Давид Гликман

Давид Гликман

Давид Гликман
12.11.2014
(Гликман Давид Иосифович; Глікман Давід Іосіфавіч; 1874–1936)

Слуцк – родина российского журналиста, поэта-сатирика, фельетониста и драматурга Давида Иосифовича Гликмана. Родился он 18(30) мая 1874 года (в биографическом словаре «Русские писатели. 1800–1917» указывается дата 17(29) мая 1874 года) в семье заведующего казённым еврейским училищем. После учёбы в Могилёвской гимназии поступил на физико-математический факультет Киевского университета, но через некоторое время, возможно, под влиянием старшего брата, перешёл на медицинский факультет, а вскоре вообще прекратил учёбу в Киеве. В 1903 году он уже был среди выпускников юридического факультета Новороссийского университета в Одессе.

Ещё в студенческие годы Давид Гликман увлёкся литературой и литературным творчеством. Особенно привлекали его такие формы художественного отображения действительности, как юмор и сатира. Начиная с 1890 года, его произведения печатали петербургские журналы «Руль», «Утро», «Судьбы народа», газеты «Биржевые ведомости», «Новости», «Голос», «Современное слово» и некоторые другие периодические издания. С 1904 года работал заведующим отделом в редакции газеты «Новости и биржевая газета». Редактировал журнал «Еврейская жизнь».

Титульный лист петербуржского журнала «Еврейская жизнь» (№ 7 за июль 1905 года). Найден Александром Фридманом в фондах Национальной Библиотеки Республики Беларусь. Автор и время появления клейма в виде «Звезды Давида» неизвестныЕсть сведения, что некоторое время Давид Гликман вместе с братом Соломоном-Матусом (родился в 1870 году в Старом Быхове Могилёвской губернии) владел типографией в городе Бресте. Соломон-Матус Гликман учился в Гомельской прогимназии, Могилёвской гимназии, на медицинском факультете Киевского университета. Стажировался в Московском университете (1903–1904). Его материалы печатали «Врачебная газета», «Журнал Общества русских врачей в память Пирогова» и некоторые другие российские издания. Писал под псевдонимом Соломон Премудрый.

Обложка «Ярославской колотушки». 1906Первый состав «Ярославской колотушки». 1906А вот у Давида Гликмана псевдонимов было намного больше, что не могло не вызвать определённые сложности у тех, кто решил поизучать творчество нашего земляка. Вот точно установленные его псевдонимы: Агентство Дух Банка; Агентство Парламентёра; Б–ко, Д.; Вершинин, А.; Гаев, Н.; Гайавата; Д. Б.; Данин, Д.; Дух Банко; Дятел; Капля; Парламентёр; Пулемёт. Все ли?

В 1905–1907 годах Давид Гликман – сотрудник сатирических журналов «Благой мат», «Вампир», «Дятел», «Зарницы», «Звонарь», «Метеор», «Момент», «Серый волк», «Скоморох», «Спрут», «Стрелы», «Ярославская колотушка». Часто помещал в одном номере того или иного издания разные материалы под несколькими псевдонимами.
Комедии, сатирические пьесы Давида Гликмана «Всё условно», «Белый чай», «Утопия», «Моральное воспитание», «Кого из двух» и другие были в репертуаре петербургского театра общественно-политической сатиры и театрально-литературной пародии «Кривое зеркало» и некоторых провинциальных театров. Пьеса «Кого из двух» была также поставлена в 1912 году на сцене киевского театра Кручинина. В ней драматург, изображая нормандских рыцарей, остроумно спародировал мелодраму и шаблонные, примитивные представления о средневековье.

Николай Васильевич Петров (театральный режиссер, 1890 – 1964)Афиша «Сердца и доллары»Драматургические произведения Давида Гликмана – несложные, иногда даже очень простые по сюжетам, их содержание окрашено жизненным юмором. Возможно, именно простота и юмор и вызывали интерес у зрителей и внимание тогдашних периодических изданий. Кстати, некоторые драматургические произведения нашего земляка находятся в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке Российской Федерации.

