Вспоминая отца

Вспоминая отца

10.06.2019

Вспоминая отца, я постоянно ловлю себя на мысли о том, что непозволительно мало общалась с ним при жизни. У отца не было времени на разговоры. Он любого мог научить тайм-менеджменту: все его 24 часа в сутки были расписаны по минутам. Хотелось бы теперь о многом расспросить его, но жизнь настолько быстротечна, что не успеешь оглянуться, как уже не у кого спросить о волнующих тебя событиях и фактах…

Мой отец Владимир Афанасьевич Жлуктенко родился 23 января 1922 года на Украине в селе Кулебовка Новомосковского района Днепропетровской области. Его отец Афанасий Макарович работал слесарем на Новомосковском жестекатальном заводе. Он страстно любил музыку, играл на гармошке и хорошо пел. Любимой его песней была «Рэвэ та стогнэ Днiпр широкий». Огромной радостью было приезжать всей семьёй к дедушке летом, где под жёлтой черешней, среди арбузной бахчи он построил для нас бассейн. Небольшая, но уютная хата деда находилась рядом с церковью. Не имея музыкального образования, Афанасий Макарович сам смастерил для сына баян.

О ранних годах своей жизни отец никогда не рассказывал. Известно, что в 1939 году он окончил Новомосковский техникум механизации сельского хозяйства.

Родительский дом Владимира Жлуктенко. Картина самодеятельного художника Василия Жлуктенко, двоюродного брата Владимира Когда началась Великая Отечественная война отцу было 19 лет. В это время он служил в Витебске. После обучения попал в контрразведку, которая потом стала называться СМЕРШ.

Баян, сделанный отцом Владимира Жлуктенко Афанасием Макаровичем ЖлуктенкоВ действующую армию попал в 1943 году. Служил в отделе контрразведки 28 Армии. В июне – июле 1944 года в составе 1-го Белорусского фронта принимал участие в разгроме немецко-фашистских войск в Белоруссии – в Белорусской и Бобруйской операциях.
 
В середине октября 1944 года армия была передана 3-му Белорусскому фронту, в составе которого в октябре участвовала в наступлении в Восточной Пруссии.
 
В январе – апреле войска армии принимали участие в Восточно-Прусской операции 1945 года, в ходе которой прорвали сильно укреплённую оборону противника и вышли в центральную, часть Восточной Пруссии. В дальнейшем, развивая наступление, армия во взаимодействии с другими войсками 3-го Белорусского фронта овладела побережьем Балтийского моря юго-западнее г. Кёнигсберг (Калининград).
 
Родители Владимира Жлуктенко. Новомосковск. 1910 годПосле ликвидации окружённой в районе Кёнигсберга группировки противника армия в апреле 1945 года была передана в состав 1-го Украинского фронта и участвовала в Берлинской операции 1945 года.
 
Свои боевые действия Армия закончила в Чехословакии, участвуя в Пражской операции 1945 года.
 
Владимиру Жлуктенко 19 лет. Витебск. 1941 год За время службы Владимир Афанасьевич прошёл дорогами войны сотни километров. Участник освобождения Бобруйска, Бреста, литовского города Гумбинена. Поощрён благодарностями Верховного Главнокомандующего тов. И.В. Сталина за взятие Бобруйска, Бреста, Гумбинена, Берлина. Награждён медалями за участие в героическом штурме и взятии Кёнигсберга, Берлина, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «50 лет Вооружённых сил СССР», «60 лет Вооружённых сил СССР», знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
 
Чехословакия. 1945 год. Победа. Владимир Жлуктенко с аккордеономВ сентябре 1945 г. соединения 28-й армии, передислоцируемые на территорию СССР, прибыли маршем в Белоруссию, в состав войск Барановичского военного округа.
 
