Семинария Преосвященного Виктора. 1785–1812

Семинария Преосвященного Виктора. 1785–1812

05.01.2013

Учреждение Минской духовной семинарии относится ко времени, когда Речь Посполитая доживала последние годы своего существования, а Российское государство все более усиливало своё влияние на польские дела, в том числе и в сфере защиты прав православных.

До 1772 г. на территории Речи Посполитой находилась лишь одна православная епископская кафедра – Могилёвская. Однако после этого года, после первого раздела Речи Посполитой, Могилёв отошёл к России и оставшиеся под властью Польши православные были лишены епископского окормления. Пожалуй, единственным центром православной жизни в этом католическом государстве оставался Слуцк. Издавна архимандриты слуцкого Троицкого монастыря именовались наместниками киевского митрополита и зачастую имели право надзора и суда над всеми православными в центральных и западных пределах Речи, при богослужении пользовались епископскими атрибутами: жезлом, дикирием, трикирием, рипидами, орлецами, совершали каждение по архиерейскому чину, во время «Херувимской» принимали Святые Дары, стоя в царских вратах.

После смерти Слуцкого архимандрита Павла Волчанского, по рекомендации могилёвского архиепископа Георгия Конисского, решением Священного Синода от 25 октября 1783 года «на заграничную в Польше Слуцкую Троицкую архимандрию» был назначен игумен Виктор Садковский.

В начале 1785 года между Санкт-Петербургом и Варшавой было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитлой православной епископской кафедры. Тогда же киевский митрополит Самуил Миславский и архиепископ Георгий Конисский рекомендовали Виктора Садковского как достойного кандидата на эту кафедру. Указом от 27 марта 1785 г. императрица Екатерина предписала Синоду посвятить слуцкого архимандрита Виктора Садковского в викарного архиерея Киевской митрополии с титулом «епископ Переяславский и Бориспольский» и иметь ему пребывание в том же Слуцком монастыре, где он является настоятелем. А 15 мая 1785 года новым указом императрицы было предписано синоду «учредить для пользы Церкви Православной и просвящения исповедающих закон наш в Польше, семинарию при коадъюторе (викарии) Киевской митрополии».  Учреждаемая семинария была единственным высшим православным учебным заведением во всей Речи Посполитой, на территории которой все православные подпадали попечительству епископа Виктора. Тотчас по своём рукоположении в Киеве (9 июня 1785 г.) преосвященный Виктор стал заботиться об устройстве семинарии. Так, заручившись содействием митрополита Самуила, он обратился в Киевскую Академию с просьбой прислать способных учителей. Ему были рекомендованы два воспитанника – Иллекевич и Дурдуковский, которые и согласились занять учительские места в Слуцкой семинарии. Эти учителя, снабжённые инструкциями и указаниями относительно открытия классов, вместе с епископским обозом были отправлены в Слуцк. Тогда же владыка Виктор предписал входившим в состав его обширной епархии духовным правлениям собирать из детей священнослужителей учеников для отправки их в Слуцк.

Здесь следует сказать, что семинария основывалась не на пустом месте, Слуцк уже имел богатую историю духовного просвещения. Ещё в 50–70-х годах ХVI века при дворе Слуцких православных князей Олельковичей существовала школа. Вначале ею руководил бежавший от преследования церковных и гражданских властей бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. Он принадлежал к так называемой партии «нестяжателей». Основное ядро этой церковной группы составляли духовные наследники великого русского исихаста конца ХV - начала ХVI веков преподобного Нила Сорского. Старец Артемий, как и все «нестяжатели», считал, что монастыри не должны выступать как крупные землевладельцы с крепостными крестьянами, так как «мирские попечения» противны данному монахом обету «нищеты во Христе», выступал против пыток и казней по отношению к еретикам. Прибыв в Слуцк между 1555 и 1560 годами, под покровительством князя Юрия II, Артемий находился здесь, вероятно, до самой смерти, последовавшей около 1575 г. Находясь в Слуцке, старец Артемий не только руководил школой, в которой изучалось богословие, славянский, латинский, древнегреческий языки и, возможно, другие предметы, но написал не менее 9 богословских писем, в которых одних вразумлял и обличал в различных ересях – лютеранстве, кальвинизме, социанстве, которые в это время сильно распространились в ВКЛ, других подкреплял в православии и благочестии . Захария Копыстинский, архимандрит Киево-Печерского монастыря, в своей «Палинодии» (ХVII в.) даёт такой отзыв о старце Артемии: «Преподобный инок, споспешествующу ему Господу, в Литве от ереси арианской (так называли социанство) и лютеранской многих отвернул, а через него Бог исправил, же ся весь народ русский в Литве от ереси тыи не перевернул».  В своих посланиях старец Артемий использовал кроме библейских текстов и творения таких отцов Церкви как Нила Сорского, Василия Великого, Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита. Таким образом, благодаря деятельности Артемия, Слуцк оказался в фокусе лучших традиций не просто русского, но и вселенского православия.

