Лозинский Самуил Горациевич

Лозинский Самуил Горациевич

29.01.2018

Самуил Лозинский родился 26 августа 1874 года в зажиточной еврейской семье содержателя корчмы в г. Бобруйске. В 1895 году окончил классическую гимназию в Слуцке и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, где специализировался по социально-экономической истории позднего средневековья и нового времени у профессора И.В. Лучицкого. В те же годы (1895–97) слушал лекции в Берлинском университете. Под влиянием брата Моисея (Хаима Моше) (1873–1903), одного из организаторов сионистского движения в России, увлекался идеями возрождения еврейской государственности. В 1897 году был арестован за участие в студенческой демонстрации протеста в связи с самоубийством М.Ф. Ветровой, в 1899 году был исключён из университета на 3 года за участие в революционном движении. Своё образование продолжил за границей в Брюссельском университете и в Париже, где в 1904 году окончил Высшую школу социальных наук (École des Hautes Études Sociales). Одновременно по поручению издательства В.И. Рапп и В.И. Потапов, подготовил книгу «История 2-й Французской революции (1848–1852)» (Киев, 1904), сразу же получившую ряд положительных рецензий.

Осенью 1904 С.Г. Лозинский вернулся в Киев и стал редактировать иностранный отдел в газете «Киевские отклики». Был вновь арестован и до февраля 1917 года находился под надзором полиции. Революция 1905 года вызвала к жизни целый ряд брошюр и статей, посвящённых Французской революции XVIII века, Декларации прав, венгерской революции 1848 года. События первой русской революции, еврейские погромы, прокатившиеся по западным губерниям России, стали толчком к новой теме – истории еврейского народа, его скитаний и гонений, на долгие годы, ставшие одной из основных в творчестве С.Г. Лозинского.

Осенью 1904 С.Г. Лозинский вернулся в Киев и стал редактировать иностранный отдел в газете «Киевские отклики»В 1906 году он переехал в Петербург, в 1908 году сдал экзамены по историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1906–08 годы сотрудничал в «Политической энциклопедии» под ред. Л.З. Слонимского; в 1906–17 годы редактировал в издательстве Брокгауза и Ефрона ряд исторических трудов: Э. Ренана «Историю израильского народа», «Всеобщую историю» Пфлуг-Гартунга в 5 томах, совместно с Н.И. Кареевым и другими. В 1908–13 годы был автором и редактором (со 2-го тома) отдела истории и культуры евреев в XIX веке; сотрудником НЭС, участвовал в создании исторической серии «История Европы по эпохам и странам в средние века и в новое время»; серии «История Бельгии и Голландии в новое время» под редакцией Н.И. Кареева и И.В. Лучицкого (СПб., 1908). В 1912 году, в связи с подготовкой к изданию книги Г.Ч. Ли «История инквизиции в средние века», был командирован издательством Брокгауза и Ефрона в Испанию. Результатом работы в испанских архивах, в частности барселонском «Archivo de la Corona de Aragon» стала книга «История инквизиции в Испании» (СПб., 1914). Это было первое и до сих пор единственное в России исследование по данной теме.

Книга Г.Ч. Ли «История инквизиции в средние века»В 1917 году сдал магистерские экзамены и был утверждён Петроградским университетом в звании приват-доцента. Диссертацию по истории инквизиции в Испании не успел защитить из-за I мировой войны и временной отмены после Октябрьской революции учёных степеней. С 1917 года – доцент в нескольких вузах Петрограда; в 1919–26 годы – ректор Петроградского еврейского народного университета (с 1920 года – Институт высших еврейских знаний), где читал курсы лекций по новой и новейшей, а также экономической истории евреев в средние века; в 1920–22 годы заведующий испанской секцией Отдела информации Коминтерна; в 1921–26 годы – профессор Института внешкольного образования; в 1921–22 годы – профессор кафедры истории еврейского народа в Белорусском государственном университете; в 1923–26 годы – соредактор сборника «Еврейская летопись»; в 1923–26 годы – заместитель председателя Еврейского историко-этнографического общества и соредактор изданного им «Евреи старины»; в 1926–31 – профессор по курсу истории классовой борьбы и истории хозяйственного быта Северо-Кавказского государственного университета и Комвуза в Ростове-на-Дону. В 1929 году был делегатом I конференции историков-марксистов в Москве.