Судьба привела Владимира Афанасьевича в Слуцк. В рамках послевоенного сокращения Вооружённых Сил количество стрелковых соединений уменьшалось – демобилизовался в 1946 году. В 1948 году женился на симпатичной девушке Анне и остался здесь жить с семьёй.

Привитю с детства любовь к музыке Владимир Афанасьевич пронёс через всю свою жизнь. С 1948 года работал в Слуцком доме культуры баянистом, руководителем кружков и ансамблей художественной самодеятельности, художественным руководителем хора и художественным руководителем Дома культуры.

Жене Владимира Жлуктенко Анне 21 год. 1949 г.Коллектив городского Дома культуры стал центром работы по развитию художественной самодеятельности города Слуцка не сразу. Этому предшествовали многие годы повседневного ударного труда. В годы социализма на предприятиях города, в училищах, школах, дошкольных учреждениях работали 250 коллективов художественной самодеятельности, в которых было занято более 3 тысяч человек. Регулярно проводились смотры художественной самодеятельности.

Вся жизнь Владимира Афанасьевича – это творческое горение на ниве культуры. К своей главной награде жизни, званию Заслуженного деятеля культуры БССР, он шёл 11 лет. За выдающиеся достижения в развитии самодеятельного искусства города Слуцка и Слуцкого района Владимир Жлуктенко поощрялся девятнадцать раз. Это почётные грамоты, дипломы и похвальные листы различного уровня.

Отца награждали за активизацию работы кружков художественной самодеятельности и исполнительское мастерство, как руководителя оркестра народных инструментов и вокального коллектива, за отличную работу и неисчерпаемую организаторскую способность по совершенствованию музыкального исполнения народных песен, песен советских композиторов и мировой классики, за подготовку солистов слуцкого Дома культуры, за успешное руководство и активное участие в смотрах, декадах, олимпиадах и конкурсах художественной самодеятельности и т. д.

Среди наград – серебряный портсигар с именной надписью, который был подарен ему, как участнику конкурса Второго областного фестиваля молодёжи.

За успешное выступление в заключительном этапе смотра сельской художественной самодеятельности Белорусской ССР в г. Минске отец был награждён Грамотой Совета Министров БССР.

Одна из заслуженных наград – Почётная Грамота Министерства культуры БССР и Белорусского республиканского комитета профессионального союза работников за активное участие в подготовке и проведении Всебелорусского фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году.

Владимира Афанасьевича знали и в других республиках СССР, сегодня – уже в ближнем зарубежье. В составе делегации БССР он с женой Анной участвовал в VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проходил в г. Москва в 1957 году. Этот фестиваль стал самым массовым за всю историю молодёжного движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира, что в то время стало рекордом. Из Москвы родители привезли памятный кубок. Он был потрясающий: огромный, из красивого красного стекла, на котором золотыми буквами было написано «За мир и дружбу! Москва, 1957 год».

За активное участие в организации концертов дружбы, посвящённых освобождению БССР и городов Минска и Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков в 1962 г. отец награждён Грамотой Литовской ССР.

В 1958 году на декаде самодеятельного искусства республики, посвящённой 40-летию БССР, коллектив Слуцкого дома культуры под руководством В.А. Жлуктенко впервые в истории БССР выступил с реализацией, казалось бы, невероятного не только по тем временам проекта. Была поставлена опера силами самодеятельных артистов! Вряд ли ещё кто-либо в истории музыкального искусства Беларуси поставил оперу на самодеятельной сцене. Она была поставлена музыкантом-самородком, уникальным человеком без музыкального образования. Комиссия по проведению смотра в рамках декады наградила отца Грамотой.

Вот как описывал корреспондент М. Тычина премьеру оперы (перевод с белорусского автора):

«Впервые в республике.

