Святая хранительница Слуцка

Святая хранительница Слуцка

22.08.2019

В начале 2016 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 3 февраля установлено общецерковное почитание святой праведной княгини Софии Слуцкой (1585–1612). Что означает это решение иерархов? Начиная с 1984 года, праведная София почиталась только на территории Беларуси, она была так называемой местночтимой святой. А теперь ей молятся во всём мире – повсюду, где есть православные храмы РПЦ. Судьба этой выдающейся дочери белорусской земли, её сила духа и добрые дела по сей день вызывают восхищение благодарных потомков.

На рубеже XVI–XVII веков белорусский народ был поставлен перед историческим выбором: быть или не быть на этой земле вере православной? Киевская православная митрополия уже присоединилась к католической церкви, в Московском царстве наступил кризис власти, близилось Смутное время… А Белая Русь входила тогда в Польско-Литовское государство, откуда и наступало на православных белорусов «латинство» – так наши предки называли католичество. И православных людей стали притеснять по всей белорусской земле. Многие видные люди Беларуси встали на защиту веры отцов, и среди них – юная София, уроженка города Слуцка.

Святая София, княжна (а впоследствии – княгиня) Слуцкая, появилась на свет в 1585 году. Происходила девица из древнего рода Олельковичей, княживших в Слуцке с незапамятных времён. В конце XVI века это был один из крупнейших и красивейших городов Белой Руси. Кстати, впервые он упомянут в летописях ещё под 1116 годом – тогда Слуцк принадлежал великому князю киевскому Владимиру Мономаху. А через полтора века, в 1270 году, город перешёл под власть Литвы.

В конце XIV Слуцк «поднялся» над другими городами Беларуси, образовал вокруг себя собственный удел, со своими князьями. И родоначальником династии князей Слуцких стал Александр (по-белорусски «Олелько») Владиславович. Его потомки стали именоваться Олельковичами.

При них Слуцк рос, богател и укреплялся – много раз татары осаждали его стены, но так и не смогли покорить город. Род Олельковичей свято чтил веру православную: дед святой Софии, князь Юрий Юрьевич Слуцкий, собственноручно переписывал Евангелие для церковных богослужений (тогда печатная книга ещё была редкостью, а великий белорус Франциск Скорина ещё не основал первую белорусскую типографию и не наладил выпуск своей знаменитой, богато иллюстрированной Библии). Этот же самый Юрий Юрьевич, согласно дошедшим до нас документам, построил на свои средства несколько храмов в своём родном Слуцке, помогал монастырям. Да и просто – бедным и больным людям.

В своём духовном завещании благочестивый Юрий Юрьевич, память о котором по сей день чтится благодарными потомками и земляками, повелевал сыновьям и впредь, до скончания века, заботиться о Свято-Троицком Слуцком монастыре, а главное – твёрдо держаться православия и не идти ни на какие искажения своего вероучения в угоду Западу.

К сожалению, только один из трёх сыновей, а именно – отец святой Софии, князь Юрий Юрьевич II, исполнил завет своего родителя. Двое других его младших братьев из карьерных соображений перешли в католичество. Причём, надо сказать, такого рода нравственные измены стали в то время скорее правилом для молодых белорусских дворян и княжеских отпрысков, нежели каким-то редким исключением. В Польско-Литовском государстве того времени трудно было рассчитывать получить хорошую должность или даже просто сохранить свои владения, если человек твёрдо придерживался православия. Служебный рост и привилегии, обогащение и выгодный брак – все это было возможно только при одном условии: перехода из православия в католичество.

И дядья святой Софии Слуцкой, в отличие от её сильного духом отца, не смогли устоять перед искушением, пошли на сделку со своей совестью. Один лишь Юрий Юрьевич II, а также его семья и подданные – жители Слуцка и окрестностей – продолжали твёрдо и неприкрыто исповедовать православную веру.

На долю Юрия Юрьевича II выпали суровые испытания, причём не только в деле управления княжеством, но и в личной судьбе. В 1584 году он женился на юной Екатерине из славного рода Кишек, но счастливая супружеская жизнь закончилась раньше, чем через год: 1 мая 1585 года княгиня родила их единственную дочь и скончалась.

Словно предвидя судьбу новорождённой девочки, отец назвал её Софией – что в переводе с греческого означает «Премудрость Божия». Она стала последней из рода Олельковичей и прославила уходящую династию, наверное, едва ли не больше, чем все её многочисленные представители.

Отец умер ровно через год после появления Софии на свет, и княжна стала круглой сиротой с самого младенческого возраста. Древо князей Слуцких по мужской линии пресеклось, и польско-литовские вельможи принялись спорить между собой: кому достанется огромное наследство династии Олельковичей?

