Из истории религиозной жизни и образования слуцкой еврейской общины в XIX в.

Из истории религиозной жизни и образования слуцкой еврейской общины в XIX в.

22.01.2019

Задача настоящего очерка – проанализировать материалы, содержащие сведения о религиозных и образовательных, государственных и частных, еврейских учреждениях, существовавших в городе. Кроме общеисторической ценности сегодня они представляют немалый интерес и для генеалогии, в связи с чем мы старались упомянуть как можно больше фамилий. Для работы были использованы источники, находящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси в Минске, в первую очередь материалы переписи евреев мужского пола (1874 г.), а также статистические сведения, сохранившиеся в фонде Минского губернского правления и некоторые другие документы соответствующего плана.

Первое упоминание о евреях в Слуцке относится к 1583 году, после чего в городе возникает отдельная еврейская община. По постановлению Литовского Ваада (конференция представителей еврейских общин ВКЛ, проводящаяся для решения каких-либо общих вопросов, касающихся всех евреев ВКЛ) в 1623 г. она находилась в юрисдикции Брестского кагала. Во время войн с Б. Хмельницким слуцкие евреи бежали из города и избежали вероятного погрома. После изгнания российских войск Богуслав Радзивилл вновь пригласил евреев поселиться в Слуцке и даровал им некоторые льготы, т. к. известна жалоба слуцкого архимандрита князю в 1660 г. В 1691 г. Ваад, принимая во внимание многолюдность общины и наличие в ней многих знатоков Св. Писания и Талмуда, включил слуцкую общину в число главных, и с этого времени её представитель заседал на ваадах с правом голоса при обсуждении вопросов, касавшихся интересов всех евреев ВКЛ.

В XVIII в. влияние общины выросло, и она стала конкурировать с местной православной общиной, что стало причиной жалобы последней комиссару Слуцкого княжества в 1754 г., согласно которой «со времени передачи слуцким евреям мытной аренды, все вольности, дарованные духовенству, уничтожены». В Речи Посполитой, где евреи имели полную духовную автономию, власти интересовались не количеством синагог или хедеров, а исключительно числом душ для взимания налогов. В 1766 г. в Слуцком кагале насчитывалось 1577 евреев [1, с. 392]. После присоединения Беларуси к Российской империи с её безмерной централизацией и бюрократизмом, ситуация изменилась коренным образом. Слуцк был присоединён в 1793 г., а уже через 2 года (во время проведения очередной ревизии 1795 года) всех евреев поголовно переписали и учли.

Статистика населения Слуцка в XIX в. следующая: по окладным книгам 1800 года было купцов-христиан – 3, евреев – 47, мещан-христиан – 641, евреев – 1537 душ (включая до 87 ремесленников), т. е. всего до 2228 мужских ревизских душ в 280 дворах (эти сведения не учитывают численность других городских сословий). Исследователь Слуцка А. Грицкевич показывает общую численность населения города в конце XVIII в. до 5,5 тыс. жителей, а в 1802 г. – ок. 6,4 тыс. [2, с. 346], из чего можно предположить, что доля евреев в Слуцке это время составляла не менее 50 %. В 1-й четверти XIX в. их число продолжало расти, в первую очередь за счёт выселявшихся властями из деревень. По материалам 9-й ревизии (1850 г.) в Слуцком еврейском обществе насчитывалось уже до 5897 душ. По переписи 1897 г. в Слуцке проживало 14 349 жителей, из которых евреев было 10 264 чел. (71,5 %) [1, с. 392–393]. Несмотря на значительное преобладание евреев, Слуцк выделялся в XIX в. своей поликонфессиональностью: в городе были представлены основные исповедания, распространённые в Беларуси, действовали 4 православные приходские церкви, Троицкий мужской монастырь, костёл, евангелическо-лютеранская кирха [3, с. 12].

Еврей-талмудист. Начало XX в.По материалам, собранным во время ревизии 1795 г., в Слуцке существовали 4 молитвенные школы. На следующий раз сведения были собраны властями только в 1836 г., в связи с опубликованием Высочайше утверждённого положения о евреях от 13 апреля 1835 г., согласно которому устройство новых молитвенных школ разрешалось исключительно по распоряжению правительства и в следующей пропорции: 1 молитвенная школа на каждые 30 дворов и 1 синагога – на 80 дворов.

Всего в Слуцке в 1836 г. была 1 синагога и 9 молитвенных школ, из которых 7 находились на Школьном дворе или Школище. Раввином Слуцкого кагала после смерти предыдущего 11 сентября 1835 г. утвердили Изроиля Несанелевича Вульфсона [4, л. 10 об., 219, 250.]. О некоторых школах сохранилась дополнительная информация, которая нам кажется весьма любопытной.

