Школа в 1980-х и 1990-х годах. Заключение. Литература.
Количество детей уменьшалось, и началась оптимизация образовательной сети микрорайона.
К вопросу профессиональной ориентации учащихся в 80-е годы подход был односторонним. В сельской местности производственная подготовка учащихся проводилась в мастерских РТС (ремонтно-тракторной станции), на фермах, в ученических производственных бригадах, в колхозах и совхозах. В сельских школах учебный год строился с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. Производственное обучение велось в основном по профессиям сельскохозяйственного профиля: полевод-механик, животновод-механизатор, тракторист-слесарь, электромонтер сельской электрификации, плодоовощевод и др.
Трудовое обучение учащихся Бокшицкой школы за 1983–1984 у.г.
Шофёр – 32. Кулинары – 11. Штукатуры – 10. Продавцы – 10. Животноводы – 34.
Профессиональное обучение учащихся Бокшицкой школы за 1989–1990 уч. г.
Трактористы – 21. Шофёр – 23. Медсёстры – 8. Швея – 5. ОМД – 8.
Количество учащихся в 1980–е годы
В протоколе районного совещания учителей от 27 августа 1985 года записана критика за трудовое обучение в Бокшицкой средней школе, и в то же время говорится о том, что «…значительных успехов достигла ученическая бригада Бокшицкой средней школы…».
За 80-е годы повысился общеобразовательный уровень учителей республики, увеличилось количество преподавателей, получивших высшее образование. В результате целенаправленной деятельности по созданию педагогических кадров была полностью (как сообщали источники того времени) решена проблема комплектования кадрами педагогических коллективов. Значительно возрос и улучшился состав учителей сельских школ, особенно средних.
Списки учителей района, которым присвоено звание «Заслуженный учитель школ БССР» и «Отличник народного просвещения» за 1983–1987 гг.
Абрамов Семён Романович – отличник, учитель физики Бокшицкой СШ, с 1974 года.
Боравая Надежда Даниловна – учитель начальных классов Михейковской начальной школы, с 1982 г.
Следует отметить, что, несмотря на многие недостатки в проводимой кадровой политике, успехи в решении этого вопроса были достигнуты. Наши педагоги были лучшими в своей профессии.
Протокол районного совещания учителей от 27 августа 1985 года.
Список выступающих на пленарном заседании.
Богданова В.Д. – организатор внеклассной работы, секретарь партийной организации Бокшицкой средней школы.
Президиум августовского совещания педагогических работников школьных и дошкольных учреждений.
Ахрамович А.А. – учитель физики Бокшицкой средней школы (Приложение №21).
Учитель Боровая Н.Д. (Михейковская начальная школа) проводит уроки эффективно, качественно.
Горбатовская Ю.С. (Бокшицкая СШ) – формирует сознательного гражданина на уроках русского языка и литературы.
Хороших результатов …добивается учитель физики Ахрамович А.А.
Звучала с высокой трибуны и критика в адрес как всей школы, так и в адрес руководства.
Не закончен кабинет профориентации Бокшицкой средней школы.
Имеют место правонарушения учащихся Бокшицкой школы.
Школа в 1990-х годах
Большая работа проводилась органами народного образования и партийными организациями республики по укреплению руководящего состава школ, особенно сельских. Понимание того, что администрация учебных заведений должна быть образованной и служить и примером, и ориентиром в учебно-педагогической деятельности пришло сразу как очевидное. На должности директоров и их заместителей подбирались лучшие учителя. Конечно, подобный подход, когда из числа наиболее образованных и квалифицированных учителей выдвигали в директора – во многом оправдан. Однако следует отметить, что определяющее качество преуспевающего директора не только в том, что он учитель-новатор. Он еще должен быть и прекрасным организатором, и толковым хозяйственником. Однако о директоре нашей школы руководство отзывалось в другом ключе: «Не понимает личной ответственности директор Бокшицкой средней школы… (Из этических соображений не называем – прим. авт.)».
С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8–10 классах и классы с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени. В Бокшицкой средней школе профилизация была введена в 1997 году. Ребята расширенно изучали белорусский и немецкий язык, математику. Но количество детей по-прежнему из года в год уменьшалось, и продолжилась оптимизация образовательной сети микрорайона.
