Краткая история летосчисления от Рождества Христова

Краткая история летосчисления от Рождества Христова

27.12.2016

Любой современный человек, спроси его, какой сейчас год, не задумываясь, ответит – год 2010-й. Спроси его, какая сейчас эра – он удивится, но ответит, что сейчас «наша эра». А дату «год 2010-й нашей эры» можно записать как «год 2010-й от Рождества Христова». Иначе говоря, почти все современное человечество, не особенно задумываясь об этом, живёт по летоисчислению от даты рождения Иисуса Христа.

Однако далеко не каждый сможет ответить, как, когда и где была вычислена эта самая дата «Рождества Христова», а самое главное – когда система отсчёта лет от этой даты стала настолько привычной, что сегодня мы даже не задумываемся о её происхождении?

Попытаемся найти ответ на этот вопрос. Для этого нам придется вернуться далеко назад во времени, в глубокое прошлое, и дойти до основателя христианской религии – самого Иисуса Христа.

Споры об историчности Христа, то есть о том, является ли Иисус Христос реальным историческим лицом, ведутся в среде учёных и знатоков богословия до сих пор. Однако большинство историков в наши дни склоняются к выводу, что, скорее всего, в основе мифа о Христе лежит реальный человек – вероятно, это был глава небольшой религиозно-философской секты, близкой к иудаизму, а также бродячий проповедник и самопровозглашённый «пророк» и «мессия». Персонажей, подобных Христу, было немало в Палестине в те времена (I век до н.э – I век н.э), что было обусловлено общим кризисом иудаизма и влиянием на иудеев эллинистической философии.

Очевидно, Христос действительно был распят на кресте – распространённым в Римской Империи способом казни опасных преступников и смутьянов. Однако, последовавшая вслед за смертью Христа, активная проповедническая деятельность и фанатизм его сторонников привели к широкому распространению в Средиземноморье нового религиозного учения, и, в конце концов, к утверждению его как официальной религии Римской Империи в начале IV века нашей эры.

При этом, как это ни покажется странным, вопрос о точной дате рождения Христа очень долго не был важным для христиан. Проходящие года первые христиане отсчитывали вовсе не от даты рождения Иисуса. Счет лет в разных частях огромной Римской Империи и за её пределами вёлся по своим местным, традиционным летоисчислениям («эрам»). Некоторые люди в то время могли считать года «от разрушения Иерусалима» (69-й год н.э.), другие «от основания Рима» (753-й год до н.э.), очень популярна в поздней Римской Империи была «эра Диоклетиана» (284-й год н.э.). На Востоке использовали свои собственные «эры» – «от сотворения мира» (т.н. «Константинопольская эра»), «эра Набоссара», «после Александра Македонского» и другие. Все эти «эры» брали своё начало от начала правления или смерти какого-то правителя, важного события, или даже от мифического момента сотворения мира.

Император Константин IДаже праздник Рождества в первые века существования христианской религии был вовсе не самым важным празднеством (своё значение он приобретёт только в Средние Века). Рождество христиане начали отмечать только в III веке, вначале оно приходилось на 6 января, а затем на 25 декабря, скорее всего, потому, что на конец декабря приходится зимнее солнцестояние, имеющее традиционно большое сакральное значение во множестве культур и религий. Так, на 25 декабря приходился день почитания иранского языческого бога Митры, чей культ был широко распространён в поздней Римской Империи, и христиане, таким образом, стремились вытеснить «языческий» праздник. Римляне же, именно 25 декабря праздновали День Солнца. Таким образом, привязывая свои праздники к широко известным языческим праздникам, христиане стремились расширить число своих сторонников и облегчить новым верующим переход из язычества в веру Христа, а также вытеснить «языческие» памятные даты, заменив их своими. Отсутствие традиции празднования Рождества первыми христианами связано также с тем, что самые первые последователи веры Христа были евреями, у которых в принципе было не принято отмечать Дни Рождения.