В борьбе за право установить опеку над годовалой девочкой Софией победили Ходкевичи – род сей был влиятелен и весьма прославлен в белорусской земле. Однако… Не всегда представители славного рода бывают достойны того, чтобы носить фамилию предков. К сожалению, опекуны малолетней княжны Софии Слуцкой не сумели оставить о себе доброй памяти.

Первоначально опекуном девочки и, соответственно, распорядителем наследства Слуцких князей стал их родственник, Юрий Ходкевич. Он был старостой (управляющим) из области под названием Жмудь, что в литовских землях. Опекун перевёз маленькую Софию в Вильно. Однако вскорости умер, а девочка-княжна стала воспитываться у брестского старосты Иеронима Ходкевича, переехав на жительство в Брест.

И первый, и второй опекун, помимо родственной заботы о девочке, преследовали корыстные цели, причём особо их и не скрывали. Дело в том, что княжна София в одночасье стала не только круглой сиротой, но и самой богатой невестой – причём не только Беларуси, но и всего Польско-Литовского государства. В те далёкие времена сватовство совершалось независимо от возраста жениха и невесты: родители или опекуны могли просватать своих чад и во младенчестве. Причём заключённый сторонами уговор чтился и соблюдался нерушимо – хоть десять, хоть пятнадцать лет.

Ходкевичи испытывали в то время большие денежные проблемы, они оказались кругом в долгах. И львиная доля займов была взята у могущественных представителей рода Радзивиллов, чья древняя резиденция находилась в Несвиже. Ситуация с возвратом этих чудовищных по размерам долгов зашла так далеко, что стало ясно: расплатиться с Несвижскими князьями Ходкевичи смогут только владениями своей подопечной-то есть, деньгами и землями Слуцкого княжества.

Понимали это и Радзивиллы. И в 1596 году, когда княжне Софии было одиннадцать лет, опекуны без её согласия (и даже без её ведома!) заключили сделку с Радзивиллами: по достижении брачного возраста – а в то время, согласно белорусским обычаям и традициям, он наступал для девушек в 15 лет – София должна будет обвенчаться с Несвижским князем Янушем Радзивиллом, племянником грозного воеводы Вильно Кшиштофа Радзивилла по прозвищу «Перун».

Януш был ненамного старше Софии – ему едва минуло семнадцать лет. Стороны (без участия Софии и Януша) подписали письменное соглашение. О том, насколько оно было важным и для того, и для другого семейства, говорит такой любопытный факт: в документе указали наперёд, аж за четыре года, точную дату бракосочетания – 6 февраля 1600 года. Правда, из уважения к древнему и легендарному роду Олельковичей в бумаге записали: брак состоится лишь в том случае, если княжна София не примет другого решения. То есть формально за девушкой сохранили право окончательного выбора.

Но как быть с таким немаловажным обстоятельством, как то, что Януш Радзивилл был католиком? А княжна София, несмотря на свой весьма юный возраст, твёрдо заявляла о своей приверженности вере отца и деда – православию… И ни под каким видом не желала от него отрекаться.

Откуда у маленькой девочки взялась такая твёрдость характера?

Дело в том, что Ходкевичи, желая сохранить и упрочить своё влияние на подопечную, практически держали Софию взаперти. Она не могла играть с детьми из её круга, не бывала в гостях. Девочка даже не имела представления о своих несметных богатствах – от неё просто утаивали тот факт, что вовсе не она живёт на иждивении у Ходкевичей, а именно Ходкевичи жируют и решают свои проблемы за её счёт.

Но, будучи лишённой общения со сверстниками, маленькая София проводила все своё время в учёбе. Это вполне устраивало Ходкевичей: княжна сидит себе взаперти и читает книги вместе с монахинями. А София между тем изучала Священное Писание, историю Православной Церкви, летописи родного края, европейскую историю. Уже в отроческом возрасте она начала понимать, что судьба её родины неотделима от православия, и именно она, как последняя представительница династии Слуцких князей, обязана взять на себя миссию по защите веры отцов на белорусской земле.

А между тем 1596 год стал довольно-таки мрачной страницей в истории Белорусской Православной Церкви. В октябре этого года в Бресте, где обитала в то время княжна София, была подписана печально знаменитая Брестская уния, согласно которой почти во всей Беларуси храмы и монастыри переходили в подчинение Римско-католической церкви, то есть – папе римскому. А чтобы не вызвать народного возмущения, Рим согласился оставить в Беларуси богослужения на церковнославянском языке, но с введением новых, католических обрядов, обычаев и традиций.

В результате возникло нечто среднее между католичеством и православием – Униатская Церковь, подчинённая папскому престолу. Власти Польско-Литовского государства (Речи Посполитой) во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, передав им имущество православных церквей и монастырей. Православные люди стали изгоями в своём отечестве. Все это делалось для того, чтобы ослабить духовные связи Беларуси и Московской Руси, отторгнуть белорусов из многовекового союза православных народов и «интегрировать» их в католическую Европу.