После Артемия Слуцкую школу при княжеском дворе возглавил его ученик Марк Сарыхозин. В начале ХVII в. эта школа уже не существовала.

В начале ХVII в. при поддержке Слуцкого князя Януша Радзивилла, кальвиниста, и его жены святой Софии Юрьевны Олелькович мещанами города Слуцка бало создано Преображенское братство. Оно существовало как организация, боровшаяся против окатоличивания. До конца ХVIII в. при братстве существовали библиотека и школа.  Именно попечением Преображенского братства и по приглашению епископа могилёвского архимандрита слуцкого Феодосия Василевича с 6 декабря 1677 г. по 29 января 1679 г. в Слуцке при братском монастыре трудился на интеллектуальной ниве тогда ещё молодой, но уже известный своими научно-богословскими познаниями иеромонах Димитрий Саввич Туптало, будущий митрополит Ростовский, автор Жития святых.

В 1728 г. упоминается учитель и ученики при Слуцкой Николаевской церкви.

Следует отметить, что уже с начала ХVIII в. влияние православной церкви в Речи Посполитой, в результате резко усилившейся католической реакции, неуклонно падало. Так, на 1772 год в 14-ти белорусских поветах оставались только 143 православных прихода (из них 59 находились в Слуцкой, Петриковской, Мозырской протопопиях), подчинявшихся Слуцкой Троицкой архимандрии. Униатских же и католических приходов было 1199 и 283 соответственно.

В 1760 году 10 декабря Слуцкий архимандрит Досифей после ревизии православных монастырей и храмов отмечал в своём доношении киевскому митрополиту Арсению Могилянскому, что от Успенского Забудовского монастыря (ныне в Подляском воеводстве Польши), далее через 60 миль к Слуцку нет ни одной православной церкви; в княжествах Копыльском и Слуцком при храмах служат лишь пожилые и малообразованные священники. «А то с тое причины, – отмечает архимандрит Досифей, – что везде шляхта превращена к папе, а убогие прохожие и сами в великих утеснениях и презекуциях от панов своих». И уже в письме от 27 апреля 1761 года к русскому послу в Варшаве Ф.М.Воейкову Досифей Галяховский писал, что борясь с невежеством и суевериями среди духовенства и прихожан, которые способствуют отпадению их в унию и латинство, завёл в Слуцке семинарию: «достал православных профессоров, а великое множество поповских детей, весьма к наукам способных, имеется» и просил, ввиду бедности, исходатайствовать у российского правительства такое же жалование, какое недавно было определено на новозаведённую Могилёвскую семинарию.  Преемник Досифея Галяховского по Слуцкой архимандрии, Павел Волчанский, в письме от 1768 года к киевскому митрополиту Арсению писал, что при его предшественнике уже обучалось в «коллегиуме» более 70 учеников, однако за время перед новым назначением архимандрита «кто по домам, кто по разным местам разбрелися». Так же архимандрит Павел отмечал, что школа уже существует, есть и общежитие для сирот и нищих детей священнических и что в прошлом 1767 году обучалось 15 человек, и набирается ещё большее число учеников, однако нет способного преподавателя, сам он архимандрит весьма занят. Поэтому слуцкий архимандрит просил у митрополита благословения занять должность учителя виленскому проповеднику иеродиакону Иоасафу Статкевичу. «Сие дело, – писал архимандрит, – зде весьма нужное есть, наипаче до детей священнических, кои при отцах своих возрастают без всякой подлежащей к сященническому чину адукации. А потому между соседями своими, то есть между католиками и диссидентами (протестантами), за свою крайнюю простоту и невежество и сами отцы их бывают в крайнем презрении, поругании и посмеянии».  Здесь следует отметить, что в это время в Слуцке действовали кальвинский конквит с 6-ти – 10-ти годичным сроком обучения и куда бесплатно принимали без различия вероисповедания, а так же иезуитская школа среднего типа.