В 1958 году в Слуцком городском Доме культуры шёл областной смотр художественной самодеятельности. Когда стало известно, что коллектив художественной самодеятельности Слуцкого городского Дома культуры выступит с оперой украинского композитора C. С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», многие сомневались, сможет ли самодеятельный коллектив справиться с такой титанической задачей: донести до слушателя содержание и идею оперы. Но дирижёр и художественный руководитель оперы Жлуктенко В.А. уверенно взмахнул дирижёрской палочкой. В притихшем зале зазвучали волшебные мелодии увертюры к опере. Первые сцены, особенно дуэт Карася и Одарки покорили слушателя теплотой звучания и правдивостью образов. Особенно хорошо исполнил партию Карася В. Пасько, ответственный секретарь районного отделения Товарищества по расширению политических и научных знаний. В роли Одарки хорошо выступила воспитательница детского дома О. Цырлина. Инженер литейно-механического завода И. Голубцов исполнил роль Андрея, а слесарь этого же завода Р. Романчук пел партию Султана. В роли Оксаны выступила домохозяйка К. Козодаева, партию Имама исполнил хормейстер городского Дома культуры И. Лобанов. Огромная заслуга в создании уникального оперного спектакля принадлежит художественному руководителю Дома культуры Жлуктенко В.А., а также руководителю драматического кружка Л. Бортнику. 1 сентября 1960 г.».

Хоровой коллектив часто выезжал с этим оперным спектаклем в другие города Минской области, где публика с особым теплом встречала самодеятельных артистов и их руководителя.

Отец был человеком честным и скромным, он никогда не гнался за наградами. Награды сами заслуженно его находили на всем его жизненном пути. Возможно, поэтому автор книги «Древний город на Случи» А.П. Грицкевич в своём письме моей маме, датированном 11 марта 1986 года, выразил сожаление о том, что по непонятным причинам руководство Дома культуры и другие ответственные за предоставление информации лица не дали ему никаких сведений о творчестве отца. Автор книги принёс свои извинения Анне Ивановне за то, что он стал невольным виновником умолчания сведений о её муже, как о художественном руководителе Дома культуры и постановщике оперы С.С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем» на самодеятельной сцене.

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 30 января 1959 года Владимир Афанасьевич Жлуктенко был награждён Почётной Грамотой за заслуги в развитии самодеятельного искусства в республике и успешное участие в декаде художественной самодеятельности, посвящённой 40-летию БССР. Ему было присвоено звание Заслуженного деятеля культуры БССР (удостоверение № 5 от 21 февраля 1959 года). Почётную грамоту, удостоверение и значок Заслуженного деятеля культуры БССР отцу вручил Борис Владимирович Владомирский (1923–1991) – советский актёр театра и кино, заслуженный артист Белорусской ССР.

В этом же 1959 году в качестве поощрения за особые заслуги отца в развитии культуры города, района и республики его семье, состоящей из 4-х человек, выделили комнату в коммунальной квартире в самом центре Слуцка. Жили в двухкомнатной квартире две семьи, в общей сложности – 7 человек. Соседи по коммунальной квартире были хорошие. Не помню, чтобы когда-либо кто-то из нас ссорился друг с другом, хотя случались ситуации, типичные для жителей коммунальных квартир. Например, очередь в туалет спокойно слушала, как дочка наших соседей, закрывшись в туалете, играла на скрипке, но никто и никогда не стучал в дверь и не прерывал звучания скрипичных струн. Только иногда мой отец позволял себе сказать: «Фаина, в этом такте не СИ, а СИ-бемоль».

В 1960 году отец был награждён несколькими грамотами за активное участие в смотре самодеятельного искусства, творческие достижения в развитии художественной самодеятельности и успешное выступление на Республиканском смотре художественной самодеятельности.

Творческий портрет отца был бы неполным, если не сказать несколько слов о его значительном вкладе в развитие хорового коллектива текстильной фабрики г. Слуцка, о результативной работе с Козловичским народным хором, который недавно отметил своё 85-летие, с хоровым коллективом артели «Прогресс». Отец плодотворно работал с самодеятельными коллективами многих других предприятий Слуцка и деревенскими коллективами Слуцкого района. Днём он работал в Доме культуры, а вечером ездил по деревням и весям, создавая и вдохновляя на успех всё новые и новые коллективы художественной самодеятельности. Он любил работать с людьми, умел зажечь искру и постоянно поддерживать созидательный огонь в каждом любящем музыку сердце.