Количество учащихся в 1990–е годы
Заключение
На конец 2001/2002 учебного года в микрорегионе осталось три школы (одна и них средняя) и 232 ученика. В то время как на начало 1950/52 учебного года насчитывалось 8 школ (из них не было ни одной средней) и 1184 учащихся. За пятьдесят послевоенных лет количество школ сократилось в 2,7 раза, а количество учащихся в 5,1 раза.
На начало 2011/2012 уч. г. осталась одна средняя школа, а количество учащихся составило 123 человека. За десять лет XXI века школ стало в три раза меньше, а учащихся – в 1,9 раза. Процесс урбанизации и значительное снижение рождаемости стали основными причинами такой ситуации. К тому же на количестве школ сказался процесс оптимизации сети учреждений образования.
Бокшицкая школа стала первым средним учреждением образования в микрорегионе и осталась единственной. Главное открытие, которое мы сделали при создании этой работы, установление точной даты возникновения Бокшицкой школы. Это создало предпосылки для проведения празднований юбилеев школы. Это позволит привлечь меценатов для укрепления материально-технической базы учреждения.
Обучающиеся следующих поколений, да и наши ровесники, смогут узнать, что, несмотря на сложность послевоенного времени, государство находило средства учить детей. Ребята поощрялись за старание, награждались ценными подарками. Лучшие получали медали, похвальные листы по окончании школы. Кроме аттестата зрелости ребята получали профессиональные навыки. Много трудились на пришкольном участке и в производственной бригаде.
Данная работа не охватывает всех сторон функционирования учебных заведений. Отдельного исследования требует изучение системы награждения учащихся, темы педагогических советов, знакомства с отдельными выпускниками и педагогами школ. Более подробно нужно рассмотреть систему образования в 1945–1950 гг., 1990–х годах, изучить период первого десятилетия XXI века. Поэтому точку ставить пока рано…
Литература:
1. Тишкевич В. «Алексею Андреевичу Новику исполняется 90 лет». / Газета «Курьер» от 23 марта 2011 г.
2. Кніга для запісу атэстатаў аб сярэдняй адукцыі, выдаденых скончыўшым курс навучання у Бокшыцкай сярэдняй школе Слуцкага раёна Мінскай вобласці.
3. Кніга ўліку выдачы залатых медалёў / Бокшыцкая сярэдняя школа Слуцкага раёна Мінскай вобласці.
4. Кніга для рэгістрацыі пасведчанняў выдаваемых вучням, скончыўшым курс навучання у Васілінкаўскай сямігадовай школе Слуцкага раёна Бабруйскай вобласці.
5. Кніга для рэгістрацыі пасведчанняў выдаваемых вучням, скончыўшым курс навучання у Гарадзішчанскай сямігадовай школе Слуцкага раёна Бабруйскай вобласці.
6. Книга приказов по Бокшицкой средней школе / Начата в 1961 году.
7. Памяць. Слуцкі раён. Слуцк у 2 кнігах, – Мінск, БЕЛТА, 2001.
8. Фамін В.М., Паноў С.В., Ганушчанка Н.М. Гісторыя Беларусі. 1945–2005 гг. Вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў, якія забяспечваюць атрымнне агульнай сярэдняй адукацыі з белрускай мовай нвучання з 12-гадовым тэрмінам навучання. Мінск. «Выдавецкі цэнтр БДУ». 2006.
9. Филиал госархива Минской области в г. Слуцке. Фонд 58, опись 1, дело 50. Бокшицкий с/с. Смета административно-хозяйственных расходов с/совета и подведомственных учреждений на 1960 год.
10. Филиал госархива Минской области в г. Слуцке. Фонд 236, опись 1, дело 76. Текстовый отчёт о состоянии учебно-воспитательной работы в школах за 1960–1961 у.г.
11.Филиал госархива Минской области в г. Слуцке. Фонд 239, опись 1, дело 98, 105, 106, 116, 163, 173, 191, 197, 208, 216, 217, 219, 226, 244, 254, 268, 269, 285, 288, 317, 318, 327, 340, 343, 353, 360, 365, 390, 401, 420, 435, 447. Сводные статистические отчёты о состоянии школ, составе учащихся и учителей на начало учебного года.
12. Электронные ресурсы: http://www.opoccuu.com/kurs.htm
Из истории Бокшицкой школы
Школа в 1950-х и 1960-х годах
Школа в 1970-х годах