Святая Варвара на Случчине

Святая Варвара на Случчине

29.12.2014

Считается, что христианская великомученица святая Варвара (Барбара) Илиопольская умерла в 306 году. За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. Так же к ней обращаются при угрозе от огня, молний и пожаров.

Она считается покровительницей сапёров, пожарных, архитекторов, каменщиков, горняков (шахтёров), звонарей, морской пехоты и артиллеристов. В 1995 году Варвара стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, а в 1999 году её икона, находящаяся в настоящее время в Самарском епархиальном музее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной станции «Мир».

В католической церкви входит в число четырнадцати святых помощников.

В православной церкви её память совершается 17 декабря (4 декабря по старому стилю), в католической церкви – 4 декабря.

В честь святой Варвары названы многие географические пункты. Например, город Санта-Барбара, в котором проходили действия в одноимённом 2137-серийном сериале. Также есть астероид (234) Барбара, открытый в 1883 году.

Многочисленные красные точки - места связанные со святой Варварой (Барбарой)Подробное житие святой можно найти в различных источниках, например на сайте «Православная энциклопедия» под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кратко же его можно изложить так.

Родилась Варвара в городе Илиополе Финикийском в семье знатного и богатого язычника Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, отец велел построить в своём имении высокую башню, где её и поселил. Когда настало время, Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака.

Отец, решив повременить с её замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а Варваре предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обручёнными женщинами, она изменит своё отношение к браку.

Великомученица Варвара. Икона, XIV векОбстоятельства обращения Варвары в христианство остаются неясными. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла Крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. Вероятно, так и случилось: пока отец отсутствовал, Варвара стала христианкой.

По возвращении Диоскор узнал, что его дочь приняла христианство и решил жестоко наказать её за это. Отец изуверски избил Варвару и, заперев в тёмной хижине, послал гонца к игемону Маркиану с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем привёз и передал Варвару на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать её принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам. Тогда разгневанный правитель велел выставить её обнажённой перед толпой, затем скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей (грубая рубашка из волос или козьей шерсти) раны до тех пор, пока оно не станет кровоточить.

Святая Варвара попирает своего отца-язычника. Итальянский художник Доменико Гирландайо (итал. Domenico Ghirlandaio). 1473 годОднако Варвара выдержала пытку, и Маркиан велел бросить её в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил её от ран. Утром правитель приказал привести её на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что её исцелили языческие боги, но Варвара мужественно отвечала, что её исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, строгать её бока железными когтями, прижигать горящими свечами тело и бить святую по голове молотом.

Немецкий художник Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere). Мученичество Св. Варвары, 1510 годПотом к Варваре применялись ещё более изощрённые пытки, которые мы не будем здесь описывать. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил Варвару, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по другой версии, оба были убиты молнией.

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Однако, на основании свидетельства большинства текстов наиболее вероятна дата – 306 год. Место кончины Варвары также называют разное: Гелиополь, Никомидия, Тоскана, Рим или Антиохия.

На Руси получило распространение житие Варвары, которое дошло в списках XIV века.

Гравюра Giorgio Ghisi, 1570-1580В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении – Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь.

Ныне мощи св. Варвары хранятся во Владимирском соборе в КиевеВ 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в польский город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл, взяв приступом Киев, получил две части мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому, а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь Николая Чудотворца, где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.

В 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию.

Ныне мощи св. Варвары хранятся во Владимирском соборе в КиевеПри разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты в музей. Ныне они хранятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Левая стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада) – она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык), который с 1952 года служил в Канаде.

А что же в Слуцке? Известно, что в нашем городе некогда была церковь святой мученицы Варвары. Существует мнение, что она основалась ещё в XV веке.

«Сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina) — картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Справа - св. ВарвараПервые сведения о Варваринской церкви найдены в грамоте Слуцкого князя Юрия II Юрьевича Олельковича за 1572 год. Из грамоты следует, что церковь к этому времени уже действовала. Она была построена из дерева в Старом городе, стояла на левой стороне Устиновской улицы (сейчас – Красноармейская) рядом с Воскресенской церковью напротив Нижнего замка.

