Вячеслав Васильевич Михасёнок

Вячеслав Васильевич Михасёнок

15.11.2017

Вячеслав Васильевич Михасёнок прожил довольно сложную жизнь, которая не раз испытывала его на твёрдость и прочность. И, тем не менее, несмотря на различные жизненные обстоятельства, Михасёнок был человеком весёлым, доброжелательным, искренним и общественно-активным.

Родился Вячеслав Васильевич Михасёнок 9 января 1941 г. в деревне с интересным названием Миськие Поставского района Витебской области в крестьянской семье.

С малых лет Вячеслав остался без отца. Воспитывался в семье деда, человека авторитетного и уважаемого в окрестностях. С детства пришлось много работать, как в собственном хозяйстве, так и в колхозе. Окончил Юньковскую семилетку, Поставскую белорусскую среднюю школу № 2 и два класса местной музыкальной школы, после чего поступил на дирижёрско-хоровой факультет Молодечненского музыкального училища. Учился вместе с Иосифом Сушко, в будущем известным музыкальным деятелем Беларуси, с будущим мэтром российской эстрады Юрием Антоновым, Тамарой Раевской – впоследствии известной белорусской певицей и будущим знаменитым руководителем Козловичского народного хора Орестом Должонком. В свободное от учёбы время работал сторожем, учителем пения в школе № 1 имени Янки Купалы. С третьего курса – студент Гродненского музыкально-педагогического училища, которое успешно окончил в начале 1960-х годов. Работал учителем пения, белорусского языка и литературы в Дубровской средней школе в Молодечненском районе.

Вскоре Вячеслав Васильевич окончил заочно филфак Минского пединститута имени М. Горького. Жил в Дубравах, где создал отличный литературно-краеведческий музей в местной школе. Поддерживал постоянные дружеские отношения с Владимиром Короткевичем, Адамом Мальдисом, Геннадием Кохановским, которые часто бывали в его гостеприимном доме. Собрал уникальную по своей ценности библиотеку, состоящую из книг и периодических изданий Западной Беларуси и произведений современных белорусских писателей.

Вот как вспоминает бывший учащиеся школы Иосиф Павкалас из деревни Новоселки своего педагога на сайте «Региональной газеты».

«Музыку и пение преподавал Вячеслав Васильевич Михасёнок. Красивый он был человек и внешне, и внутренне. Творческий учитель, ответственный. Сколько концертных программ он подготовил с нами. Из наших ребят-одноклассников Степана Мурзы, Валерия Кулаковича, Виктора Харлапа, Владимира Кизиковича и меня он составил вокальную группу, существовавшую несколько лет. Но выявить одного-единственного вокалиста из этой группы ему никак не удавалось. Не дотягивали мы. В свободное от уроков время он собирал по хуторам песни и предания. Занимался фотографией. Не все понимали его и даже посмеивались, называя его петушком. Если на пении Вячеслав Васильевич для разминки затягивал «Саўка і Грышка ладзілі дуду», уборщицы, что мыли пол в школьном коридоре, от смеха хватались за животы и едва не падали. Но Вячеслав Васильевич не обращал внимания на различные смешки.

У моего брата Чеслава он же вёл родной язык и литературу и был классным руководителем. Брат вспоминает один случай. Пьяный парень во время концерта начал некультурно себя вести, учитель сделал ему замечание. Тот дождался, когда закончится концерт, и как только Вячеслав Васильевич вышел на улицу, бросился на него с ножом. Учитель не растерялся и так ему врезал, что бедняга едва вылез из большущего сугроба снега. А тот ножик так и не нашли.

Вячеслав Васильевич Михасёнок писал стихи, статьи. Печатался в газетах и журналах…».


Внутренние обстоятельства жизни были сложные, извилистые. Поэтическое видение окружающего мира часто натыкалось на острые шипы холодной и прозаической действительности. Первые годы жизни – тяжёлые условия фашистской оккупации, позже – полуголодное послевоенное отрочество и юношество. Вячеслав видел тяжёлую, непосильную работу крестьян в колхозе за трудодни, понимал, почему молодёжь любыми путями стремится сбежать из деревни, что он и сам в конце концов сделал. Эта ситуация лаконично, но ярко описана им в эссе о родных д. Миськие «Деревня моего детства»:

«Первый колхозный год выдался для жителей Миських неблагоприятным. Обивая в хлеву лен, неопытная молодая женщина опрокинула фонарь. Сильный пожар уничтожил 6 домов, почти треть построек. Летом невесть откуда надвинулась градовая гроза, много положила ржи. Многие в отчаянии покидали родные гнезда-усадьбы и ехали в город, за пределы республики, в Ташкент, Карелию, позже на целину. Деревня начала сильно пустеть… Председатели хозяйств торопливо строили себе дома в городе, предоставляя «хороший» пример колхозникам.