С.Г. Лозинский. История инквизиции в Испании. СПб., 1914В 1926–31 годы – член редакции московского журнала «Атеист», а также член международного бюро Общества воинствующих безбожников.

1 декабря 1930 года С.Г. Лозинский был зачислен консультантом иностранного сектора I филиала (Антирелигиозного отделения) Публичной библиотеки (сейчас – Российская национальная библиотека) на 3 часа в день. Ещё ранее, в 1925 году, на С.Г. Лозинский. История инквизиции в Испании. СПб., 1914Высших курсах библиотековедения Публичной библиотеки С.Г. Лозинский читал курс «Истории классовой борьбы». В отделении хранились книги, начиная с XIV века. Среди них издание 1588 года «Молота ведьм» (латинское сочинение XIV в. монахов Я. Шпренгера и Г. Инсисториса). С.Г. Лозинский подготовил к печати перевод «Молота ведьм», сделанный сотрудником Публичной библиотеки Н.Т. Цветковым (см. т. 1), и предварил его пространственной статьёй «Роковая книга средневековья». В 1932 году в издательстве «Атеист» эта книга увидела свет. Здесь же начал работу по истории понтификата, результатом которой стало издание 1-го тома «Истории папства» (1934).

17 октября 1932 года уволился из Библиотеки и полностью переключился на преподавательскую деятельность: 1930–32 годы – профессор Ленинградского культурно-просветительского института им. Н.К. Крупской; с 1933 года – профессор и научный сотрудник Ленинградского финансово-экономического института; 1934–39 годы – профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики и ЛГУ; 1935–39 годы – профессор Планового института; с 1937 года – профессор, с 1939 года – заведующий кафедрой истории 1-го Ленинградского педагогического института иностранных языков.

Иллюстрация из книги С.Г. ЛозинскогоЗдание библиотеки Духовной академииС декабря 1938 года перешёл по совместительству в Музей истории религии АН СССР заведующим отделом религии и атеизма на Западе и в Америке в эпоху капитализма XVI–XIX вв. В 1939 году подал прошение об освобождении (ввиду возраста и ухудшившегося здоровья) от экспозиции работы с целью сосредоточиться на научно-исследовательской деятельности. В это же время Музей истории религии стал ходатайствовать о присуждении С.Г. Лозинскому учёной степени доктора наук, однако Комитет по делам Высшей школы затребовал массу бумаг, и к началу 1941 года этот вопрос так и не был решён. Продолжая заниматься историей религии, перед войной подготовил статью «История капитализма с XVI по XIX век» и «Лютеранство в царской России» для издательства «История религии и атеизма», закончил книгу «Обряды и таинства католической церкви», написал целый ряд публицистических статей для газет и журналов, обличающих Ватикан как «пособника фашизма».

В ноябре 1941 года С.Г. Лозинский вместе с дочерью был эвакуирован на самолёте в распоряжение Академии наук в Киров, где до осени 1944 года возглавлял кафедру всеобщей истории в Педагогическом институте. По возвращении в Ленинград, несмотря на почти полную потерю зрения, продолжал преподавательскую деятельность.

Умер 26 июня 1945 года в Ленинграде, по другим источникам – в российском г. Киров. Похоронен на Литераторских мостках в Петербурге.


 

 

Владимир ХВОРОВ

Использована статья Л.Б. ВОЛЬФЦУН
с официального сайта Российской национальной библиотеки
с незначительными изменениями и дополнениями