Клебанович Ольга Михайловна

Клебанович Ольга Михайловна

13.08.2018

Ольга Михайловна Клебанович родилась 25 февраля 1945 г. в Югославии, в г. Ягертов. Кстати, на официальном сайте Национального академического драматического театра имени М. Горького, где сегодня служит актриса, местом рождения указан город Ячертов, Полтинский район, Белгородская область, Украина. Такой город и район вообще отсутствуют на картах, да и Белгородская область в составе Украины никогда не была. Любопытно, откуда такие данные!

Ольга рано осталась без отца. Растили её мама и бабушка с дедушкой. Дедушка был столяром и отличным охотником. Девочка выросла в местечке Греск, недалеко от Слуцка, в детстве бегала босая по траве и песку, дышала деревенским воздухом, радовалась красоте природы, которая её окружала. Она научилась и огород полоть, и картофель сажать, и рыбу ловить, и грибы собирать. Потому очень хорошо знает характеры простых белорусских женщин. Именно в детстве Ольга приобрела тот внутренний потенциал, который расходует на сцене до сих пор.

Всегда любила петь и танцевать, участвовала в школьной самодеятельности. В Минск, к маме, которая восстанавливала послевоенный город, переехала учиться после седьмого класса. Мечтала стать врачом или артисткой. Стала артисткой – лекарем душ.

В Белорусский театрально-художественный институт поступила в 1962 году на актёрско-режиссёрский курс Владимира Андреевича Маланкина, училась вместе с Валерием Раевским и Борисом Луценко.

В.А. Маланкин выпустил целую плеяду очень интересных актёров и талантливых режиссёров. У него была потрясающая школа. Сам он учился в Москве. «Нам, – вспоминает Ольга Михайловна, – преподавал дыхание нашей профессии. Учил тому, что артист должен быть как натянутая струна, что наша эмоциональная природа должна существовать так – дотронулся, и она звенит. Он говорил, что артисту нужно большое здоровье, чтобы потом его «расшатать», работая на сцене».

Ещё один совершенно удивительный педагог – Галина Петровна Старковская, она уводила своих учеников в романтику, поэзию профессии.

Замечательный Борис Яковлевич Вишкарев обучал однокашников Ольги Михайловны сценической речи.

Известность пришла к Ольге в ранней юности: в журнале «Огонёк» была опубликована её большая фотография с подписью «Минчанка, студентка Ольга Клебанович». Для второкурсницы это было словно высокое звание. После этого со всей страны ей пошли письма нескончаемым потоком. Творческий путь обещал быть победным. В 1966 году, когда Ольга уже оканчивала институт, театральная общественность судачила о том, что её берут в Купаловский на роль Павлинки. Но по непонятным причинам руководство театра «забыло отправить запрос», и молодая актриса вынуждена была поехать в Гродно. Когда растерянная выпускница стояла под лестницей родного института и плакала, её увидел замечательный актёр Русского театра, один из лучших педагогов, воспитавший целую плеяду корифеев белорусского театра, – Дмитрий Алексеевич Орлов: «Если бы у меня был свой театр, я бы обязательно пригласил тебя в труппу, но, поверь, настоящее искусство – в провинции».

Около года Ольга работала в Гродненском драматическом театре, а с 1967 г. по приглашению уже была в Государственном русском драматическом театре БССР им. Максима Горького.

В 1982 году Ольге Клебанович было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка БССР», в 1995 году за большой вклад в развитие театрального искусства и высокое профессиональное мастерство – почётное звание «Народная артистка Беларуси».

В 2003 году Ольга Михайловна получила приз «Хрустальная Павлинка» Белорусского союза театральных деятелей, в 2005 году – медаль Франциска Скорины. Она – лауреат Государственной премии Республики Беларусь, член общественного объединения «Белорусская гильдия актёров кино».

По мнению её окружения, Ольга Клебанович – настоящий мастер своего дела, талантливый педагог, надёжный друг и прекрасный душевный человек.

Ольга Михайловна сыграла десятки главных ролей в спектаклях, вошедших в сокровищницу белорусского сценического искусства. Многократно становилась лучшей актрисой года, победительницей ряда республиканских и международных фестивалей. Обладательница призов Гран-при на фестивалях: «Прибалтийская весна» (1983), молодёжного в Тбилиси (1986), театрального в Витебске (1986).

Созданные ею образы в спектаклях выдающихся мастеров национальной драматургии: «Возвращение в Хатынь» А. Адамовича, «Знак беды» В. Быкова, «Раскиданное гнездо» Я. Купалы – отмечены глубоким проникновением в народный характер персонажей. За роль Степаниды в спектакле «Знак беды» актриса была удостоена звания лауреата Государственной премии БССР.

Высокий творческий потенциал Ольги Клебанович позволяет ей привносить в каждую роль собственное философское осмысление человеческого бытия. Каждый образ она наделяет теми типичными чертами характера, которые делают их живыми и узнаваемыми, а, значит, понятными для зрителей. На этом основан постоянный успех актрисы Клебанович. Не случайно сегодня репертуар театра в значительной степени строится на её актёрских возможностях. Ею в разное время были сыграны роли в спектаклях: Дуняша – «Вишневый сад» (А. Чехов), Сапожникова – «Синие кони на красной траве» (М. Шатров), Марыля – «Раскiданае гняздо» (Я. Купала) и др.

Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович пользуется большим авторитетом и уважением в коллективе театра и среди театральной общественности, её знают и любят зрители.

Своей самобытной актёрской индивидуальностью, беззаветным служением театру Ольга Михайловна Клебанович внесла значительный вклад в развитие белорусского театрального искусства, войдя в когорту блистательных мастеров сцены Беларуси.

Александр Петрович ДенисовОльга Клебанович за годы работы в театре проявила себя как актриса, способная на самом высоком уровне исполнять роли героического плана и жанровые, острохарактерные. Создала многочисленные народные характеры: среди них – Ольга в спектакле «Три сестры» Антона Чехова, Варя в «Разгроме» Александра Фадеева, Лушка в драме по роману «Поднятая целина» Михаила Шолохова и многие другие. Снялась Ольга Михайловна и во многих кинофильмах, таких как «Солнечный день в конце лета», «Свеженина с салютом», «776-й километр», «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», «Провинциальная муза», «Зимний вальс» и другие.

Периодически выступает в роли режиссёра. Занимается педагогической работой на кафедре мастерства актёра Белорусской государственной академии искусств.

Была в браке с актёром Александром Петровичем Денисовым, который умер в 2012 г. в Нью-Йорке. Ради лечения дочери Даши он уехал в США, да так и остался. Дашу, к счастью, удалось там вылечить. Она окончила университет в Итаке, работает программистом, вышла замуж. Зовёт маму к себе в Нью-Йорк жить. Но актриса пока к этому не готова.

Сегодня у Ольги Михайловны двое внуков – Настя и Вадим. Это дети сына Дениса.

 

Владимир ХВОРОВ
Фото minsknews.by.