Старжинский Валерий Павлович

Старжинский Валерий Павлович

21.12.2017

Валерий Павлович Старжинский родился 16 октября 1950 года в д. Замошье Слуцкого района Минской области. Эта деревня находится на границе с Солигорским районом.

Родители были учителями — преподавали в Козловичской средней школе Слуцкого района: отец — белорусский язык, мать — русский язык и литературу. В семье Стражинских целая династия учителей. Валерию нравилась физика. С детства  увлекался изобретательством. Еще учась в школе, под руководством Учителя с большой буквы Леонида Леонтьевича Сучка  спроектировали и сконструировали снегоходы, на которых катались зимой. Сами поставили двигатель, установили винт. А летом построили настоящую амфибию — машину, которая ездила по дороге и плавала по воде…

После окончания Козловичской средней школы в 1967 году поступил на физико-математический факультет Минского государственного педагогического института имени А.М. Горького (сейчас – Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка), который окончил с отличием в 1971 году. Продолжил обучение и окончил аспирантуру на кафедре философии Белорусского политехнического института в 1975 году, затем докторантуру при Институте философии и права академии наук Беларуси в 1993-м.

Работал преподавателем, старшим преподавателем, доцентом кафедры философии Белорусского политехнического института.

В 1976 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему: «Понятие “состояние” и его методологическая роль в физике». Степень присвоена 3 декабря 1976 года.

С 1993 года – профессор кафедры философских учений Белорусского национального технического университета.

В 1993 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук на тему: «Гуманизация инженерного образования. Философско-конструктивный подход». Степень присвоена 19 ноября 1993 года. В 1997 году присвоено учёное звание профессора.

В.П. Старжинский является учёным в области неклассической культурологии: методологии проектирования социально-культурных инновационных систем с различной онтологией и социального конструирования культурных артефактов. Им разработаны основы конструктивной методологии, которая более двадцати лет успешно применяется в практике проектирования и конструирования образовательных, правовых, информационно-коммуникативных и других социокультурных онтологий.

Крупным научным достижением В.П. Старжинского является трансляция методов инженерных наук, и прежде всего проектирования и конструирования, на социально-гуманитарную сферу и создания объектов интеллектуальной собственности. Такой подход открыл возможности разработки социально-культурных технологий в решении ряда злободневных проблем социо-культурного развития страны и, прежде всего, методологии успешной модернизации и инновационного развития.

Одним из главных достижений В.П. Старжинского является разработка Концепции развития Парка высоких технологий Республики Беларусь (Идея и руководство – канд. юридических наук Цепкало В.В.). Парк высоких технологий Республики Беларусь в настоящее время является ведущим IТ-кластером Восточной Европы, одним из лучших достижений в сфере развития инновационно-экономической культуры Республики. Принимает активное участие во внедрении инновационных программ Парка высоких технологий, являясь членом экспертного совета Парка. В рамках деятельности экспертного совета. Принимал участие в обсуждении и внесении поправок в Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».

Под руководством В.П. Старжинского был реализован проект «Белорусская педагогическая энциклопедия», раздел «Философия образования и методология педагогической науки». Для Белорусской педагогической энциклопедии им написано более 70 статей.

Им разработаны следующие инновационные системы:

АНТИКОРРУПЦИЯ – применение метода профилактики ошибок FMEA для диагностики нормативно-правовых актов на коррупционный риск. Опубликована в учебном пособии для магистрантов и аспирантов.

АНТИПЛАГИАТ – образовательно-дидактическая система профилактики плагиата при написании научных работ. Опубликована в учебном пособии для магистрантов и аспирантов.

ИННОВАЦИЯ – технология оценки уровня инновационности проектов резидентов Парка высоких технологий (Цепкало В.В., Концевая И.В.). Используется в деятельности экспертного совета ПВТ. Опубликована в монографии.

КЛАСТЕР – организационно-деятельностная модели создания и функционирования кластера, объединяющего науку-образование-производство (бизнес). Опубликована в журнале «Наука и инновации», применяется для создания кластерного объединения БНТУ-НТП «Политехник».

КАЧЕСТВО – организационно-управленческая модель создания системы менеджмента качества на предприятии. Опубликована в учебном пособии для магистрантов и аспирантов.

СРЕДА – принципы проектирования образовательной среды на основе Международных стандартов качества ISO 9004. Опубликована в учебном пособии для магистрантов и аспирантов, применяется автором в учебно-образовательной деятельности в БНТУ.

САМООЦЕНКА – образовательно-личностная технология управления саморазвитием ученика на основе измерения и конструктивной оценки. Опубликована в учебном пособии для магистрантов и аспирантов.

ВЕЖЛИВЫЙ ВОДИТЕЛЬ – технология повышения культуры водителей посредством системы позиционирования гуманистических ценностей. Предоставлена и частично внедрена УГАИ МВД Республики Беларусь.

АВТОДОМИНО – способ мониторинга и интеллектуальной диспетчеризации движения автомобилей на скоростной автомобильной магистрали в случае аварии и система для его осуществления (Защищена двумя патентами).

«АВТОКОММУНИКАТОР» – предупредительно-оповестительная система для автотранспортных средств (Защищена двумя патентами. Изготовлен прототип).

Часть социокультурных проектов находятся на стадии прототипирования и поиска венчурных инвесторов.