Одной из наиболее известных в городе была так называемая школа Иссерлина (или Исерлеса). Фамилия Иссерлин может считаться одной из наиболее знаменитых и богатых в городе. Основателем рода стал Абрам, приблизительный год рождения которого – 1740. В люди, точнее говоря в купцы сначала 2-й (около 1811 г.), а потом и 1-й гильдии, выбился один из его сыновей Евна (род. в 1771 г., умер ок. 1850 г.). Евна вёл значительные торговые дела, связанные в основном с закупкой сырья, вероятно, у кн. Радзивиллов и Витгенштейнов, сплавом их по р. Неман и вывозом за границу через прусский Кёнигсберг. О размерах его богатства свидетельствует оценочная ведомость недвижимого имущества по городу за 1848 г. Ему принадлежали деревянный дом с пристройками на собственной земле по Замковой ул., каменный 2-х этажный дом с лавкой по Копыльской ул. и 2 деревянные лавки на Базаре, т. е. недвижимого имущества на общую сумму до 4833 руб., чистая прибыль с которого составляла до 260 руб. в год. Наследники собственно Евны перебрались в последней четверти XIX в. в Кёнигсберг, оставив в Слуцке более бедных родственников.

Евна был не только одним из влиятельнейших лиц в общине, но отличался также большой религиозностью. В 1820 г. он за свой счёт на собственном пляце по Замковой улице устроил деревянную молитвенную школу для нужд общины, которая, к несчастью, сгорела во время пожара в 1827 г. Поэтому Евна в 1830–1831 гг. выстроил новую каменную школу опять же за свой счёт. Инициатива Иссерлина не встретила полного одобрения в общине, особенно в связи с решением руководства кагала об упразднении 2 пришколков по этому поводу. Следует помнить, что молитвенная школа в те времена было не только местом для моления, но и в значительной мере для обучения основам еврейской веры и грамоты, за что предприимчивые раввины и учёные брали определённую плату, поэтому учреждение новой школы грозило конкурентам уменьшением доходов. Появился донос Перлиса в Минское губернское правление о незаконном сборе кагальными и Иссерлисом денег на строительство этой школы. Разбирательство затянулось на несколько лет и только в конце 1835 г. её открытие было утверждено. В 1838 г. в школе Иссерлина состоялись выборы членов правления, в ходе которых были избраны: учёный Янкель Шмойлович Кагна, казначей Ицка Абрамович Некрич, староста Шахна Иоселевич Лившиц [4, л. 1–2, 25–32, 98–100, 110–113, 123–127, 220].

Евреям часто приходилось отстаивать свои права на веру. Например, в 1835 г. к властям обращались евреи, проживавшие на предместье Остров, которые жаловались на неправильные действия городничего Стаховского, закрывшего существовавшую там «с незапамятных времён» школу. Однако 26 марта 1836 г. администрация города (Слуцк в то время ещё имел статус частновладельческого города и принадлежал кн. Витгенштейну) в лице Булгарина подтвердила своё разрешение, и Стаховскому пришлось уступить [4, л. 13–14].

В 1838 г. члены правления другой молитвенной школы, которая находилась на Новомейской ул. и сильно обветшала, а именно учёный Нохим Вольфович Борд(з) и староста Идель Шендерович Финкельштейн ходатайствовали о разрешении выстроить новую каменную школу вместо старой деревянной. В документах сохранился даже план этой постройки. Но местные власти не спешили идти навстречу. Они считали количество школ, количество дворов, чтобы не нарушалась пропорция, установленная Положением 1835 года. В 1841 г. в городе имелись 1 синагога и 8 молитвенных школ на 572 (по 8-й ревизии в 1834 г.) еврейских двора. Потом долго считали расстояние от школы до близлежащей Свято-Георгиевской церкви; насчитали 20 саженей, вполне достаточных, и после долгой переписки разрешили в 1841 г. перестройку школы, но с обязательным устройством вокруг неё ограды, надо полагать, для благоустройства окружающей территории [4, л. 252–262, 265–268].

В 1853 г. по губернии прокатилась новая волна сбора сведений о числе еврейских молитвенных зданий и состоявших при них должностных лиц, что позволяет нам рассмотреть состояние общины в сер. XIX в. В городе были отмечены 1 синагога и 10 молитвенных домов:

1) Синагога на Школьном дворе, расстояние от ближайшей церкви 153 саж., число прихожан – 600 муж. и 500 жен., казённый раввин Лейба Голдгант (с 1847 г.);

2) при ней Тёплая школа, 153 саж., 60 муж., учёный – Янкель Селибер, казначей – Шлема Закин, староста – Янкель Кантер, после смерти которого – Довид Вольфсон;

3) Клауз, 160 саж., 250 муж., учёный – Елля Соловейчик, за отлучкой которого – Шахна Беркович Лившиц, казначей – Евель Фрумкин, за отлучкой которого – Мовша Ш(т)ейн, староста – Вольф Ратнер;

4) Бесгамедрес, 158 саж., 300 муж. и 300 жен., учёный – Нахман Лянда, после смерти которого – Иосель Никельбург, казначей – Мордух Иссерлин, староста – Лейзер Сеглин, после смерти которого – Зелик Цыркель;

5) Портняжная школа, 157 саж., 100 муж. и 195 жен., учёный – Зелик Гутцайт, казначей – Рафал Турец, после смерти которого – Лейба Лазник, староста – Мордух Бродский, за отлучкой которого – Мовша Малашек;
6) Токарская школа, 161 саж., 50 муж., учёный – Гирш Хейфец, казначей – Шлема Лифрак, после смерти которого – Борух Уцеха, староста – Говсей Долгов, после смерти которого – Бениамин Козберг;