Главной же датой в году для ранних христиан была, без сомнения, дата годовщины важнейшего места в библейском мифе о Христе – смерть на кресте и воскрешение Спасителя. Так как эти события произошли в еврейский праздник «Песах» – праздник годовщины Исхода евреев из Египта под руководством Моисея, то «Песах» автоматически стал и главным праздником христиан. Это было тем легче, что раннее христианство, по сути, вышло из религии древних евреев. Постепенно, из-за разнообразных звуковых искажений при передаче еврейского слова на греческом и латыни, «Песах» превратился в слово «Пасха».

Никейский соборПосле периода бурного развития и распространения, гонений со стороны римских властей, внутренних расколов и споров, христианство, наконец, стало официальной религией Римской Империи при императоре Константине I (323–337 н.э.). Сразу же встал вопрос о внесении единообразия в обряды, тексты писаний, догматы и даты праздников – в те времена в христианстве было множество отдельных направлений и течений (несторианство, арианство, манихейство и другие), которые яростно спорили между собой по тем или иным богословским вопросам. Наконец, местные Церкви в разных частях огромной Римской Империи многие обряды и праздники отправляли не так, как в других местах. Одним из важнейших спорных вопросов стал вопрос о дне праздновании Пасхи.

Для разрешения всех этих спорных моментов в 325-м нашей эры году был созван первый Вселенский (т.е. всехристианский) церковный собор (съезд) в городе Никея (ныне Изник, Турция) в Малой Азии. На соборе присутствовало множество легатов из всех концов христианского мира, и немало епископов, впоследствии причисленных к лику святых (например, Святитель Николай, или Александр Александрийский). Председательствовал на соборе сам император Константин I.

На соборе были приняты основные догматы и постулаты христианской веры, включая Символ Веры (формула вероисповедания). Среди прочего, Собор также чётко установил время празднования Пасхи: в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (каждый год это разная дата). Одновременно с этим были составлены Пасхалии – таблицы вычисленных дат празднования Пасхи в следующие годы.

Здесь можно остановиться и спросить – но как это все связано с летосчислением от «Рождества Христова»? Как ни странно, но самое непосредственное. Столь длинная «пасхальная» история приведена тут потому, что именно вопрос о дате празднования Пасхи оказал решающее влияние на появление счета лет от даты рождения Христа.

Вернёмся к нашему повествованию. В последующие за Никейским собором годы Пасхалии неоднократно уточнялись и продлевались разными церковными деятелями. В 525-м году папа римский Иоанн I (523–526) озаботился необходимостью в очередной раз дополнить пасхальные таблицы. Эта работа была поручена учёному римскому аббату Дионисию (Дени), получившему прозвище Малый из-за своего небольшого роста, который уже ранее отличился собиранием документов по работе Никейского и других Вселенских соборов.

Дионисий (годы жизни его, увы, неизвестны), принялся за работу, и вскоре составил новые пасхальные таблицы. Однако он столкнулся с тем, что его таблицы, как и первые Пасхалии, датировались «эрой Диоклетиана». Римский император Диоклетиан (284–305) был выдающимся императором Рима и реформатором Империи, но среди прочего – известным гонителем христиан. Начало эры его имени приходилось на начало его правления (284-й год по нашему счету). «Эра Диоклетиана» была очень популярна в IV-VI веках для отсчёта лет в Европе и на Ближнем Востоке.

Дионисий высказал мнение, что не подобает христианам светлый праздник Пасхи хоть как-то связывать с личностью жестокого «языческого» императора и гонителя христиан. Иначе говоря, нечестиво датировать Пасхалии «эрой Диоклетиана». Но чем её заменить?

Как уже говорилось выше, в то время в Европе и на Ближнем Востоке использовалось сразу несколько систем летосчисления – «от основания Города» (она же «от основания Рима»), «от сотворения мира» и другие, но ни одна не являлась чисто «христианской». Даже датировка «от сотворения мира» вела своё происхождение из Ветхого Завета, то есть, от евреев, кроме того, она широко использовалась в Византийской Империи. В Византии же находилась Константинопольская церковь, с которой у римских пап всегда были очень сложные отношения.

Дионисий МалыйВ этой ситуации Дионисий предложил нечто совершенно новое – использовать в пасхальных таблицах счёт лет от года рождения Иисуса Христа. Однако тут оказалось, что точной даты рождения Христа за более чем 500 лет существования христианства никто не высчитывал! Это может вызвать удивление, но пять веков христиане прожили, даже не зная точной даты рождения своего Бога!