Митрополит Арсений благословил деятельность слуцкого православного коллегиума и положительно решил вопрос о преподавателе. Этот коллегиум, вероятно, первоначально находился в братском Преображенском монастыре и лишь теперь, при Павле Волчанском был переведён в Троицкий монастырь.

Этот коллегиум, называемый также семинарией, существовал и при Викторе Садковском, когда он стал слуцким архимандритом. Однако, это заведение не было в полном смысле этого слова семинарией, которая должна давать по современным понятиям, полное среднее специальное образование, а лишь школой русской, польской и латинской грамоты и начатков христианского учения. Окончившие её мальчики поступали в слуцкий кальвинский конквит или в гражданские поветовые школы. Тогда же в Слуцке существовала ещё т.н. «дьяковская» (дьяк – чтец, пономарь) школа при слуцком женском Ильинском монастыре. Архимандрит Виктор, который в своё время около 15 лет был учителем и префектом (лат. Praefectus – начальник, глава, заместитель ректора) Могилёвской духовной семинарии, не мог не обратить внимание на состояние православного образования в Слуцке. Прибыв в Слуцк в середине декабря 1783 г. на должность архимандрита, Садковский немедленно предписал разослать по архимандрии универсалы, чтобы духовенство непременно доставляло своих детей в «школы», снабжая их одеждой и провизией, планировал учредить женское училище при Ильинском монастыре.  И вот, через полтора года, – 15 мая 1785 года вышел Указ о создании настоящей семинарии в Слуцке.

Такая семинария представляла собой полную среднюю специальную школу. Весь курс обучения делился на классы: фару (русский), инфиму, грамматику, синтаксиму, пиитику, риторику, философию и богословие.

Занятия начались 15 сентября 1785 года. Первыми учащимися и стали воспитанники ранее существовавших в Слуцке школ коллегиума при Троицком монастыре и «дьяковской» школы при Ильинском. Число их не превышало 25 человек. Они были распределены сообразно ранее приобретённым познаниям и составляли классы грамматики и синтаксисмы. Ректором являлся сам преосвященный Виктор, префектом был назначен Пантелеймон Корбут-Иллекевич, который непосредственно и управлял семинарией. Обучение проходило в помещении монастырской трапезной.

Учебный процесс устраивался медленно и постепенно. Возникали проблемы с призывом детей церковно- и священнослужителей для обучения. Отцы-священники не хотели отправлять своих сыновей, во-первых, по новизне самого дела, не видя в этом особого смысла. Ввиду сословности общества, священнические сыновья по достижении соответствующего возраста (25 лет) и женитьбы и так были представляемы для посвящения в сан, а, ввиду расстроенности, из-за постоянных утеснений со стороны католиков, строя церковной жизни, требовать от кандидатов во священство более чем знания хода богослужения было невозможно, да и не кому – с 1772 г. в Речи Посполитой не было ни одного православного епископа и для посвящения в сан нужно было ехать за границу. Приобретать знания детям для гражданской службы также было неперспективно – православным на государственные должности ход был закрыт, устроиться на службу православному к католику-магнату тоже было нереально. Во-вторых, дети, обучающиеся в семинарии, должны были находиться на своём содержании, что было обременительно для большинства отцов-священников, живущих крайне бедно, имеющих доход лишь с небольшого земельного участка и с пожертвования за требы, обыкновенно случайного и незначительного по малочисленности православных, окружённых иноверцами. В-третьих, препятствовало присылке детей в семинарию слишком отдалённое, иногда до 420 вёрст, расстояние Слуцка от местожительства священников Петриковской, Давидгородской, Мозырской, Пинской, Речицкой и других протопопий. Стремясь придать присылке детей в семинарию планомерный характер, епископ Виктор распорядился, чтобы Слуцкая консистория требовала от духовных правлений протопопий присылки ежегодных ведомостей о высылаемых для обучения и остающихся по малолетству священнических детей.  По требованию преосвященного Виктора в Семинарию были доставлены дети с 10 до 25 лет.