7) школа 1-й гильдии купца Иссерлина, 75 саж., 100 муж. и 150 жен., разрешение на открытие школы утверждено Минским губернским правлением 6 ноября 1835, учёный Янкель Кагна, после смерти которого Хаим Тройчанский, казначей Ицко Некрич, староста Шахна Лифшиц, за отлучкой которого Айзик Темчин;

8) школа на Виленской ул., 50 саж., 70 муж. и 100 жен., учёный – Исер Лянда, после смерти которого – Абрам Нейман, казначей – Цалько Лянда, после смерти которого – Абрам Раков, староста – Лейба Закин;

9) школа на предместье Выгода, 340 саж, 50 муж и 80 жен., учёный Елья Шафира, после смерти которого – Мовша Выгодский, казначей Абрам Кармин, староста – Елля Кармин;

10) школа на Новомейской ул., 49 саж., 160 муж. и 300 жен., учёный Нохим Борд, казначей – Бенциян Цытрин, после смерти которого – Лейба Нусбаум, староста – Идель Финкелыптейн;

11) школа на предместье Остров, 100 саж, 60 муж и 100 жен., разрешение на открытие утверждено 10 декабря 1836 г., учёный – Ошер Перлин, после смерти которого – Бениамин Цыркель, казначей – Нохим Пильщик, после смерти которого – Хаим Буя (?), староста – Елля Краковский, после смерти которого – Шолом Гольдзберг.

Лаборатория на рынке. 1911 г.Как сообщалось в примечании к ведомости, «члены сии никакого жалования и дохода от прихожан не получают, а только отопление, освещение и прислуга в оных (школах) содержится из добровольных приношений», сведений о разрешении на открытие всех школ, за исключением указанных в пунктах 7 и 11, не имелось, время постройки отмечалось как «до выхода Высочайше утверждённого положения», т. е. до 1835 г. Члены молитвенных правлений всех указанных школ были утверждены указом Минского губернского правления от 26 апреля 1853 г. за № 3833 [5, л. 100–102].

В 1869–1870 гг. в городе проводилось благоустройство территории, прилегавшей к соборной Успенско-Николаевской церкви на Замковой горе. Что случилось точно неизвестно, но составитель вышеупомянутого «Описания приходов Минской епархии» явно неприязненно сообщает об этом следующее: «Замковая гора, на которой находится собор, на скате ея обнесена с трёх сторон дощатым забором, устроенным 1869 г., который продолжить и окончить воспрепятствовали евреи, поселившиеся на скате сей горы и при устройстве забора, произведшие страшное буйство, а по этой причине забор не окончен. Впрочем, для ограждения церкви от нечистоты, она вместе с другою при ней, тёплою церковью и колокольнею, обнесена барьерами на поверхности горы» [3, с. 20].

Дальнейшие интересующие нас сведения получены из материалов переписи мужского пола, проводившейся в 1874 г. В них не значатся молитвенные школы, зато появляются хедеры и казённые еврейские училища, открытые в 50-е гг. в связи с проведением правительством реформы образовательной системы для евреев и позволяющие достаточно оценить духовную жизнь общин.

Всего в Слуцке в 1874 г. было 1 казённое еврейское училище и 20 хедеров. Казённое еврейское училище было открыто в 1853 г. Оно помещалось в наёмном доме Лейбы Шафира, точное местонахождение которого пока не установлено, с арендной платой 230 руб. в год. На содержание училища в 1874 г. отпускалось до 1216 руб. из сумм свечного сбора с евреев ежегодно.

Все учителя придерживались иудейского вероисповедания. Смотрителем училища и преподавателем русского языка был Иосиф Самуилович Гликман, выпускник бывшего Могилёвского казённого еврейского училища 2-го разряда, находящийся на службе с 17 января 1857 г., а в должности – с 9 ноября 1873 г., он получал содержание в 250 руб. жалованья и квартиру в натуре. Другие учителя:

арифметики – Моисей Михайлович Койранский, выпускник бывшего Виленского раввинского училища со званием учителя казённого еврейского училища 1-го разряда, в должности с 20 декабря 1871 г., содержание – 225 руб. жалованья (в 1876 г. его сменил Зелик Ошерович Зарецкий);

еврейских предметов – Мендель Шмуйлович Кулькес, получил домашнее воспитание, в должности с 20 апреля 1854 г., содержание – 225 руб. жалованья;

чистописания – исполнял обязанности Мовша Янкелевич Гранат, получил домашнее воспитание, в должности с 6 сентября 1872 г., содержание: 50 руб. жалованья и 50 руб. добавочных [6, с. 639].

Казённое училище состояло из двух классов (1 класс – 48 учеников, 2 класс – 11) и двух смен при них (соответственно 1 смена – 21 ученик, 2 смена – 15), в которых занималось всего 95 чел. Большинство учеников составляли дети местных слуцких мещан в возрасте 10–13 лет, иногородних было 17 чел., что составляло более 17 % [7, №№ 1174, 1175, 1177, 1179–1182, 1185, 1387].