Приближался назначенный день свадьбы княжны Софии Слуцкой с Несвижским князем Янушем Радзивиллом. К этому времени финансовые разногласия Ходкевичей и Радзивиллов снова обострились, и последние забрали в счёт долга одно из имений Ходкевичей – Копыль. Разгневанные таким вероломством будущих сородичей, Ходкевичи прогнали Януша Радзивилла, приехавшего к ним в гости – повидаться со своей невестой Софией. За это Радзивиллы, находившиеся в очень хороших отношениях с королём Сигизмундом, подали на Ходкевичей в суд, и тот приговорил опекунов княжны Софии к огромному штрафу за нанесённое оскорбление. Ходкевичи отказались его платить, и тогда им начали угрожать полным лишением имущества и высылкой из страны.

Ситуация накалялась. Обе стороны собирали войска из верных вассалов, горожан и крестьян, вооружали их, как могли. Виленский замок Ходкевичей ощетинился пушками, его обороняли свыше 2000 ратников. Радзивиллы стянули под стены цитадели более 6000 вооружённых подданных. Княжна София, содержавшаяся в виленском замке, была своего рода заложницей Ходкевичей. В то же время юная девушка понимала, что стала невольной причиной предстоящего кровопролития. В своей комнате она молилась, чтобы Ходкевичи и Радзивиллы образумились и помирились.

Есть мнение, высказываемое рядом историков, что София Слуцкая, ещё только узнав о грозящем ей бракосочетании с человеком иной веры, была категорически против такого решения своих опекунов. Она даже намеревалась воспользоваться своим правом и отменить свадьбу. Но, видя неизбежность штурма замка Ходкевичей, неотвратимую гибель сотен подневольных людей, она смирилась и принесла себя в жертву, чтобы спасти многих неповинных соотечественников.

В назначенный день свадьбы, 6 февраля 1600 года, который совпал с датой начала штурма Виленского замка Ходкевичей войсками Радзивиллов, княжна София отправила будущему свёкру, Кшиштофу Радзивиллу («Перуну»), своё письмо, в котором давала согласие на брак с князем Янушем. Однако при этом юная княжна выдвигала жёсткие требования. Во-первых, венчание должно быть совершено в православном соборе по православным канонам. Во-вторых, все будущие дети, которые могут родиться у неё от предстоящего брака, должны быть крещены в православную веру и никогда не подвергаться за это притеснениям. «Православие, вера отцов – это главное сокровище, оставшееся у меня после смерти родителей», – говорила княжна София в своём обращении.

Стороны примирились, войска разошлись без единого выстрела. Новый день бракосочетания был назначен на 1 октября 1600 года, когда – по старому стилю – празднуется праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Свадьбу отложили на полгода по причине того, что теперь Януш Радзивилл оказался в сложном положении: как мог он венчаться в православном храме и по православному обряду, будучи католиком? Одна лишь мысль об этом не давала спать Несвижскому князю.

И тогда он решил прикрыться именем римского папы: написал главе католической церкви письмо, в котором буквально умолял «приказать» ему, Янушу Радзивиллу, согласиться на выдвинутые княжной Софией условия. Взамен Януш обещал, получив в своё владение Слуцкое княжество, подчинить тамошние православные храмы и монастыри папе римскому.

И папа в своём ответном письме благословил Несвижского князя на венчание по православному обряду. Сделка, о которой столько лет мечтали и Ходкевичи, и Радзивиллы, наконец-то состоялась.

В осенний день Покрова, 1 октября 1600 года, в последнем православном соборе Бреста состоялось венчание княжны Софии и князя Януша.

Казалось бы, несчастную девушку после долгих и горьких лет под властью жадных опекунов ждёт ещё более безотрадная жизнь в браке с иноверцем – человеком чуждых ей убеждений, врагом родной Православной Церкви. Но… Случилось то, чего не мог ожидать никто – ни католические иерархи, ни Радзивиллы, ни король Сигизмунд.

Вовсе не София Слуцкая попала под власть деспотичного мужа. Наоборот: Януш Радзивилл на протяжение всех двенадцати лет брака исполнял повеления своей юной супруги.

Он полюбил Софию всем сердцем – за её красоту, добрый и отзывчивый нрав, за её учёность и премудрость. А ещё – за сильный, волевой характер, за её стойкую приверженность вере своих предков, которой могли бы позавидовать многие знатные мужчины того времени.