Спустя три года после постановки оперы С.С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем» в 1961 году Владимир Афанасьевич поступил на дирижёрско-хоровое отделение Минского музыкального училища имени М.И. Глинки, которое успешно окончил в 1966 году. Ему была присвоена квалификация дирижёр хора, преподаватель музыки и пения. В сессионный период отец жил в минской квартире гостеприимной семьи своего друга – артиста Государственной академической хоровой капеллы им. Г. Ширмы И.М. Боксембаума. Он был одним их лучших исполнителей песни «День Победы». Отца и Иосифа Боксембаума связала любовь к музыке: они остались близкими друзьями на всю жизнь! Отцу было нелегко совмещать работу с учёбой. Мне тогда было 10 лет, и я помню, как отец неустанно репетировал к экзамену по фортепиано «Вальс» из оперы «Ёлка» В. Ребикова. Репетировал до тех пор, пока не достиг совершенства в исполнении.

Папа был перфекционистом во всём. Любое дело выполнял качественно и с душой. Всегда вносил свою изюминку в любую работу. Он часто с восхищением вспоминал строгость и требовательность педагога Минского музыкального училища Эди Моисеевны Тырманд (1917–2008) – музыканта, стоявшего у истоков белорусской школы концертмейстерского искусства, первой в Беларуси женщины-композитора, оставившей немало сочинений в разных жанрах. Я часто прохожу мимо Минского музыкального колледжа им. М.И. Глинки, где в уютной зелени бульвара Грибоедова многоголосие певчих птиц и полифония музыкальных инструментов гармонично сливаются в единое целое, напоминая об отце.

Владимиру Афанасьевичу было у кого учиться и гравировать свой природный музыкальный талант – он стал педагогом музыки от Бога. Любовь к музыке и учащимся, понимание учащихся – вот секрет его успеха.

Работая в старейшей гимназии Беларуси, тогда она называлась СШ № 1 Слуцка, отец сумел раскрыть много талантов. Неисчерпаемое творческое поле деятельности, огромный креативный потенциал подрастающего поколения, радость созидания, ликование от успехов учащихся – в этом Владимир Афанасьевич видел смысл жизни.

Первый детский эстрадно-симфонический оркестр был создан в школе № 1 моим отцом. Галина С. из Слуцка рассказала мне, что играла в эстрадно-симфоническом оркестре на виолончели. Она помнит до сих пор, как Владимир Афанасьевич учил её игре на этом инструменте. Оркестр играл на вечерах в школе, выезжал с концертами в районные дома культуры, часто выступал на различных торжественных мероприятиях в честь государственных праздников.

Инструментальный ансамбль СШ № 1 СлуцкаВпервые в истории города Слуцка школьный вокально-инструментальный ансамбль под руководством Владимира Афанасьевича был приглашён на Белорусское радио для участия в конкурсе «Красная гвоздика», где получил призовое место. Как школьный учитель музыки отец был награждён Грамотой Слуцкого РК ЛКСМ Белоруссии за большую работу по подготовке молодёжи к смотру-конкурсу молодых исполнителей советской песни, посвящённому 50-летию присвоения Комсомолу имени В.И. Ленина. Были и другие увенчавшиеся успехом выступления учащихся первой школы Слуцка на радио. Это были не только конкурсы, но и простые радиопередачи для школьников с целью знакомства с талантливой молодёжью Белоруссии. Я помню песни, которые отец репетировал до поздней ночи сначала дома, а уж потом в школе с учащимися.