Заботился владыка и об обеспечении семинарии необходимыми учебными пособиями, о пополнении учительского состава. Так, в конце 1787 года по его требованию в Комиссию народных училищ и в Московскую Синодальную контору, за счёт семинарии, были присланы буквари, прописи, географические карты, глобусы, а также Изъяснение воскресных Евангелий, Книга о должностях человека, Механика, Начальная естественная история, Краткое руководство к математике, Всемирная история, Пространное землеописание России и прочее. В том же 1787 учебном году к двум уже имевшимся преподавателям прибавился ещё Яков Мурашкин, учительствовавший в младших классах.

Сильно помешало нормальному установлению учебного процесса начатое польскими властями гонение на православных. Было сфабриковано дело о якобы готовящемся бунте. Открывшийся в Варшаве 1788 года сейм объявил о разрыве с Россией. Была назначена особая военная комиссия для подавления подготавливаемого бунта, на места были посланы приказы о розыске «русских бунтовщиков». Предводителем бунтовщиков объявили епископа Виктора Садковского. 21 апреля 1789 года сейм постановил арестовать его и отправить для допроса в Варшаву, однако арестован владыка Виктор был ранее официального постановления – 19 апреля 1789 года по дороге из Грозовского монастыря в Слуцк. Сразу после ареста епископа Виктора был конфискован и архив консистории в Слуцке, а вместе с ним – и семинарская библиотека, которую отвезли в Несвижскую крепость. Из-за отсутствия свободных помещений многие книги были утеряны, другие испорчены. Как впоследствии писал преосвященный Виктор, семинария «была в конец разорена». Лишившись своего ректора, семинария некоторое время продолжала действовать ещё до июля 1790 года. При этом одни ученики были уволены из семинарии до нового её открытия, другие, достигшие классов синтаксиса и риторики были уволены по возрасту, а те, кто уже обучался в классе риторики в течение 1 или 2 лет, были уволены с аттестатами, как окончившие курс учения, т. к. высших классов – философского и богословского ещё не было (до 1803 года). За время от открытия семинарии в 1785 году до ареста Садковского в 1789 году, общая численность учеников, вместе со значительным количеством кандидатов во священство, проходивших здесь краткие курсы и сдававших экзамен, составила около 100 человек.

Между тем, Россия, до того занятая войной со Швецией и Турцией, заключив с этими странами мир, направила свои военные силы в пределы Речи Посполитой. К лету 1792 года русские войска овладали правобережной Украиной, а также Виленщиной и Минщиной. Под натиском этих обстоятельств, по требованию русского посла в Варшаве Я.И.Булгакова, польский король подписал 19 июля 1792 года распоряжение об освобождении епископа Виктора, которое и было исполнено. 11 ноября 1792 года была восстановлена работа епархиальной консистории в Слуцке. С возобновлением работы консистории владыка предписал ей немедленно восстановить семинарию и собирать в неё учеников. Выполняя повеление, консистория 30 ноября разослала духовным правлениям указы, где предписывалось «всех, обучавшихся уже в семинарии, достигших к начатию учения латинскому языку, истребовать к 1 числу января месяца следующего 1793 года в Слуцкую Его Преосвященство семинарию». 29 ноября преосвященный Виктор получил деньги от Российского казначейства на своё содержание, а также на содержание консистории и семинарии. 8 января 1793 года семинария в составе 31 учащегося открыла новый учебный процесс. Как и прежде, возникали трудности с призывом в семинарию священнических сыновей. Так из этого числа учеников, кроме двух, все остальные были из Слуцкой протопопии. В октябре 1793 года префект Корбут-Иллекевич доносил Садковскому, что многие дети священников, по возрасту годные к учению, частью находятся в домах родителей, а частью обучаются в иезуитских семинариях – Пинской и Дубровицкой. По повелению владыки Виктора консистория послала «нарочных», чтобы принудительно и без отговоров забирать годных к обучению священнических детей в возрасте от 10 до 25 лет в семинарию под страхом лишения отцов приходов. Эта мера имела некоторый успех – к началу 1794 года к уже обучавшимся детям прибавилось ещё 16 человек.

