Любопытные факты про Крест преподобной Евфросинии Полоцкой
19.11.2019
По информации сайта Слуцкой епархии вчера состоялся первый слёт матушек епархии в Чижевичах. Как сообщает сайт, епископ Антоний «…напомнил собравшимся, что говорит о женщинах Священное Писание, а также поведал о подвигах женщин – мучениц, просветительниц, супруг клириков, которые всю свою жизнь отдали служению Богу, Церкви и оставались преданными жёнами и матерями».
В связи с этим вспомнилось, что среди святынь Слуцкой епархии с 2016 года числится слуцкая копия Креста преподобной Евфросинии Полоцкой.
Тогда, согласно замыслу епископа Антония, копия Креста преподобной Евфросинии Полоцкой для Слуцкой епархии была изготовлена в похвалу женской святости.
Земля Белой Руси сохранила в целости мощи только двух святых – двух жён-подвижниц: преподобной Евфросинии Полоцкой и праведной Софии Слуцкой. Обе они княжеского рода, обе содействовали просвещению и миротворчеству, обе, принадлежа к «слабому» полу, проявили больше духовной стойкости, чем многие мужчины. Преподобная Евфросиния была освящена монашеством, праведная София освятила своим подвигом брак.
Примечательно, что в истории Слуцка именно женщины сыграли выдающуюся роль: святая София Слуцкая прославилась как защитница веры, а княгиня Анастасия Слуцкая защитила в начале XVI века свой город от татарских орд.
В связи с этим хочется ознакомить читателей с интересными фактами о Кресте преподобной Евфросинии Полоцкой, опубликованных на сайте «Витебского курьера» Сашей Май.
Автор пишет, что Евфросиния (до пострига – Предслава) стала первой женщиной на территории Беларуси, причисленной к лику святых. Её церковное почитание началось практически сразу после смерти, и сегодня огромное количество верующих ежедневно посещают Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке, чтобы попросить у святой покровительства во всех делах, мира на земле и здоровья себе и близким.
С именем Евфросинии связано и появление важной христианской святыни – золотого Креста, который бесследно исчез 75 лет назад и о возвращении которого на родную полоцкую землю молятся верующие по всей Беларуси.
Какие же интересные факты о Кресте Евфросинии Полоцкой мы знаем?
Изготовил его по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой 855 лет назад местный полоцкий мастер Лазарь Богша.
Известно, что у Креста было кипарисовое основание, в которое были заложены частицы святых для каждого христианина мощей: кровь Христова, часть гроба господня и гроба Богородицы, частицы мощей святых Пантелеимона и Стефана, кровь святого Дмитрия.
Украшали Крест лики святых из Нового Завета, для создания которых мастер использовал золото (21 пластина), серебро (20 пластин) и драгоценные камни. Также на Кресте, высота которого составляла почти 52 сантиметра, были сделаны надписи.
Один из текстов, помещённых на Крест, содержал слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка. «…Кто изнесёт из монастыря да будет проклят святою животворящей троицею и святыми отцами», – говорилось на нём. В то время это было самое страшное проклятие.
Хранить Крест Евфросиньи Полоцкой у себя поостерегся даже сам Иван Грозный. Когда в ХІІІ веке смоленские князья захватили Полоцк, они перевезли Крест к себе. Согласно летописям, святыня на русской земле пользовалась популярностью – ему поклонялись многие прихожане и верили в его чудотворную силу. В Смоленске же была изготовлена и копия Креста, вероятно, для того, чтобы пользоваться ею при водосвятии.
В XVI веке, после того, как Смоленск был захвачен войсками Василия III, Крест был перевезён в Москву, где хранился в царской казне и при богослужениях использовался редко. Отправляясь в поход на Полоцк в 1563 году, глубоко верующий Иван Грозный взял Крест с собой и пообещал, что если он поможет ему вернуть город, то он вернёт реликвию на место. Так Крест вновь оказался в Полоцке, сначала в келье преподобной Евфросиньи, затем – в Софийском соборе.
Полоцкие монахи как могли берегли святыню. Заказывали копии реликвии, замуровывали его в тайнике во время войны с французами 1812 года…
В середине ХІХ века епископ Василий Лужинский повёз Крест в Москву и Санкт-Петербург, где ему поклонялись верующие с пяти часов утра до десяти часов вечера. А ночью Крест возили по домам местных богачей, где производили обряды водосвятия. Таким способом епископ пытался заработать средства на восстановлении Полоцкой епархии.
В 1920 году Крест Евфросинии Полоцкой вместе с другими святынями был конфискован в пользу государства. За ним в Полоцк приезжал известный писатель и историк Вацлав Ластовский.
Ластовский сделал описание Креста, которое и сегодня вызывает много вопросов.
Так он указал, что Крест был изрядно испорчен. На нём не хватало двух кусков золота, трёх эмалей, а вместо драгоценного камня голубого цвета было вставлено стекло. Но самое интересное: историк писал, что основание Креста – дубовое, между тем как доподлинно известно, что оно было сделано из кипариса.
Почему в описание закралась ошибка, и было ли это ошибкой – неизвестно. Однако, основываясь на этом факте, некоторые историки стали выдвигать версии, что Ластовский привёз в Минск не настоящий Крест, а одну из его подделок. А оригинал, мол, был где-то надёжно спрятан верующими. Но никаких доказательств этой версии нет.
Известно, что в 1928 году Крест был передан на хранение в Белорусский государственный музей в Минске, затем перевезён в Могилёв, где был спрятан в специальной комнате-сейфе Могилёвского обкома партии. В национальном архиве сохранился документ от 21 ноября 1929 года – акт передачи реликвии из Минска в Могилёв.
В Могилёве Крест хранился в комнате-сейфе за двумя стальными дверями – бронированной и решетчатой. Его никому не показывали, но в июле 1941 году, после того, как город захватили немецкие войска, Крест таинственным образом исчез.
Сегодня в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря хранится копия Креста, выполненная брестским мастером Николаем Кузьмичом и освящённая митрополитом Филаретом.
Существует порядка десятка версий того, куда мог исчезнуть Крест Евфросинии Полоцкой. Его и сегодня ищут по всему миру, а в 1991 году к поискам подключился Интерпол. Искали Крест в Германии, полагая, что он был вывезен немцами из захваченного Могилёва, в Америке, в фондах Морганов и Рокселлеровском центре, куда он мог попасть после продажи реликвии на аукционе. Но все тщетно.
Есть и версия, что нашу святыню вывезли в Россию вместе с другими ценностями из Могилёва, который вот-вот должен был быть захвачен войсками Гитлера. Причём, до конечного пункта его могли не довезти – так как дороги часто бомбили.
Если же он все-таки попал в Россию, почему не значится в фондах ни одного из музеев? А может он хранится, скажем, в Троицко-Сергиевой лавре, как думают некоторые историки?
Хочется верить, что рано или поздно мы получим ответы на все эти вопросы, и наша национальная святыня вернётся на родную землю.
Ведь известно, что даже знаменитая Ванга, когда её спросили про судьбу белорусского Креста Евфросинии Полоцкой, ответила: «А чего белорусы волнуются? Крест скоро найдётся.»…
Владимир ХВОРОВ