Вокально-инструментальный ансамбль СШ № 1 Слуцка«Знаем и помним Вашего отца», – написала мне Валентина П. из Гомеля. «С появлением его в школе № 1 наступила новая жизнь. Всегда вспоминаю его выражение на репетициях: “Ещё раз, последний раз”. Светлая ему память».

«Владимир Афанасьевич – удивительный человек, наш учитель! Вечная память! Татьяна, спасибо огромное за прекрасные фотографии о Вашем отце – Владимире Афанасьевиче Жлуктенко. Какой замечательный хор он создал в нашей школе. Какой радостью и открытием была для меня каждая репетиция! А наши победы на областных и республиканских конкурсах! И все это – Владимир Афанасьевич, всегда буду ему благодарна за то, что привил любовь к хоровому пению и хорошей песне. Светлая ему память» (Галя В., Москва).

С позволения автора процитирую полностью особенно душевное письмо.

«Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Я училась в 1 школе. Мало того, я занималась у вашего отца вокалом. Моя фамилия Бакун Наталья Анатольевна. А эти ребята на фотографии мои одноклассники. Мы много выступали на предприятиях города на праздниках. Благодаря Владимиру Афанасьевичу, я спела песню даже на радио. Звездой я, конечно, не стала, но работая на предприятиях, выступала часто на всех смотрах художественной самодеятельности, и довольно успешно, – всегда хвалили мой поставленный голос. Так что память о вашем отце – это память о моей юности и молодости. Дай бог Вам всего хорошего. Песня, которую я исполняла по радио, была белорусская. “Каб любіць Беларусь нашу мілую, трэба ў розных краях пабываць, разумею цяпер, чаму з выраю жураўли на палессе ляцяць…” Я сейчас в таком возрасте, что вспоминаешь о юности и школьных годах с большим трепетом. Я теперь смотрю на молодёжь нашу. И могу сказать с гордостью, что наша жизнь была намного интереснее. Сколько хороших людей встретилось на моем пути, жили не своими интересами. А, как говорится, горели на работе. Так что и отец Ваш, к великой моей радости, тоже стал частью моей юности».

За достигнутые успехи в работе, активное участие в Великой Отечественной войне 1941–1945 г. г. и в связи с 30-летием со дня Победы 28 апреля 1975 года отец был награждён Почётной Грамотой Министерства образования БССР и Республиканского комитета профсоюза работников образования высшей школы и научных учреждений БССР.

Владимир Афанасьевич всегда оставался верен своим идеалам – музыка, постоянный креатив, труд, труд и ещё раз труд! Для этого человека не существовало ничего невозможного! Он вместе с учащимися успешно осваивал всё новые и новые музыкальные инструменты и жанры музыкального искусства. Эстрадный оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, хор, октет, солисты, кружки и факультативы по обучению игре на всевозможных инструментах – отец умел и успевал все! А если не хватало в оркестре инструмента – он делал его сам. Папа играл практически на всех музыкальных инструментах.

Он всегда говорил нам о том, что музыка – постоянный труд, работа над собой, что только неустанные репетиции могут привести музыканта к вершине музыкального мастерства – импровизации.

Не озвученное вслух, но реализованное отцом на практике жизненное кредо «Ни дня без музыки» подкреплялось ежедневной музыкальной разминкой – играл на баяне свои любимые произведения – «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и танго «Брызги шампанского» Хосе Мария де Люкьеси (Jose Maria de Lucchesi). С особым воодушевлением отец исполнял танго «Брызги шампанского» удивительного композитора из Аргентины. Очень жаль, что никто до сих пор не знает ни даты его рождения, ни даты смерти, не знает, в каком городе он родился, и где он умер. Известно лишь то, что в 1930-х годах Хосе Мария де Люкьеси жил в Аргентине, сначала он работал учителем музыки, затем руководил оркестром. В 1935 году написал мелодию танго «Espuma de Champagne», которое в 1937 году без ведома автора было выпущено на грампластинке в Советском Союзе под наименованием «Брызги шампанского». К выдающимся людям судьба иногда бывает удивительно несправедлива. Радует лишь то, что музыка «Брызги шампанского» ещё много десятилетий будет оставаться лучшим и единственным памятником этому талантливому человеку. Думаю, что любимое танго своего педагога Владимира Жлуктенко исполняли многие его ученики.