Кроме казённого еврейского училища в городе действовали 20 хедеров – частных учебных заведений, в которых детей обучали меламеды. Преподавались главным образом основы еврейской веры и грамоты. Обучение проводилось за плату. Всего в них обучалось 178 человек, большинство из которых были дети местных жителей. Иногородние представлены немного (13,5 %) – Минск, Вильна, Быхов, Коссово, Лида, Мозырь, Мстиславль, Новогрудок, Слоним и др. близко расположенные места (Таблица 1).

Историки сходятся во мнении, что обучение детей в хедерах зачастую проходило в неприспособленных помещениях, а образовательный и воспитательный процессы не были на должном уровне. Но еврейские училища в это время существовали только в некоторых городах и крупных местечках, еврейское население их в первое время игнорировало, считая такое обучение разрушением традиционного воспитания, поэтому можно считать, что большинство мальчиков в 1874 г. получало начальное школьное образование в хедерах. Девочки, как показывает анализ списков учеников, были лишены и этого, они довольствовались домашним образованием [7, №№ 1183, 1184, 1186–1191, 1193–1195, 1198–1205, 1386]. Дети богатых родителей посещали общую классическую мужскую гимназию (основана в 1826 г.). В ней законоучителем еврейской веры был с 1880 г. раввин Соломон Вульфович Шапиро, который ещё занимал эту должность в 1911 г.

Таблица 1. Общие сведения о хедерах города Слуцка в 1874 г.


Таблица 1. Общие сведения о хедерах города Слуцка в 1874 г.

Завершая комплекс информации, связанной с 1874 г., необходимо упомянуть об общественной еврейской больнице, которая располагалась во 2-й части Слуцка по Шоссейному переулку и в которой содержались всего 2 человека, причём одним был Рахмиель Иссерлин (род. в 1796 г.), племянник вышеупомянутого купца Евны, вероятно в благодарность за оказанные общине услуги, и в общественном доме, вероятно – приюте, в 1 части города по Мельницкой улице, число проживавших нс показано [7, № 204].

В 1879 г. власти провели очередной сбор сведений о числе евреев и их молитвенных зданий. На этот раз цель была вполне цивилизованная и в духе времени – информацию предполагалось включить в сборник о состоянии иноверных исповеданий в Российской империи. Эти материалы очень кстати дополняют предыдущие. В Слуцке имелось 1 еврейское общество, 1 синагога, 14 молитвенных домов, число евреев – 9990 чел., Слуцким уездным раввином состоял Соломон Вульфович Шапиро, утверждённый в должности 17 ноября 1860 г. [8, л. 21].

Последние материалы, обнаруженные нами, относятся к 1890 г. К сожалению, они не содержат никакой информации о хедерах или меламедах, а также не упоминают фамилий должностных лиц. Более того, эти сведения вступают в некоторое противоречие с предыдущими, поэтому нам кажется правильным изложить их дословно, как в документе [9, лл. 45–45 об.]. Всего в Слуцке в 1890 г. было 1 синагога и 15 молитвенных школ:

1) Синагога – сведений о распоряжении на разрешение учредить школу не имеется;

2) каменная молитвенная школа «Клауз» – разрешено учредить 30 сентября 1868 г.;

3) молитвенная школа «Карнаим» – разрешено учредить 30 июля 1870 г.;

4) Портняжная молитвенная школа – разрешено учредить 5 августа 1870 г. [14];

5) школа «Бейс-Гамедреш» – сведений о разрешении учредить школу не имеется;

6) школа купца Иссерлина, сведений не имеется;

7) школа хозяйская, сведений не имеется;

8) Кушнерская молитвенная школа, сведений не имеется;

9) школа на Садовой ул., сведений не имеется;

10) каменная школа на Мостовой ул., сведений не имеется;

11) школа на форштате «Выгода», сведений не имеется;

12) школа на предместье «Остров», сведений не имеется;

13) школа за Копыльскими воротами, сведений не имеется;

14) школа кузнецкая на Лютеранской ул., сведений не имеется;

15) старая школа на Виленской ул., сведений не имеется;

16) школа молитвенная «Ешибот» на Школище, сведений не имеется.

Продолжало действовать Слуцкое еврейское училище. В конце XIX в. оно называлось 2-классным начальным училищем с приготовительным классом. Его почётным блюстителем был купец Лев Михайлов Канторович (в должности с 1880 г.), заведующим – Фавий Ильич Рубинович (с 1877 г.), учителями: Гирша Лейзеров Беликов (с 1889 г.) и Хаим Эйдман (с 1886 г.). В 1889–1890 гг. в Слуцке работали 7 зарегистрированных хедеров с количеством учащихся 55 чел. [10, с. 54, 56]. Здесь нужно сказать, что к концу XIX в. правительство ужесточило политику выдачи меламедам свидетельств на право обучения, прежде всего стали требовать аттестат об окончании учебного заведения (раввинского училища, гимназии и т. д.). Это привело к сокращению официальных меламедов и соответственно росту числа лиц, занимавшихся этим же подпольно. Некоторые слуцкие меламеды даже расширили границы своей деятельности. Известно, например, дело о тайном обучении еврейских детей грамоте слуцким мещанином Иоселем Косовским в Минске в 1896–1897 гг. [11].

