Давидовский Константин Константинович

Давидовский Константин Константинович

25.07.2022

 

Специалист Наземного измерительного пункта № 10 (НИП-10) Центра дальней космической связи; инженер-испытатель лаборатории № 3 ("Лунные самоходные аппараты") 25-го отдела (Отдела автоматических космических аппаратов "Луна", "Марс" и "Венера") Научно-координационной вычислительной части Управления космическими аппаратами научного и народно-хозяйственного назначения Центра Командно-измерительного комплекса; штурман-навигатор, член экипажа управления космическим аппаратом "Луноход"; инженер-испытатель Машиностроительного завода Научно-производственного объединения имени С.А.Лавочкина; Консультант НПО имени С.А. Лавочкина; подполковник в отставке.

 

Константин Константинович Давидовский родился 10 апреля 1937 года в деревне Избудище Слуцкого района Минской области Белорусской ССР. Он окончил среднюю школу в деревне Весея Слуцкого района Минской области, затем - Тульское оружейно-техническое ордена Ленина училище имени Тульского пролетариата (ныне - Тульский Артиллерийский инженерный институт). По окончании училища К.К. Давидовский был направлен для прохождения службы в Архангельскую область на Объект с условным наименованием "Ангара", созданный согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1957 года. Этот объект ныне известен как 1-й Государственный испытательный Космодром Плесецк. Он был образован как первое в СССР войсковое ракетное соединение, вооружённое межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А. Оттуда К.К. Давидовский был направлен для получения Высшего военного образования в Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище (ныне - Ростовский Военный институт - филиал Военной Академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого), которое окончил в 1966 году. После окончания училища пробовал поступать в Дипломатическую Академию Министерства иностранных дел СССР. 

 

В 1968 году он служил в системе Командно-измерительного комплекса управления космическими аппаратами (войсковая часть № 32103) на Наземном измерительном пункте № 10 (НИП-10) Центра дальней космической связи (ЦДКС), который был расположен в посёлке Школьное в Симферопольском районе Крымской области (в настоящее время - объект находится в аварийном состоянии - прим.). В апреле 1968 года Константин Константинович Давидовский был направлен в числе 45-ти офицеров Командно-измерительного комплекса для обучения управлению с Земли самоходными аппаратами получившими название "Луноход", разработанными под руководством Георгия Николаевича Бабакина в Конструкторском бюро Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина (город Химки Московской области). Самоходное шасси для лунохода было создано под руководством Александра Леоновича Кемурджиана в Ленинградском Всесоюзном Научно-исследовательском институте транспортного машиностроения (ВНИИтрансмаш), где до этого разрабатывались ходовые части танков. Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с блоком управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков. В конце мая этого же года К.К. Давидовский вместе с группой отобранных офицеров прибыл в Москву, в Институт медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР для обязательного медицинского обследования. Медики придирчиво оценивали их общее физическое состояние, выносливость, возбудимость, долговременную и оперативную память, способность ориентироваться в пространстве, переключать внимание, адаптивность, зрение и многое другое. Обследование кандидатов проводилось практически по тем же методикам, что и при отборе в отряд космонавтов, поэтому многие были уверены, что участвуют в очередном наборе в отряд ВВС.

 

В итоге, Константин Константинович Давидовский вместе с Викентием Григорьевичем Самалем был отобран в качестве штурманов "Лунохода" и направлен для подготовки к работам по программе в Институт космических исследований, где в одном из его отделов была сформирована оперативная научная группа от Академии наук СССР под руководством Бориса Викторовича Непоклонова. Остальные офицеры были отобраны в качестве командиров, операторов, бортинженеров (5 человек, проходили подготовку в Конструкторском бюро Машиностроительного имени С.А. Лавочкина) и водителей "Лунохода" (7 человек, проходили подготовку во ВНИИтрансмаш). Подготовка по направлениям шла около месяца, после чего продолжилась уже совместная подготовка в КБ Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина в Химках, где в качестве преподавателей выступали разработчики и создатели систем "Лунохода". В середине сентября 1968 года вся группа из четырнадцати офицеров прибыла в Симферопольский Центр дальней космической связи для приобретения навыков дистанционного управления луноходом. По результатам проведённых тренировок были сформированы два состава экипажей из которых вскоре, по разным причинам, выбыло трое испытателей. Так как работы с "Луноходом" в течение лунного дня должны были вестись круглосуточно, из остававшихся 11 офицеров были сформированы два новых экипажа, которые должны были управлять "Луноходом" посменно:

 

Первый экипаж:

Ерёменко Николай Михайлович - командир;

Латыпов Габдулхай Гимадутинович - водитель;

Давидовский Константин Константинович - штурман-навигатор;

Мосензов Леонид Яковлевич - бортинженер;

Сапранов Валерий Михайлович - оператор остронаправленной антенны.

 

Второй экипаж:

Фёдоров Игорь Леонидович - командир;

Довгань Вячеслав Георгиевич - водитель;

Самаль Викентий Григорьевич - штурман-навигатор;

Кожевников Альберт Евстафиевич - бортинженер;

Козлитин Николай Яковлевич - оператор остронаправленной антенны.

Резервным водителем и оператором остронаправленной антенны

для обоих экипажей был назначен Чубукин Василий Иванович.

 

Для работы с "Луноходом" была разработана система дистанционного управления, в которую помимо самого "Лунохода" и средств наземного комплекса управления на Наземном измерительном пункте № 10 (НИП-10, в поселке Школьное под Симферополем) входил пункт управления "Луноходом" (ПУЛ), который включал пульты управления командира экипажа, водителя "Лунохода" и оператора остронаправленной антенны (ОНА), рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации. Экипаж "Лунохода" имел в своём распоряжении видеоконтрольные устройства -мониторы, на которых отображалась телеметрическая информация о состоянии систем "Лунохода", а также телевизионное изображение поверхности Луны. Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех, которыми оснащены пилотируемые космические корабли. Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось в команды, которые через антенну НИП-10 передавались на луноход.

 

Для отработки методики управления "Луноходом" по соседству с ПУЛом был создан специальный полигон размером 70 х 120 метров на котором экипажи могли практиковаться в управлении аппаратом. Полигон был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины. Оба экипажа прошли полный курс подготовки и были готовы к управлению самым первым "Луноходом" потерпевшим аварию 19 февраля 1969 года после старта, по причине разрушения аэродинамического обтекателя ракеты-носителя. Эти же экипажи управляли "Луноходом-1" и "Луноходом-2" и должны были управлять "Луноходом-3".

 

Для справки

"Луноход-1" - первый автоматический самоходный аппарат, благополучно доставленный на Луну 17 ноября 1970 года автоматической станцией "Луна-17" стартовавшей 10 ноября 1970 года и выполнившим на её поверхности поставленную задачу.

"Луноход-2" - второй автоматический самоходный аппарат, благополучно доставленный на Луну 16 января 1973 года автоматической станцией "Луна-21" стартовавшей 11 января 1973 года. Официально работа "Лунохода-2" была прекращена 4 июня 1973 года, из-за выхода из строя аппаратуры, вследствие попадания лунного грунта в момент покидания аппаратом кратера после буксования.

"Луноход-3" - третий автоматический самоходный аппарат. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году автоматической станцией "Луна-25" (запуск не состоялся). В настоящее время действующий экземпляр "Лунохода-3" находится в музее НПО имени С.А. Лавочкина.

 

В начале марта 1969 года (в период подготовки к "лунной" программе) инженер-майор Константин Константинович Давидовский был назначен на должность инженера - испытателя лаборатории № 3 ("Лунные самоходные аппараты") в составе 25-го отдела (Отдела автоматических космических аппаратов "Луна", "Марс" и "Венера") Научно-координационной вычислительной части Управления космическими аппаратами научного и народно-хозяйственного назначения Центра Командно-измерительного комплекса. Он внёс весомый вклад в создание системы навигации лунохода, обеспечил выведение "Лунохода-1" к посадочной платформе. Им был разработан ряд принципиальных предложений по совершенствованию методик навигации космических транспортных средств.