Ещё 27 марта 1793 года по повелению русской императрицы Екатерины II был объявлен Манифест о вечном присоединении к России Витебской и Минской губерний, а также восточных половин Изяславской и Брацлавской губерний на Украине. Из этих трёх новообразованных российских губерний составлялась одна епархия. В управление её назначался Виктор Садковский с титулом архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского. Наконец, Православная Церковь на этих землях обрела внешнее спокойствие. Однако, внутреннее состояние новообразованной епархии находилось в значительном расстройстве. Многие приходы не имели священников, монастыри находились в разорении. Владыке Виктору с трудом удавалось находить достойных кандидатов в священники, ещё труднее было находить монахов для опустевших монастырей. Всех церквей в Минско-Изяславско-Брацлавской епархии насчитывалось около 329, а священников для них не набиралось и на половину. Тем не менее, в первые месяцы пребывания Садковского в Слуцке (после освобождения из польского заключения, с 20 марта 1793 года) ни одно его литургическое служение не проходило без посвящения в сан. И конечно, в вопросе подготовки священнических кадров владыка Виктор опирался на вверенную его попечению семинарию.

В 1794 году состоялся третий раздел Речи Посполитой. Новоприсоединённые к России Гродненщина и Виленщина также были включены в состав Минской епархии. А высочайшим указом 12 апреля 1795 года эта огромная епархия разделялась на две – Брацлавско-Подольскую и Минско-Волынскую. Для управления украинской частью Минско-Волынской епархии назначался подчинённый Виктору Садковскому епископ с титулом Житомирского. Этим же указом архиерейская кафедра Минско-Волынской епархии переносилась из Слуцка в Минск, однако на деле это произошло только в 1799 году. С этого момента семинария, находившаяся в Слуцке, приобрела название Минской, которое и носит до сих пор.

В 1796 году Святейший Синод на место скончавшегося киевского митрополита Самуила переместил черниговского владыку Иерофея, а в Чернигов – епископа Виктора Садковского, его же место занял епископ Иов Потёмкин, пребывавший на Минской кафедре до начала 1812 года. Постоянным местопребыванием владыки Иова становится город Минск.

При преосвященном Иове образовательный процесс находящейся в Слуцке семинарии входит в стабильное русло. Если первоначально после двух-трёх лет обучения нередки были случаи поступления учеников во священники и дьяки (чтецы), то позже такая практика, несмотря на довольно частые просьбы со стороны как воспитанников, так и их отцов об увольнении из семинарии (основным мотивом была болезнь или «слабость сил» родителей), не находила поддержки у семинарского начальства. Количество обучающихся в семинарии неуклонно росло и, например, в 1809 году достигало 146 человек. В 1803 году открылись высшие – фолософский и богословский классы. До того аттестаты выдавались окончившим двухлетний риторический класс. Например, в 1790 году студенту Прорвичу (правда, учившемуся 1 год в риторическом классе) был выдан аттестат следующего стандартного содержания: «Объявитель сего, Слуцкой благочестивой семинарии студент, ведомства пртопопии Слуцкой, села Завшиц, умершего священника Феодора Прорвича сын Яков Прорвич, с 1785 г., месяца сентября 15 дня начав учение от низших классов продолжал оное по сей 1790 год до риторики, которой обучался через 1 год с успехом изрядным, жития и состояния был честного и добропорядочного, в пороке и подозрении никаком не был, дел до него никаких не касалось, за которые б он обвинён, или штрафован был: ныне же, по прошению его от оной семинарии он, Прорвич, уволен, во уверение чего из оной семинарии за подписом и при печати ему, Прорвичу, дан сей аттестат 1790 года, июля 8 дня. Слуцк. Семинарии префект Пантелеймон Корбут-Иллекевич. Писарь Ив.Когодовский. №7. (К аттестату приложена именная печать Иллекевича). Первый выпуск студентов богословия был в 1808 году и состоял всего из четырёх человек.

Учебный процесс начинался 1 сентября и оканчивался в июле. Помимо занятий ученики регулярно должны были посещать богослужение, по воскресным и праздничным дням перед ними публично изъяснялись православный катехизис и дневные чтения из евангелий.