Жена Анна Ивановна Жлуктенко, сзади картина – портрет Владимира Жлуктенко кисти Василия ЖлуктенкоНесмотря на свою занятость в школе, отец никогда не отказывал людям в помощи. По просьбе моего классного руководителя, Отличника просвещения СССР Нины Ивановны Будько, он организовал в нашем классе и подготовил к выступлению в СШ № 3 г. Слуцка ансамбль дударей, который победил на школьном празднике народного творчества. Вопрос о том, где папа добыл столько дудочек и свирелей остаётся риторическим. Ноты известных произведений и любимых мелодий он часто переписывал вручную и дарил друзьям, ученикам и нам, своим детям.

В Канаде сейчас живёт Яков Пьянин. В детстве он учился у Владимира Афанасьевича, играл в духовом оркестре. Он прислал мне видеозапись вальса «Осенние листья» со словами: «Когда-то ноты вальса “Осенние листья” Б. Мокроусова дал мне переписать твой папа. Он был отличный педагог! И музыкант! Вначале очень красиво исполнил, а затем предложил ноты. Пусть ему будет место на небесах! В мирное время он был прекрасным человеком, отличным музыкантом, педагогом, которому многие обязаны… Светлая память и низкий поклон».

До сих пор я храню бесценный подарок отца – ленинградскую электрогитару и ноты песни «Город детства», которую отец озаглавил по-своему – «Билет в детство».

Отец был счастливым человеком! Его труд приносил ему и окружающим радость. Его счастье состояло в том, что он смог совместить часто несовместимое в жизни: повседневный труд и любимое занятие – неисчерпаемый океан музыки, наполняющий собой века.

Моя мама, Анна Ивановна Жлуктенко, в память о муже оформила два альбома, в одном из которых размещены 63 фотографии, отражающие различные виды художественной самодеятельности Слутчины. В другом представлена подборка из 35 газетных статей о достижениях художественной самодеятельности под руководством её мужа. Альбомы, награды отца и самодельный баян она отдала в дар Слуцкому краеведческому музею.

Мечта Владимира Жлуктенко воплощена, его любимое творенье – гитара созданаПапа был энтузиастом, трудоголиком и новатором своего времени. Ему бы жить и творить в наше время! Его техническое и музыкальное образования удачно взаимно дополняли друг друга, он создавал различные инновационные гаджеты не только для музыкальных инструментов, но и приспособления для домашнего хозяйства с целью выживания семьи в трудные послевоенные годы. Например, он сделал уникальный пресс-фруктодавилку – аналог огромной соковыжималки, смастерил мельницу для помола кукурузы. Его руками сделана кухонная мебель, шахматный столик, игрушки для детей и внуков и т. д. Помню, что в нашей комнате стояли красивые, сделанные отцом напольные часы с боем. Многие инновационные «прибамбасы» он изготавливал по просьбе друзей и знакомых. Начиная с наброска-чертежа, поиска материалов, технологии и процесса изготовления, отец всегда сам реализовывал задуманное от начала до конца и получал удивительные, радующие окружающих результаты.

Отец много часов кропотливо трудился в своей мастерской, создавая электрогитары и ударные установки. Из списанных деталей отец даже смастерил для меня пианино. Владимир Афанасьевич любил настраивать музыкальные инструменты, ремонтировать саксофоны, баяны, аккордеоны, пианино и другие инструменты. Незадолго до своего ухода из жизни он ремонтировал по чьей-то просьбе часы-кукушку, которые так и не успел отрегулировать. Кукушка больше не запела. А вот саксофон знакомого музыканта починить успел.

