любое время посетить баню. Иностранцы всегда искренне удивлялись тому, как ведут себя русские люди в банях. Для них было непонятно, зачем обливаться ледяным квасом или водой, зачем больно стегать друг друга вениками. А потому путешественники, впервые попавшие в русскую баню, пугались этих действий, считая их пыткой и мучением. Связано это с тем, что иностранцы привыкли неторопливо и спокойно мыться еле тёплой водой в купальнях. Однако если получалось уговорить иностранца пойти в баню, он обнаруживал в итоге, что стал чувствовать себя намного лучше.
Со временем слух о чудесных свойствах такой бани облетел весь свет. Что же представляли собой древние русские бани? Как правило, это маленькие срубовые домики, имеющие дверь и одно окно, расположенное почти под потолком. Чтобы не беспокоили сквозняки, щели замазывали древесной смолой и законопачивали мхом. Но были и кирпичные бани. Например, по летописным данным в Переславле начала XI века. Если бы мы могли войти в баню наших предков, то увидели бы печку-каменку. Она называлась так потому, что камни, которые были положены в верхней части печи, нагревались от огня, разожжённого в ней. Между прочим, камни для бани использовались не любые, найти булыжник нужной породы тоже надо ещё уметь. Имелась в бане и бочка с водой. Раскалённые камни служили сигналом к тому, чтобы огонь тушили и начали поливать их водой. Окно и дверь при этом были закрыты, чтобы образовавшийся пар не улетучился.
Парились славяне, лёжа на полках. Причём, верхнюю занимал самый выносливый член семьи: температура там могла доходить до ста градусов. Обычно баня располагалась рядом с прудом. После парилки люди бежали к нему и ныряли. Причём, зимой – в прорубь. Или просто натирались снегом. Мыться в своей бане мог человек, у которого имелась земля под её строительство, то есть не имели бань лишь самые нищие семьи.
А в середине XVII века постановили, что их можно строить только на определённом расстоянии от жилого дома. Верно, чтобы уберечь от пожара населённый пункт, полностью выстроенный из дерева – легко воспламеняемого материала. Банным днём была суббота. Мылись всей семьёй, без стеснения. Но казённые бани разделяли посетителей по полу. Правда началось это в начале 1700 годов, когда было запрещено было строить общие бани для нижних чинов, где мужчины и женщины мылись в одном и том же помещении. Сделано это было без особой надобности, поскольку проблемы в этом не наблюдалось. Однако стремление выглядеть по-европейски побудило предпринять шаги в реорганизации традиционного вполне безразличного отношения к наготе. Лишь детям до семи лет разрешалось приходить с любым из родителей.
Наши предки ходили в баню не только для того, чтобы помыться. Тело должно было пропотеть, хорошенько прогреться. Так успокаивали нервную систему, повышали умственные возможности. Уже тогда люди понимали, насколько полезно периодически расширять сосуды и заставлять кровь быстро пульсировать по ним. В 1778 году врач Елизаветы Петровны – португалец Санчес – писал о том, что баня обладает целительными свойствами, что ею можно заменить пилюли и микстуры. Именно он настоял на открытии русских парных бань в крупнейших европейских центрах. Ту же мысль считал верной и Петр I. По его приказу были отстроены бани в Амстердаме и Париже, которые предназначались для русских солдат, находящихся с теми или иными миссиями в данных столицах. Кстати заметим, что когда во время пребывания Петра I в Париже русские гренадёры его сопровождавшие устроили себе баню на берегу Сены, в которой они купались ради остывания, это, по мнению французов, «смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище Парижан».
После поражения Наполеона русская армия решила подарить освобождённому населению различных стран бани, объяснив им особенности процедуры паренья. В Москве в начале XIX века имелось полторы тысячи частных и целых семьдесят государственных парильных бань. Следующий век увеличил их численность. Эти заведения стали появляться при каждом лечебном учреждении и служили верой и правдой больным ревматизмом, ожирением и подагрой. Один трактат, написанный в древние времена, говорил о десяти преимуществах бани. Среди них – здоровье, сила, чистота, молодость, свежесть, ясность ума, бодрость, красота, внимание со стороны неотразимых женщин и приятный цвет кожных покровов. Русь не теряет этой древней традиции – ходить в баню. Ведь это не только следование заветам предков, сохранение и приумножение здоровья. Поскольку в бане все равны, можно хорошо отдохнуть, освободившись от груза повседневных дел и городской суеты.
Поговорим о здании старой бани в Слуцке, о которой помнят старожилы города и района.
В своё время, когда поэт Константин Цыбульский ещё жил в Слуцке, было написано это стихотворение. Поэт очень тонко передал атмосферу бании и выразил свою любовь к этому, порой замысловатому, процессу.
У слуцкай лазнi пахне спелым дубам
I маладым, бярозавым лiстом.
Калi ад пары венiкi усчубяць,
З палка, браток, не упадзi пластом.
Тут пахне пiвам, што свярбiць у роце.
Трашчаць сухiя плоткi, шчупакi.
I рояцца ля столiкаў у поце,
Разчырванелыя ад пары слуцакi.
Гамонка тут, нiбы на Камароўцы,
Пра Польшчу, пра палiтыку ў вярхах.