В 1900–1901 гг. в Слуцком начальном училище обучалось 200 чел. (136 мальчиков и 64 девочки). Блюстителем был тот же Канторович, заведующим – Моисей Юделев Левинсон (в должности с 1897 г.), учителями: основных классов – Гальперн Ерухим Гиршов-Лейбов (с 1897 г.), приготовительного класса – Розенталь Бениамин-Иосель Гиршов-Мовшов (с 1897 г.); штатным врачом был Яков Ильич Рубинштейн (с 1890 г.). Для девочек действовала женская смена, учительница – Шейна Шмуйлова Регельсон (с 1895 г.).

Кроме официальных учреждений в Слуцке действовали и частные. В том же 1900 г. работало 1-классное мужское училище, которое содержал Эздра Пейсахов Карон, число учащихся – 22. С 1899 г. открыта талмуд-тора, её организовал выпускник Виленского еврейского учительского института вышеуказанный Розенталь, число учащихся – 134 мальчика [12, с. 263, 295].

В конце XIX в. произошло очень важное для общины событие – выборы духовного раввина. По закону эти выборы требовалось проводить регулярно (каждые три года), а избранный утверждался в этой должности губернским начальством. В 1892 г. власти распорядились о проведении очередных выборов. Однако 12 февраля 1893 г. властям поступил донос, как было принято в те времена, без подписи, но с основательными обвинениями. В нём сообщалось, будто бы раввин Соломон Вульфов Шапиро (он занимал этот пост с 1860 г.) препятствует проведению новых выборов и стремится пролонгировать своё пребывание в этой должности, не имея достаточного образования, а потому – и права на занятие этой должности, а также допускает злоупотребления при ведении метрических книг, в частности, требуемых из них сведений управе «не доставил и только именно с корыстною целью, чтобы жители каждый раз к нему явились лично и платили бы ему деньги за все справки и метрики» [13, л. 5–6 об.].

Власти сделали запрос слуцкому городскому голове, тот сообщил, что раввин – человек достойный, его переизбирали в этой должности 7 раз и утверждали на законном основании, что он получает от общества жалованье 550 руб. в год, а не 2000, как в доносе, что жалоб на действия раввина не поступало. Более того, голова утверждал: «Если и возможно допустить пропуск известной записи по метрическим книгам, то этого не следует исключительно отнести к нерадению раввина Шапиры, а к оплошности самих евреев, тайно совершающих обряды веры по частным молитвенным домам, так как обряд обрезания или венчания по закону еврейской веры имеет право совершать всякий еврей. До последнего же времени сами евреи неохотно заявляли раввину о записи обрядов и имён с целями уклонения от воинской повинности… Донос последовал, как я полагаю, не от лица, потерпевшего от действий раввина Шапиры, а от одного из его конкурентов на предстоящих выборах…» [13, л. 2–4].

Последнее предположение весьма правдоподобно, если учесть, что кроме доноса, посланного по почте, губернатору направили также телеграмму, которую он получил 1 мая (выборы были назначены на 4 мая), с теми же обвинениями. На телеграмме губернатор наложил резолюцию: «Раввина Шапиру вновь баллотировать нельзя» [13, л. 7 об. – 7]. 4 мая в здании городской управы состоялись первые выборы. Кандидатами на них были заявлены:

1) Гилель Исакович Гольдгор, 26 лет, из слуцких мещан, окончил Слуцкую классическую гимназию в 1888 г.;

2) Лев Лазаревич Каплан, 58 лет, из минских мещан, выпускник Виленского раввинского училища;

3) Соломон Гиршович Лифшиц, 28 лет, провизор по свидетельству Московского университета от 1890 г.

Раввина Шапиру к выборам не допустили. На выборы явились 182 человека (главы семейств, имевшие право голоса), и раввином был избран Лифшиц (162 голоса «за») [13, л. 8–44]. Тут же на нового раввина поступили две жалобы от жителей, в которых сообщалось, что звание провизора не является достаточным условием наличия у него необходимого образовательного ценза, поэтому Лифшиц 17 мая отказался от должности.

Несмотря на своё отсутствие в списке кандидатов, Шапиро не прекратил борьбу за избрание раввином. 25 мая 1893 г. губернатору поступило прошение от слуцких жителей и его сторонников. В нём, в частности, говорилось: «Поражённые до глубины души устранением от баллотировки раввина Шапиру, состоящего беспорочно в этой должности уже 33 года, мы жители г. Слуцка… смело можем ручаться, что он Шапиро с почётом был бы избран теперь и на двенадцатое трёхлетие общественным раввином, а если, как носятся слухи, раввин Шапиро по неполной удовлетворительности ценза образования был устранён, то практические знания и наука, приобретённые им опытом долговременной службы, как от раввинской, так и педагогической его деятельности, состоя законоучителем еврейской веры при Слуцкой гимназии с 1880 года по сие время, без сомнения даёт нам нравственное право ходатайствовать за него…

Раввин Шапиро, получая от общества годичного жалованья только 150 рублей и совершая обряды веры для бедного класса евреев безвозмездно, пользуется от зажиточнейших самым малым вознаграждением, кроме сего занимается благотворительными делами общества и пользуется доверием местного начальства и общества… Шапире, уже прослужившему у нас 33 года и обременённому семейством образованных детей, ещё не пристроенных и не достигших своей цели; при том он Шапиро, посвятивший свою жизнь на единственную раввинскую должность, находится в пожилых летах, не может уже заниматься частными занятиями…». Указанное прошение 17 мая 1893 г. подписали более 50 человек [13, л. 51–52 об.].