Владимир Жлуктенко с самодельной гитаройЧеловек-оркестр Владимир Афанасьевич Жлуктенко рано ушёл из жизни. Он умер 30 мая 1980 года, ему было всего 58 лет. Весь город провожал отца в последний путь, и память о нём жива в наших сердцах.
 

Что не смогли сказать слова,
То музыка договорила
И жить меня уговорила,
И, кажется, она права.

И доводы её ясны,
Хоть повторить я их не в силах.
Там что-то есть о легкокрылых,
О горьких запахах весны.

Лариса Миллер

 

Владимир Жлуктенко на сцене Слуцкого дома культурыОбаятельный, дружелюбный, всегда улыбающийся, коммуникабельный, тактичный, уважающий и любящий людей – таким его запомнили окружающие. Он создавал вокруг себя особый творческий микроклимат – все вокруг начинали заниматься созидательным трудом. В нашей семье все занимались креативом. Моя мама Анна Ивановна написала более 20 тетрадей с воспоминаниями о личной жизни нашей семьи. Особенно интересно описывала она последнее их с отцом путешествие к Чёрному морю. Путешествовали вместе с семьёй ученика Владимира Афанасьевича, хорошего друга, заведующего слуцким отделом культуры Михаила Петровича Зеневича. Описан город Сочи в советские времена. В мельчайших подробностях – деревья, южные кустарники, цветы, восторженное настроение и удивительное самое синее в мире Чёрное море! Читаешь и чувствуешь морской прибой. Мать любила поэзию, писала стихи.

Последнее фото Владимира Жлуктенко. 9 мая 1980 г.Родственники пели в ансамбле и хоре отца в Доме культуры, играли в оркестре, племянники учились у отца игре на гитаре, дети играли на скрипке, баяне, ударных инструментах и фортепиано, внуки учились игре на флейте и пианино, правнук блестяще окончил школу искусств № 10 им. Глебова г. Минска по классу аккордеона.

«Брызги шампанского» в Татьянин день 1978 г. Исполняет Владимир Жлуктенко в гостях у соседейМузыка всегда помогает нам в жизни, для нас музыка – праздник для души и лекарство от скуки. Мы запомним на всю оставшуюся жизнь, что все наши креативные идеи, реализованные проекты, успехи и достижения в любой отрасли жизни, наши лучшие качества и черты характера передались нам от нашего папы, дедушки и прадедушки Владимира Афанасьевича Жлуктенко. Он во всем подавал нам пример: всю жизнь шёл через тернии к звёздам, целеустремлённо, шаг за шагом добиваясь успеха.

Единственный в своём роде музыкант, энтузиаст, педагог, Заслуженный деятель культуры БССР Жлуктенко В.А. упомянут в книге «Память. Слуцкий район. Слуцк».

«Великий музыкант, каких сейчас очень мало, Педагог с большой буквы, уникальный, светлый, замечательный, удивительно жизнелюбивый человек», – такими словами вспоминают отца его многочисленные ученики, живущие в разных концах света.

Для нашей семьи очень важно, что отца помнят те, кому он отдавал всего себя. Я безмерно благодарна всем, кто ещё помнит Владимира Афанасьевича Жлуктенко. Мы живы пока жива память о наших близких. Говорить добрые слова о любимых нами людях никогда не поздно.

 

Татьяна ХРОМОВА

Фотографии из семейного архива автора.

 

Татьяна Владимировна Хромова (Жлуктенко) родилась в Слуцке в семье музыканта, окончила с золотой медалью СШ № 6 г. Слуцка, Киевский национальный лингвистический университет по специальности английский и французский языки, аспирантуру Республиканского института высшей школы БГУ.

Работала доцентом кафедры, заведующей кафедрой английского языка Международного университета «МИТСО».

Автор более 40 печатных работ. В настоящее время занимается творчеством.