Преподаватели семинарии, за некоторыми исключениями, не состояли в священном сане. Учителя, на неоднократные запросы Святейшего Синода: есть ли из преподавателей желающие поступить во священники или принять монашество, – обыкновенно отказывались. Преподаватели-миряне причислялись к государственным чиновникам и за выслугу лет и усердие по службе имели право награждения чинами. Так, по императорскому указу от 1804 года префекты могли производиться в чин 9 класса, а учителя – 12 класса. Однако в то время таких было немного, т. к. редко кто выслуживал положенный 10-летний срок. В более выгодном материально-общественном положении были те преподаватели, которые имели священный сан или монашество. Преподаватели, постригавшиеся в монахи, как правило, сразу рукополагались в иеромонахи. А по указу императора Павла от 1799 года иеромонахи, занятые педагогической деятельностью, приписывались к городскому собору и получали часть его доходов. Например, таким иеромонахом в Слуцкой семинарии во время минского владыки Иова был преподаватель риторики российской и латинской Маркиан Платонович. В это время в семинарии вице-ректором и преподавателем богословия был представитель белого духовенства – Иоанн Лойко, являвшийся также настоятелем-протоиереем Слуцкого Успенско-Николаевского собора. В первой половине ХIХ века было принято возводить ректора семинарии в архимандриты и назначать настоятелем монастыря. Например, тогда же, при владыке Иове, ректором Минской Слуцкой семинарии являлся архимандрит Лазарь, настоятель сначала минского Петро-Павловского монастыря, а затем Богоявленского пинского. А в 20-х годах ХIХ века ректор семинарии архимандрит Аркадий одновременно числился настоятелем расположенного недалеко от Слуцка грозовского Иоанно-Богословского монастыря. Уже упоминавшийся Маркиан Платонович впоследствии стал ректором и также архимандритом, наместником слуцкого Троицкого монастыря (настоятелями этого монастыря были сами минские епископы).

В Минской Слуцкой семинарии под строгим дисциплинарным надзором находились не только ученики, но и учителя. Так, от семинарского начальства требовалось отправлять на имя минского преосвященного ежемесячные донесения о поведении и исправности в исполнении своих обязанностей учителями и учениками. Например, 14 апреля 1814 года вице-ректор Лойко доносил Серафиму Глаголевскому (минский архиепископ с 1812 по 1814 гг.): «В семинарии Вашего Высокопреосвященства в течение минувшего марта сего года, как учители, так и ученики, в учебные часы занимались надлежащим образом; на бывшем испытании ученики оказались успешны; как учителя, так и ученики в продолжение того же месяца вели себя честно и добропорядочно». Кроме этого делалась ежегодная общая оценка учителей в послужных списках, предоставляемых в Минск в консисторию. Во время летних и зимних каникул учителя имели право на отпуск. Но что бы получить его требовалась подача прошения на гербовой бумаге на имя минского владыки, за что брался денежный взнос и тогда в Слуцк высылались учителям паспорта, которые они обязывались возвратить после отпуска.

Следует сказать, что материально-бытовые условия жизни семинарии оставляли желать лучшего. Как отмечает исследователь истории Минской семинарии ХIХ века М.Вержбалович, выделяемые в 1798–1817 гг. суммы для семинарии «были поразительно ничтожны, не соответствовали действительным нуждам и могут свидетельствовать о крайней скудности содержания и непривлекательности обстановки жизни». Семинарские постройки состояли из нескольких низких деревянных зданий, расположенных в двух разных местах. Напротив каменных ворот Троицкого монастыря, через Тройчанскую улицу находилась «бурса» – общежитие для учеников сирот. За этим зданием располагались два флигеля – кухня со столовой и пекарня с кладовой, ко двору «бурсы» с двух сторон примыкали огороды. В 800-ах метрах от «бурсы» на восток стояли учебный корпус и общежитие для казённокоштных учеников. Рядом с этими зданиями находилась церковь святого архидианона Стефана, с 1819 г. ставшая семинарским храмом. Учебное здание, общежитие и храм были обнесены частоколом. Строения, кроме своей обширности не отличались от обычных жилых домов того времени и по их образу для сохранения теплоты были обнесены небольшими земляными насыпями. Местность, где располагались строения, находилась у поймы реки Случь, была низкой и сырой, весной и осенью – очень грязной, почему семинарской экономии нужно было заботиться об устройстве около зданий стоков и канав для воды. Сами строения были очень ветхими, прогнившими: крыши и стены протекали, в некоторых комнатах отсутствовал пол; печи же были прогоревшими и пропускали огонь и дым, металлические крючки в прогнивших оконных рамах не держались и от ветра часто разбивались окна.