С личным ходатайством обратился к начальству и сам Шапиро. Он отметил, что за отсутствием достойного кандидата общество было вынуждено избрать Лифшица, но тот не имея достаточного ценза, отказался, а поэтому встал вопрос о проведении новых выборов. Шапиро просил о разрешении участия в выборах и приводил такие аргументы: «…Между мною и обществами Слуцкого уезда ещё в марте сего года заключены формальные условия на трёхлетие по 1896 год на основании общественных приговоров… Прослужив в должности казённого раввина 33 года, я в течение сего времени посильными и скромными трудами своими старался внушить евреям строгое исполнение ими обязанностей граждан по отношению к Царю и Отечеству и по мере сил своих сближал свою паству с идеалами и требованиями русской государственности. В 1863–1864 годах, когда в Северо-Западном крае свирепствовали польские смуты, я произносил евреям проповеди о верноподданничестве и верности Престолу и России, открывал на собственные средства школы русской грамотности и предупреждал нежелательные среди евреев явления. Когда в 1874 году была впервые введена всеобщая воинская повинность, я всячески старался освоить евреев с этой новою для них обязанностью, беседовал и читал проповеди в синагогах г. Слуцка и уезда… Получая от Слуцкого общества ничтожное содержание 150 р. в год и 400 рублей от уезда, я в нужде провёл всю свою жизнь, имея единственное утешение в том, что мои старшие дети восприняли русское образование и что в 1882 году я удостоен Высочайшей Милости – награды золотою медалью за усердие (для ношения на груди, на Станиславовской ленте – авт.).

… Вышеизложенное отчасти подтверждается прилагаемыми при сём шестью документами. Ныне за лишением меня права баллотироваться в раввины на будущее трёхлетие, я, потеряв на службе свои силы, не способен к другому занятию, с семейством, в коем ещё есть малолетние дети, требующие воспитания и поддержки, остаюсь без всяких средств к существованию. Большинство Слуцкого еврейского общества и лучшая часть его… уже вошла с ходатайством к Вашему Сиятельству о разрешении мне вновь баллотироваться в раввины. Если же среди евреев г. Слуцка и имеется небольшая партия лиц, восстающих против меня, то это потому, что я этим лицам всячески пресекаю путь к неблаговидным действиям по воинской повинности, кроме того некоторые евреи мне мстят за то, что один из моих сыновей, Лев Шапиро, в декабре месяце 1892 года перешёл в православную веру» [13, л. 53–60 об.]. Шапиро среди иных документов представил экземпляр «Минских губернских ведомостей» (№ 11 от 19 марта 1877 г.), где была опубликована его патриотическая проповедь, произнесённая в главной синагоге г. Слуцка.

Противники Шапиро тоже не дремали. 19 мая 1893 г. губернатору поступило прошение, подписанное слуцким мещанином Гершоном Рубиновичем Бермантом. В нём он характеризовал старого раввина весьма нелестно: «Метрические книги ведёт он самым неправильным образом… Не имея нигде законно-установленных помощников, он, Шапиро, довёл дело метрик до такого состояния, что нахождение какой-либо метрики составляет редкость и явление необычайное… При поверке семейных списков, пересоставленных в 1892 г., по сравнении которых с метрическими книгами, несомненно обнаружится недочёт метрик не менее до 5000, по одному городу Слуцку недосчитывают свыше 2000 метрик.

Плоды Шапиры по отсутствию метрик по г. Несвижу и м. Клецку достаточно обнаружены следствием, произведённым судебным следователем по особо важным делам Григорьевым по делам воинской повинности евреев… В г. Слуцке имеется 18 еврейских школ, ни в одной из них не имеется утверждённого начальством молитвенного правления. Неустановление молитвенных правлений делается Шапирой для избавления себя от представления книг к засвидетельствованию их членами…

Раввин Шапиро за выдачу всякой метрики взимает крайне преувеличенную плату от 50 коп. до 2-х руб. и свыше; в особенности он обобрал свою паству по целому уезду в течение 1892 года по случаю пересоставления семейных списков. Ни одна метрика не была выдана без возмездия. Каждый платил ему дань безропотно.