Тогда аббат Дионисий сам вычислил год рождения Христа – согласно его подсчётам, это оказался год 284-й до эры Диоклетиана, или 753-й год «от основания Рима». Таким образом, текущим годом для самого Дионисия был 525-й год после рождения Христа («от Рождества Христова»). В качестве дня рождения Христа Дионисий взял уже установившуюся традиционную дату – 25 декабря.

Нам неизвестно в точности, как Дионисий проводил свои расчёты. Сегодня мы может лишь предположительно восстановить ход его мыслей и вычислений.

Без сомнения, что Дионисий опирался в своих вычислениях на евангельские тексты – иного источника сведений о жизни Христа у него просто не было. Однако тексты Евангелий содержат весьма туманные свидетельства, что Христос был «лет около 30» в момент распятия. В каком именно году Христос родился, и в каком точно году его распяли, евангелические тексты вовсе не сообщали. Единственной подсказкой Дионисию могло служить только прямое указание в Евангелиях, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, в праздник Пасхи (вернее, тогда ещё «Песах»).

Ближайшим к Дионисию годом, когда Пасха приходилась бы на воскресенье 25 марта, был 279-й год «эры Диоклетиана» (563-й год нашей эры). От этого числа Дионисий отнял 532, а затем ещё 30, и получил год 284-й до начала эры Диоклетиана в качестве первого года жизни Христа.

Но что за странные числа отнимал Дионисий? Число 30 – указание на возраст Христа в момент распятия («лет около 30»). Число, мягко говоря, не самое точное, но с ним, по крайней мере, все просто и ясно. А число 532?

Число 532 – это так называемый «Великий Индиктион». Число 532 играло большую роль при вычислении Пасхалий в те времена. «Великий Индиктион» состоит из перемножения двух чисел – «круга Луны» (19) и «круга Солнца» (28). Действительно, 19х28=532.

«Круг Луны» – это число лет (19), через которое все фазы Луны приходятся на те же самые числа месяца, что и в предыдущий «круг». Что касаемо «круга Солнца», то 28 – число лет, когда все числа месяца приходятся снова на те же самые дни недели в юлианском календаре, что и в предыдущий «круг».

Т.к. Пасха, согласно постановлениям Никейского собора, привязана к первому воскресенью после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, то спустя каждые 532 года (число «Великого Индиктиона») Пасха будет приходиться на одно и тоже число. И если Пасха попадала на воскресенье 25 марта в евангельской записи о распятии Христа, а ближайшая к Дионисию Пасха с такими же параметрами была в 279-м году «эры Диоклетиана», то предыдущее выпадение такой же Пасхи было в 254-м году до наступления эры Диоклетиана. Оставалось отнять ещё 30 лет (предполагаемый возраст Христа в момент распятия) и получить год рождения Христа, ставший 1-м годом новой эры.

Нетрудно заметить, что вычисление даты рождения Христа Дионисием, опиралось на весьма обрывочные и местами вольно трактуемые сведения из библейских текстов. Кстати, в настоящее время предположительная дата рождения Христа приходится по разным теориям и предположениям историков на интервал с 12 по 4 года до н.э., так что Дионисий все равно ошибся.

Как бы то ни было, но Дионисий сделал своей дело – основал новую эру, где счёт лет вёлся от даты рождения Иисуса Христа. Однако сам Дионисий даже не знал этого – новую датировку он придумал исключительно для своих Пасхалий и более нигде её не применял. В итоге, его счёт лет очень долго так и оставался исключительно придумкой Дионисия для Пасхалий. В Риме по-прежнему предпочитали летосчисление или «от основания Города», или «от сотворения мира». Второй вариант был также основным в Византийской Империи и вообще в христианских Церквях на Востоке.

Лишь в начале VIII века учёный англосаксонский монах и богослов из Нортумбрии по имени Беда Достопочтенный (673–735), впервые использовал летосчисление Дионисия вне пасхальных таблиц, применив его для датировки событий в своём знаменитом историческом труде «Церковная история народа Англов» («Historia ecclesiastica gentis Anglorum»), которую он закончил около 731 года. Счёт лет от рождения Христа у Беды назывался «годы от Явления Господа».