Очередное испытание на долю семинарии выпало во время Отечественной войны 1812 года. Слуцк был занят французами 29 июня. Ещё до занятия города неприятелем, ректор архимандрит Лазарь, вице-ректор протоиерей Лойко, префект Занчевский и некоторые учителя уехали в Киев, а оттуда разошлись по разным местам. Из преподавательского состава в Слуцке остались П.Деша и иеромонах Маркиан Платонович, живший в Троицком монастыре. Почти все ученики также разбежались – большинство к родителям, а некоторые в другие губернии. В особо тяжёлом положении оказались 10 учеников сирот, которым некуда было бежать. Неприятельские солдаты, занявшие для квартирования монастырские и семинарские помещения, выгнали этих детей из приюта, разграбив при этом бедное сиротское имущество и оставленное для содержания имущество казённое и провиант. Над оставшимися босыми и в одних рубашках детьми взял попечение иеромонах Маркиан, который в течение трёхнедельного пребывания неприятеля в Слуцке и более полтора месяца после их отшествия, досматривал, кормил и утешал бедных сирот. Пребывая в зданиях семинарии, солдаты французской армии сожгли все скамьи, столы, выбили окна, повредили печки. Пострадала и семинарская библиотека: часть книг была расхищена и использована французами на дрова для варки пищи. Другая часть была перевезена в погреб под церковью Троицкого монастыря, отчего некоторые книги испортились от сырости. Книги же, находившиеся на руках успел собрать студент богословского класса Д.Смолич и отослать на хранение к брату священнику М.Смоличу в Дятловицкий монастырь.

4 декабря 1812 года архиепископ Серафим предписал ректору семинарии Лазарю, находившемуся в Киеве, забрать на наёмных подводах учителей и студентов, которые явятся к нему, и отправляться в Слуцк для возобновления учёбы. Семинаристы стали пребывать в Слуцк только в январе 1813 года. Семинария в составе всего лишь 30 учеников открыла учебный процесс 20 февраля. В течение 1813 учебного года количество учеников постепенно возросло до 82 и возрастало в последующие годы, достигнув в 1816 году 159 человек.

В описываемый нами период 1793–1816 гг., Минская Слуцкая духовная семинария, при всех неблагоприятных условиях своей жизни, неуклонно оставалась светочем духовной науки, ежегодно дававшей десятки просвещённых и способных пастырей Церкви, вынужденной постоянно свидетельствовать об истине Православия, ведь ещё на 1838 г. в Минской епархии, обымавшей к этому времени Минщину, Виленщину и Гродненщину было 270 православных храмов и до 300 тысяч прихожан, в то время как униатских, не считая католических, 330 храмов и 340 тысяч прихожан.

В 1817–1818 учебном году в Минской Слуцкой семинарии началась реформа, план которой был утверждён императором Александром I ещё в 1808 г. и касался всех духовных школ Российской империи. По этой реформе все духовные учебные заведения разделились по округам по числу духовных академий, – которые предназначались для управления этими округами и для высшего образования. С этого времени дореформенная семинария распадалась на три типа учебных заведений, следовавших в порядке подчинения низших высшим. Из начальных классов русского и информатории создавались приходские училища; из граматики и синтаксисмы – уездные училища; из остальных классов – собственно семинария с тремя отделениями. Низшее отделение образовывалось из классов пиитики и риторики, среднее – из философского и высшее из богословского классов. С этого времени образовательные планы учебных духовных заведений подводились под единый стандарт, чего раньше не было. Ректор и инспектор обязательно должны были быть в звании профессора. От остальных учителей требовалось доказать своё соответствие повысившемуся уровню преподавания. С этого времени состав преподавателей духовных семинарий ста пополняться исключительно из выпускников духовных академий.

