Рождество-Богородичная церковь в Греске

Рождество-Богородичная церковь в Греске

03.09.2019

Предлагаем читателям ознакомиться с описанием Рождество-Богородичной церкви местечка Греск в приложении к «Минским Епархиальным Ведомостям» за 1879 год – в «Описании церквей и приходов Минской епархии, составленном по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879 г.). Для более лёгкого восприятия орфография незначительно изменена, пунктуация – без изменений. При желании можно читать в оригинале.

Греск

I. Местность.
Местечко Греск, Слуцкого уезда, 1-го благочиннического округа, расположенное при просёлочной дороге, идущей из селений Забел и Трухонович в г. Слуцк находится в расстоянии от г. Минска 98 вер., от г. Слуцка, в котором и ближайшая к сему почтовая станция, – в 16-ти вёрстах и от Московско-Брестской железной дороги в 60-ти вёрстах. Вблизи села и даже на усадьбе священника находятся разной величины курганы, которые, как памятники побоищ, местное предание относит ко временам нашествия монголов. Отдалённость сего местечка от реки и вообще недостаток в нём улучшенных путей сообщения водяных и сухопутных, составляют важное во многих отношениях неудобство этой местности.

II. Церковь. Когда учреждён греский приход и построена в нём первая церковь неизвестно, только местное предание свидетельствует, что приход сей образован и в нём существовала одна приходская церковь от незапамятных времён. Настоящая, однопрестольная, Рождество-Богородичная церковь построена 1847 года, на средства вотчинного владельца имения Греска, князя Льва Радзивилла, но во что обошлась постройка оной неизвестно. Церковь сия, в связи с притвором и колокольней, зданием деревянная, по наружному виду представляет форму продолговатого креста, покрыта гонтом, с одним открытым куполом и колокольней во фронтонной части; наружные стены и крыша окрашены масляною краскою – первые в красный, а последняя в зелёный цвет; входных дверей трое; окна в два света, из коих в низших трёх окнах устроены железные решётки; пол деревянный, потолок подбит досками по балкам, которые поддерживаются двумя деревянными столбами; внутри церкви стены выкрашены масляною краскою; к отоплению церковь не приспособлена. Вообще в техническом отношении церковь находится в прочном и вполне удовлетворительном состоянии. Внутренняя площадь церкви, имеющая крестообразное расположение, заключает вместимость 84 квадрат, саж.; солея возвышена на 6 вершков и на ней устроены клиросы. Иконостас нового устройства, с пилястрами и колоннами, окрашен масляною перламутовою краской, с золочёнными на полименте карнизами, арабесками и царскими вратами, вмещает 18 икон, греческого письма, расположенных в четыре яруса, в золочённых рамах. Ризница, не имеющая особого отделения и хранимая в шкафе, поставленном в алтаре, вполне снабжена всеми священно-служебными принадлежностями, но замечательных между ними по ценности или древности не находится; главнейшие между ними утварные и ризничные вещи следующие: а) потир и дискос с приборами серебряные, вызолоченные; б) из напрестольных крестов, один серебряный, другой медный, посеребрённый; в) евангелий два – из них одно большое, в металлическом окладе, на верхней доске вызолоченном, с обыкновенными изображениями на финифтах; другое в бархатном переплёте, с серебряными чеканными изображениями евангелистов и воскресшего Господа; г) дарохранительница одна, накладного серебра; д) два сборные блюда, водосвятная чаша, брачные венцы, всенощное блюдо, паникадило, лампады, подсвечники и купель, – все эти вещи медные высеребренные; е) священнических облачений новых и годных к употреблению 14, из коих 2 ризы серебряной парчи и 12 мишурных; старых, но тоже годных к употреблению 5 риз. Богослужебных книг имеется полный круг. В архиве церковном хранятся метрические книги, равно и приходские реестры с 1828 года. В колокольне, устроенной во фронтонной части церкви, имеется пять колоколов, из коих самый больший имеет весу 10 пудов, а наименьший 1 пуд. Вокруг церкви в настоящем году устраивается прихожанами каменная ограда. К сей церкви принадлежит приписная в деревне Онуфровичах, Св. Троицкая деревянная церковь, построенная в 1859 году прихожанами. Кладбищ в приходе 6, из коих самое дальнее от церкви в 6-ти вёрстах.