Интересен тот факт, что на одной из страниц знаменитого Слуцкого Евангелия, написанного слуцким князем Юрием III Олельковичем в 1582 году, после смерти князя сделал приписку «многогрешный поп Молохвей» Варваринской церкви – духовный отец и исповедник князя.

Варваринская церковь неоднократно упоминается в городских документах XVII–XVIII веков. К сожалению, описаний её архитектуры или общего вида там не встречается.

«Многогрешный поп Молохвей» Варваринской церкви сделал запись в Слуцком Евангелии20 декабря 1792 года церковь пострадала от пожара и в 1797 году была упразднена, так и не будучи восстановленной. Её название и имущество в 1798 году были переданы новой церкви, построенной на кладбище, расположенном на северо-восточной окраине города. Церковь строилась около 5 лет: с 1794 по 1799 годы. К 1800 году отделка церкви была полностью закончена.

В 1868 г. был проведён ремонт здания, после чего церковь получила вид, который сохранялся до середины XX века.

По архитектуре кладбищенская Варваринская церковь относилась к типу деревянных трёхсрубных храмов ярусно-осевой композиции с выделенным центральным верхом. Главный центральный объем представлял собой ярусную композицию: четверик на четверике, который завершался восьмериковым световым барабаном со шлемовидным куполом. Прямоугольные в плане, почти одинаковые объёмы притвора и алтарной апсиды, по ширине меньшие, а по высоте равные со срубом среднего четверика, покрывались похожими скатными крышами с вальмами по торцам. Купол, а также крыши апсиды и притвора украшали три декоративных луковице подобных куполка. Стены снаружи были облицованы вертикально установленными досками. Главный вход имел вид портика: два столба-опоры поддерживали выступающий над крыльцом навес с фронтоном и двускатной крышей, на котором посередине помещалась шатровая башенка. Имелись ещё входы с обеих сторон главного объёма, выделенные двух столбовыми портиками под двускатными крышами.

Сочетание всех частей постройки образовывало красивую гармоничную архитектурную композицию. Характерным для неё было чувство медленного движения от низших боковых объёмов к центру, завершающемуся поднимающимся над зданием крестом. К алтарной части с правой стороны присоединялась небольшая по объёму ризница. Внутри плоский потолок переходил в подкупольные своды через паруса. Имелся древний иконостас, расчленённый пилястрами и колонками белой окраски с позолотой, 20 икон располагались в 4 яруса.

Так могла выглядеть Варваринская церковь на кладбище сегодня. Коллаж В.ХворовЦерковная колокольня стояла отдельно: с правой стороны от входных ворот на кладбище. Она была построена, а, возможно, и восстановлена в 1875 году.

Со своим духовенством, приходом и правом пользования имуществом, наделённым ещё Юрием Олельковичем, церковь оставалась до начала 1870-х годов. Позже была лишена самостоятельности и к 1885 году являлась уже приписанной к Успенско-Николаевскому собору. Потом её приписали к Воскресенской, а позже – к Слуцко-Островской Михайловской церкви.

Во время Великой Отечественной войны при ней снова организовался приход, и возобновились богослужения. С 1944 по 1948 годы настоятелем здесь был протоиерей Сергий Шахнович, а после его отъезда – протоиерей отец Михаил Марьянский, который оказался последним настоятелем Варваринской церкви.

В ночь с 7 на 8 апреля 1953 года Варваринская церковь со всем имуществом сгорела. По официальным данным, произошёл пожар из-за неисправной электропроводки. Однако то, что случился пожар накануне Пасхи, даёт основание подозревать, что здесь все же имел место умышленный поджог, сделанный атеистами.

Часовня св. великомученицы Варвары до сноса городской баниДополнительным свидетельством того, что на судьбе храма сказалась государственная политика того времени, является и дальнейшая история Варваринского прихода. Прихожане на свои средства недалеко от сгоревшего храма, на другой стороне улицы 14-ти Партизан, приобрели частный дом, в котором возобновились богослужения. О деятельности церкви на новом месте документы сохранились до 1961 года. Однако через некоторое время власти приход упразднили, а помещение было изъято и передано для организации клуба общества слепых.