Как уже говорилось, введение в 1596 году Брестской унии сопровождалось ужасающим насилием, унижением и ограблением православных людей Беларуси. У них отнимались храмы и монастыри, а православные священники изгонялись и заменялись так называемыми «греко-католическими». «Духовенство диссидентов» – так называли в то время православных священнослужителей Беларуси. Крещение, венчание и отпевание православным людям разрешалось совершать только с разрешения католического ксёндза и за установленную им плату. Случалось, что хоронили православных тайком, ночью. Дети, рождённые от смешанных браков, автоматически причислялись к католичеству. Православным людям запрещалось занимать общественные должности, православных юношей не принимали в университеты Речи Посполитой.

После вступления в брак с Янушем Радзивиллом София Юрьевна была объявлена княгиней Слуцкой и с того момента превратила свой удел в настоящий оплот православия. Слуцк в те страшные годы гонений сохранился как единственный полностью православный город во всей Беларуси.

При Софии Слуцкой в городе было создано Преображенское братство, куда вошли видные горожане. Самое деятельное участие принимала в нем юная княгиня. Вскоре все называли её земной заступницей православного люда и древних святынь от насилия со стороны иноверцев.

Благочестивая княгиня София убедила мужа исходатайствовать у польского короля Сигизмунда исключительную грамоту о запрещении на территории Слуцкого княжества насильно принуждать православных к унии с католической церковью. И такая грамота была от короля получена.

Трудно даже представить себе, каково было в то время молодой женщине, не имевшей поддержки в лице влиятельных родственников, практически в одиночку бороться с окружающим, враждебным миром. В начале XVII века Слуцк превратился в буквальном смысле в островок православия посреди безбрежного моря католицизма. Даже в Московском царстве пошатнулись основы вероучения, заложенные святым Владимиром, Крестителем Руси. Вспомним, что в 1605 году при поддержке польско-литовских войск на российском престоле воцарился самозванец – Лжедмитрий I. И уже в самом Кремле строился костёл, вслед за которым планировалось возводить в Москве и других городах все новые и новые католические храмы. Ведь в обмен на поддержку со стороны Польши и папы римского Лжедмитрий обещал искоренить православие на Руси, привести русский народ в подчинение папскому престолу. То есть – сделать то же самое, что пытались сделать с белорусским народом вельможи польско-литовского государства.

Кроме юридической защиты прав своих единоверцев, святая София немало позаботилась о денежной помощи церквям и монастырям. Она постоянно жертвовала значительные суммы на строительство новых православных храмов. Как повествуют исторические документы, княгиня своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и облачения. Она любила совершать паломничества в отдалённые храмы, тем самым оказывая прихожанам неоценимую моральную поддержку в годы лихолетья.

Влияние святой Софии на её мужа, князя Януша, было столь велико, что он убедил свою родню – Радзивиллов – не мешать княгине заботиться о нуждах православных людей в Слуцком княжестве и не попрекать его самого за то, что он не торопится расширять территорию, подвластную римскому папе. И супругов оставили в покое… По тем временам это вполне можно назвать чудом, свершившимся по молитвам благоверной, праведной княгини Софии.

Даже после смерти любимой жены князь Януш подтверждал своими грамотами, что православные храмы, облагодетельствованные в своё время княгиней Софией, «должны сохранять свободу своего богослужения и церковные правила в духе Восточной Церкви… Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены». Глубоко уважая свою праведную супругу, Януш Радзивилл уважал и завещанные ею традиции православия в Слуцкой земле.

Эти наказы были соблюдены: Слуцк навсегда остался православным городом.

Блаженная княгиня София Слуцкая скончалась при родах 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1612 года. Совсем немного не дожила эта святая подвижница до того дня, как в Москве народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина штурмом взяло Новодевичий монастырь, Китай-город, а затем и Кремль, изгнав польско-литовских захватчиков и навсегда утвердив на Святой Руси веру православную.

А в белорусской земле уже четыре века, задолго до официальной канонизации, благоверная княгиня София Слуцкая почитается народом как святая заступница рода православного, окормительница храмов и монастырей, защитница бедных и гонимых.

Княгиня София была погребена в Свято-Троицком монастыре Слуцка при огромном стечении народа и общем плаче всех горожан. В начале 1930-х годов её нетленные мощи были извлечены из гроба и подвергнуты исследованиям. Затем они хранились в Историческом музее Минска.

А ныне эти нетленные мощи святой Софии, благоверной и праведной княгини Слуцкой, почивают в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, у северного придела в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери.

 

Александр АННИН
Постоянный Комитет Союзного государства


 

Александр Александрович Аннин родился в 1964 году в Вологде. Окончил факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Писатель, кинодраматург, публицист. Работал на различных должностях в московских газетах и журналах. Автор нескольких романов и повестей, опубликованных столичными издательствами и журналами, радиопостановок для детей на историческую тему, а также исторических передач для взрослых. Лауреат национальных и международных премий в области литературы, журналистики, телевидения и радио. Живёт в Подмосковье.