О последних годах жизни Давида Гликмана сведений не так уж много. Известно, что как поэт-юморист он сотрудничал в советских сатирических журналах 1920-х – 1930-х годов «Ревизор» (в №22 за 1930 год помещено стихотворение «Вредная запасливость» – возможно, его последняя публикация) и «Мухомор». Печатал также театральные статьи, рецензии, заметки в журнале «Жизнь искусства» (1921–1923), в газете «Вестник театра и искусства» (1922).

В 1920-х годах он редактировал несколько изданий переводных произведений еврейского писателя Шолом-Алейхема (Ш.Н. Рабиновича; 1859–1916). Самая значительная собственная работа Давида Гликмана в этот период – перевод на русский язык романа «Кровавая шутка», который Шолом-Алейхем написал по мотивам «дела Бейлиса». Суть «дела» в том, что в 1913 году в Киеве прошёл судебный процесс над евреем М. Бейлисом по ложному обвинению в ритуальном убийстве русского мальчика. Процесс вызвал протест передовой общественности в России и за её пределами. В итоге суд присяжных оправдал М. Бейлиса.

Давид Иосифович Гликман умер в Москве 20 января 1936 года и похоронен на новом Донском кладбище2 марта 1925 года состоялась премьера снятой на киностудии «Ленсовкино» комедии «Сердца и доллары», сценарий которой написали Давид Гликман и Владимир Королевич. Режиссёром фильма был Николай Петров, среди актёров – Д. Черкасов, С. Шишко, И. Лерский-Далин, М. Бабанова, Е. Корчагина-Александровская. Фильм рассказывает об истории поисков проживающих в СССР родственников богатой американки. Она приезжает в Советский Союз и публикует в «Красной газете» объявление следующего содержания: «Тот, кто укажет местонахождение родственников уехавшей двадцать лет назад в Америку Анны Ивановой, получит денежное вознаграждение в размере десяти тысяч долларов». С этого объявления всё и началось… Из воспоминаний кинорежиссёра, народного артиста СССР А.Г. Иванова: «Помню эту съёмку. Против Военно-Медицинской академии стоял небольшой двухэтажный деревянный дом. Мы должны были атаковать этот дом, в котором пребывал американец – Петров. По воле автора и режиссёра каждый из нас считал, что он и есть счастливый наследник американского дядюшки. Как только был подан сигнал, мы всей массой кинулись в этот дом…».

Давид Иосифович Гликман умер в Москве 20 января 1936 года и похоронен на новом Донском кладбище.

Вниманию читателей предлагается несколько стихотворений Давида Гликмана из книги «Стихотворная сатира первой русской революции (1905–1907)», вышедшей в Ленинграде в издательстве «Советский писатель» в 1969 году.

 

Анатолий ЖУК

 

Давид Гликман

ГАЗЕТНЫЙ ОПРИЧНИК
Вот он – с пёсьей головою
И газетною метлою
По Руси идёт…
Году год идёт на смену, –
Он крамолу и измену
Всё метёт, метёт…
«Стихотворная сатира первой русской революции (1905–1907)»От прихожей до прихожей,
Извиваясь пред вельможей
Челяди в пример,
Он идёт – и нюхом, слухом,
Ловит носом, ловит ухом
Настроенье сфер.
И, узнав от них, что можно
(Но умело, осторожно)
Старый курс держать, –
Твёрд, как древние герои
(За начальством!), он устои
Станет охранять.
На текущие вопросы
Пишет кляузы, доносы,
Сплетничает, врёт.
Лёгок, резв, как балерина, –
Скок с жида на армянина
За народный счёт.
Точно рыцарь в детской сказке,
Разыгравшись в буйной пляске
Битвы, сгоряча,
Рубит вправо, рубит влево
Старца, юношу и деву
Со всего плеча.
Цель понятна: либералы
Все изменники, нахалы,
Всех бы их сослать
И, забравши их подписку,
Показать бы всем без риску
Кузькину-то мать.
Так трактуя все вопросы,
Журналист в принципах босый,
Голый, как Дункан,
В убеждениях проворен,
Пляшет старенький Суворин
Старенький канкан.