По сути, Беда заново открыл и ввёл в широкое употребление счёт лет Дионисия, чему способствовала большая популярность его исторического труда. Скорее всего, появление отсчёта лет как «годы от Явления Господа» в труде Беды произошло только потому, что значительная часть хроники англосаксонского монаха посвящена вопросам вычисления дат празднования Пасхи, а, значит, Беда не мог не воспользоваться Пасхалиями Дионисия.

В 742 году дата, записанная как «год от Рождества Христова» впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев майордома (военно-политического правителя) Франкского государства Карломана (741–747). Скорее всего, это появление даты, записанной в годах от рождения Христа, явилось самостоятельной инициативой франков, независимо от труда Беды.

Беда ДостопочтенныйВо времена императора франков Карла I Великого (774–814), отсчёт лет от рождения Христа («от воплощения господа нашего»), уже широко распространяется в его государстве в официальных документах двора. IX век окончательно вводит привычное нам летоисчисление в разного рода юридические и политические документы Европы, а начиная с X века большая часть документов, хроник и указов королей в Западной Европе датированы именно годами по Христу. При этом, датировка имела разные названия – «от воплощения Господа нашего», «от прихода Господа в мир», «от рождения Господа», «от Рождества Христова» и т.д.

В конце концов, общеупотребительной в Европе при записи года стала формулировка «от Рождества Христова», или в латинском написании – «Anno Domini» (дословно «Год Господа»). Краткой формой было «от Р.Х.» – «A.D.».

Интересно, однако, что в канцелярии римских пап, откуда и появилась новая эра, новое летоисчисление приживалось медленнее, чем в указах и законах светских правителей – лишь в X веке запись датами от рождения Христа начинает часто применяться в актах Престола Святого Петра, а обязательной дата «A.D.» в папских документах стала только в XV веке. Таким образом, католическая церковь полностью и окончательно приняла изобретённый её же служителем, аббатом Дионисием, счёт лет только спустя почти тысячелетие. Большая часть светских государей перешла на эру от Христа гораздо раньше церковников – последней страной в Западной Европе, которая это сделала, стала Португалия в 1422-м году.

На Востоке, однако, православные христиане по-прежнему использовали «Константинопольскую эру» – счёт лет «от сотворения мира». В России, где православие имело византийские корни, ещё очень долго использовали счёт «от сотворения мира» и лишь в 1699-м году указом Петра I (1689–1725), был введён счёт лет «от Рождества Христова», с формулировкой в указе «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах». Таким образом, за 31 декабря 7208-го года «от сотворения мира» последовало 1 января 1700-го года «от Рождества Христова». Введение в России счета лет в уже устоявшейся в Европе христианской эре являлось одним из шагов в реформах Петра I, призванных повернуть Россию на западный путь развития.

В XVIII-XX веках распространение в мире эры от рождения Христа продолжалось. Имеющая религиозный оттенок формулировка «от Рождества Христова» в названии эры, постепенно была заменена на более нейтральную: «наша эра». Т.е. все годы до года рождения Христа стали именовать «года до нашей эры», а после – «года нашей эры». За 1-м годом до нашей эры следовал 1-й год нашей эры. В настоящее время летосчисление по «нашей эре» используется практически во всех странах мира. Даже мусульманские страны, которые считают года «от Хиджры» (года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622-м году), порой используют «мусульманскую» эру во внутренних документах, но для внешнеполитических вопросов предпочитают все же «нашу эру».

Без сомнения, введение единой системы христианского летосчисления было во время Средних Веков важнейшим шагом в религиозной и культурной консолидации западного мира. Однако позже, с присвоением эре нейтрального обозначения «наша эра», религиозная подоплёка исчезла, и теперь христианское летосчисление превратилось просто в стандартный и понятный всем инструмент отсчёта лет, которым мы и пользуемся сегодня, даже не вспоминая о причинах и истории его появления.

 

 

Артур БОГАТЫРЕВ