Смерть Сталина неоднозначно была встречена крестьянами. Многие полагали, что теперь не нужно будет платить налог за садовые деревья, распустят коллективные хозяйства, в которых за 7–10 копеек в день работали, и те получая только в конце года. Мечты крестьян в многим не сбылись. Началась вскоре компания «Кукуруза». Сеяли её на самых плодородных участках, пололи, поливали жижей, хотя бы немного вырастить напоказ начальству. А она себя не оправдала, эта неизвестная, непонятная жителям северной Беларуси культура, но все больше вытесняла посевы клевера, картофеля, так необходимых крестьянам и государству. Молодёжь, покинувшая Миськие в те годы, «изготовив» паспорт путём вербовок, поступления на учёбу или после армии, вернуть в деревню было невозможно. Редко кто из молодых остался при родителях».


В 1988 году Вячеслав Васильевич переехал на Случчину. Работал учителем родного языка и литературы в Прощицкой восьмилетней школе, а затем в средней школе №8 г. Слуцка. Жил активной общественной жизнью. Долгое время был председателем Слуцкого отделения Общества белорусского языка имени Ф. Скорины, членом обновлённой Громады.

В 1997 г. в Слуцке вышел сборник стихов В.В.Михасёнка «Сіняе рэха»Литературной деятельностью активно начал заниматься после декабря 1959 г., когда в Поставской районной газете было напечатано стихотворение «На охоте». С тех пор его поэтические произведения часто помещались на страницах республиканской и местной печати. Был известен, как активный и любознательный краевед. Его краеведческие очерки, посвящённые деревням и местечкам бывшей Вилейщины, вызывали настоящий интерес у читателя, вдохновляли его последователей на дальнейшие поиски. Среди наиболее значимых краеведческих работ следует назвать следующие: «Воўкаўшчына», «На беларускім хутары», «Ля вытокаў Бярэзінкі веска мая», «Дзень добры, Мніськія!», «Сустрэча з Караткевічам» и другие.

В 1997 г. в Слуцке вышел сборник его стихов «Сіняе рэха» (русск. – «Синее эхо») – итог многолетней поэтической работы. Эта брошюра является своеобразным ностальгическим гимном старой давно умершей Беларуси, её бывшим жителям и поселениям.

Критик и издатель Михаил Козловский так писал об этой небольшой книжечке: «…в этот маленький сборник вложена такая гамма чувств, каких бы хватило не на одну толстую эпопею, так как эти чувства, составленные из жизни не только автора, но и из других похожих на него людей». И ещё: «В общем, поэт Михасёнок настоящий, интересный и естественный, в его стихах просто невозможно найти фальшь. Они идут из глубины родной земли, от пережитого, пересмотренного. А жизнь не баловала Вячеслава Васильевича, а часто и довольно жёстко ломала, но он выстоял и остался человеком».

В ночь с 12 на 13 ноября 2002 г. неугомонный краевед и поэт умер. Незадолго до смерти Вячеслава Васильевича в Слуцкой прессе было помещено несколько стихов прошлых лет Вячеслава Михасёнка. В одном из них автор как, бы прощаясь со своими друзьями и знакомыми пишет такие щемящие и болезненные строки:

 

 

Пайду ў далі сінія
Цераз лясы асінавы,
Па балотах няходжаных,
Ды па лугах някошаных,
Ды па палях, па выраю,
Дзе сам дарогу выберу,
Да новага, нябытага,
Каб больш было пражытага,
Каб больш было ўбачана,
Каб больш было расказана.
Пайду, пайду ад дому я.
У далеч невядомую.


 

 

Вячеслав Васильевич МихасёнокПрочитав это стихотворение хочется сказать, как бы вдогонку за автором: «Прощайте Вячеслав Васильевич, прощай, дорогой наш друг, и пусть там, в неведомой дали, снятся Вам родные и дорогие просторы холмистой Вилейщины, бесконечные дороги Вашей святой Беларуси, верным и преданным сыном которой Вы были всю свою сознательную жизнь».

Газета «Поставский край» в 2011 году писала о роли Вячеслава Васильевича в краеведческом исследовании названия родной деревни, о том, что он, будучи уже взрослым и образованным, предложил и обосновал формирование иного названия своей родной деревни. По его версии, «…ещё не так давно в паспортах и метриках её жителей стояло: родился в д. Мнишские. Название происходит от древнеславянского “мних”, что означает монах. А люди, которые отбывали повинность на монастырских землях, и были мнишанские. Когда в прошлом веке была запрещена униатская религия, особенно после подавления восстания 1863 года, были закрыты монастыри, а земли, принадлежавшие им, переданы государству, то и крестьяне стали государственными, или, как сами старожилы помнят, называли их казёнными по сравнению с соседней деревней Будево, которая была панской. Такое происхождение деревни и крестьян. С течением времени разрушались стены храма, стоявшего близ села в урочище Коново или Монастырщина, постепенно изменило своё звучание и название деревни».