Часовня св. великомученицы Варвары после сноса городской баниВ конце 1995 - начале 1996 года у моста через реку Случь по ул. М. Богдановича, в районе городской бани была построена часовня. Именно часовня, а не каплица, как часто на польский манер называют эту небольшую христианскую православную постройку культового назначения с иконами, малую церковь. Часовня в отличие от церкви не имеет особого помещения, где располагается алтарь. В ней читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами, но литургия в часовне по общему правилу не совершается, хотя в особых случаях это и допускается. Православная часовня также не может быть частью интерьера храма.

Каплица же или капелла несколько иной термин, обозначающий у католиков домовую церковь в замках и дворцах для частных богослужений; молельную комнату во дворцах и других частных владениях, предназначенную для их хозяев; отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др. Как видим, разница существенная. Тем не менее, название, пришедшее из Польши, у нас прижилось.

Благочинный Слуцкого округа, Настоятель Свято-Михайловского собора протоиерей отец Михаил Вейго. Фото Инфо-КурьерМногие знают эту часовню, которая уже давно стала одной из достопримечательностей Слуцка, но не каждый знает, что она носит имя святой великомученицы Варвары. Она любима и посещаема жителями города, его гостями.

Архитектор часовни св. Варвары Александр Веречев. Фото Инфо-КурьерИдея поставить часовню и памятник Софии Слуцкой в том месте, где они сейчас находятся, возникла у Благочинного Слуцкого округа, Настоятеля Свято-Михайловского собора протоиерея отца Михаила Вейго в начале 1990-х годов. Отец Михаил окончил Московскую Духовную Семинарию и Академию в 1986 году, имеет учёную степень «кандидат богословия», рукоположен в священники в 1984 году, а в 1989-ом стал Благочинным церквей Слуцкого округа. Надо сказать, что ему выпала нелёгкая миссия восстановления православной церкви на слуцкой земле.

Старожилы помнят, что недалеко от того места, где сейчас находится часовня был пустырь и каркас недостроенного круглого сооружения из бетонных клюшек, видимо кафе. Как раз там сейчас стоит памятник Софии Слуцкой. По воспоминаниям Михаила Вейго, в то время строительство объектов культового назначения не очень поощрялось, но вопрос с отводом земли удалось решить. Заложили фундамент часовни на берегу Случи, как раз напротив центрального входа в старую городскую баню.

Позже отец Михаил встретился с архитектором Александром Веречевым, и по ходу общения с ним родился замысел постройки: священник показал свои наброски, а архитектор уже как специалист и художник разрабатывал конкретный проект.

Обновлённые кресты Варваринской часовни. Фото Инфо-КурьерВообще, люди творческие изначально не готовят себя к церковным деяниям. Возможно, такая работа выпадает в их жизни только раз, и интересно было видеть, как в процессе приобщения к христианской культуре меняется сам человек. Подобное, на взгляд отца Михаила, происходило и с Александром. С задачей он справился хорошо. Облик построенной Варваринской часовни соответствовал замыслу. Совместными усилиями, в том числе и городских служб, этот район города действительно преобразился, и теперь его сложно представить в ином виде.

Благочинный Слуцкого округа, Настоятель Свято-Михайловского собора протоиерей отец Михаил Вейго освящает кресты и иконы часовни. Фото Инфо-КурьерВыбор материала для часовни – дерева – был обусловлен несколькими обстоятельствами. Александр Петрович Путилин, в то время директор Стародорожского лесхоза, узнав, что в Слуцке собрались строить часовню, передал в качестве спонсорской помощи необходимое количество готовых обработанных брёвен. Так решился вопрос со строительным материалом. К сожалению, несколько лет назад Александр Петрович умер. Пусть те, кто посещает часовню святой Варвары, вспомнят его в своей молитве.

С другой стороны, официального поощрения подобных строек в 1990-х годах не было. По проекту часовня проходила, как иконная лавка и воспринималась чиновниками как нечто временное. Кстати, некоторые часовню до сих пор так и считают лавкой, где торгуют церковными товарами. Дерево в качестве строительного материала вполне соответствовало этому понятию. В то же время выбор материала помог достичь выразительности в образе строения, придать ему оригинальность и связь с прошлым деревянным церковным зодчеством.