 

После завершения "лунной" программы подполковник К.К. Давидовский уволился в запас из Вооружённых сил СССР, после чего трудился инженером-испытателем на Машиностроительном заводе Научно-производственного объединения имени С.А.Лавочкина, где разрабатывались автоматические межпланетные аппараты.

 

После выхода на пенсию по возрасту Константин Константинович продолжил работу в НПО имени С.А.Лавочкина в должности консультанта. 

 

Награды

За успешное выполнение программы "Луноход", а также за образцовое выполнение задач по управлению, высокую боевую выучку, организованность и дисциплину, личному составу части, в том числе Давидовскому Константину Константиновичу была объявлена благодарность ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР. Указом Президента Российской Федерации № 246 от 21 февраля 1996 года "За большой личный вклад в проведение научно-технических исследований поверхности Луны и управление автоматическими самоходными аппаратами "Луноход-1" и "Луноход-2" штурман-навигатор Давидовский Константин Константинович был награждён орденом Почёта. Этим же Указом орденом Почёта были награждены остальные члены первого и второго экипажей управления "Луноходами", за исключением бортинженера первого экипажа Мосензова Леонида Яковлевича, скончавшегося 4 ноября 1994 года, что несправедливо по отношению к памяти одного из основных участников этого уникального проекта. Этим же Указом, резервный водитель и оператор остронаправленной антенны обоих экипажей Чубукин Василий Иванович был награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. 
 

Кроме этого К.К. Давидовский был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а также рядом медалей СССР, России и Федерации космонавтики России.

 

 

Выдающийся испытатель космической техники Константин Константинович Давидовский трагически погиб 5 ноября 2004 года. В тот вечер, как обычно, он возвращался в электричке с работы домой и уже ехал в Подмосковный город Одинцово от станции "Немчиновка" Белорусского направления. В тамбуре электрички он стал свидетелем наглого приставания пятерых хулиганов к девушке.  Как человек порядочный, воспитанный на старых военных традициях, он вступился за неё - совершенного незнакомого ему человека. В результате пожилой 67-летний мужчина был жестоко избит молодчиками и выброшен из вагона на полном ходу поезда. Спасти Константина Константиновича не удалось, хотя его нашли ещё живым на перегоне "Немчиновка" - "Трёхгорка". В дальнейшем сын Давидовского, работавший в прокуратуре одного из районов Москвы, сумел подключить необходимые ресурсы для поиска бандитов. Вскоре они были найдены и осуждены.

 

Похоронен Заслуженный Ветеран космонавтики на кладбище "Лайково" (Московская область, Одинцовский район). 

 

 

Увековечивание памяти

В 2013 году рабочая группа Международного астрономического союза (МАС) по планетным системам утвердила 12 названий кратеров в районе, исследованном "Луноходом-1". Небольших размеров кратеры - от 100 до 400 метров в диаметре - получили имена членов экипажей "Луноходов". По правилам МАС для них были выбраны личные имена - так, как члены экипажа называли друг друга во время работы. 

 

Список названий кратеров в алфавитном порядке:

"Альберт" – Кожевников Альберт Евстафьевич, бортинженер второго экипажа;

"Боря" - Непоклонов Борис Викторович, почётный член экипажа, руководитель оперативной научной группы от Академии наук СССР;

"Валера" - Сапранов Валерий Михайлович, оператор остронаправленной антенны первого экипажа;

"Вася" - Чубукин Василий Иванович, резервный водитель и оператор остронаправленной антенны;

"Витя" - Самаль Викентий Грирорьевич, штурман второго экипажа; 

"Гена" - Латыпов Габдулхай Гимадутинович, водитель первого экипажа;

"Игорь" - Федоров Игорь Леонидович, командир второго экипажа;

"Коля" - Козлитин Николай Яковлевич, оператор остронаправленной антенны второго экипажа;

"Костя" - Давидовский Константин Константинович, штурман первого экипажа;

"Лёня" - Мосензов Леонид Яковлевич, бортинженер первого экипажа; 

"Николя" - Ерёменко Николай Михайлович, командир первого экипажа;

"Слава" - Довгань Вячеслав Георгиевич, водитель лунохода второго экипажа.

 

автор статьи: Евгений Румянцев (автор сайта "Космический мемориал")