Ноябрь 1905


КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю!
Смотрит месяц (тоже красный)
В колыбель твою.
Про крамолу без утайки
Я тебе спою…
Ты же спи (не трожь нагайки!),
Баюшки-баю!
Реют флаги, реют ленты
Вдоль по мостовой.
Вишь, крамольники-студенты
Двинулись толпой.
Но отец твой – старый воин,
Брал Казанский он, –
Спи, малютка, будь спокоен:
Будет им трезвон!
Сам узнаешь – будет время,
К службе призовут, –
Как крамолы подлой племя
Казаки дерут…
Скажешь: я присяге верен,
Коль прикажут – бью!.
Спи, твой путь грядущий верен,
Баюшки-баю!
Будешь ты казаком с виду,
Лютый волк душой,
Не уйти живому жиду,
Встретившись с тобой.
Сколько от твоей атаки
Будет их в раю!
Спи, младенец мой, до драки,
Баюшки-баю.
На дорогу вам начальство
По нагайке даст.
Ты, привыкший к ней сызмальства,
Всех клади, как пласт!
Бей их! Жарь их! Больше втрое,
Чем их бьёт отец!
Спи, дитя моё родное,
Спи, лихой донец!

7 января 1906


СУД МИНОСА
Пред судилище Миноса
Собралися для допроса
Возле Стиксовых брегов
Души бледные скотов.
Трепеща пред властелином,
Потянулись чин за чином,
Подобрав свои хвосты,
Оробелые скоты…
«Ну! – Минос вскричал суровый. –
Говорите прямо, кто вы?
Только чур – не врать в ответ:
Здесь, друзья, не кабинет!»
– «Я – лисица. Обещала
Сто даров, но не давала
Никогда ни одного, –
Вот спроси хоть у него!
Я хвостом виляю сходно,
А зовусь я как угодно:
По-французски – liberal,
А по-русски – просто Враль!»
– «Я – свинья – тупое рыло.
Землю я под дубом рыла.
У меня нечистый нос:
Он в чужой попал овёс…
Ничего я не давала.
Всем служила, всех кусала;
А зовут меня – Донос, –
Послужу тебе, Минос!»
– «Я собачка. Тихо жила,
На верёвочке ходила,
Не любила забияк…
Не зовут меня никак…»

Царь Минос брезгливым взглядом
Трех скотов, стоявших рядом,
Вмиг окинул с высоты
И промолвил: «Ну, скоты!»

Январь 1906


РУСЬ
Я пришёл к тебе с приветом –
Рассказать, что солнце встало
И что ночь кровавым светом
Над землёй затрепетала…
Что объявлена свобода
(И на истинных началах!),
Что тюрьма полна народа,
И сидят уж в частных залах;
Что с печати все запреты
Сняты, с правды спали гири,
Что закрыты все газеты,
А редакторы в Сибири;
Что земли живые силы
«Не препятствуемы в росте»,
Что растут, растут могилы
Убиенных на погосте…
Что и жизнь, и честь, и домы
Граждан власть блюдёт безмерно,
Что готовятся погромы
И на Пасхе будут, верно!.
Что прошла пора морозов
И весна теплом уж веет,
Что в Одессе Карангозов
Штрафы с высылками сеет…
Что в судах с бесстрастным взором
Правды с кривдой уж не месят
И что многих приговором
Скоро, может быть, повесят…
Что для Думы назначенье
На апрель уж состоялось,
И в военном положеньи
Всё по-прежнему осталось.

22 февраля 1906


ВОСПОМИНАНИЯ

То было раннею весной.

А. Толстой


То было раннею весной…
Доверие всходило,
Вооружённою рукой
Власть обществу кадила,
И о свободе золотой
У россов сердце ныло…
То было раннею весной,
При Святополке было…
На бюрократию пошли
Удалые наезды,
И земцы шумно потекли
На городские съезды.
И было драние одежд,
И речи, и банкеты…
О, рой надежд! О, рой надежд!
О, Дума! О, кадеты!

То было летнею порой…
Доверие засохло,
Кадет речистый поднял вой,
И общество оглохло…
На ниве Витте – Дурново
Взошли успокоенья;
Сенат, как бог, из ничего
Творил нам разъясненья…
И на Руси был глад и мор,
Лидваль и Гурко были…
О, жизнь! О, нежный разговор!
О, сказочные были!.

29 июля 1907