Часовни, как и храмы, в соответствии с традицией нарекаются в честь святых. На именование часовни благословение испрашивалось у архипастыря Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Было учтено, что в Слуцке на старом городском кладбище по улице 14-ти Партизан до середины прошлого века находилась сгоревшая церковь святой Варвары. Хотелось восстановить имя этой почитаемой православной церковью святой в названии часовни, и владыка Филарет поддержал мнение отца Михаила.

Купола на церкви святого благоверного князя Александра Невского чем-то похожи на те, что были изначально на часовне св. ВарварыПо воспоминаниям Александра Веречева, когда отец Михаил пригласил его в качестве архитектора проектировать часовню, смущало несколько моментов. Во-первых, фундамент был уже заложен, и его небольшие размеры вызвали недоумение, как, впрочем, и то, что сооружение располагалось ниже уровня моста. Во-вторых, до этого Александр никогда не строил церквей, участвовал только в их реставрации. Были сомнения – сможет ли справиться с поставленной задачей. Пришлось изучить немало литературы, ознакомиться с историей православия. В этом деле большую помощь оказал архитектору сам отец Михаил. Проект был выполнен, как говорится, «на одном дыхании» – в течение месяца. То, что строительным материалом было дерево, позволило интересно и оригинально сделать ряд конструктивных решений. Это сейчас деревянные церкви стали привычными для Беларуси, а в 1995 году их только начинали строить, и почерпнуть чей-то опыт фактически было негде. До многого приходилось доходить самому. В отличие от первоначального варианта часовня стала почти вдвое выше – 14,5 метров, и хорошо вписалась в местность. Когда сносили старую баню, архитектор серьёзно переживал – а не потеряется ли строение на открытом пространстве. Но и теперь часовня неплохо смотрится, даже лучше!

Новый облик часовни св. Варвары. Фото В.ХворовЕщё до начала работы над проектом часовни отец Михаил и владыка Филарет попросили Александра тщательно поработать над эскизами крестов. В повседневных делах о поручении как-то забылось. Архитектор проекта начал работу над крестами только за пару дней до того, когда эскизы надо было представлять на утверждение. Жена Александра видела, как он мучается, и предложила свою помощь. Она подала оригинальную идею, на основании которой было сделано шесть вариантов. Эскизы были рассмотрены, и, к искреннему удивлению автора, утвердили именно тот вариант, который предложила супруга. Вот так на часовне св. Варвары появились кресты, очень похожие на тот, который помогла разработать супруга.

Часовня св. Варвары великолепно вписывается в городской ландшафт Слуцка. Фото В.ХворовСтроительство часовни шло быстро и легко. Рабочие знали своё дело, а отец Михаил постоянно контролировал ход работ. Каких-либо недоразумений не было. «Сейчас каждый день, проходя мимо часовни, и не верится, что проектировал это я», – говорит Александр. По своей профессиональной привычке Александр отмечает, что можно было сделать лучше. Но своей работой он доволен. Строить церкви ему больше не приходилось. Правда, не так уж и давно Александр разрабатывал проект куполов для церкви святого благоверного князя Александра Невского, которая находится в первом военном городке. Однако, по его словам, та работа, которую он сделал в 1996 году, не только принесла удовлетворение, но в каком-то смысле перевернула взгляды, заставила по-другому смотреть на жизнь в целом.

Весной 2012 года, с 19 марта по 11 мая, в рамках комплекса мероприятий по празднованию в Беларуси 400-летия преставления святой Софии, княгини Слуцкой, силами строителей епархии были проведены работы по благоустройству часовни святой великомученицы Варвары.

Основные черты здания не изменились. Вместе с тем, кровля из оцинкованного железа сменила цвет с серого на насыщенный тёмно-зелёный, из современного кровельного материала, луковицы куполов обрели несколько иную форму и вместо матового серебристого заблестели золотым цветом.

Стены часовни пропитали специальным защитным составом.

Работы закончились освящением и установкой обновлённых крестов и икон. Часовня приобрела законченный современный вид.

Святая великомученица Варвара по-прежнему помогает молящимся христианам – и православным, и католикам.

Владимир ХВОРОВ
По материалам сайтов
Слуцкого Благочиния,
газеты «Инфо-Курьер»,
электронной версии «Православной энциклопедии»