Таким образом, из старой Минской Слуцкой семинарии были созданы: первоначально пока лишь одна приходская школа при Троицком монастыре, уездное училище и семинария – в составе Санкт-Петербургского духовного округа. Так как все эти три учебных заведения располагались там же, где располагалась старая Слуцкая семинария, а в результате преобразований потребовались дополнительные помещения, то для этого были выделены настоятельский дом и несколько помещений в Троицком монастыре. Однако, и этого было недостаточно, к тому же как уже отмечалось все строения были крайне ветхими. Тем не менее, вышестоящее начальство не проводило здесь никаких строительных работ, считая такое положение временным, желая при первом удобном случае переместить собственно семинарию в Минск, но это случилось только лишь в 1840 г.

Произведённая реформа не только расширила сеть духовных школ, но также подняла планку духовного образования на качественно новый уровень. В семинарии помимо специально-церковных предметов также изучались, например, медицина, природоведение, сельское хозяйство, история родного края. Полученное в семинарии образование позволяло поступать не только в духовную академию, но и в светские высшие учебные заведения. Некоторые выпускники Минской семинарии позже смогли проявить себя в самых разнообразных сферах деятельности. Выпускник Минской Слуцкой духовной семинарии 1829 г. Иван Боричевский (1810–1887 гг.) впоследствии стал известным на ниве археологии, истории, этнографии, фольклористики и как переводчик. А в первой половине 1830-х годов Минскую Слуцкую семинарию окончил Иосиф Гошкевич (1814–1872). Он проявил себя как исследователь природы и культуры Японии и Китая, дипломат, первый российских консул в Японии.



Литература:

Афанасий, архимандрит. Пребывание французской армии в г.Слуцке: К 100-летнему юбилею Отечественной войны. // Минские епархиальные ведомости. - № 2. – 15.01.1912.

Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве (по Volumina Legum). – Минск : Лучи Софии, 2002.

Вержбалович М. Второй период существования Минской духовной семинарии (1817 - 1840) // Минские епархиальные ведомости.- 1894.- № 1 – 24.

Вержбалович М. Первый период существования Минской духовной семинарии (1785- 1817) // Минские епархиальные ведомости.- 1893.- № 1.

Вилинский С.Г. Послание старца Артемия (XVI в.). – Одесса, 1906.

Грицкевич А.П. Древний город на Случи. – Минск: Полымя, 1985.

Грицкевич А.П. Социальная борьба горожан Белоруссии (XVI – XVIIIв.в.) / Науч.ред.Россе В.С. – Минск: Наука и техника, 1979.

Грицкевич В.П. От Немана к берегам Тихого океана. – Минск: Полымя, 1986.
Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. – Вильна, 1899. – 2 изд.

Коялович М.О. История воссоединения западно-русских униатов старых времен (до 1800г.). – Минск: Лучи Софии, 1999.

Лангелер Арно. Старец Артемий, защитник православия в Литве//400 лет Брестской церковной унии (1596-1996): критическая переоценка. / Сборник материалов международного симпозиума. Неймеген, Голландия. – Москва: ББИ, 1998.

Макарий Булгаков, митрополит. История Русской Церкви. – Т.5. – М., 1996.

Михаил Буглаков, священник. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. – Минск: Виноград, 2000.

Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII- XVIII в. в.- Т.1: Акты по истории заграничных монастырей Киевской епархии XVII- XVIII в. в. –Ч.3.- / Изд. Киевской духовной академии под ред. профессора священника Ф. Титова .- Киев: Тип. И. И. Чоколова ,1905

Рункевич Стефан. История Минской архиепископии (1793-1832 г. г.).- С.-Петербург: Тип. А. Катанского, 1893.

Сагановiч Генадзь. Нарыс гiсторыi Беларусi ад старажытнасцi да канца XVIII стагоддзя. – Мiнск: Энцыклапедыкс, 2001.

Смолич И.К. Русское монашество: Возникновение, развитие, сущность (1988 -1917). Жизнь и учение старцев: Путь к совершенной жизни. – приложение и истории русской церкви / Паломник, 1999 – Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1999.

Цiткоўскi I.А. Будынак на Трайчанах. // Iнфа-Кур"ер. - № 20. – 19.05.2005.

Шляпкин И.А. Св.Димитрий Ростовский и его время (1651 -1709г.г.). – СПб: Тип. Траншель А., 1891.



 

Иерей Александр Шкляревский, кандидат богословия