Приписная в деревне Онуфровичах Св. Троицкая деревянная церковь. Фото Н.Кривошеева, 1950 г.Приписная в деревне Онуфровичах Св. Троицкая деревянная церковь. Фото Н.Кривошеева, 1950 г.



III. Приход. В состав сего прихода, кроме местечка Греска, входят 7 следующих деревень: Онуфровичи, Дюдево, Зазагорочин, Шуляки, Остров, Борки и Леньки; самый дальний пункт прихода от церкви в 6-ти вёрстах. Прихожан числится мужеского пола 1160 и женского 1260 душ, – большинство из них крестьяне-собственники; главным занятием и основанием их быта преимущественно служит хлебопашество, а в свободное от земледелия время занимаются выделкой извести, плотничеством, распилкой лесу, извозом камней для шоссе, а так же и бочарным ремеслом. В нравственно-религиозном отношении самою светлою стороною представляется приверженность их к церкви и ревностное усердие к церковному богослужению, при совершении которого в праздничные дни они бывают неопустительно. Крестные ходы совершают по селениям преимущественно 16 Августа, а по полям 23 Апреля; свято соблюдают христианский долг исповеди и причащения Св. Таин в Св. Четыредесятницу, а некоторые и по несколько раз в году; строго соблюдают посты, почитают целомудрие, относятся почтительно к священнику, и вообще большинство народонаселения отличается честностью, покорностью, трудолюбием и многими другими хорошими качествами. В семействах прихожан и в отдельных посёлках есть немало жителей римско-католического исповедания, а в деревне Вылизцах имеется для них латинский костёл. Такое соседство для православных во многих отношениях не совсем благоприятно.

IV. Причт. При сей церкви, по новому штату, причт одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в настоящее время состоит священник Василий Бирюкович, окончивший полный курс семинарии, священствует с 1849 года, имеет камилавку.

V. Владения и средства содержания церкви и причта. Церковь содержится единственно на счёт доброхотных жертв и приношений от прихожан, которых поступает в год около 170 руб. Причт, кроме штатного оклада и небольшого кружечного дохода, поступающего преимущественно в праздники Пророка Илии (20 Июля) и Рождества Пресвятой Богородицы (8 Сентября), пользуется церковным помещением и земельным, разбросанным в 8-ми чересполосных участках, фундушем, состоящим из 2-х десятин усадебной (в ¾ вёрст. от церкви), 79 десят. пахотной и 2 десят. сенокосной; план и межевая книга на сию землю, составленные в 3-х экземплярах, хранятся в Духовной Консистории; – владение всею землёю ведётся бесспорно. Строения имеются только для священника и состоят из жилого дома, гумна и сараев: скотского, сенного и экипажного; – строения сии находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением крыши дома и полов, которые требуют возобновления. По сделанному комиссией осмотру, предположено устроить для священника новый амбар, погреб и общую для причта баню, а также возобновить крыши: на доме, гумне и скотском сарае; для псаломщика-же предположено возвесть все строения вновь; составленные на этот предмет проект и смета не приведены в исполнение.

VI. Церковные и приходские учреждения. При церкви учреждено церковно-приходское Попечительство, а также штатное народное училище и, кроме сего, имеются церковно-приходские школы в деревнях: Онуфровичах, Шуляках и Дюдеве, не имеющие, впрочем, никакой правильной организации, и содержимые средствами самых прихожан. Развитие грамотности в приходе достигает 8 % всего населения.

 

Оцифровка текста – Владимир ХВОРОВ
На заставке – современная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, перестроенная из бывшего клуба в 2008 г.