Считая себя членом всякого молитвенного правления и представителем еврейства, он, Шапиро, допускает большие злоупотребления по части коробочных денег, что делается в еврейских общинах уезда – это покрыто мраком неизвестности… По г. Слуцку известно, что в 1892 г. на разные общественные надобности отпущено из сумм коробочного сбора до 2000 руб., что в течение года Шапиро получал из управы деньги на починку школ и проч., а по истечении года он привёл в управу двух шамашей, служителей школ Ицко Гольдганта и Арона Хараха, и они расписались в получении всей суммы 2000 руб…

Когда стало известно время выбора, слышно было только, что Шапиро ходит по городу и собирает подписи на доверенностях с тою, конечно, целью, чтобы на выборах он имел бы своё верное большинство, а когда со стороны Вашего Сиятельства последовала накануне выбора телеграмма о недопущении его к баллотировке, то план действий у него изменился двояко: во-первых, он упросил аптекаря Лифшица стать на должность раввина, заручивши его своими доверенностями с тою целью, чтобы пока освободиться от действительно имеющих право быть раввинами Гольдгора и Каплана, и во вторых, к выборам нарочно явились подсудимые, как извощик Шапиро и другие, чтобы возможно потом было кассировать выборы…, а потом разными угрозами и руганью заставляет аптекаря Лифшица отказаться от сей должности…

Ныне Шапиро ходит по домам, собирает подписи жителей на прошениях Вашему Сиятельству и Министру Внутренних Дел о допущении его к избранию в раввины…» [13, л. 61–63 об.].

1 июня 1893 г. Шапиро вновь обратился к губернатору с той же просьбой, а 30 июня его сторонники провели общественный сход, на котором было принято решение просить власти о его допуске к участию в выборах. На сход явились более 180 человек, при чём, как убедился староста местного мещанского управления, приговор был составлен «по совершенно доброй воле и без всякого постороннего влияния» [13, л. 66–70 об.].

29 июля Минское губернское правление рассмотрело все обстоятельства и приняло решение: назначить новые выборы, раввина Шапиро к участию не допускать, ибо он «хотя и обучавшийся в б. Виленском раввинском училище, но не окончивший полного курса, а лишь выдержавший испытание на звание учителя казённого еврейского училища, в силу ст. 1083 т. XI ч. 1 Уст. Иностр. Испов. по прод. 1890 года, не может ныне занимать должность раввина», участие в выборах по доверенности не допускается во избежание злоупотреблений. Новые выборы были назначены на 11 октября. 5 октября Шапиро обратился к губернатору с просьбой «о допущении по отношении ко мне изъятия из общего закона» и даже переносе даты выборов. В пользу Шапиро 7 октября ходатайствовал и слуцкий уездный предводитель дворянства, но минский губернатор Николай Николаевич Трубецкой остался непреклонным.

Кандидатами на должность были заявлены:

1) Лев Кашин, смотритель Минского казённого еврейского училища, 48 лет;

2) Файвель Довидов Вейнгров, врач, 26 лет;

3) Гилель Исаакович Гольдгор, выпускник Слуцкой классической гимназии, 26 лет;

4) Янкель Шлиомович Выгодский, технолог, 26 лет;

5) Гирш-Соломон Вульфович Шапиро, законоучитель Елисаветградской женской гимназии, 53 года.

Всего на выборы явилось 283 жителя города. Наибольшее количество избирательных шаров получил Выгодский – 127 (неизбирательных 92), на втором месте был Шапиро – 91 (82). Эти выборы тоже прошли с нарушениями. В них участвовали бывшие подсудимые, ряд лиц не достигших установленного законом 25-тилетнего возраста, представители Выгодского пытались лоббировать своего кандидата с помощью взяток. Всего от жителей города поступило 5 заявлений с жалобами на различные нарушения.

Проверка показала, что некоторые жалобы голословные. Например, на то, что Выгодский, имеющий специальное техническое образование (закончил Санкт-Петербургский технологический институт), не имеет ничего общего со служением Богу и плохо читает по-еврейски или что он не отбыл воинскую повинность. Не подтвердились и обвинения, что Майзель (дядя Выгодского и руководитель его избирательной кампании) проводил агитацию с нарушениями закона. 5 февраля 1894 г. Минское губернское правление рассмотрело производство по выборам и утвердило в должности слуцкого общественного раввина на трёхлетие 1894–1896 гг. Янкеля-Шлиому Выгодского [13, л. 95–157].

12 апреля Выгодский был приведён к присяге и начал принимать от Шапиро дела. Последний отказался передать новому раввину должностную печать, мотивируя это тем, что «…на печати, коей я пользовался, имеется надпись: «Слуцкий Уездный Раввин», между тем как я утверждён раввином только в г. Слуцке». Причём Шапиро продолжал считать себя раввином для всех местечек Слуцкого уезда. С ним спорил Выгодский: «По моему личному убеждению сей довод неоснователен, ибо по ст. 1085 XI тома 1 части, незначительные еврейские общины причисляются к ведомству раввина ближайшего города» (в Слуцком уезде толко Несвижская община имела особого раввина, все остальные подчинялись слуцкому раввину). Выгодский просил о срочной выдаче должностной печати «какого бы ни было содержания». 22 июня правление распорядилось печать, находящуюся у Шапиро, уничтожить, а для Выгодского изготовить новую печать. Чем закончилось это противостояние, непонятно, но есть их совместное прошение губернатору, датированное 19 сентября 1894 г. о разрешении совершения богомоления в частных домах, где они подписались как «раввины Слуцкого уезда» [13, л. 194–195].