Народнае, падсоленае слоўца
Смакуецца на вострых языках.
Пачуеш тут пра бойкi i здарэннi,
Iнтым для слуцкай лазнi – навiна!
«Яго ў машыне бачыў… без адзення,
Ды разам з iм была… яна…»
У рогаце – пра Пецьку анекдоты,
У слёзах – успамiн франтавiкоў.
Тут лечацца хваробы i згрызоты,
Тут пераблытана з нядзелею субота,
I пiва ў куфлях пенiцца наноў.
…У слуцкай лазнi пахне спелым дубам,
I смажаным бярозавым лiстом.
Калi ад пару венiкi усчубяць –
З палка, браток, не упадзi пластом…
Слуцкая баня всегда являлась своеобразным клубом, куда народ приходил пообщаться, обменяться новостями и высказать своё мнение, не сильно переживая за грядущие последствия. Сюда приходили люди разного социального статуса: простые работяги и их начальники. Здесь они были равны в своей наготе и перед банным ритуалом, а ежегодно баню посещали от 60 до 70 тысяч человек.
Изначально, до принятия решения о проведении в Слуцке «Дожинок», предусматривалась реконструкция бани. В 2003 году был даже сделан проект. Но ему не суждено было осуществиться.
Старое здание бани на ул. М. Богдановича по документам было построено в 1923 году. Говорят, в разное время в нем даже располагались различные учреждения. Точно утверждать какие и когда – сложно, но достоверно известно, что после войны, пока восстанавливалось здание Дома Советов до конца 1940-х годов, здесь размещался Слуцкий райисполком.
Решение о строительстве новой бани было принято в мае 2005 года в связи с реконструкцией города к проведению фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки-2005». Здание старой бани мешало реконструкции центральной части города и набережной реки Случь. Строительство сооружения осуществляла организация из г. Молодечно ООО СП «Барит», однако к Дожинкам сдать в эксплуатацию не успели. Первых посетителей новая баня приняла только 25 декабря 2005 года.
Известно, что первым директором банно-оздоровительного комплекса с 27 сентября 2005 года был назначен Михаил Викторович Шаройкин. В Слуцке он жил с 1992 года. До этого работал в Чечерском районе Гомельской области. Был председателем колхоза, заместителем председателя райисполкома по отселению. До назначения директором бани работал начальником службы снабжения и сбыта ОАО «Слуцк-Модуль».
Строительство новой бани доставило любителям русской парной много неудобств, люди жаловались. Старую баню закрыли и многим пришлось ездить в другую баню в 11 военный городок, где пар подавался из трубы посредством открытия крана.
В то время у жителей было много сомнений в том, что построят хорошую новую баню. Волновали и новые цены. Однако сомнения быстро развеялись. Баня получилась хорошая, она стала пользоваться успехом не только у жителей города Слуцка, но и района, регулярно в парилку стали приезжать гости из Солигорска и даже из Минска.
Банно-оздоровительный комплекс находится в ведении Слуцкого ЖКХ. Комплекс расположен в центральной части города Слуцка на ул. Монахова, 1 и рассчитан на 207 человек. Он имеет: 3 отделения с парилкой (2 мужских и 1 женское) вместимостью 180 человек, 9 индивидуальных душевых блоков (2 одноместных для инвалидов, 1 двухместный, 6 одноместных), 3 индивидуальных ванных блока (1 двухместный, 2 одноместных) и 2 номера «Люкс» на 6–8 мест каждый.
Также в здании банно-оздоровительного комплекса предоставляются сопутствующие услуги. Имеются парикмахерские, буфет на 48 посадочных мест, фитнес клуб, различные косметологические салоны.
К сожалению, за эти почти 9 лет эксплуатации баня пришла в упадок. Парилки работают по очереди, неоднократно горели, печи требуют ремонта, из-за плохой вентиляции развивается грибок, плитка потрескалась, а многие металлические элементы покрылись ржавчиной, неисправны краны, из которых частенько течёт ржавая вода… Многие проблемы из старой бани перешли в новую: порой так же, как и в старой плохо вытоплена печь, отсутствует холодная или горячая вода.
Старая баня пережила войну и на совесть отработала 82 года. Новая же баня разваливается на глазах. Наверное, из-за спешки при строительстве были нарушены технологические нормы – во многих местах видны трещины… Гарантии, вероятно, на здание нет, кто вёл изыскательские работы пропал. Доживёт ли это здание до тех же 82-х сказать трудно.
Несколько лет назад были отменены льготы на посещение бань пенсионерами, которые были введены при открытии нового комплекса чтобы прекратить поток жалоб: теперь в бане действительно все равны. Однако это не отпугивает любителей пара, неторопливой задушевной беседы или политического спора. Альтернативы всё рано нет – это самая дешёвая и единственная общественная баня в городе, и она пользуется большим спросом.
И напоследок совет: если вас послали в баню, не спешите отвечать грубым словом. Вероятно, собеседник заметил, что Вы несколько болезненно выглядите, легко раздражаетесь или нелогично рассуждаете. Считайте, что Вам пожелали крепкого здоровья и долголетия, а для этого посетите баню.
Владимир ХВОРОВ