Позже это было отражено в книге «Назвы нашых мясцін» Игоря Прокоповича.

Вот ещё несколько стихов, не вошедших в сборник и напечатанных в газете «Инфо-Курьер» почти за год до смерти Вячеслава Михасёнка в ноябре 2001 года.

 

 

НАКЛЕЙКІ

Не з каробак тых запалак,
Не з канвертаў новых марак,
Хай мяне даруе Бог,
Што з бутэлек тых збярог.
Ужо тады, як акалею,
Пакладуць мне ў гроб,
Не капейкі, а наклейкі,
Тыя, што збярог.
Буду помніць, з кім займаўся,
Для чаго з кім піў, –
Песні пеў у тым грамадстве,
Песень быў і мой матыў.


МАЕ КАТЫ

Белы, нібы на вярбіне перад маем пух,
Ці да свята гаспадыняй вымыты фартух.
Прычапіўся, прыбадзяўся белы да мяне.
Кацянятка тое Бася – так назваў той снег.
Не бамжа ён, не басота, ды спаткаў мяне,
I яму, відаць, самотна, сівер як падзьме.
То гады майго маленства… для пацехі мне
Мой свавольнік у шаленстве гойсаў па сцяне.
Я – на дрэва, – ён – на дрэва, хоць пусці ў свет
З Маладэчна і да Крэва прыбяжыць услед.
Але потым штосьці з Рыжым не дружыў ані.
Рыжы той з пажару выжыў быўшае вайны.
А пасля быў сіне-дымны, як туманны дзень,
У маладосць маю нястрымна выплыў, нібы цень.
Трэба з любаю спаткацца – кот прыпрэ учас,
А няёмка цалавацца, як глядзіць на нас.
А цяпер – у мяне Шэры, хоць і не стары, –
Недаверлівы бязмеры, – ходзіць па двары.
Як суседзі дамавіну прыйдуць мне збіваць,
Позірк кінуць на хвіліну, на ката, што Чорны зваць
– Скулъ ён тут убіўся, гэты чорны кот?
Хай бы ён крыху спазніўся, ну на сорак год.
Глупства, мы жылі адзіным: праца, думак лёт,
I любоў, і ты, Айчына: – лапу, чорны кот.


 

 

Владимир ХВОРОВ

При подготовке материала использованы:
Міхась КАЗЛОЎСКІ, «Пайду ў далі сінія», 2003
Ігар ПРАКАПОВІЧ, «Паэт з вёскі Міськія», 2011


 

 

Міськія – вёска за 4,5 км на паўднёвы ўсход ад Паставаў, за 2,5 км на паўднёвы захад ад Юнькаў. У 1873 годзе была ў Манькавіцкай воласці Вілейскага павета. Назва паходзіць ад імя або прозвішча Місько, якое з"яўляецца формай кананічнага хрысціянскага Міхаіл, што значыць «роўны Богу, як Бог». В. Міхасёнак, настаўнік і паэт, ураджэнец гэтай вёскі, пісаў, што першапачаткова яна называлася Мнішкі, і тлумачыў яе паходжанне ад слова мніх – «манах». Вось як ён піша: «Там, дзе як далонь, раўніна, што распасцёрлася на поўдзень ад Паставаў, у кіламетрах чатырох па дарозе на Савічы пачынае пераходзіць у хвалістыя маляўнічыя ўзгоркі, на левым беразе колісь паўнаводнай рэчкі Рудзіцы – прытоку Лучайкі – і ўзнікла гэтая вёска з цікавай назвай Мнішскія. Яшчэ не так даўно ў пашпартах і метрыках яе жыхароў стаяла: нарадзіўся ў в. Мнішскія. Назва паходзіць ад старажытнаславянскага «мніх», што азначае манах. А людзі, што адбывалі павіннасць на манастырскіх землях, і былі мнішанскія. Калі ў мінулым стагоддзі была забаронена ўніяцкая рэлігія, асабліва пасля падаўлення паўстання 1863 года, былі зачынены манастыры, а землі, што належалі ім, перададзены дзяржаве, то і сяляне сталі дзяржаўнымі, ці як самі старажылы памятаюць, называлі іх казённымі ў параўнанні з суседняй вёскай Будзева, якая была панская. Такое паходжанне вёскі і сялян. З цягам часу разбураліся сцены храма, што стаяў бліз вёскі ва ўрочышчы Конава або Манастыршчына, паступова змяніла сваё гучанне і назва вёскі». У Пастаўскім раёне сустракаюцца прозвішчы Місьнік, Місуна. (Назвы нашых мясцін / Ігар Пракаповіч. – Мінск: Кнігазбор, 2013. – 192 с.)