Выгодский очень часто брал отпуск в связи с болезнью, поэтому редко бывал на месте и занимался делами. Помощника у него не было, и его обязанности в этом случае временно исполнял несвижский раввин Абрам Гиршевич Эшман. С 1896 г. Эшман стал единым слуцким и несвижским общественным раввином. Вышеупомянутый Шапиро в самом конце XIX в. значился раввином только в местечке Погост (Ещё занимал должность погостского раввина в 1911 г.).

Как видим, сохранившиеся документы позволяют нам восстановить в значительной степени яркую картину религиозной жизни евреев в Слуцке в XIX в. Местная община была в это время крупной и влиятельной и проявляла постоянную заботу о существовавших в городе молитвенных школах и образовательных учреждениях. К сожалению, этому никак не способствовало нагнетание царскими властями шовинистических и юдофобских настроений в обществе. С конца XIX в. усиливается миграция евреев из местечек и мелких городов в крупные промышленные центры и за пределы Российской империи.

 

Сергей РЫБЧОНОК

Из истории религиозной жизни и образования Слуцкой еврейской общины в ХІХ в. / С.А. Рыбчонок // Архіварыус: зб. навук. паведамл. і арт. Вып. 6 / Рэд. кал.: Ю.М. Бохан (гал. рэд.)  [і інш.]. – Мн., НГАБ, 2008. – С. 187–202.

Оцифровка текста и подбор иллюстраций – Владимир ХВОРОВ

 

Иллюстрации из фотоальбома «Слуцк. Путешествие во времени».

 

Источники и литература

1. Еврейская Энциклопедия / под ред. д-ра Л. Каценельсона. Т. XIV СПб., б/д.

2. Энцыклапедыя гісторыі Беларусь Т. 6. Кн. 1. Мн. 2001. С. 346.

3. Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от принтов сведениям. Выл. Ш. Слуцкий уезд. Мн., 1879.

4. НИАБ. Ф. 299, оп. 2, д. 1114. Дело по отношению Минского губернского правления о доставлении сведений о числе еврейских молитвенных домов, синагог и раввинов по Слуцкому уезду. 1835–1842 гг.

5. НИАБ. Ф. 299, оп. 2, д. 4379. Дело по отношению Минскою губернского правления о доставлении сведений о еврейских молитвенных школах и состоявших при них должностных липах по Слуцкому уезду. 1853 г.

6. Памятная книжка Виленского учебного округа на 1874 г. Вильна, 1874.

7. НИАБ. Ф. 330, oп. 1, д. 117. Материалы переписи евреев мужского пола по г. Слуцк за 1874.

8. НИАБ. Ф. 299, оп. 2, д. 7834. Дело по отношению Минского губернского правления о предоставлении сведений о числе евреев и их молитвенных зданий для включения в сборник о состоянии иноверных исповеданий в Российской империи. 1879 г.

9. НИАБ. Ф. 299, оп. 2, д. 16713. Дело по отношению Минского губернского правления о предоставлении сведений о еврейских молитвенных школах по г. Слуцку. 1890 г.

10. Памятная книжка Виленского учебного округа за 1889/90 учебный год. Вильна, 1889.

11. НИАБ. Ф. 299, оп. 2, д. 17009. Дело по рапорту минского полицмейстера в Минское губернское правление о привлечении к ответственности слуцкого мещанина И. Косовского за тайное обучение детей. 1896–1897 г.

12. Памятная книжка Виленского учебного округа на 1900/901 учебный год. Вильна, 1901.

13. НИАБ. Ф. 299, оп. 2, д. 16973. Дело по отношению Минского губернского правления об избрании Слуцкого общественного раввина. 1893–1895 гг.

14. НИАБ. Ф. 1477, oп. 1, д. 2823.



Рыбчонок Сергей Александрович – старший научный сотрудник отдела генеалогии, геральдики и нумизматики Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент.

Рыбчонок Сергей АлександровичРодился 7 сентября 1966 г. в г. Минске. В 1990 г. закончил исторический факультет Белорусского государственного университета. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Источники массового происхождения по генеалогии Беларуси середины XVII – начала XX в. (по материалам Национального исторического архива Беларуси)» 28 октября 2010 г.

В 1990–2009 гг. работал научным сотрудником в Национальном историческом архиве Беларуси. Работает в должности старшего научного сотрудника: с апреля 2013 г. по январь 2016 г. – отдела специальных исторических наук и информационно-аналитической работы, с января 2016 г. – в составе отдела генеалогии, геральдики и нумизматики Института истории НАН Беларуси.

Разрабатывает широкий круг вопросов генеалогии, истории, источниковедения Беларуси периода Средних веков и Нового времени.

Автор более 80 научных статей по истории, генеалогии и источниковедению Беларуси, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях.

Тел.: (+375 17) 284–02–20
E-mail: rybchonok@bk.ru