В.П. Старжинский разработал проекты и успешно внедряет инновационные технологии не только в социокультурную сферу, но и проектирует социокультурную среду для повышения эффективности воспитания и формирования высокой культуры жизнедеятельности при помощи СМИ. На протяжении десяти лет им разрабатывались сценарии серии телепередач на ОНТ в ток-шоу «Выбор» и на СТВ в ток-шоу «Такова судьба» с участием студентов и аспирантов по проблемам противодействия антикультуре и духовной деградации молодёжи: «Хамство на дорогах», «Гражданские браки», «Ненормативная лексика», «Школьный буллинг» и др.

В.П. Старжинский в течение пяти последних лет получил четыре патента на изобретения (полезную модель) и патент на изобретение в области проектирования информационно-коммуникативных систем противодействия антикультуре и повышения безопасности жизнедеятельности. В течение двух последних лет участвовал в конкурсе инновационных стартап-проектов «Сколково» (Россия) и «Мой бизнес на ОНТ» (Республики Беларусь). В текущем году инновационный проект «Система и устройство знаково-символической коммуникации водителей автотранспорта “AВТОКОММУНИКАТОР” прошёл в полуфинал конкурса.

По согласованию с Министерством образования Республики Беларусь В.П. Старжинским готовится учебник «Навигатор инноватора» для средней школы для факультативных занятий. Принимал участие в подготовке к изданию Белорусской педагогической энциклопедии на белорусском языке.

Принимает участие в деятельности по описанию бизнес-процессов и проектированию бизнес-модели Научно-технологического парка БНТУ «Политехник». Работает над патентованием и прототипированием очередных изобретений в сфере инновационного развития социально-культурной сферы и, в частности, применения информационно-коммуникационных технологий для реализации медицинской профилактики в сельской местности.

Принимал участие в работе Второго съезда учёных Республики Беларусь. Участвовал в разработке основного документа съезда «Стратегия “Наука и технологии: 2018–2040”».

Имеет международный научный авторитет, связи с ведущими зарубежными научными центрами и авторитетными организациями, выполняет совместные научные проекты с Институтом философии АН РФ. Неоднократно награждался грамотами БНТУ и Министерства образования Республики Беларусь. Награждён нагрудным знаком «Отличник образования Республики Беларусь».

Всего опубликовано научных работ – 414, в том числе: монографий – 12, коллективных трудов – 27, статей – 247, патентов – 4.

E–mail: starzynsky@bntu.by

 

 

Из интервью газете "7 дней" (2015).

— Валерий Павлович, всем известно, что философами не рождаются и уж точно никто не мечтает об этой профессии в детстве. А когда вы почувствовали, что это ваше призвание?  

— Это произошло не сразу. Всю жизнь думал, что стану учителем, как и мои родители. Они преподавали в Козловичской средней школе Слуцкого района: папа — белорусский язык, мама — русский язык и литературу. В моей семье целая династия учителей. Мне нравилась физика. С детства  увлекался изобретательством. Еще учась в школе, под руководством Учителя с большой буквы Леонида Леонтьевича Сучка  мы спроектировали и сконструировали снегоходы, на которых катались зимой. Сами поставили двигатель, установили винт. А летом построили настоящую амфибию — машину, которая ездила по дороге и плавала по воде…

Несмотря на то, что учился я всегда отлично, при выпуске в аттестате у меня стояли две четверки, причем одна из них по моему любимому предмету. Как после выяснилось, мне их поставили потому, что не хотели давать медаль сыну учителей. Сказали: «Ты еще докажешь, кто ты по жизни — отличник или нет». Наверное, это одна из причин, по которой я пошел учиться на физмат, — мне нужно было доказать, на что я способен.

Переворот в сознании случился уже позже, во время учебы. Однако все-таки успел поработать учителем физики, пусть и всего полгода — проходя практику в педагогическом институте, я давал уроки в своей родной Козловичской школе, это был интересный и полезный опыт. Недавно  посетил родную деревню, встретил бывшего ученика, который в шутку называет меня крестным отцом. В школе у него были проблемы с успеваемостью. Однажды я вызвал его к доске отвечать, и ответ был безупречен. Поставил ему заслуженную пятерку. Другие учителя потом возмущались: он же двоечник! В общем, отстоял своего ученика. После этого парень увлекся физикой, часто оставался после уроков, мы с ним проводили опыты. Больше всего ему нравилось изучать электричество. Сейчас мой ученик работает главным энергетиком колхоза…

Вот точно так же на третьем курсе института я увлекся теорией относительности Альберта Эйнштейна. Мне предложили написать научную работу по этой теме. И хотя работа была написана, но я так до конца и не смог понять природу релятивистских эффектов (почему уменьшается длина космического корабля при околосветовой скорости). А если я что-то не пойму, уже не могу спокойно спать! Кстати, решение проблемы пришло ко мне во сне… Таким образом, Эйнштейн и его теория круто изменили мою жизнь. Я впервые обратился к философии. Философия помогает человеку посмотреть на себя со стороны — это естественный человеческий рефлекс на возникновение проблемы. Между прочим, и Эйнштейн, и Ньютон были не только гениальными физиками, но и выдающимися философами.
Уже после окончания института я поступил в аспирантуру на кафедру философии БПИ (БНТУ), где впоследствии стал сам преподавать.   

 

 

Владимир ХВОРОВ
по материалам Интернет-ресурсов